Форум » Беседы форумчан "о том-о сем" » Как безпоповцы власть капитала свергали » Ответить

Как безпоповцы власть капитала свергали

alexa: Отсюда: https://www.litmir.me/br/?b=275700&p=51 Пыжиков Александр Владимирович "Корни сталинского большевизма". Читаем: Глава 7. Староверческий след большевизма (по довоенным [до ВОВ] художественным произведениям)

Ответов - 86, стр: 1 2 3 All

alexa: mihail пишет: надо судить о сообществе- по Соборным решениям "...верхи федосеевцев в лице совета Преображенского богадельного дома хотели в официальном порядке, т. е. с разрешения МВД, созвать в Москве Всероссийский съезд своего согласия для обсуждения старообрядческого законодательства. Но от этой затеи им пришлось отказаться, поскольку рядовые единоверцы, настроенные резко против регистрации общин и ведения метрических книг, грозили «проклясть устроителей съезда». Вместо него состоялось лишь совещание ряда наставников, которые отказались поддержать правительственный законопроект о старообрядческих общинах, расценив его как «попытку сломать веру»[104]". 104 Всероссийское совещание беспоповцев // Русское слово. 1911.03 мая. https://www.litmir.me/br/?b=275700&p=9

Саныч: alexa пишет: верхи федосеевцев в лице совета Преображенского богадельного дома хотели в официальном порядке, т. е. с разрешения МВД, созвать в Москве Всероссийский съезд своего согласия для обсуждения старообрядческого законодательства. Но от этой затеи им пришлось отказаться, поскольку рядовые единоверцы, настроенные резко против регистрации общин и ведения метрических книг, грозили «проклясть устроителей съезда». Вместо него состоялось лишь совещание ряда наставников, которые отказались поддержать правительственный законопроект о старообрядческих общинах, расценив его как «попытку сломать веру»[104]". В итоге зарегистрировались. http://staropomor.ru/Ist(6)/ustav.pdf Из-за этого от Преображенки откололись "крепковеры", сейчас их осталось с десяток бабок.

Павел Владимирович: alexa, поймите, о староверах вообще много всяких фантазий и небылиц. Я Вам предложил Пимена Карпова - вот уж, где квитэссенция больной фантазии - это в его "Пламени". А он - заметим - был довольно популярен до революции, да и после не бедствовал при совдепах. Многие извращенные представления о староверах почерпнуты именно из "Пламени" Пимена Карпова. alexa пишет: верующие староверы в начале 20 века царя, капитализм, синодальную церковь обожали? Ненависти обоснованной не было? За Царя молились. Вопросами -измов - точно не заморачивались. Да и вообще, измами тогда болели интеллигенты, студенты, да запропагандированная революционерами политически озабоченная часть пролетариата. Синодальную церковь не любили. Что же до ненависти, то само это чувство противоречит христианству. Тем более, ее не может быть обоснованной. Ненависть христианина допустима лишь к антихристу. Кстати, большевики - его слуги)) И коммунизм ненависти вполне достоин))


alexa: Павел Владимирович пишет: Вопросами -измов - точно не заморачивались. Да и вообще, измами тогда болели интеллигенты, студенты, да запропагандированная революционерами политически озабоченная часть пролетариата. Ну это смотря что считать "-измами". Не обязательно было читать Маркса иль Каутского, чтоб тогдашних властьпридержащих прямо скажем не любить так, что аж кушать немочь...

alexa: Павел Владимирович пишет: о староверах вообще много всяких фантазий и небылиц. Я Вам предложил Пимена Карпова что-то ряд писателей по теме "участие безпоповцев в большевицкой революции" посолиднее не очень известного Карпова будет. Небылицы? И у Горького вот: "Вспомним и широко известную трилогию А. Н. Толстого «Хождение по мукам». Один из ее главных героев, Иван Телегин, по сюжету оказался на стороне большевиков. Каким же образом он к ним попал? Будучи инженером на Балтийском заводе в Питере, он познакомился с рабочей семьей Рублевых – опять-таки староверов из пермских лесов[866]; Телегина поразил почти условный язык, на котором общались его новые знакомые в рабочей среде, видимо, очень им близкой. Самого Телегина они «прощупывали», словно испытывали – наш или враг. И последующее их сближение произошло не под влиянием политических взглядов, которые у Телегина были «непродуманными и неопределенными», а благодаря возникшему между ними доверию[867]. Когда свершилась Октябрьская революция 1917 года, Телегин пребывал в полной растерянности относительно своего будущего. Он встретил на улице Петрограда Василия Рублева (сына), и тот, ставший у большевиков заметной фигурой, предложил: «Приходи завтра в Смольный, спросишь меня»[868]. Так Телегин и оказался на стороне красных. После этой судьбоносной встречи он признается героине романа Даше: «Я не верю, чтобы эти большевики так вдруг и исчезли. Тут корень в Рублеве… их действительно никто не выбирал, и власть-то их на волоске, но тут весь секрет в качестве власти… эта власть связана кровяной жилой с такими, как Василий Рублев… у них вера (его можно тиграми травить и живым жечь, а он все равно запоет интернационал)».[869]" 866 Толстой А. Н. Хождение по мукам. Т. 5 (сестры). С. 218–219 // Толстой А. Н.Собр. соч. В 10 т. – М., 1982–1986. 867 Там же. 868 Там же. С. 287. 869 Там же. С. 293. https://www.litmir.me/br/?b=275700&p=52

alexa: Павел Владимирович пишет: Ненависть христианина допустима лишь к антихристу. Кстати, большевики - его слуги)) Вот почему-то антихристами именно императоров всяких почему-то староверы считали. А церковью антихристовой - синодальную. Да, темнота...

alexa: Павел Владимирович пишет: это все и готовило революцию - там студент в церковь зашел, прикурил от свечи папироску, его спутницы поржали, а прихожане в церкви были шокированы. И без последствий? О таких случаях не слыхал. За такое студента судили бы однозначно.

Саныч: Павел Владимирович население РИ кучковалось в центральном, западном районе, где были коммуникаци, восток как и сейчас был пустой, Столыпин хотел туда крестьян переманить, чтоб землёй оделить, да не успел, грохнули его.

Саныч: Павел Владимирович солдаты массово дезертировали поняв, что их как баранов привели на бойню и положили много миллионов за интерес властей и богатеев, да и чтоб проредить перенаселение. А тут ещё услышали про черный передел и в надежде отрезать себе кусок земли двинули домой.

alexa: Павел Владимирович пишет: только вера заставляла быть верными. Это и крестьяне, рабочие, казаки, добровольно выступившие в Белых рядах, солдаты и офицеры, оставшиеся верными присяге Мимоходом по "присяге". Присягали царю Н.А.Романову. Который сам отрёкся. По первому пункту: вера никонианская. Как правильно заметил Саныч, правительствующая церковь не пользовалась авторитетом ни у крестьян, ни у рабочих. А уважавшие церковь казаки как меньшинство не смогли переломить ситуацию. Да и офицеров (за исключением своих, станичников) казаки, прямо скажем, не любили.

Глеб: alexa пишет: Мимоходом по "присяге". Присягали царю Н.А.Романову. Который сам отрёкся. Вообще то закон о престолонаследии не предполагает отречения так что отречение сие просто бумажка. Российская империя и сейчас де-юре присутствует, но как бы сказать недееспособна. И даже наследники императорской крови есть.

Саныч: Глеб пишет: Вообще то закон о престолонаследии не предполагает отречения Предполагает: "В Свод Основных Государственных законов Российской империи, вступивший в силу в 1906 году, помимо прочего вошел Акт о престолонаследии 1797 года. Статья 37 Основных законов гласила: «При действии правил, выше изображенных о порядке наследия Престола, лицу, имеющему на оный право, предоставляется свобода отрещись от сего права в таких обстоятельствах, когда за сим не предстоит никакого затруднения в дальнейшем наследовании Престола»." https://lenta.ru/articles/2015/07/19/abdication/

Глеб: Саныч это ссылка на статью. Предоставьте скан из полного сборника законов Российской империи. Да и статья кем писана? Каким то Тимошкой Шевяковым о котором никто не слыхивал и у которого Поклонская дура и не юрист вовсе. От Вас Саныч я не ожидал такого ребячества. Более с Вами эту тему не обсуждаю.

Саныч: Евгений пишет: Этот вопрос Мельников-Печерский разбирает. Сильный довод, он в конце жизни пересмотрел свое отношение к старообрядчеству в ввиду славянофильства царя, в потом и вообще спятил, ходил по своей усадьбе в исподнем с лентой на шее и нёс всякую ахинею. Я сказал о отношении молений за императоров РИ согласий существовавших в начале 20в. Понятно, что неции, особенно богатеи присмыкались пред властью. Но само немоление за императора говорит о многом. Глеб Ваша воля. Акт о престолонаследии 1797 года. Статья 37 Основных законов Открываете Основные законы РИ и читаете.

alexa: Глеб пишет: Российская империя и сейчас де-юре присутствует, но как бы сказать недееспособна. И даже наследники императорской крови есть. Это кто там в цари крайний?

Елена Демидова: Глеб пишет: я перестрелял бы красных еще задолго до путча прям так, "в одно лицо", всех красных???

alexa: Глеб пишет: я перестрелял бы красных еще задолго до путча Елена Демидова пишет: прям так, "в одно лицо", всех красных??? Про красных, да ещё из органов, и их трагикомичную "деятельность" в отношении активного безпоповца уже во времена хрущевского безбожия пишет Федор Абрамов: "Уроженец Архангельского края Абрамов вдохновляется староверческой средой: вся его семья, проживавшая в деревне Верколы, относилась к беспоповцам. Он всегда помнил об этом и с неизменной теплотой отзывался о своих родственниках и односельчанах[1254]. Федор Абрамов в своей тетралогии («Братья и сестры», «Две зимы и три лета», «Пути-перепутья», «Дом») описывает одни и те же архангельские места на протяжении послевоенных десятилетий. Его герои – почти сплошь староверы. Так, в деревенской церкви, оборудованной при советской власти под клуб, проходят общие собрания колхозников. И руководство замечает, что теперь все спокойно сюда приходят, хотя до революции «в этот самый храм Божий на аркане никого не затащишь»[1255]. Одна из женщин прямо характеризуется как «суровая, староверческой выделки»[1256]; другой постоянно снится умерший муж-старовер, который и на том свете живет у реки вместе со своими единоверцами[1257]. Передовица Марфа из староверок всю войну не сходила с районной Доски почета[1258]. Пожилой человек простит похоронить его по старой вере, и партийное начальство дает «добро»: «поздно переучивать человека на смертном одре»[1259]. Среди персонажей Абрамова есть и практикующие староверы. Евсей Мокшин держит молельню, и это ни у кого не вызывает осуждения, разве только начальство просило не выпячивать прилюдно свою религиозность. С Мокшиным связан один весьма примечательный эпизод. По району стали распространяться листовки с молитвой: топчут веру, не соблюдают посты, праздников не чтут, рушат церкви. В районе решили – это дело рук Мокшина, и его арестовали. Но один из коммунистов колхоза решил доказать, что тот невиновен. Эту листовку никак не мог писать старовер, тем более практикующий, а «чтобы понять это, надо самому старовером побывать», – сказал заступник, сам оказавшийся из староверческой семьи. Он пояснил, что никто из староверов никогда не будет сожалеть о церквях, которые разоряет советская власть: нас эти храмы Божьи никогда не интересовали. С его аргументом согласились и хода делу не дали[1260]". 1254 Абрамов Ф. А. Самый надежный судья – совесть (выступление в телестудии «Останкино». 1981 г.) // Собр. соч. В 6 т. Т. 5. – М., 1991–1993. С. 35–36. 1255 Абрамов Ф. А. Братья и сестры // Собр. соч. В 6 т. Т. 1. – М., 1991–1993. С. 42. 1256 Там же. С. 304. 1257 Там же. С. 331–332. 1258 Абрамов Ф. А. Пути-перепутья // Собр. соч. В 6 т. Т. 3. – М., 1991–1993.С. 248. 1259 Абрамов Ф. А. Две зимы и три лета // Собр. соч. В 6 т. Т. 1. – М., 1991–1993. С. 446. 1260 Абрамов Ф. А. Две зимы и три лета // Собр. соч. В 6 т. Т. 1. – М., 1991–1993.С. 505–506, 509, 514. https://www.litmir.me/br/?b=275700&p=79

Саныч: РИ накануне 1-ой мировой была перенаселена, земли на всех не хватало. Власти РИ хронически отставали с реформами. Простой народ жил тяжело. Без надежд на улучшение ситуации, а тут ещё и война куда лишних мужиков повели на убой в окопы. Освящала высшую власть никониянская церковь, которую в народе не уважали. Когда царь отрекся ни кто особенно не переживал. Классова ненависть включается когда социальные лифты работают очень плохо. Собственно это все и спровоцировало победу большевиков в гражданке.

alexa: Саныч пишет: Освящала высшую власть никониянская церковь, которую в народе не уважали Во-во! "О кровной связи революционеров со староверием свидетельствует и творчество популярного в 1920-х годах писателя А. Аросева. Главный герой его повести «Минувшие дни» (1924) – молодой рабочий с питерского Обуховского завода Миша Андронников; на почве жгучей ненависти к буржуазному строю он идейно сближается с неким Фадеичем – из радикального согласия бегунов-странников, куда того крестили в Пермском крае. Фадеич – личность сильная – прошел через суды и тюрьмы, а «огонек зрачка его в каменном лице был похож на огонь, зажженный в сухой нагорной пещере»[870]. Автор постоянно подчеркивает общность между ним и молодым рабочим (оба мечтают «забить капиталу в затылок осиновый кол»[871]), но отмечает и различия в способах достижении заветных чаяний. Преимущество Андронникова – в обретении новой идеологии, которая, тем не менее, ассоциируется у него именно с образом Фадеича (заметим, не Маркса!), навсегда запечатлевшимся в памяти[872]. Несомненно, мечта бегуна «вбить капиталу в затылок осиновый кол» обретет с помощью его молодого сподвижника конкретное воплощение, да и для господствующей церкви такая идейная преемственность не сулит ничего хорошего". 870 Аросев А. Минувшие дни. Т. 2. С. 27 // Повести о людях советской страны. В 2 т. – М., – Л., 1929. 871 Там же. 872 Там же. С. 128. https://www.litmir.me/br/?b=275700&p=52

Саныч: Ну, не знаю, весь опыт моей жизни говорит об этом, человек попадает в новые жизненные обстоятельства и у него меняется мировоззрение.

alexa: Староверие, как питательная почва революции, описано в повести Лидии Сейфулиной «Виринея» (1924). Образ России, распространенный в отечественной литературе, здесь воплощает не просто женщина, а женщина-раскольница: «По-кержацки зовут: Виринея. У нас свои святцы»[876]. Жизнь в никонианской семье у нее не ладится; сноха постоянно попрекает: «Кержачка непутевая в дом ни богатства, ни почета не принесла»[877]. К тому же Вириния с мужем не венчаны в церкви, что его родственники считают большим грехом и обидой. Разумеется, совместная жизнь в подобных условиях продолжалась недолго: она расстается с мужем и свекровью: «У вас бог православный, креста моего староверческого не примет»[878]. Жизненный путь Виринеи показателен: сначала она отвергает домогательства земского, потом какого-то инженера и, в конце концов, связывает свою судьбу с большевиком Павлом Сусловым[879]. Тот при ее горячем одобрении сплачивает бедноту (колоритную, надо заметить, публику), жаждущую постоять за правду. К примеру, один из персонажей после февраля 1917 года был выпущен из тюрьмы, в которую он был посажен за богохульный поступок: в церкви он при прихожанах с ругательствами плюнул в алтарь[880]. Заканчивается повесть весьма символично: Виринея погибает при набеге местного кулачья на их с Павлом дом, а в живых остается ее ребенок – «с живым и требовательным плачем»[881]. 876 Сейфулина Л. Н. Виринея // Сочинения. В 2 т. Т. 1. – М., 1980. С. 285. 877 Там же. С. 288. 878 Там же. С.289. 879 Там же. С. 322–323, 349. 880 Там же. С. 358. 881 Там же. С. 364. https://www.litmir.me/br/?b=275700&p=52

Павел Владимирович: alexa пишет: И без последствий? Этот случай описывается в литературе. Подобных немало было. Конкретно про этот - как студент с блядями пришел в церковь и прикурил от свечи или лампады (не помню точно, как и самого петербургского храма) описывается у Петра Николаевича Краснова. alexa пишет: Староверие, как питательная почва революции, описано в повести Лидии Сейфулиной «Виринея» А Вы Пимена Карпова читали? Нет? Зрая. Ну, почитайте))

Саныч: ИПХС, филипповы, феодосеевы, часовенные, противоокружники за царя не молились.

Евгений: Саныч пишет: филипповы, феодосеевы, часовенные, противоокружники за царя не молились. Этот вопрос Мельников-Печерский разбирает. Не надо находить антимонархистов там, где их не было

андрей ю: Саныч ИПХС, филипповы, феодосеевы, часовенные, противоокружники за царя не молились.А чего так? Наверно не знали православное учение о власти? http://raoc.info/church/246-poslanie-arhiereiskogo-sobora-russkoi-drevlepravoslavnoi-cerkvi.html Да и если царь был враг, то по Писанию надо было все равно молиться..... " А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного,(Мф.5, 44-45).........но наверно никто не хотел быть сынами Отца Небесного? В чем фишка, что не молились? Следовали Писанию? Или может своим мудрованиям?

Павел Владимирович: Дезертиры - молодцы? Или всё-таки они изменники?

Павел Владимирович: И дезертирство началось уже после отречения Царя. И вовсе не по тем причинам, а потому, что воевать стало не за что, а взамен было предложено заняться грабежом и всяким беспределом. Вот потому и бежали скорей с фронта, да не всегда домой. А по ходу еще убивали офицеров, грабили жидов, насиловали женщин. Мрази, подонки одним словом. Короче - красноперые.

Саныч: Павел Владимирович пишет: И дезертирство началось уже после отречения Царя. Куда раньше, посмотри статистику пойманных дезертиров по годам. https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskie-dezertiry-pervoy-mirovoy-voyny А вот про черный передел: Российское крестьянство начинает ожидать массового «чёрного передела» всей земли начиная, по крайней мере, с отмены крепостного права в 1861 г. Резкий демографический рост, происшедший в России в царствование Николая II, заметно обостряет «земельный вопрос». Содержание требований крестьян наглядно видно из наказов местных отделений Всероссийского крестьянского союза 1905 г. 100 % всех этих наказов требовали передачи всей земли в собственность крестьянских общин. Ожидания крестьян на получение таким образов «прирезков» земли были сильно преувеличены: предполагалось получение «прирезков» в 5, 10 или даже 40 гектаров, тогда как на самом деле, по расчётам ещё царского министра земледелия А. С. Ермолова, прирезки должны были составить всего 0,8 гектара. Распространённое представление о том, что в предреволюционной Российской империи большая часть земли находилось в собственности помещиков, сильно преувеличено. В XVIII в. законодательство действительно разрешало владеть землёй только дворянам, однако после отмены крепостного права в 1861 году дворяне начали постепенно терять собственность на неё. Земля переходит главным образом в собственность крестьянских общин, а также богатых купцов и крестьян-единоличников. На 1905 год в собственности крестьян (общинной или единоличной) находится 61,8 % частновладельческой земли, к концу 1916 г. – уже до 90 %. Исследователь Владимир Кабанов подвергает сомнению приводимую в советской историографии цифру в 150 млн десятин земли, перешедшей к крестьянам; по данным учёта на 1919 г. в Европейской части России, подконтрольной большевикам, это число оценивается им в 17,2 млн, на 1920 год в 23,3 млн.[1]; по данным Наркомзема, 15% помещичьей земли уже было захвачено крестьянами до октября 1917 г., на февраль 1918 г. – до 60 %. Представление о «чёрном переделе» уходило своими корнями в традиционные для России обычаи крестьянских общин, с их регулярными, раз в несколько лет, «равнениями» (переделами) общинной земли между отдельными хозяйствами в соответствии с изменившимся за это время количеством едоков. Среди крестьян начинают распространяться слухи о грядущем «равнении всей земли», независимо от того, в чьей собственности эта земля формально находится. Ричард Пайпс в своей работе «Три 'почему' Русской революции» отмечает «нежелание со стороны русского мужика признать право частной собственности на землю»: Ещё на рубеже двадцатого века большинство русских людей, как малограмотных, так и образованных, было убеждено в том, что, стоит отменить право частной собственности на землю, – и пригодной для обработки почвы с лихвой хватит каждому. Фактически же земли не хватало. Народонаселение увеличивалось с поразительной стремительностью: ежегодный прирост составлял от пятнадцати до восемнадцати человек на тысячу жителей. Премьер-министр Петр Столыпин произвёл расчёты необходимой площади пахотных земель, которая могла бы прокормить ежегодный прирост населения, и пришел к выводу, что такого количества земли в стране просто нет, даже если встать на путь тотальной конфискации помещичьей. Единственным способом разрешить проблему перенаселения в сельской местности было повышение урожайности и индустриализация страны. Одним из способов решения «земельного вопроса» могло стать массовое переселение избыточной рабочей силы на восток от Урала, где земли было в избытке, в отличие от Европейской части России. В ходе столыпинской реформы 1906–1917 гг. царское правительство пытается решить этот вопрос, однако масштабы переселения оказываются недостаточными. По оценкам, для окончательного решения «земельного вопроса» требовалось переселить «за Урал» до 25 млн чел., что оказалось слишком сложной задачей. В рамках реформы к 1917 г. переселилось всего около 3,1 млн чел., причём 344 тыс. из них вернулись обратно. Такое переселение не поглотило даже естественного прироста населения, произошедшего за это время. Индустриализация России, фактически начавшаяся уже в 1880-е годы, также не решает эту проблему: медленно растущие города оказываются неспособны поглотить весь естественный прирост населения в деревнях. Одной из ошибок царского правительства являлось представление о традиционных монархических настроениях крестьян, в первую очередь – русских («великороссов») центральных областей Европейской части России. Однако правомонархические черносотенные движения отказались поддерживать требование «чёрного передела», что стало одной из причин постепенной потери ими популярности. Симпатии крестьян всё больше поворачиваются в сторону эсеров с их программой «социализации земли». Выборы в Учредительное собрание уже наглядно показывают, что крестьянство голосует в основном за эсеров. Дополнительным поводом для недовольства царским правительством для крестьян стала неравномерность мобилизаций на фронт в 1914–1917 годах. Она легла основной своей тяжестью на крестьянство; городское население (например, квалифицированные рабочие) могло пользоваться системой льгот и изъятий, на деревни не распространявшейся. Результатом стала массовая нехватка рабочих рук на селе. Кроме того, негативно были встречены и первые попытки ввести в конце 1916 г. «твёрдые цены» на продовольствие, которые деревня сочла заниженными. Начало массовых самозахватов земли К апрелю 1917 года известие о произошедшей Февральской революции окончательно доходит до самых отдалённых уголков страны. Крестьянство реагирует на него возобновлением массовых самозахватов земли в ожидании «чёрного передела». В апреле министерство земледелия зафиксировало 205 «аграрных беспорядков», охвативших 42 из 49 губерний Европейской части России. В мае зафиксировано «аграрных беспорядков» 558, в июне 1122. В июле-августе количество беспорядков снижается из-за необходимости вести активные полевые работы, однако осенью 1917 происходит взрыв. Уже во время небольшой паузы между полевыми работами в июле официально зарегистрировано 2 тыс. беспорядков, с 1 сентября по 20 октября — более 5 тыс. 3 сентября 1917 года власть в Тамбовской губернии захватил крестьянский Совет, своим «распоряжением № 3» от 11 сентября передавший в собственность крестьянских общин всю помещичью землю вместе со всем хозяйственным имуществом. По воспоминаниям Суханова Н. Н., «Мужички же, окончательно потерявшие терпение, начали вплотную решать аграрный вопрос — своими силами и своими методами. Им нельзя было не давать земли; их нельзя было больше мучить неизвестностью. К ним нельзя было обращаться с речами об „упорядочении земельных отношений без нарушения существующих форм землевладения“… И мужик начал действовать сам. Делят и запахивают земли, режут и угоняют скот, громят и жгут усадьбы, ломают и захватывают орудия, расхищают и уничтожают запасы, рубят леса и сады, чинят убийства и насилия. Это уже не „эксцессы“, как было в мае и в июне. Это — массовое явление, это — волны, которые вздымаются и растекаются по всей стране. И опять случайные известия за эти недели: Кишинев, Тамбов, Таганрог, Саратов, Одесса, Житомир, Киев, Воронеж, Самара, Чернигов, Пенза, Нижний Новгород… „Сожжено до 25 имений“, „прибыл для подавления из Москвы отряд“, „уничтожаются леса и посевы“, „для успокоения посланы войска“, „уничтожена старинная мебель“, „убытки исчисляются миллионами“, „идет поголовное истребление“, „сожжена ценная библиотека“, „погромное движение разрастается, перекидываясь в другие уезды“… и так далее без конца»[2]. По данным исследователя Иллерицкой И. В., на момент 25 октября 1917 года «аграрным движением» было охвачено, 91,2 % уездов. Самозахваты далеко не ограничивались только помещичьими землями; зачастую их жертвой становились «отрубники», вышедшие из крестьянских общин во время столыпинской аграрной реформы. Имели место и случаи столкновений между различными деревнями. Так как Временное правительство не собирается одобрять «аграрные беспорядки», крестьянство всё сильнее начинает склоняться к поддержке партии эсеров с её доктриной «социализации земли». С июля 1917 года эсеры сами призывают деревни «брать землю». Начиная с апреля, в деревнях начинают появляться и дезертиры с фронта, зачастую вооружённые. На первом этапе именно они первыми начинают нападать на помещичьи и монастырские земли. Сильное недовольство крестьян вызывает земельная программа первого министра земледелия Временного правительства, кадета Шингарёва А. С., активного противника «чёрного передела». Следующий министр земледелия, эсер Чернов В. М., уже склонялся к принятию крестьянских требований. Писатель Михаил Булгаков в своём романе «Белая гвардия» (1924) юмористически описывает крестьянские требования так: — Вся земля мужикам. — Каждому по сто десятин. — Чтобы никаких помещиков и духу не было. — И чтобы на каждые эти сто десятин верная гербовая бумага с печатью — во владение вечное, наследственное, от деда к отцу, от отца к сыну, к внуку и так далее. — Чтобы никакая шпана из Города не приезжала требовать хлеб. Хлеб наш мужицкий, никому его не дадим, что сами не съедим, закопаем в землю. — Чтобы из Города привозили керосин. В мае—июне проходит I Съезд крестьянских депутатов (произошедший независимо от I Съезда рабочих и солдатских депутатов). На Съезде крестьяне согласились с Временным правительством, что «окончательное решение земельного вопроса должно дать Учредительное собрание», однако в специальной резолюции потребовали будущей передачи всей земли крестьянам без выкупа. В ноябре 1917 года большевики фактически «перехватывают» эсеровский лозунг «социализации земли», своим Декретом о земле раздав землю крестьянам. После этого российское крестьянство вплоть до весны — лета 1918 года погружается в «чёрный передел», устранившись из активной политической жизни. Уже в начале 1918 года становится ясно, что надежды на получение значительных «прирезков» были сильно преувеличены, к дальнейшему усугублению хаоса приводит массовое прибытие в деревни дезертиров с фронта, резко возросшее с ноября 1917 года. Однако эти дезертиры, в основной массе, уже опоздали к разделу земли[Прим. 1]. В ходе «чёрного передела» было уничтожены немногие наиболее эффективные имения, в которых помещики или богатые купцы вели хозяйство по передовым европейским методикам, причём урожайность в таких имениях могла превосходить урожайность на крестьянских землях до 50 %. Реакция деревни на попытки Временного правительства ввести продразвёрстку Вскоре после своего прихода к власти Временное правительство России пытается продолжить политику продразвёрстки, впервые инициированную ещё царским правительством в конце 1916 года. 25 марта (7 апреля) 1917 года принимается закон о государственной монополии на хлеб. В соответствии этим законом, свободный рынок хлеба упразднялся, излишки хлеба сверх установленных норм подлежали изъятию по твёрдым ценам (а в случае обнаружения укрываемых запасов — по половине от твёрдой цены). Для потребителей хлеба устанавливалось нормированное распределение. Попытка ввести хлебную монополию на практике столкнулась с ожесточённым сопротивлением деревни, в первую очередь — крестьянских общин. Хлебозаготовки составили в процентах от плана: в апреле 1917 г. — 27 %, в мае — 70 %, сентябре — 30 %, в октябре — 19 %. Фактически, Временное правительство не смогло даже наладить учёт хлеба из-за сопротивления сельского населения. 20 августа 1917 года министр продовольствия приказал «взять в деревне хлеб» вплоть до применения оружия. Распоряжение распространялось только на «крупных владельцев, а также производителей ближайших к станциям селений» в связи с явной невозможностью изъятия хлеба у основной массы сельских жителей. Начиная с июня 1917 года, хлебные пайки в городах несколько раз сокращаются, в августе нормы в Москве и Петрограде доходят до полфунта (200 г) в день на человека. Развал продовольственного снабжения подталкивает рабочих к массовым забастовкам.

Евгений: Да ни о чем, Саныч, немоление не говорит. Что случилось с Печерским в конце жизни и как у него поменялись взгляды, никак не умаляет приведенных им свидетельств.

о. А.Панкратов: Если бы революциоеры были такими уж староверами, то после победы революции сделали бы старообрядчество господствующим вероисповеданием. Или чем-то вроде того. Однако произошло, мягко говоря, совсем наоборот. Вот и ответ на основной вопрос темы.

Саныч: Речь в теме шла о том, что никониянство было государственнообразующей религией в РИ и выходцы из староверов радикальных толков (и иудаизма) стали основными двигателями революционного движения. С этими тезисами несогласен и я.

Евгений: Саныч пишет: С этими тезисами несогласен и я. Аминь

Саныч: Свод законов РИ о раскольниках: http://staropomor.ru/nikon(8)/postanovlenija.pdf

Саныч: Все не так прямолинейно, посмотрите на примере династии Морозовых: https://lektsii.org/1-66713.html

alexa: Саныч пишет: Все не так прямолинейно, посмотрите на примере династии Морозовых А если посмотреть шире, то виден конфликт из-за отношения к капиталу между, обобщённо говоря, Рогожкой и Преображенкой "Интересно, что многие федосеевские начетчики в своем руководительстве согласием постоянно выступали против отступлений от веры, которые возникали в жизни Преображенского кладбища, как то «отдают деньги в казенный дом и проценты берут», взимают плату за молитвы и т. д. В этом винили попечителей и требовали наказывать епитимьями, отлучением, дабы «ко очищению Святой обители» пресечь «процентную добычу»[105]. Как считают специалисты, серьезно занимающиеся старообрядчеством, идеалом для федосеевцев по-прежнему оставалась система беспроцентных и даже безвозвратных кредитов (для мелкого бизнеса – авт.), что и пытались утверждать в своих поучениях авторитетные наставники согласия. Между тем, Рогожская община поповцев к подобной практике относилась куда более лояльней[106]. Это объясняется тем, что к Белокриницкой церкви принадлежало немало представителей купеческой элиты, уже прочно встроенной в рыночные реалии; им подобные нравоучения были, разумеется, совсем ни к чему". 105 Расков Д. Е. «О процентной добыче и лихоимании»: Отношение к проценту в хозяйственной этике староверов // Старообрядчество в России (XVII-XX века). Вып. 4. – М., 2010. С. 663. 106 Там же. С. 666. https://www.litmir.me/br/?b=275700&p=9

Саныч: alexa пишет: "Интересно, что многие федосеевские начетчики в своем руководительстве согласием постоянно выступали против отступлений от веры, которые возникали в жизни Преображенского кладбища, как то «отдают деньги в казенный дом и проценты берут», взимают плату за молитвы и т. д. В этом винили попечителей и требовали наказывать епитимьями, отлучением, дабы «ко очищению Святой обители» пресечь «процентную добычу»[105]. Как считают специалисты, серьезно занимающиеся старообрядчеством, идеалом для федосеевцев по-прежнему оставалась система беспроцентных и даже безвозвратных кредитов (для мелкого бизнеса – авт.), что и пытались утверждать в своих поучениях авторитетные наставники согласия. Между тем, Рогожская община поповцев к подобной практике относилась куда более лояльней[106]. Это верно, обсуждали эту тему: https://txt.drevle.com/mirrors/drevlepravoslavie-2012.10.23/data/t00100001239.html Феодосеевцы поучали от христианского идеала (что и понятно, их жизнь регламентировалась иноческим идеалом, безбрачие, аскетика), а беглопоповцы от византийской практики которая воспрещала ростовщичество клирикам, миряне же за это не наказывались епетимьей.

alexa: Саныч пишет: на примере династии Морозовых: Насчёт организации современных оборудованных вентиляцией и отоплением рабочих мест на морозовских фабриках - это Морозовы очень правильно позаботились. У Кузнецова, оказывается, так о рабочих не заботились: "Еще один забытый писатель той поры – Александр Перегудов, уроженец старообрядческого Подмосковья. В его повести «Фарфоровый город» нарисована панорама жизни в рабочих поселках староверов-поповцев. Прототипами для автора послужили члены семьи С. М. Кузнецова – «фарфорового короля» России (в повести – Карпухин). Перегудов со знанием дела описывает порядки в этой отрасли, не пренебрегая бытовой стороной. Его наблюдения особенно ценны, поскольку поповское согласие, замкнутое в рамках преимущественно однородной религиозной среды, медленнее, чем радикальные беспоповские течения, проникалось революционными настроениями[919] и составляло малую часть староверия в целом (менее 10 %). Однако, иерархия поповцев, поддерживаемая фабрикантами-миллионерами, всегда была наиболее активной и заметной и претендовала на роль выразителя интересов всего староверческого мира. С начала XX века проводились так называемые всероссийские старообрядческие съезды, на самом деле представлявшие собой мероприятия исключительно поповцев (герой «Фарфорового города» С. М. Кузнецов был их участником и спонсором). Книга Перегудова посвящена тому периоду, когда общность поповцев, долгие годы скреплявшая работу фабрик, стала стремительно распадаться. Административная верхушка во главе с хозяином с безразличием относилась к просьбам и жалобам тысяч своих единоверцев, их воспринимали как «неотъемлемые, живые части мастерских – производящие товар»[920]. Но 1917 год многое изменил, у рабочего люда проснулось чувство хозяина – того самого, чьи деды и отцы поднимали фарфоровое производство. По сюжету владелец фабрики убеждает своего помощника подорвать один из цехов, чтобы предприятие остановилось и «обнаглевшие» рабочие обратились к нему за помощью. Но те самостоятельно начали восстанавливать поврежденное оборудование, не желая слышать о бывшем «благодетеле». Одно из наиболее сильных мест романа – сцена на кладбище, превышающем по площади сам поселок. Старый работник Терентий Силин показывает могилы точильщиков, которые умерли в возрасте до 35 лет от фарфоровой пыли, разъедавшей легкие. Вообще, завод стоит на костях рабочих, однако хозяин отказывается тратить средства на необходимую вентиляцию и, в тоже время, ежегодно достраивает и расширяет корпуса[921]". 919 Бонч-Бруевич В. Д. Мое изучение крестьянского вопроса // Бонч-Бруевич В. Д.Избранные произведения. В 3 т. Т. 1. – М., 1959. С. 315–316. 920 Перегудов А. В. Фарфоровый город. – М., 1932. С. 38–39. https://www.litmir.me/br/?b=275700&p=55

Саныч: Обсуждали уже, погляди в архиве. Что цитатами сыпать, ты их все равно забудешь

андрей ю: Саныч И что? Беспоповцы сумели доказать что НЕ НАДО МОЛИТЬСЯ ЗА ВРАГОВ? И за власть? Озвучь эти доказательства еще раз.....а то мне может стоит поменять понимание Писания? За власть молиться не надо, кмак и за врагов тоже...., верно?

Саныч: Большинство отложили прилагательное (благочестивом царе нашем, богоданном), а лужкены и противоокружники не стали за царя просфиру приносить. Совсем опустили моление за царя в Соловках, этому же поначалу следовал Выг, потом Выг убоявшись ампиратора ввел моление за ампиратора как благочестивого, из-за этого вопроса выделилась из него часть братии во главе с духовником обители о.Филипом. Были сильны представления, что царь-антихрист. Внятно сформулировали это ипхс. Есть примеры из отцов которые прямо запрещали молиться о нечестивых царях, а то молились и о разорении нечестивого агарянского царства. В древности на Руси под власти Орды молились (о просвещении нечестивых царей).



полная версия страницы