Форум » Беседы форумчан "о том-о сем" » Как безпоповцы власть капитала свергали » Ответить

Как безпоповцы власть капитала свергали

alexa: Отсюда: https://www.litmir.me/br/?b=275700&p=51 Пыжиков Александр Владимирович "Корни сталинского большевизма". Читаем: Глава 7. Староверческий след большевизма (по довоенным [до ВОВ] художественным произведениям)

Ответов - 86, стр: 1 2 3 All

mihail: Брешет

alexa: mihail пишет: Брешет Тогда все худ. писатели довоенные "брешут". Тогда непонятно, как такими книгами зачитывались в 30-40-е годы.

Глеб: alexa пишет: что имели, то и читали. Кстати, до сих пор в библиотеках, даже городских невозможно найти нужные книги. Всякая дрянь вроде Донцовой есть, а вот учебник по суд.мед экспертизе огнестрельных ран нет. Мне кажется если я завещаю свою библиотеку городской то они памятную табличку у себя повесят.


Саныч: Глеб 21в. практически все в инете есть: http://bookap.info/okolopsy/sudmed/gl8.shtm

Глеб: Саныч так то в интернете, а в библиотеках нет. Мы же об чем гутарим?))

Павел Владимирович: Глеб где-то у меня есть "Справочник следователя" и "Судебная медицина" - учебные пособия. Если не выкинули.

alexa: "Мы решили обратиться к некоторым основательно забытым повестям и романам, чтобы подробнее узнать о реалиях довоенной жизни вообще и, главное, отражены ли в этих художественных произведениях интересующие нас старообрядческие аспекты. Как известно, за период с 20 по 30-е годы была создана целая галерея ярких литературных персонажей – участников революционных событий, а потому логично начать непосредственно с нее. Скажем сразу, что самых активных деятелей из народа, принявших сторону большевиков, советские авторы часто относили к старообрядцам. Среди героев повести Бориса Пильняка «Голый год» (1920) мы видим Архипа Архипова: он сидит в местном исполкоме и утверждает списки буржуев на расстрел. Этот крестьянин в кожаной куртке и с внешностью Пугачева – не кто иной, как сын известного раскольничьего начетчика; он очень дружен с отцом, советуется с ним, горюет о его смерти[861] Другой персонаж повести, Семен Зилотов – тоже уважаемый раскольничий начетчик: его непререкаемый авторитет среди бедного населения обеспечил ему путь в Совет, от имени которого он разъезжал для бесед о помещиках, о братстве, о республике[862]. Автор повести показывает: большая часть интеллигенции не приняла Октябрь, зато приняли мужики; при этом вся «история России мужицкой – история сектантства… а оно пошло с раскола»[863]" 861 Пильняк Б. Голый год. Пильняк Б. Избранная проза. – М., 1988. С. 52–53, 154. 862 Там же. С. 121. 863 Там же. С. 74–75. https://www.litmir.me/br/?b=275700&p=52

alexa: "События знаменитой повести Всеволода Иванова «Бронепоезд 14–69» (1922) происходят на Дальнем Востоке, где красные воюют с белыми. Руководители отряда – начальник штаба Никита Вершинин и казначей Васька Окорок – опять-таки староверы. Командир – выходец из пермских земель, его ближайший помощник и вся его родня – испокон века «раскольной веры»[864]. Та же особенность подмечена в грандиозном романе Леонида Леонова «Пирамида». О Тимофее Скуднове, ставшем членом руководства большевистской партии, автор говорит: «тот был русый и огромный детина, чистокровной северной породы»; работал сплавщиком леса, затем в кожаной комиссарской куртке воевал на фронтах Гражданской войны, имел «репутацию всенародного человека». Но, замечает Л. М. Леонов, только одно в его описании часто упускалось из виду – «кондовое староверческое происхождение»[865]." 864 Иванов Вс. Бронепоезд 14–69 // Собр. соч. В 8 т. Т. 1. – М., 1973–1978. С.121, 169. 865 Леонов Л. М. Пирамида. Кн. 1. – М., 1994. С. 288–289. https://www.litmir.me/br/?b=275700&p=52

Саныч: Была встреча одноклассников, собралось нас семь человек и за болтовней выяснилось, что я и самая красивая "девочка" класса принадлежат к старой вере, ещё у одной одноклассницы муж из потомственных. Вот и процент из семи человек. Немудрено, что в начале 20в., когда приверженных к старой вере или их потомков в разы было больше, то и в новую власть подались многие из их потомков. Кроме того жизнь заставила "староверов" крутиться, а тут такой мощный социальный лифт при новой власти.

Саныч: В Мск в библиотеках халявный инет и компы

Павел Владимирович: Участие в революции христиан - не хорошо, не плохо. Одни подхватили лозунг "грабь награбленное" и подались в краснюки, другие - наоборот, отказались принимать антихриста и воевали против красных, третьи - подались в анархию и создавали свои старообрядческие республики в размерах двух-трех хуторов, четвертые вообще ушли подальше в тайгу, в горы, как семья Лыковых - таких в то время очень много было и в Сибири, и на Урале. Кто-то вообще старался подальше держаться от политики, революции и всей этой грязи. Не совсем получалось - антихрист и за ними пришел...

alexa: Павел Владимирович пишет: Участие в революции христиан - не хорошо, не плохо. Одни подхватили лозунг "грабь награбленное" и подались в краснюки, другие - наоборот, отказались принимать антихриста и воевали против красных, третьи - подались в анархию и создавали свои старообрядческие республики в размерах двух-трех хуторов, четвертые вообще ушли подальше в тайгу, в горы, как семья Лыковых Павел Владимирович, занимался я интерактивно краеведческими изысками в Бичурском районе среди староверов-семейских Бурят-Монголии. Поэтому расширю Ваш список; были, в-пятых, и такие вот древлеправославные: В 1920-х образовывали коммуну, общество по борьбе с попами (!), пережили восстание 1930-го, сплошняком коллективизировались в 1935-м (колхоз назвали "Красный партизан"). В общем, безбожники (кстати, и село с тех пор называется "Безбожник" ) И тут вдруг "В 1940 году появилось радио. Уставщики объявили его «нечистой силой». С сегодняшней точки зрения твоей да и моей - сюрреализм полный. А вот по факту - никакого пришлого элемента из России от никониян и прочих безбожников не понадобилось. Коммуну организовывали местные. Председатель колхоза потом - местный. И восстали в 1930-м местные кулаки против местных коммунаров. Своими силами семейские обошлись. И уставщиков в колхозе к 1940-му году сохранили. Вот как интересно тогда там было. Более подробно от местных краеведов: "Село Безбожник. История села через судьбы людей. К середине XIX века семейские освоили все близлежащие земли, отведённые им. Село Сахарный завод образовалось, застроилось и заселилось не сразу. Первые заселения семей были в конце 1912 года близ реки Хилок в районе Безбожника. История села неразрывно связана с историей Бурятии и России. В 1912 году в Безбожнике на берегу Хилка был построен маленький деревянный сахарный завод. Строились приезжающие на работу семьи, стали строиться дома: Перелыгина К.П., Ястребова А.Ф, Слепнёва И.Т. и ещё два небольших дома в Нахаловке. Пожар гражданской войны в 1918-1922 годах прошёлся и по нашим землям. Затем в борьбе и исканиях утверждалась Советская власть. Продналог тяжелейшим бременем ложился на жизнь крестьян. В 1927-1928 годы началось обобществление земли в комуннах и ТОЗах. Беднейшие крестьяне создают комунны. В конце 20-х годов крестьяне села Бичуры так же, как и все труженики деревни страны под руководством партийных органов решали вопрос коллективизации сельского хозяйства. В Бичурском архиве мы нашли исторические справки с очень интересными данными: «В декабре 1928 года Бичурские хлеборобы братья Ястребовы – Епифан, Кирилл и Амос вместе с Луговским Евсеем Даниловичем, Павловым Агафоном Антигиновичем, Исаевым Гурием Изотовичем, Утенковым Макаром Федосеевичем, Афанасьевым Даниилом Ивановичем образовали комунну «Безбожник». Название предложил Луговской Евсей Лукич, который в то время руководил ячейкой в Бичуре по борьбе с попами. Название закрепилось, так же стало называться растущее здесь село. Председателем комунны избирается Ястребов Епифан Терентьевич. Это было первое социалистическое хозяйство. В коммуну в декабре 1928 года входило 8 человек: Ястребов Епифан Терентьевич Луговской Евсей Данилович Павлов Агафон Антигинович Утенков Макар Федосеевич Петров Иван Федосеевич Нестеров Георгий Акимович Иванов Алексей Изотович Иванов Гурий Изотович А через месяц количество членов было двадцать три человека. В комунне был принят свой Устав. Сразу объединили весь скот, сообща обрабатывали землю, свои были только огороды. Осенью засыпали общие семена. Осенью вступили в комунну Белых Иван Матвеевич со своими сыновьями. В зимнее время готовили лес на строительство домов. Одновременно в Бичуре в январе 1929 года одиннадцать хозяйств улицы Заводской (сейчас эта улица называется Калинина) объединяются в колхоз «Красный пахарь». В это же время, в январе 1929 года по улице Балаганная (сейчас Красно-Партизанская) создаётся комунна «Ленинский труд». На декабрь 1929 года в образованных коллективных хозяйствах имелось 70 га пашен, 17 коров, 8 свиней, 34 лошади. Весной 1929 года «Безбожник» приступил к севу. Обгородили жердями и плетнём хозяйство на протяжении 7 км. Вся коммуна имела земельную площадь вместе с сенокосом 249,7 га. Весной же в комунну пришёл из Петровска трактор «Фордзон». Первыми трактористами были: Иванов Гурий Изотович. и Афанасьев Даниил Иванович. Толпы людей шли за трактором, который вспахивал первую борозду (позднее стали поступать марки тракторов ХТЗ, СТЗ, ЧТЗ, НАТИ). Иванов Гурий Иванович был и первым механиком в Бичурской МТС. Бригадир полеводства в то время был Луговской Е.Д. Сеяли овёс, ярицу, пшеницу. В 29-30 годы большой вред наносили кулаки: ночами они подрубали изгороди, сжигали плетни, подрезали колосья хлеба, вели пропаганду против колхозов. В 30-е годы вспыхнул мятеж. Кулаки убивали коммунистов и комсомольцев, а также учителей. В это время был расстрелян во дворе своего дома на глазах жены и шести его малолетних детей в Буе учитель Вахмянин Фёдор Никифорович. Слухи о расправах разносились по всей округе, среди жителей Безбожника тоже царил жуткий страх. На борьбу с кулаками встали все активисты. Дома кулаков отбирали и передавали в собственность комунны. Но все создаваемые комунны, ТОЗы не совсем были понятны сельскому труженику. Поэтому неслучайным было восстание 1930 года. А особенно трагичны были годы репрессий (пик 1937 год). Именно в этом году организовалась пионерская организация. По рассказам Павлова Ф.Н. вначале в пионеры принимали детей коммунаров. Именно в этот год были репрессированы колхозники и из Безбожника. Среди них был Иванов Гурий Иванович. Его жена Варвара Романовна осталась с шестью детьми, но не сломалась, всех вырастила и вывела в люди. Все они в дальнейшем трудились в колхозе. А после этого началась сплошная коллективизация. Государство давало колхозам долгосрочные ссуды, сельскохозяйственные машины. Бороны, плуги, сеялки молотилки можно было брать в кредит. В 1934 году был получен неплохой урожай. Урожай с одного гектара составлял 100 пудов или 16 центнеров, а местами до 25 центнеров с га. Колхозники получили на трудодень по 7 - 9 кг хлеба. Разъяснительную помощь комунне оказывали комсомолки Разуваевы Евдокия и Капиталина Назаровны, Кузнецова Маланья Кирилловна. На краткосрочные курсы в 1935 году от комунны «Безбожник» в районный центр отправляли обучать бригадиров, весовщиков, счетоводов, кладовщиков, трактористов, шофёров, машинистов жаток и лобогреек, техников по силосованию, бригадных беседчиков и чтецов газет и т.п. В это же время один за другим начали строиться дома в селе Безбожник: Ястребовых, Афанасьевых, Ивановых, Слепнёвых, Шушурихиных, Бибиковых, Павловых и другие. Что касается казённых построек, то они в основном строились из домов зажиточных раскулаченных. Например, силами колхозников была собрана сплавленная по Хилку из Кирети двухэтажная школа – дом кулака. На первом этаже размещалась школа в два учебных кабинета, разделённых деревянной тонкой перегородкой, а на втором этаже – контора комунны. К 1933 году было введено всеобщее начальное образование для детей. Проводился поголовный ликбез под руководством первого учителя Иванова Александра Изотовича, он же был заведующим школы. Работал в две смены и обучал сразу по два класса. Одежды не было. Ходили кто в материнских пиджаках, кто в отцовских сапогах. Зимой один из семьи в первую смену идет, другой на печке сидит, ждёт своей очереди. Но занятия не пропускали, ходили чистые. Мыла не было, варили его из костей и собачьего жира. Запах в классах стоял невыносимый. Печки топили Ястребова П.К. и Полуянова А.И. Ясли для маленьких детей находились при школе. Семилетнее обучение было за счёт комунны. В селе Безбожник у хозяев насчитывалось 3 коровы, 2 свиньи, 5 лошадей, 1 пасека. Было вырыто 3 колодца. Многие продолжали жить в землянках и балаганах, а некоторые в привезённых домах. В районе Безбожника стояли 2 барака: один большой, проживало 10-12 семей (От дома Перелыгина Ивана Пименовича до угла дома Павловой Агафьи Кирилловны, сейчас от этого барака остался заброшенный колодец). В этом бараке жили семьи Перелыгина М.И., Захожих Н.М., Кузнецовой Ф.Ф., Павлова В.И., Утенковой М.В. и др. Второй барак в районе безбожнинской остановки. Там жили три семьи. От первого барака вдоль дороги по правой стороне по направлению к центру села Сахарный завод были вырыты 4 огромных землянки до 20 метров в глубину и до 40 м в длину. Видны от этих землянок были только широкие пологие крыши из тёса да торчали трубы. В них жили до 10-15 семей в каждой землянке. А с противоположной стороны дороги от второго барака предположительно до дома Яньковой Л. находилось 7-8 маленьких землянок, в которых проживали по одной-две семьи. Обогревались за счёт железных печек, освещение было за счёт лампад. Первая мельница на селе появилась ещё до войны. Она была водяной, стояла на берегу Хилка. Работал на мельнице Перелыгин Вавила Федотович. Это была кормилица села. В селе Безбожник была построена изба-читальня: книг было совсем немного – 10-15. Но зато были разные газеты. Недолгое время в комунне стали выпускать свою стенгазету, её редакторами были Луговской Е.Д. и Иванов Георгий Прокопович. Здесь же собирались по вечерам и готовили номера к художественной самодеятельности. В колхозе при фермах появились красные уголки. Немаловажную роль в селе играла почтовая работа. Привозили из Бичуры на лошади жителям села письма, а также для избы-читальни газеты, брошюры, журналы. На переулке построили «потребиловку», так называли магазин (деревянный небольшой домишко). Работала в потребиловке Ястребова Антонина Епифановна, дочка Епифана Терентьевича, и Дрянова Акулина. В Бичуре в 1936 году организовалась МТС, куда безбожнинцы гоняли трактора на ремонт. Иванов Гурий Иванович был первым механиком в Бичурской МТС. В селе Безбожник была построена животноводческая ферма. Стали впервые организовываться соцсоревнования, победителей премировали, заносили на Доску Почёта. В комунне в это время все колхозники трудились на совесть, до тёмной ночи. Вручную косили и вязали снопы. Женщины рожали прямо в поле, а через день-два снова выходили на работу. Все дети и престарелые люди содержались за счёт комунны. В архивных документах мы читаем: «В 1935 году большинство оставшихся единоличных хозяйств объединились в колхоз «Красный партизан». В 1938 году посевная площадь составляла 3700 га». Рос и креп колхоз. В 1940 году появилось радио. Уставщики объявили его «нечистой силой». Но война в 1941 году прервала мирный труд колхозников. Многие здоровые и трудоспособные люди ушли на фронт. Из 43 семей (дворов) села Безбожник воевало на фронтах 71 человек: из которых 19 погибли, 2 – пропали без вести. Бибиков Павел Иванович, 1923 г.р. Воробьёв Калистрат Антонович, 1916 г.р. Григорьев Анистифор Кириллович, Кузнецов Клим Яковлевич, 1921 г.р. Куприянов Викол Нефёдович, Леонов Парамон Филлимонович,1912 г.р. Николаев Ермолай Мамонтович, 1921 г.р. Николаев Михаил Мамонтович, 1925 г.р. Перелыгин Наум Вавилович, 1914 г.р. Перелыгин Самсон Кириллович, 1925 г.р. Перелыгин Иван Иванович, Петров Иван Моисеевич, 1923 г.р. Пантелеев Гордей Афанасьевич Разуваев Алексей Рупонович, Ткачёв Семён Фролович, 1923 г.р. Тюрюханов Фёдор Филоретович, 1913 г.р. Шарапов Семён Иннокентьевич, 1912 г.р. Ястребов Ефрем Епифанович, 1923 г.р. Ястребов Кирилл Терентьевич, 1908 г.р. Вернуться суждено было не всем. Имена погибших защитников хранятся в памяти сельчан. Без вести пропавшие: Шушурихин Фёдор Семёнович, 1912 г.р., Шарапов Захар Иннокентьевич, 1907 г.р. Память о них сохранится вечно. Во время войны, потуже затянув пояса, женщины, старики и подростки достойно заменили мужчин, ушедших на фронт. Все долгие военные годы пахали землю и сеяли хлеб, выживали и ждали Победы и возвращения родных людей с войны. После окончания войны поднимали разрушенное хозяйство. Жилось тяжело. Но неправдами растили и учили детей. До 4 класса учились в селе, а дальше ездили на телегах летом и на санях зимой через маленький тракт в Сталинскую школу. Учились даже те, кому было за двадцать. За учёбу детей начиная с 8 класса надо было платить 150 рублей. Это для колхозников были большие деньги. Но выручали огороды. Выращенный урожай возили на продажу в города, даже в Хабаровск. Два раза в год учителям давали под зарплату по центнеру зерна, которое они перемалывали на ручной мельнице. Отпусков за годы войны у них не было, а их зарплата шла в фонд обороны. В военные годы работали учителя Конечных А.Т., Ханина А.Д, Белоусова А.В., а мужчин-учителей Тищенко, Шиханова и Иванова забрали на фронт. Из воспоминаний Ивановой П.Г.: «Однажды я зашла в дом, где жили учителя. Они ели круглую картошку без всего. В глаза бросилась шелуха после очищенной картошки, на ней не было ни крошечки оставленной картошки. Голод точил всех. Учителя тоже недоедали». 1946 год оказался страшно засушливым, люди старшего поколения села Безбожник с горечью вспоминают то время. Но впоследствии колхоз потихоньку вставал на ноги. В архивных документах мы читаем: «В 1950 году колхозы «Ленинский путь» и «Красный партизан» объединились в сельскохозяйственную артель «Ленинский путь», а «Красная звезда» и «Безбожник» - в «Защиту мира». В 1959 году «Ленинский путь» и «Защита мира» объединились в колхоз «Рассвет». С этого времени колхозники входили в «Рассвет», а село так и сохранило название Безбожник. Стали жить лучше. Многие семьи приобрели велосипеды, гармошки, патефоны. В это время в село Безбожник было перевезено с разных мест аймака и поставлено более 30 домов. Был поставлен клуб рядом с Пушкинской школой. В 1964 году провели электричество. Основной труд в колхозе в это время – животноводство. В селе работала ферма (МТФ). Заведующим фермой работал сначала Куприянов Тимофей Иванович, после него Леонов Иван Миронович, а позже Красиков Андрей Михайлович. Куприянов Анатолий Тимофеевич был главный ветврач. С большим усердием трудились на ней Савельева Августа Исаевна, Тимофеева Мария Ивановна, Пантелеева Татьяна Никитовна, Афанасьева Анна Мамонтовна, Чи-и Михаил Иванович, Спиридонова Лидия Михайловна, Шарапова Галина Семёновна, Чен-Юнова Мария Викуловна, Дрянова Елизавета Филипповна, Слепнёв Василий Минаевич, Перелыгина Федосья Калистратовна, Разуваева Екатерина Михайловна, Тюрюханова Марина Фёдоровна, Перелыгина Лукерья Наумовна, Шушурихин Михаил Фёдорович, Шушурихин Макар Фёдорович, Слепнёв Константин Петрович, Иванов Кондратий Прокопьевич, Ястребов Перфил Андронович и многие, многие другие. Многие безбожнинские колхозники работали на заготовке леса в местности Судутуй. Среди всех работал и Белых Яков Иванович. Там от колхоза была целая база – оборудованы бараки, была установлена пилорама с дизельными двигателями. Бригада мужчин из Безбожника пасла там табун лошадей и готовила березняк для саней и телег. Работали ответственно на конном дворе. Конюхом в то время был Слепнёв Пётр Максимович. Благодаря его стараниям, в бригаде были самые лучшие кони, их было около 70 голов. На лошадях тогда держалась вся работа в колхозе, нужны были лошади для тягловой работы, ценились и ездовые. Велась племенная работа. Конюшня была самой лучшей в аймаке. Своим ходом из госконюшен Улан-Удэ приводили племенных кобылиц. Часто перенимать опыт приезжали разные зоовет-специалисты из разных аймаков Бурятии. Работал Пётр Максимович до глубокой старости. После него этой работой стал заниматься Бибиков Григорий Иванович, тоже большой хозяйственник и любитель лошадей. Труд людей, работавших на разных колхозных работах, стал чаще поощряться. Так, медалью «За трудовую доблесть» наградили Тимофееву Марию Ивановну, Спиридонову Лидию Михайловну, медалью «За трудовое отличие» заведующего фельдшерским пунктом колхоза «Безбожник» Кузина Василия Георгиевича, механизатора широкого профиля Перелыгина Анатолия Власовича, и многие награждены за труд грамотами, денежными премиями и т.д. Много лет проработал председателем колхоза «Рассвет» (и других) Утенков Емельян Зиновеевич. По воспоминаниям наших жителей Беэбожника, это был очень грамотный, разносторонне образованный председатель с университетским образованием, умелый на все руки и очень добрый, внимательный и хороший человек. В конце 97-х годов колхоз распался, а село Безбожник так и живёт, сохранив своё название. Во время войны в начале 1941 года в село пригнали много заключённых на строительство сахарного завода. Рядом одновременно стал строиться посёлок Сахарный завод. Но это уже другая история". Шарапова Люба, Николаева Алёна, 6 класс, руководитель Колодежная Г.Л., Бичурская СОШ №5. http://selorodnoe.ru/history/show/id3629761/

Глеб: Согласен. Каждый решал как ему жить по своему усмотрению. Но ежели я жил бы в то время. поскольку живу на Урале примкнул бы к армии Колчака и мочил бы краснопузую тварину направо и налево, а дал бы Господь ушел бы в Китай.

alexa: Глеб пишет: ежели я жил бы в то время. поскольку живу на Урале примкнул бы к армии Колчака Глеб, что интересно, уральский пролетариат выставил в помощь Колчаку две рабочие дивизии.

Саныч: Бытие определяет сознание (С) Если бы вкалывали на заводе, а потом кормили вшей в окопах 1-ой мировой, то скорей всего симпатии были на стороне красных

Евгений: Саныч пишет: Бытие определяет сознание (С) Глупость какая. Я сам потомственный пролетарий, и к словам Глеба полностью присоединяюсь. Предок с 12ю сыновьями воевал в армии Колчака, хотя сам был крестьянин.

alexa: Саныч пишет: Бытие определяет сознание (С) "В повести М. Шагинян «Перемена» о событиях Гражданской войны на юге России изображен богатый домовладелец-старообрядец из купцов, обосновавшийся в Ростове-на-Дону. Он сетует на тревожные времена («Бескровных революций не бывает, погодите, еще не то увидите»), винит большевистскую пропаганду: если бы не она, то «республиканский строй в России окреп и привился»[884]". 884 Шагинян М. Перемена (Быль) // Собр. соч. В 6 т. Т. 1. – М., 1956–1958. С. 520. https://www.litmir.me/br/?b=275700&p=53

Глеб: Вообще то я начал вкалывать на заводе с 16 лет получая вместо зарплаты сигареты и гуманитарку. Так что скорее всего если бы мне за это ничего не было я перестрелял бы красных еще задолго до путча.

Павел Владимирович: Саныч пишет: скорей всего симпатии были на стороне красных Главное отличие красных было в призыве грабить и убивать, а также в следовании этому призыву. Глеб пишет: если бы мне за это ничего не было Вот, это и было главным побудительным мотивом добровольного вступление в красную армию. Делай, что хочешь, и, скорее всего, тебе за это ничего не будет. Так вот Васьки да Федьки облизывались на чужое добро, на чужих красивых и ухоженных женщин, но ничего не могли поделать, пока не кинули большевики лозунг "Грабь награбленное!". И тут уж понеслось... Увы, но таков он, "простой народ" во все времена и во всех странах. И только вера заставляла быть верными. Это и крестьяне, рабочие, казаки, добровольно выступившие в Белых рядах, солдаты и офицеры, оставшиеся верными присяге. И в европейской, например, истории есть аналоги - Вандея во Франции та же. Но массы - те да, опьянели от безнаказанности. Отрезвление пришло позже. Но уже слишком поздно, увы.

alexa: Павел Владимирович пишет: это и было главным побудительным мотивом добровольного вступление в красную армию. Делай, что хочешь, и, скорее всего, тебе за это ничего не будет. Я больше о другом: о предыстории, так сказать, вопроса. Не о том, почему Федьки и Ваньки пошли в красную армию, а Пашки да Димки - в белую. Я об их идеологах. Кто их подвИг, кто сагитировал первых, ещё в начале 20 века. Дальше, понятно, гражданская война, и пошло-поехало. Так вот. Идеологи как раз мало внимания обращали на "красивых ухоженных баб" и возможность попользоваться такими "благами" под шумок ррреволюции. Какова была "идеология" или, по-просту, вера тех, кто мечтал "вбить осиновый кол в затылок капитала"? Почему-то среди тех первых русских капиталоненавистников начала 20 века непропорционально много верующих христиан безпоповцев.

Павел Владимирович: Саныч пишет: РИ накануне 1-ой мировой была перенаселена, земли на всех не хватало Еще глупость. Накануне войны население было 178 млн человек, включая Польшу и Финляндию. А территория - больше, чем у СССР. Земли было полно. От Урала на восток - вообще свободной немеряно. Про "простой народ жил тяжело" - опять большевистская пропаганда. Кто работал - тот жил нормально. Саныч пишет: Когда царь отрекся ни кто особенно не переживал Массы были шокированы. Да, этот шок привел к тому, что солдаты отказались воевать. В сознании всего Русского народа Царь ассоциировался с Отечеством, с верой. Не стало Царя - не стало Отечества. Ну, а с верой уже нигилисты кончали. Тем более, что и в никонианскую церковь нигилизм и декаданс прочно уже вошли, как и всякая либеральная и левацкая блевота. Саныч пишет: Бытие определяет сознание Исключительно у атеиста. У всякого верующего прежде всего воспитание. alexa пишет: Присягали царю Н.А.Романову. Который сам отрёкся. Вообще-то, отречения как такового не было предусмотрено Сводом Законов. Де Юре - произошла передача власти, при том тот, кому власть передали, отказался ее принять. Да, юридический казус и парадокс. Но... Царь был изолирован, и после подписания этого "отречения" его изоляция была еще усилена, а потом и вовсе он был арестован. Массам же большевики и вся прочая мразь выдвинули пропагандистский тезис, что все, мол, Царя нет, он вас оставил, и России тоже больше нет. И именно так массы и трактовали для себя это. Но кто-то остался верен России, а кто-то пошел за красными. И это самое простое и резонное тогда было - пойти за красными. alexa пишет: Я об их идеологах Идеологи как раз и апеллировали к беспределу и свободе всего и от всего. Да, еще задолго до революции. Но это все и готовило революцию - там студент в церковь зашел, прикурил от свечи папироску, его спутницы поржали, а прихожане в церкви были шокированы. Там - родитель насиловал дочерей, расчленял и жрал их мясо. В третьем - мать новорожденное дитятко сожрала. Феминистки за "равенство полов" с папиросками в зубах выступали... И все это смакуется модными газетами и журналами, популярные поэты и философы не только оправдывают эти происшествия, но и чуть не Царя виновным во всем этом выставляют. Ну, и так вот все это постепенно шло. Что же до староверов... Именно верующие во всей этой сатанинской свистопляске не участвовали. Ну, а вышедшие из христианских семей, рожденные в староверских семьях, но давно уже декаденты, атеисты и нигилисты - так они ничем от таких же никониан, жидов или атеистов не отличались.

alexa: Павел Владимирович пишет: мол, Царя нет, он вас оставил, и России тоже больше нет Нее. Это "сменовеховцы" иль прочие интеллигенты так брюзжали. Пока Гучковы и прочие Керенские Россию в свои карманы растаскивали. Всякие троцкие да ленины да прочие пламенные революционеры тогда по швейцариям да америкам в эмиграции отирались.

alexa: Павел Владимирович пишет: Царь ассоциировался с Отечеством, с верой. Павел Владимирович, вот тут согласен я. С какой верой только? Что царь ассоциировался с верой. С верой от правительствующей греко-российской церкви. Что сыграло против царя и его родичей.

Павел Владимирович: alexa пишет: С какой верой только? У каждого со своей - с христианской, с никонианской, бусурманской. С пятого года все староверы славили Царя. И не под принуждением уже. И адресы постоянно слали, и на молитвах поминали. Другое дело, что в господствующей церкви никак не могли простить Царю его доброго отношения к христианам и Манифеста о веротерпимости, дававшего христианам свободу. Впрочем, в феврале-марте 1917 никонианская церковь отплатила Царю за это.

alexa: Павел Владимирович пишет: С пятого года все староверы славили Царя. И не под принуждением уже. И адресы постоянно слали, и на молитвах поминали. Прям все? ?

alexa: Павел Владимирович пишет: С пятого года все староверы славили Царя Какие-то сусальные староверы. Прям с открытки в честь 300-летия дома Романовых. Прям "Царя". Чего уж скромничать. В каком колене он там сын царя-анчихриста был-то, к слову?)

alexa: Павел Владимирович пишет: а с верой уже нигилисты кончали. Тем более, что и в никонианскую церковь нигилизм и декаданс прочно уже вошли, как и всякая либеральная и левацкая блевота. Тоже согласен. Но что ж это за вера была такая непрочная никонианская к началу 20 века? Даже сами честные коммунисты (кажись, у Мухина читал) признают, что только иереев у никониан в 1918 было в разы больше, чем всех членов РСДРП (б). Что ж попы не смогли народ убедить, что Бог есть? Пала империя, царь отрёкся - и всё - Бога нет? Вон, мол, старообрядцев гос-во и синодальная церковь всей мощью 250 лет давили, заставляли признать даже не то, что Бога нет, а что молятся старообрядцы ему как-то неправильно. Да не смогли. Что ж это за "верующая" паства была в РИ в начале 20 века? Каковы попы, такова и паства...

Павел Владимирович: alexa пишет: Каковы попы, такова и паства... Ну да. Я уже отметил - с апрельского Манифеста 1905 года Царь "провинился" перед никонианской церковью - им патриарха не дал, а "расколькникам" вон волю дает! Как, мол, так? Да еще и "раскольниками" запретил называть! Непорядок! Вот, и рассчитались - себе патриарха заимели зато. Не надолго, но заимели.

alexa: Павел Владимирович пишет: с апрельского Манифеста 1905 года Царь "провинился" перед никонианской церковью - им патриарха не дал, а "раскольникам" вон волю дает! Как, мол, так? Бррр. Иереи синодальной церкви - как движитель революций? Да они в Бога-то не верили, не то что в социальные теории всякие. Пока были у кормушки - и не возникали. Большевики им хвост прищемили, да ещё налоги платить заставили - вот это не стерпели попы в 1918-м. А за-ради каких-то идеологий что попы с царём после 1905 года рассорились... Да не читал я о таком что-то нигде.

alexa: Павел Владимирович пишет: Именно верующие во всей этой сатанинской свистопляске не участвовали. Ну, а вышедшие из христианских семей, рожденные в староверских семьях, но давно уже декаденты, атеисты и нигилисты - так они ничем от таких же никониан, жидов или атеистов не отличались. То есть верующие староверы в начале 20 века царя, капитализм, синодальную церковь обожали? Ненависти обоснованной не было?

mihail: alexa пишет: То есть верующие староверы в начале 20 века царя, капитализм, синодальную церковь обожали? Ненависти обоснованной не было? Как и раньше, у многих разные политические взгляды (даже у нас на Форуме), надо судить о сообществе- по Соборным решениям. Если есть, например, поддержать хунту Пиночета, то все сразу все всё ясно. Так и тут.

alexa: mihail пишет: надо судить о сообществе- по Соборным решениям Так я о беспоповцах) Как понял из вышеприведённых отрывков, там о бегунах, старопоморцах, вероятно, брачных поморцах тож...

mihail: alexa пишет: Так я о беспоповцах) Как понял из вышеприведённых отрывков, там о бегунах, старопоморцах, вероятно, брачных поморцах тож... У них тоже проходят соборы.

alexa: mihail пишет: проходят соборы. федосеевские или страннические соборы накануне революций с призывом возлюбить царя и его церковь?)

Павел Владимирович: alexa, Николай Второй дал христианам свободу вероисповедания. Да, были сектанты, что не молились за Царя. Но эти сектанты не были движущей силой революции, как пытаются представить это никониане. А силой этой были совершенно другие круги.

Саныч: Павел Владимирович пишет: Да, были сектанты, что не молились за Царя. В том числе и ваши неокружники:"Первый собор российских неокружников состоялся в 1864 году в д. Давыдово Богородского уезда Московской губернии. На этом соборе было решено не приносить на проскомидии жертву за державного царя.", часовенные и лужкены (бывшие беглопоповцы).

alexa: Павел Владимирович пишет: Николай Второй дал христианам свободу вероисповедания. Павел Владимирович! Но из правительствующей церкви перейти в древлеправославные согласия было нельзя так же, как и до "вольностей" 1905 года. Под страхом суровых кар. Или не так?

alexa: Павел Владимирович пишет: сектанты не были движущей силой революции, как пытаются представить это никониане. Вот тут вопрос. Почему в худ. литературе постреволюционной авторы выводили положительных героев революционеров из старообрядцев? Если это не соответствовало истине, чей мог быть ткой "заказ" на обеление перед революцией безпоповцев?

alexa: Теперь самое интересное "Вообще, обнаружить, что заметными действующими лицами революции выступают выходцы из русского старообрядчества, нелегко, так как авторы упоминают об этом вскользь, как о само собой разумеющемся. А между тем, вчитываясь в эти тексты внимательно, можно заметить одно принципиальное обстоятельство: большевиков поддерживают не просто староверы, а преимущественно староверы-беспоповцы; представители поповского согласия, основанного на иерархии и полноценных церковных таинствах, среди героев книг встречаются гораздо реже. И это не случайно: поповцы наиболее близкие по форме и по сути к РПЦ. Они крайне негативно воспринимали беспоповщину, которой были близки совсем иные идеи. В подавляющем большинстве поповцы, как и никониане, выступали сторонниками частной собственности. Известные купеческие магнаты России принадлежали именно к поповщине или вышли из нее. И в земледельческой сфере поповское согласие особенно прочно укоренилось там, где общинная экономика всегда была слаба: в южных районах России, на Украине. Это обстоятельство также зафиксировано советской литературой. В эпопее Михаила Шолохова «Тихий Дон» старообрядческое поповское казачество поддерживает не большевиков, а белогвардейцев. Так, сын крупного помещика Листницкого (антипода Григория Мелехова) служит в белом полку, сформированном из православных господствующей церкви, хотя треть принадлежит к казакам-староверам близлежащих станиц[882]. В одном из эпизодов попавшую в плен группу красноармейцев конвоируют бородачи во главе с вахмистром– старообрядцем[883]". 882 Шолохов М. Тихий дон. Т. 1. – М., 2006. С. 511. 883 Там же. Т. 2. – М., 2006. С. 332. https://www.litmir.me/br/?b=275700&p=53

alexa: alexa пишет: Так я о беспоповцах) mihail пишет: У них тоже проходят соборы. "...из 49 всероссийских и региональных съездов, проведенных староверами до Первой мировой войны (т.е. до июля 1914 года), беспоповскими были только 8, остальные же составляли белокринцкие (39) и беглопоповские (2)[103]. Хотя, по оценкам современников той поры, именно беспоповщина являлась самым многочисленным направлением старообрядчества, ее представители не афишировали себя и избегали контактов с властями, чем и объясняется такое незначительное количество съездов, проведенных их толками в 1905–1914 годах". 103 РГИА. Ф. 821. Оп. 133. Д. 62. Л. 143-14Зоб. https://www.litmir.me/br/?b=275700&p=9



полная версия страницы