Форум » Поповцы » Георгий Лоскутов. Добро пожаловать в мир... » Ответить

Георгий Лоскутов. Добро пожаловать в мир...

Дедушко: Георгий Лоскутов Добро пожаловать в мир информационных войн! Старообрядческий «сектор» Интернета начал развиваться около десятилетия назад. Сегодня он выступает для Русской Православной старообрядческой Церкви в качестве наиболее динамичной и оперативной части ее информационного пространства. В условиях, когда противники нашей Церкви активно используют Интернет не только для собственной самоорганизации, но и для многочисленных информационных атак на РПсЦ, древлеправославным христианам необходимо не только умело противостоять этим атакам, но и научиться использовать Интернет для укрепления и развития своей церковной жизни. Нам нужно научиться жить в теперешнем мире информационных войн и провокаций, нам нужно уметь выстраивать свою информационную политику не менее эффективно, чем это делают наши противники. Особенную актуальность данной задачи для РПсЦ продемонстрировал раздор 2007 г., когда раздорники использовали виртуальное пространство Интернета «на всю катушку», временно получив там ощутимый количественный перевес над верными чадами нашей Церкви – перевес, улетучившийся лишь два-три года назад, благодаря исполнению многими христианами РПсЦ постановления Освященного Собора 2009 г.: «Активизировать проповедь истинности и спасительности Церкви, в том числе с использованием современных технических средств и средств массовой информации». При этом христианам РПсЦ не следует забывать о необходимости придерживаться постановления Освященного Собора 2007 г.: «Всем православным христианам, верным чадам нашей Церкви, при выступлениях в Интернете и иных СМИ по церковным вопросам запрещается пользоваться псевдонимами («никами»). При выступлениях в Интернете и иных СМИ по церковным вопросам православные христиане должны полностью указывать свое духовное звание, имя и фамилию. … На заседаниях Освященного Собора публикации или заявления, сделанные в СМИ, а также под псевдонимами, не рассматривать». [more]Тем не менее, наша Церковь до сих пор страдает в Интернете от засилья анонимности. Многие анонимы заявляют о своей принадлежности к РПсЦ, откровенно бравируя собственным нарушением соборного постановления. Но как проверить, кто такие «ники», какова их реальная конфессиональная принадлежность? В большинстве случаев – никак. Данная проблема не является надуманной, ибо «ники» претендуют на идейное лидерство в Церкви – при том, что некоторые из таких анонимных «ревнителей» и «радетелей за РПсЦ» впоследствии просто-напросто обнаруживают свое неверие в Христа. Ко всему прочему, анонимность нередко «развязывает руки» для хамства и «слива» непроверенной информации. Постановлением Освященного Собора о «никах» наша Церковь обеспечила себе необходимую защиту от информационных атак извне, дабы сохранить свою интеллектуальную и организационную независимость. Тем более, что при умелом использовании Интернет может только способствовать такой независимости – непосредственные коммуникации между староверами, находящимися порой за тысячи километров друг от друга, постепенно вытесняют из староверческой жизни тупое и пассивное смотрение в телевизионный «ящик» с его «промыванием мозгов», организованным под неусыпным руководством со стороны медиамагнатов. Итак, какова на сегодняшний момент виртуальная старообрядческая «карта местности», развертываемая в Интернете перед чадами РПсЦ? Эта «карта» пока не столь уж велика – одному человеку вполне по силам в общем и целом охватить ее своим вниманием. Главный сайт Русской Православной старообрядческой Церкви (http://rpsc.ru/) содержит всё, что необходимо официальному источнику церковной информации, включая Устав РПсЦ, постановления Освященных Соборов и Советов митрополии, сообщения о деятельности митрополита Корнилия и многое другое. К сожалению, братская Белокриницкая митрополия не имеет своего официального сайта (хотя он есть у Славской старообрядческой епархии в Румынии – http://www.psse.ro/), и потому чада РПсЦ вынуждены узнавать новости о братьях во Христе, живущих в дальнем зарубежье, из сугубо неофициального источника – сайта (точнее, коллективного блога) Олдбеливер'с (http://oldbelievers.wordpress.com/). Этот ресурс чрезвычайно примечателен не только множеством свежих и важных фактов из жизни зарубежных старообрядцев (например, именно там впервые были размещены постановления прошлогоднего Освященного Собора, состоявшегося в Браиле), но и своим острополемическим, разоблачительным характером, когда братья во Христе нередко поливают друг друга словесной грязью, на весь мир открывают чужие личные грехи, практически ничего не стесняясь. Другим недостатком Олдбеливер'с является принципиальная анонимность его авторов. С одной стороны, в Белокриницкой митрополии, в отличие от РПсЦ, анонимность в Интернете не запрещена. С другой стороны, зачастую неясно, насколько достоверны сведения, переданные в Олдбеливер'с непонятно кем. Таким образом, граница между фактами и домыслами нередко размывается, что несколько снижает ценность этого, все же довольно незаурядного, блога. Несомненно, наиболее информативным старообрядческим ресурсом был и остается портал «Самарское староверие» (http://samstar.ucoz.ru/), который давно впору переименовать в «Международное староверие». Хозяйка этого портала, Ирина Георгиевна Будкина, в прошлом году, к сожалению, ушла из РПсЦ к т.н. «неопасхалистам», однако, несмотря на это, «Самарское староверие» по-прежнему не допускает оскорблений каких-либо старообрядческих конфессий в своих публикациях (чего, правда, не скажешь о комментариях к последним – там грубости пресекаются далеко не всегда). Обширная сеть корреспондентов позволяет «Самстару» регулярно публиковать свежие новости из жизни РПсЦ, РДЦ и беспоповских согласий – как эксклюзивные, так и с других, в том числе светских, сайтов. (Бывает так, что ссылки на те или иные сторонние Интернет-материалы, посвященные древлеправославию, появляются на «Самарском староверии» даже раньше, чем в поисковике Google). Помимо новостей, важное место на «Самстаре» занимает современная старообрядческая публицистика, а в «Книжнице» этого портала собрана богатая коллекция документов по истории старообрядчества. Одним из основных «столпов» сегодняшней староверческой публицистики является сайт «Современное древлеправославие» (http://www.staroobrad.ru/), главной идейной линией которого выступает разной степени аргументированности критика в адрес митрополита Корнилия и в адрес РПЦ МП. При этом большинство критических публикаций данного сайта анонимны – то ли от великой трусости авторов «Современного древлеправославия», то ли от того, что они, возможно, находятся вне РПсЦ. Наиболее горячие полемики старообрядческого Интернета располагаются, безусловно, на страницах старообрядческих форумов, собирающих в едином виртуальном пространстве множество поповцев вместе с беспоповцами и даже никонианами – анонимов вперемешку с неанонимами. Здесь грязные перебранки соседствуют с дискуссиями высокого интеллектуального уровня, а в море пустословия плавают островки ценной и даже уникальной информации. На сегодняшний день бесспорно ведущим среди подобных ресурсов является «Форум староверов» (http://starovery.unoforum.ru/), в то время как недавние лидеры – «Независимый старообрядческий форум» (http://starover.borda.ru/) и форум «Древлеправославие» (http://drevlepravoslavie.forum24.ru/) по разным причинам находятся теперь в состоянии упадка и представляют собой преимущественно архивный интерес. В связи с этим следует, конечно, упомянуть и о, так сказать, «историческом памятнике» – довольно содержательном Общестарообрядческом форуме, прямо или косвенно положившем начало практически всем нынешним староверческим дискуссионным площадкам, но фактически прекратившем свою деятельность осенью 2007 г. (http://staroobrad.borda.ru/). Имеются и некоторые другие старообрядческие форумы, но существенного развития они не получили. Многие старообрядцы ведут свои персональные блоги в Живом Журнале. Зачастую это весьма увлекательные ресурсы – с интересными текстами, хорошими фотографиями, аудиозаписями и видеороликами. Церковная тематика занимает в этих блогах, как правило, заметное место. Два из них особо выделяются богатством своего содержания на общем фоне старообрядческой блогосферы (что подтверждается и высоким их местом в общем рейтинге Живого Журнала) – это блоги однофамильцев Панкратовых: о. Александра из Великого Новгорода (http://o-apankratov.livejournal.com/) и Михаила Юрьевича из Москвы (click herehttp://mu-pankratov.livejournal.com/). В Живом Журнале существует и сообщество «Неофициальное информационное агентство РПсЦ» (http://rpsc.livejournal.com/). Социальная сеть «ВКонтакте» пользуется большим успехом у старообрядцев, прежде всего у молодых. И хотя особо глубокомысленных рассуждений там не найти, «ВКонтакте» очень помогает социализации старообрядческого юношества. Самую популярную «вконтактную» староверческую группу можно обнаружить здесь: https://vk.com/staroobr (группа закрытая, для вступления в нее требуется одобрение администраторов). Особо следует отметить личные странички наших старообрядцев в социальной сети Facebook, на многих из которых регулярно появляются свежие и очень удачные фотографии из жизни РПсЦ, отсутствующие в других местах Интернета. Среди Интернет-ресурсов отдельных общин РПсЦ выделяются своей содержательностью: сайт Лиговской общины Санкт-Петербурга http://rpsc-spb.ru/home (где, в частности, содержится полный архив выпусков старообрядческого Интернет-радио – увы, прекратившего свою работу, подобно еще раньше замолчавшему музыкальному «Радио Аввакум»; теперь у старообрядчества своего Интернет-радиовещания больше нет), сайт общины Ростова-на-Дону (http://www.izdrewle.ru/) и сайт «Пермское староверие» (http://starover-perm.narod.ru/). Сайт «Семейские – староверы Забайкалья» (http://www.semeyskie.ru/) является одним из «ветеранов» старообрядческого Интернета. Он давно шагнул далеко за региональные забайкальские рамки. Здесь можно обнаружить церковный календарь, обширные справочные сведения о староверии, статьи старообрядческих публицистов, свежие выпуски и архив уральской газеты «Община». На сайте Молодежного отдела РПсЦ (http://www.molodoj.ru/), помимо самых разнообразных материалов, авторами которых являются представители нашей церковной молодежи, можно ознакомиться с каталогом деловых предложений старообрядцев. Из Интернет-ресурсов, посвященных истории старообрядческой культуры, хотелось бы особо выделить два: проект «Родная старина» (http://rodnaya-starina.livejournal.com/) и сайт, посвященный памяти выдающегося начетчика Никифора Дмитриевича Зенина – созданный его правнуком и содержащий большое количество интереснейших статей из дореволюционных старообрядческих журналов (http://wnzenin.ru/). Такова, в общих чертах, «карта» нашей виртуальной «местности» сегодня, но завтра она будет уже во многом другой. Ведь со временем одни Интернет-ресурсы исчезают, но другие – появляются, в том числе и благодаря творческой инициативе наших христиан. Надо обязательно учитывать и то, что в силу неравномерной вовлеченности старообрядцев в Интернет, старообрядческий сегмент Сети представляет собой пока что во многом «кривое зеркало» староверия. Виртуальный образ нашей Церкви – это далеко не то же самое, что ее реальный образ, поэтому я всегда предлагаю духовно ищущим людям пообщаться с нашими христианами «вживую», не довольствоваться лишь виртуальной «картинкой» РПсЦ. Ведь Церковь живет, молится, трудится в основном в «оффлайне». Несколько лет назад митрополит Корнилий справедливо отметил: «Некоторые, ищущие Бога, жаждущие истины составляют свое представление о старообрядчестве, черпая информацию исключительно из Интернета. Знакомятся с высказываниями, иные пугаются, принимая частное мнение за общее церковное, уходят и подчас уже не возвращаются. Такова наша плата за «информационную активность». В лесу ветер гуляет в основном в верхушках деревьев, и чем ниже к земле, тем спокойнее и тише. Так и в Церкви. Внизу, то есть в той среде, в которой живет большинство наших старообрядцев, «ветер Интернета» совсем незаметен. Я бы даже сказал, что за пределами досягаемости этой «виртуальной активности», в небольших городах и деревнях, негативного (да и вообще любого) воздействия «интернет-балагуров» просто нет». Да, хорошо ограждать себя от негативных тенденций, проявляющихся в Сети. Однако еше лучше самим формировать позитивные тенденции в ней, проявляя духовную силу, присущую древлеправославной вере. Ведь Интернет – это то, чем мы его наполняем. Можно предложить, по крайней мере, три необходимые меры по усилению позитивного эффекта от применения Сети верными чадами РПсЦ. Во-первых, нужно стремиться подключить к Интернету каждую древлеправославную общину, необходимо наладить между ними обмен актуальной информацией просветительского, организационного, благотворительного характера. Во-вторых, в дополнение к существующим старообрядческим дискуссионным площадкам, которые представляют собой «проходной двор» со значительным представительством новообрядцев, беспоповцев и раздорников, важно создавать внутренние для РПсЦ Интернет-ресурсы, начисто лишенные анонимности – нередко нам требуется внутренний «мозговой штурм» без инославных «помех» и манипуляций со стороны мирских провокаторов. В-третьих, каждому чаду РПсЦ нужно помнить о христианской культуре общения и совершенствовать ее у себя. Эта внутренняя духовная работа должна быть основой поведения древлеправославного христианина в Сети. Ведь по нашему личному поведению внешние судят и о нашей Церкви – не будем забывать об этом. Сколь бы ни были важны информационные войны с ересями и раздорами, но все же битва с кознями диавола на поле брани человеческой души – это главная информационная война для каждого христианина. http://rpsc.livejournal.com/40129.html[/more]

Ответов - 12

mihail: Дедушко пишет: Многие старообрядцы ведут свои персональные блоги в Живом Журнале. Зачастую это весьма увлекательные ресурсы – с интересными текстами, хорошими фотографиями, аудиозаписями и видеороликами. Церковная тематика занимает в этих блогах, как правило, заметное место. Два из них особо выделяются богатством своего содержания на общем фоне старообрядческой блогосферы (что подтверждается и высоким их местом в общем рейтинге Живого Журнала) – это блоги однофамильцев Панкратовых: о. Александра из Великого Новгорода (http://o-apankratov.livejournal.com/) и Михаила Юрьевича из Москвы (click herehttp://mu-pankratov.livejournal.com/). В Живом Журнале существует и сообщество «Неофициальное информационное агентство РПсЦ» (http://rpsc.livejournal.com/). Оооо... спаси Христос за оценку.

Brick: Тема спорная, боятся все здесь писать. А может, и так всё понятно, политика одна.

mihail: Brick пишет: боятся все здесь писать. Кого бояться? Тем более -чего бояться- "Благорасположенным"?


Brick: mihail нам нужно уметь выстраивать свою информационную политику Что ни фраза то политика.

Brick: Ну вот ни кто ничего не пишет, информационная война, тссс... Нет что-бы статьи писать о том как прийти к христианам, что спросить, какие молитвы выучить, что прочитать. Взамен атака на ветренные мельницы.

Brick: Надо наверное не стихи читать, разных еретиков, а о сложении перстов рассказать: в чём отличие? Ни слова пока не было.

Елена Демидова: Brick пишет: о сложении перстов рассказать:в чём отличие? откройте тему с подходящим заголовком - Вам расскажут Brick пишет: Ну вот ни кто ничего не пишет, информационная война, тссс.. Исходящее от Лоскутова заранее не привлекает. Не хотелось бы свихнуться и подцепить какую-нибудь духовную заразу. Вот потому написанное им не читаю - следовательно, и не пишу. Вот и всё "т-с-с", вот и вся моя "политика"

Brick: Елена Демидова пишет: откройте тему с подходящим заголовком - Вам расскажут Да дело не в этом. Будь я попом, и ко мне бы подошол журналюга, я бы ему всю плеш на голове проел. Хотя стеснительность не порок. Елена Демидова пишет: Исходящее от Лоскутова заранее не привлекает. Надеюсь он не особо приближен к властям.

Дедушко: Елена Демидова пишет: Исходящее от Лоскутова заранее не привлекает То что входит в человека, то афедроном выходит, но от сердца исходят помослы... ну в общем знаете сию притчу... поэтому правильно поступаете.

гусляк: В этом мире мы давно уже живем.

Александр_Емельянов: Brick пишет: Будь я попом, и ко мне бы подошол журналюга, я бы ему всю плеш на голове проел. А мирянину что, воды в рот набрать?

Brick: Александр_Емельянов пишет: А мирянину что, воды в рот набрать? Нет конечно. Мирянин во многом о себе только беспокоится. Хотя не знаю.



полная версия страницы