Форум » Поповцы » Законопроект Временного Правительства о легализации в России Церкви Белокриницкой иерархии. » Ответить

Законопроект Временного Правительства о легализации в России Церкви Белокриницкой иерархии.

САП: [more]Проф. Михаил Бабкин. Аннотация: Вводится в научный оборот законопроект Временного правительства о «легализации» третьей по счёту в России (после Российской и Грузинской) Православной церкви – Древле-Православной Белокриницкой иерархии, с 1988 года ставшей называться Русской православной старообрядческой церковью. Законопроект, датированный 18 октября 1917 года, не был утверждён Временным правительством по причине смены власти 25 числа того же месяца. *** Законодательные акты Временного правительства, регламентирующие функционирование религиозных организаций, изучены недостаточно: как правило – лишь в общих чертах. Практически не исследованы законопроекты, создававшиеся в различных министерствах Временного правительства и не успевшие стать нормами права. Особенно это касается комплекса постановлений, готовившихся в отношении различных толков старообрядчества. Старообрядчество возникло во 2-й половине XVII в. как протест против церковных реформ патриарха Никона и царя Алексея Михайловича. При Алексее Михайловиче старообрядцы повергались жестоким казням, ссылкам и заточениям за веру. Царь Пётр I запрещал всякое «оказательство» старообрядцам, рассматривая их как неблагонадёжный для государства элемент. Вплоть до второй четверти XIX в. старообрядцы были более или менее «терпимы». В царствование же Николая I для них вновь началось время гонений: правительство стремилось к полному искоренению старообрядчества. Старообрядцы были ограничены в своих правах: их общества не признавались законом, им воспрещалось приобретать и владеть недвижимым имуществом. В частности, старообрядцам запрещалось приобретать землю в Прибалтийском крае, постройка и ремонт храмов и моленных были запрещены, кресты, колокола и другие внешние отличия старообрядческих молитвенных зданий были удаляемы, колокольный звон – запрещён. Старообрядцы были ограничены в правах при занятии общественных должностей: они не могли записываться в иконописные цехи и купеческие гильдии, не могли получать свидетельств на право обучения детей, были ограничены в получении паспортов, не могли быть награждаемы знаками отличия и проч. Браки старообрядцев, заключённые по их вере, считались недействительными; дети, рождавшиеся от старообрядцев, должны были быть крещены в «господствующей» церкви и уже не считались старообрядцами. При Александре II и Александре III старообрядцы получили некоторые льготы: в 1874 г. были признаны законными старообрядческие браки, в 1883 г. «раскольники» приобрели некоторую правоспособность. Старообрядцы уже не преследовались за свои мнения о вере, и их наставники могли исполнять для них духовные требы, не опасаясь за это преследования. Тем не менее их богослужение носило домашний, секретный характер, их наставники не признавались духовными лицами, приходы старообрядцев не пользовались никакими правами, проповедь старообрядчества оставалась, как и прежде, запрещённой. Вплоть до 17 апреля 1905 г. старообрядцы, по законодательству Российской империи, именовались «раскольниками» и приравнивались к сектантам. Их делами ведал Департамент духовных дел иностранных исповеданий, который входил в структуру Министерства внутренних дел. (Департамент духовных дел являлся центральным государственным учреждением для надзора и контроля за неправославными конфессиями и другими религиями, распространёнными на территории России и Царства Польского. К 1917 г. в составе Департамента находилось 7 отделений, из которых 4-е ведало старообрядческими делами.) 17 октября 1906 г. были приняты особые правила, регулирующие деятельность старообрядческих общин. Эти правила предоставляли старообрядцам почти полную автономию в их внутренних делах. Правительство подчиняло своему контролю лишь внешнюю, формальную сторону их жизни [1]. На волне общественно-политических событий февраля-марта 1917 г., в результате которых был свергнут Дом Романовых и к власти пришло внеконфессиональное Временного правительство, возникла необходимость комплексного реформирования системы государственного управления России и, как следствие, государственно-конфессиональных отношений. В апреле 1917 г. Временным правительством при Министерстве внутренних дел под председательством ординарного профессора Московского университета и Московского коммерческого института, комиссара Временного правительства по делам иностранных и иноверных исповеданий, товарища обер-прокурора Св. Синода С.А. Котляревского были образованы 1) особое Совещание по общим вероисповедным вопросам, 2) специальная Комиссия для пересмотра действующих законоположений о Римско-католической церкви в России и 3) Совещание по старообрядческим делам. В порядке постепенности предположено было образовывать такие же комиссии отдельно и по каждому из остальных инославных (включая особую комиссию по делам сектантства) и иноверных исповеданий [2]. Этим структурам надлежало выработать соответствующие законопроекты. В их состав входили члены Государственной думы и Государственного совета, представители министерств (внутренних дел, военного, юстиции и народного просвещения), религиозных организаций, научных и образовательных учреждений, а также общественности. В некоторых случаях вопросы, касавшиеся инославных и иностранных исповеданий, выносились на рассмотрение Юридического совещания при Временном правительстве [3]. Особое Совещание по общим вероисповедным вопросам разработало законопроект о свободе совести, внесённый Министерством внутренних дел на «уважение» Временного правительства. В основу этого законопроекта положены были начала полной вероисповедной свободы. В частности, узаконивалось вневероисповедное состояние [4]. Комиссия для пересмотра действующих законоположений о Римско-католической церкви в России выработала законопроект об изменении действующих узаконений по делам Римско-католической церкви в России. Его основной идеей было полное освобождение Римско-католической церкви от какой-либо государственной опеки. Католики получали право учреждать епархии, устраивать братства, монашеские ордена, строить костёлы и т.д., лишь информируя об этом гражданские власти. При этом сохранялось содержание католического духовенства за счёт государственной казны. Эти положения распространялось на униатов и на армяно-католиков [5]. Остановимся на рассмотрении деятельности Совещания по старообрядческим делам. В его состав, помимо прочих лиц, были приглашены представители наиболее крупных старообрядческих согласий: Белокриницкого и приемлющих священство «господствующей» церкви (соответственно – поповцы и беглопоповцы), а также поморского и старопоморского (т. е. беспоповцы) [6]. На первое заседание названного Совещания, назначенное на 12 июня 1917 г., из старообрядцев прибыли лишь представители Белокриницкой иерархии во главе с епископом Петроградским и Тверским Геронтием (Лакомкиным). По причине отсутствия соответствующего «кворума» Совещание ограничилось обменом мнениями о положении при новом государственном строе лишь старообрядцев Белокриницкого согласия. Совещание высказалось за предоставление старообрядцам Белокриницкой иерархии права свободно устраивать монастыри и обители в порядке постановления Временного правительства о союзах и обществах от 12 апреля 1917 г. [7]. Было заявлено и о необходимости предоставления старообрядцам широких прав и полной автономии. В основу этого полагался принцип о полной вероисповедной свободе и вытекающем из него равенстве всех религий и культов перед законом. Проекты, выработанные Совещанием 12 июня, были распространены среди старообрядцев различных согласий и подвергнуты тщательному и всестороннему обсуждению [8]. Следующее заседание Совещания по старообрядческим делам состоялось 7 и 8 августа. На нём присутствовали члены законодательных палат, представители науки и ведомств, а от старообрядцев – старообрядцы Белокриницкой иерархии во главе с архиепископом Московским и всея Руси Мелетием (Картушиным), епископом Нижегородским и Костромским Иннокентием (Усовым) и епископом Петроградским и Тверским Геронтием (Лакомкиным), представители старообрядцев, приемлющих священство «господствующей» церкви, а также представители беспоповцев – поморского и старопоморского согласий. Был поднят вопрос о необходимости издания закона, общего для всех старообрядцев. В нём предполагалось сделать три раздела: 1) Положение о старообрядцах Белокриницкой иерархии, 2) Положение о старообрядцах, приемлющих священство, преходящее от «господствующей» церкви, 3) Положение о старообрядцах, не имеющих или не приемлющих священства. В преамбуле документа должно было звучать, что старообрядчество в своей совокупности есть нечто единое, связанное общим происхождением и сходством религиозно-бытового уклада. Однако данное положение вызвало решительный протест со стороны беспоповцев. По их мнению, в случае принятия «общего» для всех старообрядцев документа, среди старообрядцев поморского и старопоморского согласий могло возникнуть мнение, будто Временное правительство, помимо их воли и желания, стремится объединить беспоповцев с поповцами. А такое соединение с «иноверными» будет воспринято как «вопиющее насилие» над религиозной совестью. В итоге было высказано требование, чтобы для каждого старообрядческого согласия были выработаны свои законопроекты, регулирующие публично-правовое положение в государстве каждого из названных согласий. Такая точка зрения была поддержана и старообрядцами, приемлющими священство от «господствующей» церкви. В результате работу Совещания на том заседании решено было ограничить выработкой положения о Белокриницкой иерархии. Аналогичного же рода положения о других старообрядческих согласиях предполагалось создать после получения соответствующих предложений и пожеланий от представителей тех согласий [9]. 31 августа 1917 г. выработанный Совещанием проект изменения действующего законодательства по делам старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию, за № 4429 был представлен Министерством исповеданий [10] Временному правительству [11]. Согласно тому законопроекту, в России фактически узаконивалась третья по счёту Православная церковь (после «господствующей» Российской [12] и Грузинской [13]) – старообрядческая «Древле-Православная церковь, имеющая Белокриницкую иерархию». 3 октября Временное правительство одобрило, в целом, законопроект [14], высказав пожелание, чтобы из него «исключена была статья 48, предусматривающая право названной церкви на получение материальной поддержки из казны» [15]. В результате документ был направлен на доработку в Юридическое совещание [16]. В свою очередь, названная инстанция 18 октября рассмотрела документ, оставив пункт о государственных дотациях в неизменном виде. Законопроект был готов ко второму представлению Временному правительству. В нём констатировалось, что староверы «на общем основании» пользуются полной и неограниченной свободою исповедания и проповеди своей веры, что высшая власть их церковного управления принадлежит Освященному собору, состоящем из епископов, представителей клира и мирян, говорилось о признании государством трёхчинной (т. е. состоящей из епископов, священников и диаконов) старообрядческой Белокриницкой иерархии, констатировалось, что епархиям и приходам предоставляются права юридических лиц, что священно- и церковнослужители как белого, так и монашествующего духовенства «пользуются правами и преимуществами, присвоенными по закону священно- и церковнослужителям всех христианских церквей», и многое другое. Однако свершившийся 25 октября Октябрьский переворот, в результате которого Временное правительство было свергнуто и несколько его министров в ночь с 25 на 26 октября 1917 г. арестованы, отсрочил «государственную регистрацию» Белокриницкого согласия (с 1988 г. – Русская православная старообрядческая церковь (РПСЦ)) на два с лишним десятилетия. Настоящей публикацией вводится в научный оборот упомянутый пакет документов, выработанный Министерством исповеданий и Юридическим совещанием при Временном правительстве. В него входит соответствующее «Представление» Юридического совещания при Временном правительстве Временному правительству (док. № 1), проект постановления Временного правительства «Об установлении положения о Древле-Православной церкви, имеющей Белокриницкую иерархию» (док. № 2), а также являющийся приложением к нему проект «Положения о Древле-Православной церкви, имеющей Белокриницкую иерархию» (приложение к док. № 2). Три машинописных экземпляра публикуемого пакета документов выявлены в Государственном архиве Российской Федерации, в фонде «Юридическое совещание при Временном правительстве» (№ 1792), в 1-й описи. Один из них, хранящийся в деле № 23 – подлинник, подписанный председателем Юридического совещания Н.И Лазаревским и заведующим делопроизводством этого Совещания Н.В. Мазаракием, а два других, находящихся в деле № 21, являются незаверенными копиями. Регистрационных сведений на всех экземплярах документа не значится. Все три документа в источнике не датированы. По этой причине датировка сделана публикатором: её нижняя граница (18 октября) проставлена по содержанию документа № 1, а верхняя (25 октября) – по последнему дню существования Временного правительства [17]. Текст документов приводится по правилам современного правописания, с сохранением стилистики оригиналов. Сокращения слов раскрыты в квадратных скобках. Все даты даются по старому (юлианскому) календарю. ПРИМЕЧАНИЯ: [1] В высочайшем указе «О порядке образования и действия старообрядческих и сектантских общин и о правах и обязанностях входящих в состав общин последователей старообрядческих согласий и отделившихся от Православия сектантов» от 17 октября 1906 г. содержались «Правила», которые начинались разделом «I. О порядке устройства последователями старообрядческих согласий общин, а также о правах обязанностях сих лиц» (ПСЗ-3. 1909. Т. XXVI: 1906 г. Отд. 1. Ст. 28424. С. 904–914; СУ. 1906. № 245. 17 октября. Отд. 1. Ст. 1728. С. 3243–3257). Правила 17 октября 1906 г. не вошли в Свод законов, поскольку они были даны в порядке 87-й статьи Основных законов (т. е. приняты императором без рассмотрения Государственной думой). В Правилах не делалось различия между старообрядцами поповских и беспоповских согласий, т. е. 1) тех, кто приемлет священство и 2) не имеющих или не приемлющих священство. К первой группе («поповцев») относились два согласия: старообрядцы, приемлющие священство Белокриницкой иерархии, и приемлющие священство от «господствующей» Православной церкви (в староверческой терминологии – «никонианской», или «новообрядческой»). Вторую группу («беспоповцев») составляли те, кто не имел священства или не признавал его. С течением времени эта группа стала объединять многочисленные толки и согласия. Правила 17 октября 1906 г. рассматривали старообрядчество не как род церквей или согласий, но как совокупность отдельных самоуправляемых общин, не возглавляемых и не объединяемых каким-либо центральными (административными) органами, но лишь объединяющихся на почве принадлежности к тому или иному старообрядческому толку или согласию. Т. о. Правила 17 октября 1906 г. не признавали старообрядческой иерархии и не усваивали ей степень публично-правового положения в государстве. Правила эти игнорировали иерархическую власть старообрядческих епископов, устраняли их от всякого участия в деле открытия старообрядческих церквей, монастырей и обителей и в деле назначения приходских (общинных) духовных лиц. Также Правила 17 октября 1906 г. игнорировали и Освященные соборы старообрядческих епископов. Усвояя старообрядческим общинам права юридических лиц, Правила 17 октября 1906 г. не сообщали таких прав другим старообрядческим организациям – монастырям и обителям. Кроме того, Правила не признавали монашествующего духовенства старообрядцев и почти совсем игнорировали у них иноческое состояние. 13 апреля 1911 г. было сделано ещё одно послабление старообрядцам. В тот день было Высочайше утверждено положение Совета министров «О преподавании Закона Божия детям старообрядцев и сектантов». Им устанавливался порядок преподавания Закона Божия названным категориям по правилам их вероучений, толков и согласий (СУ. 1911. № 93. 17 мая. Отд. 1. Ст. 830. С. 1203–1205). [2] Государственный архив Российской Федерации (далее – ГА РФ). Ф. 1779. Оп. 2. Д. 554. Л. 10, 48. [3] Юридическое совещание при Временном правительстве было учреждено 22 марта 1917 г. (СУ. 1917. № 71. 30 марта. Отд. 1. Ст. 404). Оно являлось консультативным органом для рассмотрения всех юридичес-ких вопросов, возникавших в законодательной деятельности правительства до открытия Учредительного собрания. Совещание рассматрива-ло вопросы публичного права, связанные с введением нового государственно-го порядка, давало предварительные заключения по всем мероприятиям пра-вительства, имевшим характер законодательных актов. (См. о нём, например: Стародубова А.Л. Юридическое совещание 1917 г.: Основные направления деятельности. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. ист. наук. М., 2000.) [4] Постановление «О свободе совести» было принято Временным правительством 14 июля 1917 г. (СУ. 1917. № 188. 10 августа. Отд. 1. Ст. 1099. С. 1950–1951; ВВП. 1917. № 109. 20 июля. С. 1; ЦВ. 1917. № 31. С. 247–248). [5] Постановление «Об изменении действующих узаконений по делам Римско-католической церкви в России» было принято Временным правительством 26 июля 1917 г. (СУ. 1917. № 204. 25 августа. Отд. 1. Ст. 1287. С. 2217–2223; ВВП. 1917. № 144. 26 июля. С. 1). [6] ГА РФ. Ф. 1779. Оп. 1. Д. 1410. Л. 39об.–40, Д. 1424. Л. 6–6об., Д. 1437. Л. 99–99об. [7] ВВП. 1917. № 35. 20 апреля. С. 1; СУ. 1917. № 98. 3 мая. Отд. 1. Ст. 540. С. 848–849. [8] ГА РФ. Ф. 1779. Оп. 1. Д. 1410. Л. 40об., Д. 1424. Л. 6об.–7, Д. 1437. Л. 99об.–100. [9] ГА РФ. Ф. 1779. Оп. 1. Д. 1410. Л. 40об.–41, Д. 1424. Л. 7–8, Д. 1437. Л. 100–101. [10] Министерство исповеданий было учреждено 5 августа 1917 г. Оно было создано путём объединения Канцелярии обер-прокурора Святейшего правительствующего синода (должность обер-прокурора Св. синода при этом отменялась) и Департамента духовных дел иностранных исповеданий Министерства внутренних дел. В составе нового министерства были Департамент по делам Православной церкви и Департамент по делам инославных и иноверных исповеданий (СУ. 1917. № 190. 10 августа. Отд. 1. Ст. 1134. С. 1985–1986; ВВП. 1917. № 127. 10 августа. С. 1; ЦВ. 1917. № 34. С. 280–281). [11] Один машинописный подлинник и два типографски напечатанных экземпляра этого «Представления» хранятся: ГА РФ. Ф. 1779. Оп. 1. Д. 1424. Л. 1–24, Д. 1437. Л. 1А–93 [подлинник], 94–117. «Представление», подписанное министром исповеданий А.В. Карташёвым и исполняющий делами директора Департамента по делам инославных и иностранных исповеданий Министерства исповеданий, вице-директором Г.Н. Тарановским, состоит из следующих разделов: «Изложение дела» (фактически – историко-юридической справкой, составленной в виде очерка), «Соображения» и «Заключение» (ГА РФ. Ф. 1779. Оп. 1. Д. 1437. Л. 1А–79, 94–113). («Соображения», составленные от лица Совещания по старообрядческим делам, в свою очередь, делились на части: «О признании старообрядческой Белокриницкой иерархии», «О признании старообрядческого согласия Белокриницкой иерархии в качестве особой в государстве христианской церкви», «О наименовании старообрядческой церкви Белокриницкой иерархии», «О предоставлении Древле-православной церкви Белокриницкой иерархии права проповедания веры», «Об освященном соборе Древле-православной церкви, имеющей Белокриницкую иерархию», «О предоставлении епархиям Древле-православной церкви, имеющей Белокриницкую иерархию, прав юридического лица», «Об определении на места священно- и церковнослужителей в приходы Древле-православной церкви, имеющей Белокриницкую иерархию», «О приходах Древле-православной церкви, имеющей Белокриницкую иерархию», «О правах прихода как юридического лица», «О составе прихода», «О епархиальных и всероссийских съездах», «Органы приходского управления», «Общее собрание и Попечительство прихода», «О ведении метрических книг», «Об устройстве монастырей», «О преподавании Закона Божия», «О военных старообрядческих священниках».) К «Представлению», в качестве его составной части, прилагалось «Положение о Древле-православной церкви, имеющей Белокриницкую иерархию» (ГА РФ. Ф. 1779. Оп. 1. Д. 1424. Л. 20об.–24, Д. 1437. Л. 80–93, 113–117). [12] Одним из оснований для применения в законодательных актах Российской империи к Православной российской церкви термина «господствующая» было следующее обстоятельство. Вместе с ней и другие российские конфессии, находясь под императорским контролем, пользовались как защитой со стороны государства, так и рядом привилегий. После Православной российской церкви самой привилегированной в Российской империи была Евангелическо-лютеранская церковь, особенно там, где она являлась вероисповеданием большинства населения: в Великом княжестве Финляндском, в Эстляндской, Лифляндской и Курляндской губерниях. Так что в определённом смысле государственными конфессиями могли считаться и другие привилегированные конфессии. Но господствующей была одна – Православная, к которой по официальной статистике принадлежало свыше 2/3 населения Российской империи и в силу Основных законов – император (ПЭ. 2006. Т. XII. С. 179). Статус «господствующей» de jure существовал у Православной церкви до 21 января 1918 г., т. е. до опубликования советского декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Однако de facto он был «утерян» после выхода постановлений Временного правительства «О свободе совести» от 14 июля 1917 г. [13] Грузинская православная церковь – одна из старейших ветвей вселенской Православной церкви: в V в. стала автокефальной (независимой). Возглавляется католикосом – патриархом всей Грузии. После вхождения Грузии в 1801 г. в состав России сан католикоса был упразднён, а глава грузинского духовенства, именуемый митрополитом Мцхетским и Карталинским, получил сан экзарха (титул главы самостоятельной православной церкви). В 1818 г. статус грузинского католикосата был изменён на грузинский экзархат, объединявший пять епархий: Грузинскую, Имеретинскую, Сухумскую, Гурийско-Мингрельскую и Владикавказскую. На волне политических событий первых дней весны 1917 г., уже 12 марта, на состоявшемся в г. Мцхете церковном соборе часть епископов Грузинского экзархата, а также представители клириков и мирян в одностороннем порядке провозгласили о восстановлении автокефалии Грузинской церкви. 27 марта Временное правительство постановило признать автокефалию, но в качестве «национально-грузинской» Церкви, которой не должны были подчиняться негрузинские приходы (СУ. 1917. № 77. 8 апреля. Отд. 1. Ст. 440. С. 657; ВВП. 1917. № 18. 28 марта. С. 1; ЦВ. 1917. № 9-15. С. 63–64). Окончательное установление правового положения Грузинской православной церкви предоставлялось Учредительному собранию. Соответственно, в марте 1917 г. помимо «господствующей» Православной российской церкви в России появилась ещё одна православная церковь – Грузинская. (См.: [Коллектив авторов.] Грузинская православная церковь // ПЭ. 2006. Т. XIII. С. 191–321; Соколов А.В. Временное правительство и Православная церковь на Кавказе (февраль–октябрь 1917 г.) // Каптеревские чтения. Вып. 10. Сб. статей /Отв. ред. М.В. Бибиков. М., 2012. С. 339–358.) [14] В тот же день, 3 октября, на страницах правительственной газеты было опубликовано информационное сообщение, что Департаментом по делам инославных и иноверных исповеданий Министерства исповеданий разрабатываются законопроекты об изменении действующего законодательства по делам старообрядцев, приемлющих священство, переходящее от господствующей (Православной) церкви и об изменении действующего законодательства по делам старообрядцев поморского и старопоморского согласия (ВВП. 1917. № 167. 3 октября. С. 3). [15] Тот 48-й (последний) пункт проекта «Положения» гласил: «Древлеправославной Церкви, имеющей Белокриницкую иерархию, предоставляется право на получение средств от Государства, наравне с другими христианскими церквами» (ГА РФ. Ф. 1779. Оп. 1. Д. 1437. Л. 93, 117). [16] ГА РФ. Ф. 1779. Оп. 1. Д. 28. Л. 122–130об.; Журналы заседаний Временного правительства. Т. 4. С. 256. [17] В делах ГА РФ выявлены два экземпляра представления Юридического совещания управляющему делами Временного правительства, в котором говорится о направлении Временному правительству, в составе двух других, законопроекта «Об изменении действующего законодательства по делам старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию». Документ оформлен по стандартной форме Юридического совещания: напечатанная типографским способом «шапка», к которой машинописью добавлены названия трёх законопроектов. В левом нижнем углу обоих экземпляров значатся регистрационный «№ 427» и дата: «15 ноября 1917 г.» (номер, день и месяц проставлены чернильной ручкой, рукой неустановленного лица). Чьи-либо подписи под документом не значатся ( ГА РФ. Ф. 1792. Оп. 1. Д. 21. Л. 202, Д. 23. Л. 13). Однако верхняя датировка публикуемого пакета документов «15 ноября» представляется в данном случае не вполне корректной, поскольку может быть объяснима малым «интересом» советской власти ко «второстепенным» по важности учреждениям свергнутого 25 октября Временного правительства, чиновники которых некоторое время продолжали работать. № 1 Представление Юридического совещания при Временном правительстве Временному правительству законопроекта Министерства исповеданий об изменении действующего законодательства по делам старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию Не ранее 18 октября – не позднее 25 октября 1917 г. Юридическое совещание, рассмотрев в заседании 18 октября 1917 года предположения Министерства исповеданий об изменении действующего законодательства по делам старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию, постановило представить на усмотрение Временного правительства прилагаемый при сем проект постановления. Председатель Н. Лазаревский Заведывающий [1] делопроизводством Н. Мазаракий ГА РФ. Ф. 1792. Оп. 1. Д. 23. Л. 14. Машинопись. Автографы. Подлинник; Там же. Д. 21. Л. 210, 244. Машинопись. 2-й и 3-й экз. Незаверенные копии. [1] Здесь и далее слово «заведывающий» (вместо современного «заведующий») приводится в соответствии с источниками. № 2 Проект постановления Временного правительства «Об установлении положения о Древле-Православной церкви, имеющей Белокриницкую иерархию», представленный Юридическим совещанием при Временном правительстве Временному правительству Не ранее 18 октября – не позднее 25 октября 1917 г. ПРОЕКТ ПОСТАНОВЛЕНИЯ Об установлении положения о Древле-Православной церкви, имеющей Белокриницкую иерархию I. Присвоить старообрядческому согласию Белокриницкой иерархии официальное в законе наименование: «Древле-Православная Церковь, имеющая Белокриницкую иерархию». II. В изменение и дополнение подлежащих узаконений установить прилагаемое при сем Положение о Древле-Православной церкви, имеющей Белокриницкую иерархию. Председатель Н. Лазаревский Заведывающий делопроизводством Н. Мазаракий ГА РФ. Ф. 1792. Оп. 1. Д. 23. Л. 15. Машинопись. Автографы. Подлинник; Там же. Д. 21. Л. 211, 245. Машинопись. 2-й и 3-й экз. Незаверенные копии. [/more]

Ответов - 1

САП: Приложение к № 2 Проект «Положения о Древле-Православной церкви, имеющей Белокриницкую иерархию» Не ранее 18 октября – не позднее 25 октября 1917 г. 1. Действия настоящего положения распространяются на последователей Древле-Православной церкви, имеющей Белокриницкую иерархию. 2. Последователи Древле-Православной церкви, имеющей Белокриницкую иерархию, пользуются на общем основании полною и неграниченною свободою исповедания и проповедания веры и, в частности, свободою отправления богослужения, устройства крестных ходов и других церковных шествий, постройки храмов и образования церковных приходов. 3. Высшее управление Древле-Православной церкви, имеющей Белокриницкую иерархию, принадлежит Освященному собору, созываемому и действующему по церковным правилам и состоящему из епископов и представителей клира и мирян. 4. Ведению Освященного собора подлежат все дела веры, богослужения, церковного управления и канонического суда, а также открытие новых епархий, переустройство существующих и замещение вдовствующих. 5. Об открытии новых епархий и переустройстве существующих, об определении епископов или временно заведывающих на епархии и об освобождении их от управления епархиями Освященный собор доводит до сведения Министерства исповеданий чрез высшего иерарха Древле-Православной церкви, имеющей Белокриницкую иерархию. 6. Иерархия Древле-Православной церкви, имеющей Белокриницкую иерархию, разделяется на три чина: епископов, священников и диаконов, с соответствующими каждому чину степенями. 7. Епархия Древле-Православной церкви, имеющей Белокриницкую иерархию, пользуется правами юридического лица, имуществом епархии ведает Епархиальный совет во главе с епископом, или его уполномоченным. Уполномочия устанавливаются письменными предписаниями епископа с приложением печати. 8. В состав Епархиального совета входят по своему званию епархиальный епископ и не менее пяти лиц, избранных епархиальным съездом сроком на три года из числа имеющих право голоса на приходских собраниях. О составе Епархиального совета доводится до сведения Министерства исповеданий. 9. Священно- и церковнослужители Древле-Православной церкви, имеющей Белокриницкую иерархию, как белого, так и монашествующего духовенства, пользуются правами и преимуществами, присвоенными по закону священно- и церковнослужителям всех христианских церквей. Примечание. Доказательством звания священно- и церковнослужителя служит ставленная [1] грамота или свидетельство, выданное епархиальным епископом. 10. Об определении на места, о перемещении и освобождении от должности священно- и церковнослужителей прихода епархиальный епископ сообщает местной гражданской власти. 11. Назначение на должности военных священников Древле-Православной церкви, имеющей Белокриницкую иерархию, совершается местною епархиальною властью по соглашению с Военным министерством. 12. Приходам Древле-Православной церкви, имеющим Белокриницкую иерархию, предоставляется, но основании общих гражданских законов, [право] [2] приобретать и отчуждать имущества, заключать договоры, вступать в обязательства, а также вчинять иски и отвечать на суды по делам прихода, с соблюдением правил, установленных для казённых учреждений. 13. Приходы Древле-Православной церкви, имеющей Белокриницкую иерархию, имеют право: 1/ строить храмы, моленные, часовни и колокольни, и устраивать кладбища, 2/ открывать и содержать благотворительные и просветительные учреждения, 3/ устраивать всякого рода вспомогательные заведения по изготовлению предметов, потребных для осуществления целей прихода /типографии, свечные заводы и т. п./, и 4/ образовывать капиталы и принимать пожертвования всякого рода. Примечание. Постройка и ремонт храмов, часовен и моленных подчиняются общим правилам, причём не требуется никаких разрешений гражданской власти, кроме утверждения планов с технической стороны учреждением, осуществляющим в губернии техническо-строительный надзор. 14. По долгам прихода взыскание не может быть обращено на принадлежащие приходу Древле-Православной церкви, имеющей Белокриницкую иерархию, храмы, моленные, колокольни, другие здания, предназначенные для совершения богослужения и молитв, а равно святые иконы, священные и богослужебные книги и вообще все предметы, которые относятся к богослужению и молитвословию. II. О приходах Древле-Православной церкви, имеющей Белокриницкую иерархию [3] 15. Приход Древле-Православной церкви, имеющей Белокриницкую иерархию, есть церковное общество при храме или моленной, имеющее целью удовлетворение религиозно-нравственных, просветительных и благотворительных целей и находящееся в общении с местным епархиальным епископом. 16. Приходы Древле-Православной церкви, имеющей Белокриницкую иерархию, открываются с благословения местного епархиального епископа. Об открытии прихода попечительством доводится до сведения подлежащей гражданской власти, после чего приходы пользуются правами юридического лица. Приходы могут объединяться, как в епархиальные, так и всероссийские съезды с постоянными советами, также пользующиеся правами юридического лица. Существующие старообрядческие общины переименовываются в приходы. 17. Членами прихода считаются лица обоего пола, записанные попечительством в особую приходскую книгу и признанные таковыми общим собранием прихода. 18. Делами прихода заведует общее собрание прихожан и, по его уполномочию, попечительство. Попечительство о своём избрании уведомляет гражданскую власть. III. Общее собрание 19. Право голоса в общем собрании принадлежит членам данного прихода, достигшим двадцатилетнего возраста, кроме лиц, указанных в статье 14 Временного положения 21 мая 1917 года о волостном земском управлении /Собр. узак., ст. 655/, а также лишённых общим собранием означенного права. 20. Ве?дению общего собрания прихода подлежат: 1/ избрание кандидатов в священно- и церковнослужители прихода; 2/ избрание членов попечительства прихода; 3/ составление наказов попечительству прихода; 4/ рассмотрение приходских книг и признание вновь записанных в приходскую книгу лиц членами прихода; 5/ лишение членов прихода права голоса в общих собраниях на определённый срок за проступки или предосудительное поведение; 6/ рассмотрение вопросов об устроении и сооружении храмов, моленных, часовен и колоколен с церковным звоном, о ремонте храмов и всех сооружений прихода и об устройстве кладбищ; 7/ основание благотворительных, просветительных и вспомогательных учреждений и издание для них в пределах закона правил внутреннего распорядка и инструкций; 8/ утверждение на предстоящий год сметы доходов и расходов, если таковая установлена; 9/ установление сборов с членов прихода и разрешение совершения займов от имени прихода; 10/ составление капиталов и приём пожертвований с утверждением условий таковых; 11/ установление общих условий, на основании коих попечительство в праве заключать от имени прихода договоры и вступать в обязательства; 12/ разрешение вопросов о приобретении и отчуждении недвижимых имуществ и 13/ избрание членов Проверочной комиссии. Примечание 1. В случае прекращения существования прихода, дальнейшее употребление имущества, за исключением имеющего определённое назначение, указывается общим собранием прихода, с согласия епархиального епископа. При несогласии епископа с решением общего собрания прихода, вопрос переносится на решение Освященного собора. Примечание 2. Определение общего собрания об отчуждении и об отдаче в наём на срок более двенадцати лет недвижимого имущества прихода приводится в исполнение с согласия епархиального епископа. 21. Общие собрания прихода бывают обыкновенные и чрезвычайные, о созыве их объявляется не менее как за две недели до дня собрания, порядком, изложеннм в статье 23 сего положения. 22. Общие собрания обыкновенные назначаются попечительством раз в год не позднее апреля месяца; чрезвычайные собрания созываются или по усмотрению попечительства, или по письменному требованию за подписью не менее одной десятой части всех членов прихода, имеющих право голоса, или по требованию Проверочной комиссии, или по предложению местного епископа. В этих случаях, при соответствующем требовании, указываются вопросы, вносимые на общее собрание, причём попечительство обязано созвать общее собрание в установленные статьёю 21 срок. 23. О времени, месте и предметах занятий общих собраний прихода вывешиваются на дверях храма или моленной, не менее как за две недели до назначенного дня собрания, объявление о его созыве. 24. Для действительности общего собрания прихода требуется присутствие в нём не менее одной трети членов прихода, имеющих право голоса. Если общее собрание не состоится, за отсутствием законного числа членов, то созывается вторичное собрание не ранее, как через семь дней, которое считается действительным при всяком числе прибывших членов прихода. 25. Все вопросы, за исключением указанных в следующей (26) статье, разрешаются общим собранием прихода простым большинством голосов законного состава сего собрания. 26. Для решения вопросов о лишении членов прихода права голоса на определённое время, о возмездном приобретении и об отчуждении недвижимого имущества и капиталов и о заключении займа от имени прихода, необходимо постановление решения [4] большинством двух третей присутствующих членов прихода. 27. Порядок и способ голосования по вопросам, относящимся к предметам ведения общего собрания прихода, определяется собранием по его усмотрению. Закрытое голосование в общем собрании прихода производится при разрешении вопросов о выборе должностных лиц прихода и о назначении им содержания или пособия. Во всех прочих случаях закрытое голосование производится по требованию не менее одной пятой части наличного состава собрания. Примечание. Закрытым голосованием признаётся также подача записок. 28. Общие собрания прихода открываются председателем попечительства прихода, а в его отсутствии – его заместителем, после чего собрание избирает простым большинством из своей среды председателя собрания и секретарей. 29. На каждом общем собрании прихода избранными секретарями составляется запись постановлений, которая подписывается обязательно председателем и секретарями общего собрания, и не менее как тремя членами прихода из присутствующих на собрании. Пересмотр постановлений, принятых общим собранием, может быть произведён в новом общем собрании, созванном по предложению местного епископа. Примечание. Члены прихода, в случае нарушения их гражданских прав действиями общих собраний, имеют право иска на общем основании /Св. зак., Т. XVI, Ч. 1 Уст[ава] гражд[анского] суд[опроизводства], изд. 1914 г., ст. 1 и прим./. IV. Состав приходского попечительства и его обязанности 30. В состав попечительства прихода входят по своему званию священнослужители храма и не менее пяти лиц из членов прихода, избираемых сроком на три года из числа имеющих право голоса на общих собраниях. 31. Попечительство прихода из своей среды избирает на срок выбора попечительства председателя и по крайней мере одного заместителя председателя. За отсутствием председателя в попечительстве председательствует заместитель председателя. 32. На попечительство прихода возлагается: 1/ представительство от лица прихода; 2/ ежемесячная поверка и засвидетельствование метрических книг о родившихся, бракосочетавшихся и умерших; 3/ приведение в исполнение постановлений общего собрания прихода; 4/ составление сметы расходов и приходов на предстоящий год, если таковая смета установлена; 5/ содержание храмов, моленных, часовен, кладбищ, благотворительных, просветительных и иных учреждений прихода; 6/ хранение принадлежащих приходу капиталов и имуществ, заведывание оными и вспомогательными заведениями, а также отчётность; 7/ приём пожертвований и пособий, добровольно предоставленных храмам, моленным и благотворительным и просветительным заведениям, а также заведывание пожертвованиями; 8/ совершение по постановлению общего собрания актов на приобретение имуществ и на отчуждение таковых; 9/ избрание и уполномочие поверенных по делам прихода, и 10/ сообщение подлежащему начальству уставов, основываемых при приходе благотворительных и просветительных учреждений. 33. Поверочная комиссия избирается не менее как в числе трёх членов сроком на три года из числа лиц, имеющих право голоса на общих собраниях. Поверочная комиссия представляет доклады общему собранию прихода. 34. Приход имеет печать, отпечаток которой представляется гражданской власти для сведения. V. О ведении метрических книг 35. Ведение метрических книг о родившихся, бракосочетавшихся и умерших возлагается на священнослужителей. 36. Записи родившихся скрепляются подписью восприемников или одною из них, о бракосочетавшихся – бракосочетавшимися супругами и свидетелями не менее двух, и об умерших – лицом, заявившим о смерти. 37. Выпис[к]и из метрических книг выдаются священнослужителями за подписями их и уполномоченного приходского попечительства с приложением печати. 38. Приходские попечительства обязаны ежемесячно проверять метрические книги. 39. Метрические книги заготовляются по установленной Министерством исповеданий форме. Епархиальными советами. 40. По окончании каждого года засвидетельствованные копии метрических книг представляются в Епархиальный совет. 41. Епархиальному совету принадлежит право ревизовать во всякое время ведение метрических книг в приходах. VI. Об устройстве монастырей 42. Последователям Древле-Православной церкви, имеющей Белокриницкую иерархию, предоставляется устраивать всякого рода монастыри с правами юридического лица. Об открываемом монастыре епископ доводит до сведения местной гражданской власти. 43. Монастыри имеют печать, отпечаток которой сообщается гражанской власти для сведения. 44. Монашествующие, принявшие пострижение, именуются принятым при постриге именем. 45. На монашествующих Древле-Православной церкви, имеющей Белокриницкую иерархию, распространяются права и ограничения, установленные для монашествующих Православной церкви. VII. О преподавании Закона Божия 46. Во всех учебных заведениях, где нет преподавания Закона Божия Древле-Православной церкви, имеющей Белокриницкую иерархию, может быть организовано родителями или опекунами учащихся преподавание Закона Божия. 47. Законоучители Древле-Православной церкви, имеющей Белокриницкую иерерхию, определяются на места учебным начальством по соглашению с местным епископом. Примечание. Требование образовательного ценза не распространяется на законоучителей Древле-Православной церкви, имеющей Белокриницкую иерархию. 48. Право надзора за преподаванием Закона Божия Древле-Православной церкви, имеющей Белокриницкую иерархию, принадлежит епископу или его уполномоченному. 49. Древле-Православной церкви, имеющей Белокриницкую иерархию, предоставляется, как и другим христианским церквам, право на получение средств от государства. Председатель Н. Лазаревский Заведывающий делопроизводством Н. Мазаракий ГА РФ. Ф. 1792. Оп. 1. Д. 23. Л. 16–24. Машинопись. Автографы. Подлинник; Там же. Д. 21. Л. 212–220, 246–254. Машинопись. 2-й и 3-й экз. Незаверенные копии. [1] Так в тексте. В современной церковной практике грамоты называются «ставленническими». [2] Слово, очевидно, пропущено в источнике. [3] В источниках отсутствуют как номер, так и название предыдущего (I-го) раздела Проекта «Положения…». [4] Так в тексте. Стилистика предложения сохранена. http://www.portal-credo.ru/site/?act=lib&id=3600



полная версия страницы