Форум » Выставки, концерты, симпозиумы, презентации посвященные Староверию » Выставка в Питере: «Азбука духовная. Старообрядческий рисованный лубок» » Ответить

Выставка в Питере: «Азбука духовная. Старообрядческий рисованный лубок»

САП: На выставке, открывающейся 15 апреля 2013 г. в 16.00, будет представлено принадлежащее Музею истории религии уникальное собрание старообрядческого рисованного лубка XVIII–XIX вв. В состав экспозиции также войдут старообрядческие рукописные книги, иконы поморского письма, предметы декоративно-прикладного искусства: медное литье, резьба по дереву, шитье – более 100 экспонатов представляющих религиозные традиции и культуру старообрядчества. Основу музейного собрания старообрядческих лубков составляют памятники, поступившие в музей в 1939 г. из коллекции В.Г. Дружинина - известного исследователя старообрядчества. Дружинин, по существу, стал первым, кто сумел увидеть в изделиях отдаленных северных скитов произведения искусства, составляющие неотъемлемую часть отечественной материальной культуры. Большинство представленных на выставке произведений - работы мастеров одного из крупнейших центров старообрядцев-беспоповцев Выговской поморской пустыни. Возникший на рубеже XVII-XVIII вв., монастырь стал идейным и культурным центром старообрядцев поморского согласия – «поморским Иерусалимом». Здесь в первой четверти XVIII в. зародилось искусство рисованного лубка. Возникновение этого своеобразного вида народного творчества было связано с настоятельной потребностью идеологов старообрядчества в популяризации идей и сюжетов, обосновывавших приверженность «древлему благочестию». Потребность в наглядной апологии способствовали поискам соответствующей формы. В народном искусстве уже существовали апробированные образцы, которые отвечали этим требованиям – лубочные картинки, соединявшие на одном листе текст и изображение, слово и образ. Поскольку техника печатного лубка была для старообрядцев недоступна вплоть до начала XX в., то в их среде стало развиваться искусство рисованных картинок. Их обычно вешали на стенах домов или молелен. Рисованный лубок не знал ни тиража, ни печати – он целиком исполнялся мастерами с начала и до конца от руки. Художники работали жидкой темперой по предварительно нанесенному легкому карандашному рисунку. Тематика рисованных картинок, представленных на выставке, весьма разнообразна. Среди них есть портреты настоятелей Выговской обители, иллюстрации к рассказам и притчам из литературных сборников, картинки, предназначенные для чтения и песнопения, настенные календари-святцы. Искусство рисованного лубка в историко-культурологическом аспекте стоит в одном ряду с такими видами народного творчества, как гравированный лубок, книжная миниатюра, роспись по дереву. В состав выставки вошли шедевры музейного собрания – лубки, созданные на Выге в 1800-х – 1830-х гг., когда искусство рисованных картинок достигло наивысшего расцвета – и другие уникальные памятники старообрядческой культуры. В их числе – живописное полотно неизвестного художника «Спор о вере». Картина создана на основе аналогичного лубочного рисунка, изображающего отличия в обрядах между старообрядцами и «никонианами». Во время работы выставки в Музее истории религии состоится: 20 апреля, 11.00-17.00. День старообрядческой культуры. 23 апреля, 19.00. Экскурсия-лекция «Слово и образ: старообрядческий рисованный лубок». http://gmir.ru/news/3/1342.html http://gmir.ru/info/workhour/

Ответов - 1

mihail:



полная версия страницы