Форум » Поповцы » Объяснение о книгах, изданных епископом Арсением » Ответить

Объяснение о книгах, изданных епископом Арсением

cergiy: Объяснение о книгах, изданных епископом Арсением* (1900-е гг.) Старообрядческого архиепископа Иоанна о св. Дусе братиям боголюбивым епископам, благоговейным иереям, честным диаконам и всем православным христианам объяснение. При возведении моем на великую степень святительства я, смиренный архиепископ Иоанн, исповедал и обещание дал: «соблюдати правую и непорочную христианскую веру»; «хранити крепце и нерушимо» каноны св. апостол и св. соборов... и елика св. отцы... изобразиша»; «хранити чины церковные неизменно во всем по преданию святыя православныя церкви» и «не принимати странных еретических обычаев в церковных преданиях и чинах» (Чин пост[авления] епископа). Посему, согласно данному обещанию, я всячески обязан не точию сам творити, но и других учити: «да тщательно соблюдаемы (будут) вся предания (св. наставников и учителей наших), яже нам предаша и хранити заповедаша. Что же сия? Веру... и вся чины церковныя» (Катих[изис] Вел[икий]. Л. 241). Поелику же до сведения моего дошло, что некоторые, иже «не добре разумеша» соборное определение о новоизданных еп. Арсением церковных чинах (исповдеи, св. крещения, иноческого пострижения и св. богоявлений) разглашают, якобы Собор признал (означенные чины) во всем правильными; иные же (по неведению или угождая кому?) дерзают даже вводить оные в церковное употребление! Это вынуждает меня, «имеющего попечение о всей области» (Антиох[ийского] соб[ора] правил[о], по пол[ным] перев[одам]) и обещавшегося «во страсе Божии и боголюбивым нравам порученное ми стадо управляти от всякого зазора лукаваго» (Чин пост[авления] епископа) — заявить во всеобщее сведение следующее: поелику еп. Арсений, при издании означенных своих чинов не следовал книгам, изданным при первых патриархах Московских, или (согласному во всем) одному какому-либо древлеписанному или древлепечатному принятому св. Церковию чинопоследованию, а большею частию руководствовался книгами, изданными в Малороссии и Белоруссии (напр., Гедеона Балабана, Виленскими, Львовскими и др.), и «избрал из всех их, - как сам говорит, - по собственному усмотрению» (см. его «Надсловие» к чину крещения). Таким образом означенные его сочинения оказались не имеющими себе подобного ни одного точного оригинала! Посему Освященный Собор совершенно воспретил вводить оные новоизданные еп. Арсением чины в церковное употребление и никому не дал разрешения совершать по ним священнодействия или руководствоваться ими даже и частно. «Все же лица, - говорит Освященный Собор, - которые окажутся непокорными сему Определению, будут подвергнуты в силу канонов св. Церкви соборному суду». Таков в действительности приговор произнес Освященный Собор о новоизданных еп. Арсением чинах и о тех лицах, которые будут вводить оные в церковное употребление. Вследствие сего аз, смиренные архиепископ Иоанн, гласом апостола отечески молю и увещеваю всех: «держите предания, имже научитеся, или словом, или посланием» (Солун., зач. 276); «последуйте угодившим Богу св. отцам и учителям нашим, соблюдающе поучени их и предания крепко и твердо» (Учит[ельное] Еван[гелие], неделя 330, лист. 371); «да совершаются всеми утверждения на соборе молитвы» (Карф[агенского Собора] прав[ило] 118 по полн[ым] перев[одам]); «иже Церковь прияла есть и вси христиане творити должни суть» (Кормч[ая]. Толк[ование] на 103 прав[ило] Карф[агенского Собора]); «да никто сих мирскими красноглаголании словесы упещряет, ниже покусится речения пременяти, или всячески иное вместо иного поставляти; но спроста, якоже написаны суть, да чтет и поет: елико бо житие свв. лучшее, толико и словеса их наших лучше есть» (Афан[асия] Вел[икого] к Маркелиану). Итак, братие и чада, будем хранить предание, которое дошло до нас от отцев, которое мы обрели, оставшееся от невымышленного обыкновения в неповрежденных церквах (Васил[ия] Вел[икого] прав[ило] 91, по полным переводам) и которое первоначальные установители предали преемникам и при продолжающемся с течением времени употреблении оного долговременным обычаем в церквах укоренили (он же, прав[ило] 92). Не будем же изменять древние предания и догматы, признаваемые повсюду всеми и всегда за истинные, православные и спасительные, «ибо древние догматы, - говорит Василий Великий, - некоторым образом внушают благоговение, представляя в своей древности, как бы в некоей седине, досточтимый вид» (там же). Милость Божия и Пречистыя Его Матери и нашего смирения благословение буди на всех вас во веки. Аминь. Печатается по: “Архиепископ Московский Иоанн (Картушин). Сочинения. Ржев, 2012.” с. 290-292 * Название дано публикатором.

Ответов - 16

cergiy: cergiy пишет: Поелику же до сведения моего дошло, что некоторые, иже «не добре разумеша» соборное определение о новоизданных еп. Арсением церковных чинах (исповдеи, св. крещения, иноческого пострижения и св. богоявлений) разглашают, якобы Собор признал (означенные чины) во всем правильными; иные же (по неведению или угождая кому?) дерзают даже вводить оные в церковное употребление! Это вынуждает меня, «имеющего попечение о всей области» (Антиох[ийского] соб[ора] правил[о], по пол[ным] перев[одам]) и обещавшегося «во страсе Божии и боголюбивым нравам порученное ми стадо управляти от всякого зазора лукаваго» (Чин пост[авления] епископа) — заявить во всеобщее сведение следующее: поелику еп. Арсений, при издании означенных своих чинов не следовал книгам, изданным при первых патриархах Московских, или (согласному во всем) одному какому-либо древлеписанному или древлепечатному принятому св. Церковию чинопоследованию, а большею частию руководствовался книгами, изданными в Малороссии и Белоруссии (напр., Гедеона Балабана, Виленскими, Львовскими и др.), и «избрал из всех их, - как сам говорит, - по собственному усмотрению» (см. его «Надсловие» к чину крещения). Таким образом означенные его сочинения оказались не имеющими себе подобного ни одного точного оригинала! Посему Освященный Собор совершенно воспретил вводить оные новоизданные еп. Арсением чины в церковное употребление и никому не дал разрешения совершать по ним священнодействия или руководствоваться ими даже и частно. «Все же лица, - говорит Освященный Собор, - которые окажутся непокорными сему Определению, будут подвергнуты в силу канонов св. Церкви соборному суду». Таков в действительности приговор произнес Освященный Собор о новоизданных еп. Арсением чинах и о тех лицах, которые будут вводить оные в церковное употребление. Мне вот интересно что за Собор и как бы можно ознакомиться с его постановлениями.

Глеб: По этому вопросу (об исправлении Большого Потребника и внесении в него новин не бывших в дораскольной печати) епископом Арсением (Швецовым) уже был большой разбор полетов. В разборе участвовали (если мне не изменяет память) отец Андрей Марченко, Георгий Лоскутов, аз грешный и ряд некоторых форумчан. Думаю отцу Андрею не составит труда выдать на гора ту самую переписку.

Jora: Вот тут о богословских взглядах еп. Арсения: http://rdc.forum24.ru/?1-17-0-00000015-000-0-0-1356573479


cergiy: Jora пишет: Вот тут о богословских взглядах еп. Арсения а зачем Вы тут дали эту ссылку? вопрос ведь совсем не о богословских взглядах свт.Арсения. Тут скорее годится вот такая ссылка. Епископ Арсений Уральский о возможности правки старопечатных книг и содержащихся в них чинопоследований

Глеб: Первая ссылка тоже полезна, она показывает что епископ Арсений Уральский даже недостаточно навычен в богословских вопросах если отходит от правой веры в своих рассуждениях. А он замахнулся на правку богослужебных книг. Вопрос отцу Андрею, моменты приведенные в первой ссылке это только ваше мнение или это будет рассматриваться более серьезно в ключе работы комиссии по изучению БИ?

cergiy: Глеб пишет: Первая ссылка тоже полезна В любом случае ей не место в этой теме. ПРОШУ АДМИНИСТРАЦИЮ ИЛИ ВЫДЕЛИТЬ СООБЩЕНИЕ Jora в ОТДЕЛЬНУЮ ТЕМУ ИЛИ ВОВСЕ УДАЛИТЬ.

Глеб: cergiy пишет: ПРОШУ АДМИНИСТРАЦИЮ ИЛИ ВЫДЕЛИТЬ СООБЩЕНИЕ Jora в ОТДЕЛЬНУЮ ТЕМУ ИЛИ ВОВСЕ УДАЛИТЬ. Прошу администрацию перенести все сообщения в новую тему объединяющую вопросы о православии епископа Арсения Уральского и его деятельности по "исправлению" богослужебных книг.

cergiy: Глеб это две РАЗНЫЕ темы, не надо устраивать срач.

Jora: cergiy, а что это Вы так возмущаетесь? Что в той ссылке: клевета, ложь или т.п.? Видать, правда глаза колет. Показательно, что как раз нынче Церковь вспоминает борьбу с арианством. Глеб пишет: Прошу администрацию перенести все сообщения в новую тему объединяющую вопросы о православии епископа Арсения Уральского и его деятельности по "исправлению" богослужебных книг. Кому интересна эта тема - открывайте, пожалуйста, сообщения перенесём.

Глеб: Jora пишет: Кому интересна эта тема - открывайте, пожалуйста, сообщения перенесём. Открыл тему. Очень интересно.

cergiy: Jora Вам этого не понять. Идите и там выясняйте что, где и кому колет. Что мне надо было я выяснил.

CCAA: Серёженька, у нас все темы переполнены отвлекающими разговорами, не стоит так бурно реагировать. А перенести надо.

cergiy: CCAA пишет: не стоит так бурно реагировать каждый сам решает, что будет происходить в его теме.

Jora: cergiy пишет: Идите и там выясняйте cergiy пишет: в его теме. Напоминаю Вам, что форум - общий. И каждый участник имеет право писать где и что сочтёт нужным, в рамках правил форума.

cergiy: Jora ну хорошо, видите, Вы с Глебом молодцы и пошли мне на встреу. Тема же исчерпана, зачем самоутверждаться-то?

CCAA: Это мы с тобой в своих ЖЖ только можем решать.



полная версия страницы