Форум » Беседы форумчан "о том-о сем" » О положении крестьян 18-19-го века. » Ответить

О положении крестьян 18-19-го века.

САП: http://www.razlib.ru/istorija/rossija_krepostnaja_istorija_narodnogo_rabstva/index.php

Ответов - 25

Jora: Мда... К революции ситуация созревала долго. Рассказ "После бала" ещё характерен.

САП: А это об никониянском духовенстве: Из труда П.В. Знаменского о приходском духовенстве. Тайная канцелярия в 1736 г. пожаловалась, что её казематы "слишком уже наполнены священнослужителями, присланными из разных епархий за неслужение молебнов [как правило, в разного рода "царские дни"], и что по чрезмерному накоплению дел об этом неслужении у нее даже в секретных делах стала чиниться остановка" (с. 435). "В начале 1738 г. из провинций стали приходить донесения о результатах набора. Донесения эти послужили поводом только к еще большему отягощению духовного чина. Беда дошла теперь и до такихъ церковников, которых доселе оставляли в покое по их молодости, или старости и дряхлости, как негодных в солдаты. Изъ костромской провинции писали в кабинет, что в военную службу там взяли 122 человека духовных детей и монастырских служителей, но между ними оказалось несколько малорослых, слабых, больных и одноглазых. Кабинет (22 января) распорядился малорослых отослать на старые места с росписями явиться к следующему набору, когда подрастут, а остальных обязать поставить за себя рекрутов, а если не могут, записать въ тех городах, где живут, в рассылыщики. Через полтора месяца это распоряжение было заменено другим еще более суровым. Из пензенской провинции тоже пришло донесение, что к разбору явилось много церковников старых и дряхлых. На этот раз кабинет распорядился, чтобы они, поставив на себя рекрутов, или заплатив деньгами 200 рублей, записывались в цехи, хотя здесь в таких людях, разумеется, не было ни малейшей нужды; а ежели они учинить того не похотят, то посланы будут на поселение в Сибирь, а в праздности им жить позволено быть не может, ибо, нравоучительно замечает указ, по святому писанию праздность всему злу корень"... "Одновременно с наборами продолжала тяготеть неумолимая кара над духовенством за опущение присяг. Указами 1 июля и 2 декабря 1738 г. велено было взять въ солдаты всех годных к службе церковного причта людей, которые не были у присяг, хотя бы они состояли и в действительной службе и имели более 40 лет от роду, а на места их определить других: „ибо, разсуждал кабинет в своем сообщении св. Синоду, было бы весьма предосудительно таких людей к церквам определять, которые в верности ее имп. величеству присяги не учинили и подлежат жесточайшего истязания, от котораго ее имп., в—во из высочайшей своей милости освободить и вместо того в военную службу, где бы они такую вину заслужить могли, определить повелела". Без истязания однако все-таки дело не обошлось; пред определением в службу их велено бить плетьми. От истязания плетьми избавлялись только малолетние, имевшие не более 12 летъ, но за них в этом случае отвечали их отцы, будучи обязаны платить за них 50 рублей штрафа, а в случае несостоятельности сами ложиться под плети. Многие священники, сами не бывшие у присяги, были лишаемы сана и по наказании плетьми, или взятии 50-ти рублевого штрафа отсылаемы в подушный оклад. Напуганные разборами и плетьми, некоторые изъ них стали подписываться под присяжными листами задними числами; таких тоже велено бить плетьми - и отдавать в солдаты, а негодных записывать в оклад. Дело о присягах коснулось и Малороссии, но тамошние духовныя начальства крепко заступились за свое духовенство и успели исходатайствовать для него значительное облегчение сравнительно с великорусским духовенством. Малороссийское духовенство тоже штрафовали 50-ю рублями и били плетьми, но по крайней мере не лишали мест и сана. Результаты этого систематическаго гонения на духовенство обнаружились вскоре же после первых разборов. В самом начале 1739 г. ее имп. величеству стало известно, что множество церквей стоит без причтов; но в простоте души императрица и не подумала, что причиной этого запустения церквей, очень ее огорчившего, была мудрость ее государственных деятелей, писавших в указах такие прекрасные рассуждения об очищении духовного чина от недостойных людей, о просвещении его ко благу св. Церкви и народа и т.п., и свалила всю вину на архиереев, которые, вместо выбывавших священнослужителей, должны были бы тотчас же озаботиться поставлением на их места новых достойных духовных лиц, „всячески обученных и наставленных христианскому закону и страху Божию..." (с.231 - 234). "Русское духовенство, - читаем в одной официальной записке киевского генерал-губернатора Безака 1866 г., - не только изменено в ветхозаветное левитство, но даже более того, — оно приведено в такое положение в отношении к прочим сословиям, в какое поставлен был народ израильский в отношении к язычникам и самарянам... Вследствие сословной отчужденности духовенства общество наконец стало относиться даже враждебно к лицам духовного звания, переходившим на службу гражданскую или учебно-гражданскую, подобно тому как оно несимпатично смотрит на допущение евреев в государственную службу. Отсюда возникло странное явление в христианскомъ обществе, именно, что дети пастырей христианской Церкви, переходя въ другие роды общественной службы, вынуждены скрывать от общества свое происхождение, стыдиться звания своих отцов, как будто дети каких-либо преступников: явление небывалое прежде у нас и невозможное в протестантском обществе" (с. 177).

Konstantin: правильнее было назвать 17-19. Закрепостили то еще до Раскола. А так статья хорошая. Правдивая.


САП: Konstantin автор подчеркивает, что в середине 17в. были заложены предпосылки, но расцвели они при ПетреI.

Федька: Сергей Александрович подчеркивает, что именно после раскола произросли цветочки и созрели ягодки. А то что они произросли от росточка дораскольного это Сергей Александрович как бы пытается не замечать

САП: Федька да нет, все понятно, но есть болезни которые в начале поддаются лечению и терпимы, а в запущенном виде уже нет.

Konstantin: По моему, "выборы царя" - это уже ересь. И тп.

САП: Konstantin по сути это и породило "смутное время"...

Федька: САП пишет: по сути это и породило "смутное время"... По сути "смутное время" этим закончилось.

Konstantin: Все началось с царицы Ирины. Потом "избрание" Годунова Потом Смута. Супер демократичное "выкрикивание майданом" Шуйского, хотя он вполне и так мог претендовать на трон. А дальше семибоярщина, "выборы царя" и тп.

Федька: Ну так и выборами закончилось.

Konstantin: Федька пишет: Ну так и выборами закончилось. yeah yeah mein Führer!

Федька: Konstantin пишет: yeah yeah mein Führer! Моя твоя непонимай. Нихт ферштейн, однако. По немецки цацки пецки, а по русски бутерброд!

Konstantin: Федька пишет: По немецки цацки пецки, а по русски бутерброд! Само откровение меня постигло при прочтении одного русско - турецкого разговорника. по русски - бутерброд по турецки - сэндвич !

Федька: Konstantin пишет: по русски - бутерброд по турецки - сэндвич !

Ден: Ну, учитывая что сейчас пост, я начал читать с 4 главы, чтоб не согрешить в дальнейшем. По ее словам, в России главное и почти единственное значение имело богатство — «богатым все было можно». Прямо как сейчас. История, она девка такая, всё время взад оборачивается!

САП: Ден баловник, седина в бороду бес в ребро.

Ден: САП пишет: седина в бороду бес в ребро. Вот в этом вопросе я больше теоретик

САП: Ден глаз видит да зуб неймет

Ден: САП пишет: глаз видит да зуб неймет иногда и глаз видит и зуб готов, а таки страшно!

Федька: Ден пишет: и зуб готов, а таки страшно! Чего боишся, пан атаман? Бойся когда зуб будет не готов

Ден: Федька пишет: Чего боишся, пан атаман? А вдруг не пустят в Царствие небесное?! Федька пишет: Бойся когда зуб будет не готов Да и зуб какой-то слишком разборчивый стал...пост видно!

Федька: Ден пишет: А вдруг не пустят в Главное во время покаятся, а еще лучше крестится! Надо понимать тактику и стратегию! Тогда можно и рыбку скушать и ваще ... на ракете покататься!

Ден: Федька пишет: а еще лучше крестится Ну да, я уже подумываю о переходе в ИПХА БОЮЛ.

САП: В целях обеспечения безопасности установившегося строя крепостным рабам было отказано не только в имущественных или социальных правах, но преследовалась и сама народная культура. Боялись, что угнетенные люди могут найти в ней силу и вдохновение для борьбы за свободу, потому непримиримо искореняли старинные традиции и обычаи. Современники свидетельствуют о том, как запрещались в помещичьих усадьбах народные праздники, песни, обряды. Характерно, что репрессии против староверов, виновных только в том, что они не хотели изменить благочестию и заветам первых русских святых, в это время приобретают непримиримый характер, а уничтожение древлеправославия при императоре Николае становится одной из главных задач внутренней политики. И это в то время, как в стране беспрепятственно открывались храмы и молитвенные дома протестантов, католиков, даже язычников. Это происходило потому, что любое сомнение в каноничности официального «казенного православия», само право на сомнение — являлось крамольным проявлением независимости мнения, а, значит, внутренней свободы в человеке, недопустимой и смертельно опасной для существования всего крепостнического режима. http://www.razlib.ru/istorija/rossija_krepostnaja_istorija_narodnogo_rabstva/p9.php



полная версия страницы