Форум » Книжница » Никола Позднев. В поисках истины. » Ответить

Никола Позднев. В поисках истины.

андрей: https://docs.google.com/file/d/1dH9cow8NahcN8lRSXfXEmTZxnHx0khKk7odv0JXq0fU-FxY2BxGJHLJb_JzA/edit?pli=1

Ответов - 26

slava s: Документы о присоединении Николы Присоединение Николая Позднева вызвало у значительной части старообрядцев-беглопоповцев стремление как можно точнее узнать, насколько канонически правильно произошло присоединение, и что собой представлял новоприсоединенный епископ. Поэтому до окончания подробных исследований многие беглопоповские приходы его не признавали и прилагали значительные усилия для установления истины. Вообще в 1920-х гг. новообрядческое духовенство из-за полного хаоса, который царил в новообрядчестве, довольно часто переходило к беглопоповцам. Во многих случаях, эти переходы не имели характера искреннего церковного единения и признания истинности старой веры, а носили своекорыстный и меркантильный характер в условиях нестабильной ситуации в новообрядческих приходах. Большая часть подобных переходов совершалась обновленцами и «сергианами» в 1923-1924 гг. При этом следует отметить, что у обновленцев, как, и у «сергиан», существовала программа «воссоединения» беглопоповских старообрядцев с новообрядческой церковью на правах единоверия, и на этих условиях многие из их духовных лиц получали разрешение на переход к беглопоповцам. Наличие подобной новообрядческой программы не может быть подвергнуто сомнению, так как о ее наличии говорили в в конце 1920-х гг. те священники, которые перешли из беглопоповства вновь к новообрядцам. Важно отметить, что нередко переходы поддерживались и благословлялись самим главой беглопоповской иерархии епископом Николой (Поздневым). Показателен в этом отношении пример тульского беглопоповского архимандрита Никона, который присоединился 30 октября 1927 г. к сергианам по благословению епископа Николы. Весной 1928 г. в Туле архимандрит Никон неоднократно публично рассказывал о причинах своего перехода к беглопоповцам и возвращения в никонианство. Подробный рассказ об этом содержится в двух письмах, направленных белокриницким священником о. Стефаном Коноваловым из Тулы в Москву архиепископу Мелетию Московскому и всея Руси. Мы публикуем эти письма, обнаруженные архиве Казанско-Вятской епархии РПСЦ в фонде епископа Казанско-Вятского и временно Самарско-Уфимского Филарета. Диакон Валерий Тимофеев ************************************************************************** АРХИВ КАЗАНСКО – ВЯТСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ ФОНД 1. ФОНД ЕПИСКОПА КАЗАНСКО-ВЯТСКОГО И ВРЕМЕННО САМАРСКО-УФИМСКОГО ФИЛАРЕТА ДЕЛО 11. ПЕРЕПИСКА ОБ ИЗДАНИИ КАЛЕНДАРЯ, ПО ДЕЛУ О. А. СТАРКОВА, ЕП. НИКОЛЫ (ПОЗДНЕВА), ВСЕСОЮЗНОМ СЪЕЗДЕ СТАРООБРЯДЦЕВ. – 1 МАЯ 1928 – 10 СЕНТЯБРЯ 1928. – На 10 листах. Л. 2. Копия 1-го письма[1] [2]ЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВУ БОГОЛЮБИВОМУ АРХИЕПИСКОПУ МЕЛЕТИЮ МОСКОВСКОМУ и всия РОССИИ преподаю пред всятыя стопы ног ваших и прошу прощение и Благословение и Святых Ваших молитв. Владыко святый хочу Вам сообщить старую новость, а именно: Я как-то Вам писал на днях о архимандрите Никоне беглопоповском. 19-го сего марта он в церкви Благовещения, что около старых рядов в городе Туле принес раскаяниев том, что он находился около 5 лет в расколе. Дело было так: на прошлой недели перед уходом его обратно в Никонианство, я ходил к нему и предложил ему прейти к нам, но он отказался, говорит, что»я страшно тяготился, что нахожусь в расколе, теперь ухожу от этого вороньего стада. Ведь это так называемые беглопоповцы ни что иное как самозброды, безчинники, совершенные идиоты. Хотя я имею на это разрешение от Преосвященного Ювиналия, Архиепископа тульского, которого выслали из Тулы, который разрешил мне перейти временно в раскол, что я и послушал его. Теперь я в скором времени возвращаюсь к своей матери Православной Церкви. А к вам я не намерен перейти». Я еще сказал: «Отче, а почему бы вам не попросить Архиепископа Николая Вашего , чтобы он дал Вам местечко, я думаю, что он Вам не откажет», а он мне говорит, что «я на днях видел его, он также страшно тяготится, и дал мне совет возвратиться обратно в лоно Православной Церкви, к которой я сам должен в скором времени возвратиться и принести раскаяние». Вот это ему сказал Архиепископ Николай. Конечно, я выслушал его, и он сказал мне: «Приходи в Церковь Благовещения 19-го и там все узнаешь». Правда я пошел. Вижу он стоит в оглашенных. После службы к нему подошел диакон и повел его к амвону. Он стал говорить так: «5 лет тому назад ко мне на квартиру пришли представители от старообрядцев и стали предлагать мне перейти к ним. Я конечно обратился к преосв. Ювиналию, который мне разрешил временно перейти к ним с той целью, чтобы увещать их дабы и они оставили бого- // Л. 2 об. противный раскол и были бы последователями стада Христовых овец. А если я не могу их уврачевать, то я должен возвратиться в лоно церкви Христовой, и безпрекословно должен занять свое священническое место, что я кончно и сотворил. Поступил к старообрядцам, а теперь отрясаю прах от ног своих, возвращаюсь обратно в лоно Православной Христовой Церкви». Затем стал читать бумаги, которые ему дал Преосв. Ювиналий, в которых действительно говорится, «я посылаю тебя к самочинникам старообрядцам, раскольникам, беглопоповского толка, дабы ты своей Пастырской мудростью наставил, уврачевал и привел бы их на путь истины Христовой» и т.д. Правда там много говорится о том, чтобы только уловить старообрядцев. Потом стал всячески их понасить. Говорил, как он на всех священнических действиях поминал преосв. Ювиналия. «Миро у меня было наше, которым я при крещении всех мазал». Напомянул и о Архиепископе Николае беглопоповском и сказал, что не в далеком будущем мы услышим радостную весть о Архиепископе Николае, который также вскоре раскается перед матерью Хр. Церковью. Который так же имеет разрешение от высшей духовной Православной власти для перехода, которая разрешила и благословила перейти временно в раскол для уврачевания заблудшихся овец стада Христова. Даже некоторое и духовенство намерено перейти из раскола в православие. Вот Владыко Святый, что я знаю, что слышал своими ушами то я вам и описываю. Правда народа в Церкви было много и даже поздравляли друг друга с торжеством. Правда мои знакомые никониане подходили ко мне и как бы с насмешкой говорили: вот одного хорошего пастыря старообрядцы лишились, а я им говорю: «одним жидом меньше». Они мне хотели бока натолочь. Им это не понравилось. Владыко святый Вы мне обещались прислать материалы по поводу Архиепископа николая, они мне очень нужны. Ах Владыко святый, если бы Вы видели Наших Тульских беглопоповцев, вы бы и то пожалели их. Они ходят как тараканы мореныя. Ведь после речи Архимандрита Никона, в которой он сказал открыто во свеуслышание, что «я своих беглопоповцев и миром Православным мазал, и масло освящал, поминал Православного архиерея, и причащал Православным причас- // Л. 3 тием, ну словом сделал их из старообрядцев беглопоповцев потаенными никонианами. Вот мы их и хлещем как попало, но они страшно удручены переходом Архимандрита. А более того, что он все раскрыл. И тако известив Вас Владыко Святый остаюсь, моля Бога о Вашем здравии и спасении. Священноиерей Стефан коновалов. 1928 года марта 21-го дня ст./ст. г. Тула ул. Бр. Жабровых. // Л. 4 Письмо 2-е[3] [4]Его Высокопреосвященномы Боголюбивому Архиепископу мелетию Московскому и всия России. Преподая пред святыя стопу ног Ваших прошу прощения мира и благословения. ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ. Владыко Святый я послал Вам письмо по поводу Архимандрита Никона Салещенского, т.е. беглопоповского, но незнаю получили Вы его или нет. Вот я маленькое добавление Вам пишу, то была беседа 19 марта, а теперь 9 апреля, в неделю Фомину. На кануне Фоминой в пятницу Светлой Недели я зашел в Спас-Церковь, которую Преосвященный Борис провозгласил собором. Так как в Туле есть в Кремле собор, но он в руках обновленцев, а теперь Тихоновский Собор это Спас-Церковь. В пятницу служил молебен вновь приехавший митрафорный протоиерей Глаголев из Ярославля. После молебна я подошел к бывшему беглопоповскому архимандриту Никону, который там присудствовал, и спрашиваю: «Отче, нет ли какой новости», он мне говорит: «Как вы со своим Мелетием любите новости». А я говорю: «А почему же, ведь вы знаете старообрядцев. Ведь старообрядцы всегда любят духовные новости». Он мне говорит: «Приходи в Церковь Благовещения 9-го к 12 дня, там я скажу». Я прихожу к 11 часов дня. Он стоит в одном епистрахиле в алтаре, но без действия. Почему – я не знаю, не то ему не разрешают, ну, словом, не знаю, и он ничего не сказал, на мой заданный ему вопрос – почему Вы не необлачены, он умолчал. После службы он сказал маленькую проповедь о неверии Апостола Фомы, коснулся апостола Петра, отрекшегося от - вот де и я, и т.д. Говорил хорошо, но все же кое-где касался себя. В одном месте сказал так: «есть люди нашей православной Христовой церкви, которые меня называют отступником от веры, но, братие православные, напрасно Вы меня так поносите. Вы прекрасно знаете, что я был в расколе с разрешения преосвященного Ювиналия. Вы видели мою грамоту, я Вам ее читал, если кто из Вас, православныи, не слышали этой грамоты, то я Вам ее сейчас же прочту», и стал читать (то же, что я Вам, Владыко Святый, писал). Прочел ту бумагу, положил в карман, достает другую и говорит: « А вот, православные, я лишь только получил бумагу от Преосвященного Архиепископа Николая, как я Вам и тогда говорил, что Архиепископ тоже тяготится, что находится в богопротивном расколе». Правда вытащил из кармана большое письмо и долго смотрел, а потом стал читать просто так: «Ваше Высокоприподобие о Архимандрит Никон поздравляю Вас с возвращением в лоно Православной Христовой Церкви. До глубины сердца рад, что Вы возвратились к матери нашей православной Хр. Церкви и т.д. Но я // Л. 4 об. Но я скорблю, что еще нахожусь здесь, но на все его святая воля, не уприде час и т.д.». Затем Арх. Николай благодорит Архимандрита Никона за подарок, который Никон Архиепископу Николаю прислал. Затем стал говорить: «Братие православные христиане, Вы скажете – какое наше дело выслушивать о подарках, но нет, это дорогой подарок, а именно, когда меня преосвященный Борис 1927 года октября 30-го дня присоединил к Хрис. Церкви и дал мен святое миро, которое я послал преосвященному Архиепископу Николаю, потому что у старообрядцев беглопоповского толка нет святого мира. У них есть старое, керосином разведеное, потому теперь масло как керосин, но они его разводят маслом, и вот с этой целью мен преосвященный Борис дал 10 ф., и я послал преосвященному Николаю святое миро, чтобы он снабдил все свое, ему подчиненное, духовенство. Вот о каком подарке говорится, и вот за какой подарок он благодарит». Я после видел Василия Никитича Салищева и Ивана Николаевича Карпова, с ними побеседовал, но они очень недовольны Никоном[5], что он открыл ларек. Владыко святый, беглопоповцы узнали, что у них миро никонианское, заявили, что крестить не будут, и вот уже вчера крестили у нас, и венчал я одного беглопоповца вчера 12 апреля, и так страшно убиты, что жаль их. Затем, когда окончилось все в церкви, ко мне подходят священники, конечно, они знакомые мне и говорят: «О. Стефан, вот архимандрит перешел к нам, переходи и ты к нам», а я им говорю, что о. Архимандрит никогда не был у нас и сейчас его нет у нас, он как был Ваш, так и сейчас Ваш, а я не был Ваш сроду и никогда не буду. Они засмеялись. А о. Никон сказал: «Правда, правда, о. Стефан». Я говорю: «Отче, дай мне это письмо от Архиепископа Николая или позволь мне копию с него снять», а он говорит: «Да я знаю для чего оно тебе. Ты его сейчас пошлешь Мелетию. Я знаю вашего Мелетия, это такая птица, что всему нашему, т.е. беглопоповскому духовенству зобы продолбил. Если бы не эта птица, то давно бы все беглопоповцы были бы в церкви Христовой, а то он нигде ходу не дает». Вот, владыко святый, похоже Вас беглопоповци[6] не любят, даже и после смерти мстят. Прости Христа ради, что я Вам надоедаю тульскими пустяками, а может быть, кому интересно. Остаюсь, моля бога о Вашем здравии. Священ. Стефан Коновалов. 13 апреля 1928 года. Съ Подлиннымъ верно: Архiепископъ Мелетiй[7]. Печать[8]// Л. 5 [1] Помета пером фиолетовыми чернилами каллиграфическим почерком. [2] Текст копии – слепая машинопись, оттиск – синий. [3] Помета пером, чернила – фиолетовые. [4] Текст документа – бледно фиолетовая машинопись. [5] В тексте – «Никаном». [6] Так! [7] Автограф вл. Мелетия фиолетовыми чернилами. [8] Круглая, d=55 mm, изображение храма-колокольни на Рогожском кладбище, слева от колокольни надпись – «Снами», справа – «Бгъ», легенда – «Бжiею млстiю смиренный Мелетiй старообрядческiй архiепископъ Московскiй». © Диакон Валерий Тимофеев, 2006 Публикации Наш сайт возобновляет публикацию материалов о Беглопоповской иерархии в 1920-х-1930-х гг. Публикуем материалы о присоединении к беглопоповцам обновленческого архиепископа Николая. О присоединении к беглопоповцам обновленческого архиерея Николая ПРЕДИСЛОВИЕ Настоящая публикация представляет собой ранее нигде не публиковавшиеся документы из архива епископа Казанско-Вятского и временно Самарско-Уфимского Филарета. Документы находились в одном конверте с надписью: «Дело о архiепископе Николае съ беглопоповцами», надпись выполнена рукой епископа Филарета. В деле находятся уникальные документы – свидетельство новообрядческого Тверского митрополита патриаршей церкви Серафима о том, что Бывший викарий Саратовской епархии Епископ Балашевский Николай (Позднев) соборным постановлением 14-ти архиереев, во главе с патриархом Тихоном был осужден и запрещен в священнослужении, как уклонившийся в обновленчество, еще в июле 1923 года, т.е. за три месяца до перехода к «беглопоповцам» (Л.6, ) копии указов обновленческого синода Российской православной церкви о поставлении Николая (Позднева) обновленческим Самарским епископом (Л.5); копии прошений епископа Николая в обновленческий синод о разрешении ему поступить к беглопоповцам в качестве епископа и его обязательства «объединить всех раскольников и сблизить их» с обновленческой церковью, а также его обязательство до конца жизни пребывать в молитвенном общении с обновленческой церковью (Л.7,8,10). материалы о двукратном присоединении епископа Николая Саратовского от обновленчества к «беглым» (Л.3, 4); протокол заседания обновленческого синода с разрешением и условиями перехода еп. Николая к «беглым». Большой интерес представляет отчет о духовном исследовании по делу еп Николая, предпринятом в 1924 г. беглопоповцем М.И. Чухлонцевым по поручению беглопоповских общин «Стародубских посадов, Клинцов, Новозыбково, Климово, Лужков, Воронок, Ветки, Киева, Одессы и прочих мест России», в котором беспистрастно свидетельствуется самими беглопоповцами, что еп. Николай был действительно запрещен в служении до перехода к старообярдцам (Л. 19-21 об.). Чрезвычайно важно также свидетельство беглопоповского священника, который просит владыку Филарета воссоединить его в Христовой Церковью, так как новообретенный беглопоповцами епископ Никола продолжает отставаться обновленцем – «словом он именует себя старообрядческим, но старообрядческим постановлениям при каждой возможности противится и проводит идеи обновленческия» ( Л.24-24 об.). В целом комплекс документов дает полную картину того, каким образом и по каким причинам перешел к «беглым» обновленческий епископ Николай, изучив их каждый христианин может сделать для себя вывод о корне и основании «беглопоповской иерархии». Диакон Валерий Тимофеев ФОНД ЕПИСКОПА КАЗАНСКО-ВЯТСКОГО И ВРЕМЕННО САМАРСКО-УФИМСКОГО ФИЛАРЕТА ДЕЛО О ЕПИСКОПЕ НИКОЛЕ И БЕГЛОПОПОВЦАХ ДЕКАБРЬ 1925 Г. – НА 24 ЛИСТАХ. Л. 1 Дело о архiепископе Николае съ беглопоповцами[1] // Л. 2 Б.М. МЕЛЕТIЙ СТАРООБРЯДЧЕСКIЙ Г.I.Х.С.Б.П.Н.[2] АРХIЕПИСКОПЪ МОСКОВСКIЙ Москва, Рогожское кладбище Дек. 12 дня 1925 г. Янв. 1 Ваше Преосвященство № 972 Боголюбивийший Владыко Филарет! Вчера я получил от вас полнейший отчет о поездке вашей по Самарской епархии, от души радуюсь вашему благополучному об!езду[3] и сердечно благодарю вас за великия ваши труды и за мудрое ваше внушение и учение православных наших христиан, спаси вас Христос. Теперь еще к вам моя великая просьба, дело в следующем: Уральский представитель ездил в первых числах к священнику Кирилу Вдовину для переговоров и убеждения свящ. Кирила принять сан епископа возможно скорея, я посылал с представителем от себя письмо свящ. Кир. После всех их разговоров священник Кирил сказал последнее слово: «Переговорю с своим епископом, и как он скажет, так и будет, т.е. если он меня благословит, то и я соглашусь». Вот теперь, Владыко, дело за вами. Прошу вас благословить его на это неотложное и святое дело. Теперь еще предлагаю вам новое дело. Недавно мне присылал письмо, а вчера был личьно некто беглопоповский // Л. 2 об. священник Василий Петров, служивший в гор. Царицын и в пре[д]елах[4] нашей родины, а теперь предлагает свои услуги к вам в Чистополь, это его там родина, и он хочет создать приход около Чистополя из беглопоповцев и наших, человек он совершенно одинокий. А теперь он поехал пока на хутор Атаманский Молод. станицы, но он пока там будет беглопоповцем, он был и у вас в Казане, виделся с отцом Алексеем, я его совершенно не знаю каков он, он оставил у мене вам прошение, каторое и прилагаю при сем[5]. Из беглопоповских архиереев епископ Климент присоединился к нам, имы[6] ему поручили об’езд беглопоповских приходов. Если писать подробно, то на это много нужно времени, а у меня пока его нет. Итако брацки приветствую вас о Христе любовию с пожеланием вам здравия и спасения Смиренный Мелетiй Архиепископ Московскiй[7].// Л. 3 Б.М. № 224 еп. Филорет* МЕЛЕТIЙ СТАРООБРЯДЧЕСКIЙ Г.I.Х.С.Б.П.Н.[8] Ксему № 225** АРХIЕПИСКОПЪ МОСКОВСКIЙ Москва, Рогожское кладбище Дек. 23 дня 1925 г. Янв. 5 ВАШЕ ПРЕОСВЯЩЕНСТВО № 983 БОГОЛЮБИВЕЙШИЙ ВЛАДЫКО ФИЛАРЕТ! Письмо Ваше от 14 декабря я получил, в котором Вы просите сообщить Вам о еп. Клименте, присоединившемся от беглопоповцев, об нем мною было Вам послано письмо раньше и вы его, вероятно, его уже получили. Относительно того, что арх. Николай присоединялся к беглопоповцам два раза, это было так: первый раз он перешел к ним и проклинал ереси 11 октября стараго стиля, но мироопомазание над ним не было и он опять ушел в обновленчество и там служил и ставил священника, а потом второй раз перешел 22 октября 1923 г. окончательно. При сем прилагаю документ о переходе его первый раз: «Извлечение из чина принятия арх. Николая». Первый раз проклинал ереси перед архимандритом Климентом ныне епископом, который теперь к нам перешел, оба присоединения были совершены по старому стилю. И тако приветствую Вас братскою любовию с пожеланием Вам здравия и спасения. +И поздравляю васъ съ праздником Рожества Христова и желаю вам благ. Смиренный Мелетiй Архиепископ Московскiй+[9]. // Л. 4 № 984 № 225. Еп. Филоретъ. ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ ЧИНОПРИЕМА АРХИЕПИСКОПА НИКОЛАЯ БЕГЛОПОПОВСКАГО. Аз Архиепископ Николай от Никонианския ереси всею душею моею приступаю ко истинней……….[10] Вся прочая иныя явленныя и не явленныя ереси, и всех ересеначальников, и безбожию поучающихся и всех единомудрствующих помощников их и последующим и хвалящих их: сих всех проклинаю, и в настоящее время в новой и живой церкви внесенныя ереси проклинаю и отрицаюся и отмущуся от них и причитаюся к Христу. Октября 11 дня 1923 года. Принимаю и об”являю свое отречение, как изложено выше. НИКОЛАЙ Архиепископ Саратовский-Петровский. М.П. С подлинным верно: священноинок Климент. С подлинной копии верно: священник Тимофей Димитриев. Саратов 1-го Октября 1925 года. Съ Подлиннымъ верно. Архiепископ Мелетiй[11]. Печать[12]// Л. 5 № 119. Еп. Фило Апр. 24[13] КОПИЯ[14] СВЯТЕЙШИЙ СИНОД РОССИЙСКОЙ УКАЗ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ. СВЯЩЕННАГО СИНОДА Сентября 5 дня 1924 года Преосвященному НИКОЛАЮ № 2004 Епископу Саратовскому Гор. Москва Самотека,Троицкое Подворье Постановлением Священнаго Синода от 31 августа сего года Вы, Ваше Преосвященство, назначены правящим Епископом Саратовской епархии с указанием, что Единая Церковная власть есть Священный Синод и всякаго рода распоряжения, исходящие не от Синода не имеют никакой силы. О сем Священный синод поставляет Ваше Преосвященство в известность к исполнению. Председатель Св. Синода. Председатель Администр. Отд. Св. Синода. Печать С. Синода. Секретарь-Член Св. Синода. С подлинным верно: Секретарь-Член Св. Синода Профессор С. Зарин. // Л.6 № 12 - - - - и № 174. [15]Бывший викарий Саратовской епархии Епископ Балашевкий Николай (Позднев) соборным постановлением 14-ти архиереев, во главе с Святейшим Патриархом, осужден и запрещен в священнослужении, как уклонившийся в обновленчество, еще в iюле 1923 года. Серафим Митрополит Тверской Печать М. Серафима 20 марта 1925 года. Съ Подлиннымъ верно. Архiепископ Мелетiй[16]. Печать[17]// Л. 7 КОПИЯ[18] В СВЯЩЕННЫЙ СИНОД ПРАВОСЛАВНОЙ РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ НИКОЛАЯ, АРХИЕПИСКОПА САРАТОВСКАГО И ПЕТРОВСКАГО ПРОШЕНИЕ В виду крайне тяжелых душевно-нравственных и материальных обстоятельств, сложившихся в моей жизни в настоящее время, вследствие желания моих врагов удалить меня с занимаемого мною места, покорнейше прошу Священный Синод разрешить мне перейти с сущем сане к староверам-старообрядцам, приемлющих священство от Православной Церкви, чтобы об”единить всех раскольников и сблизи[ть] их с Св. Православною Церковию Христовой. О сем просит меня усиленно существующая у всех староверов в России в настоящее время специальная комиссия по отысканию для них канонически законнаго епископа. К сему имею долг присовокупить, что я даю обязательство до конца дней моей земной жизни пребывать в каноническом общении с Священным Синодом. К сему собственноручно подписуюсь. НИКО- // Л.7 об. ЛАЙ, Архиепископ Саратовский и Петровский. Октября 28 дня 1923 года. Печать Е. Николая С подлинным верно: Печать С. Синода Секретарь Член Св. Синода Профессор Белоликов. Съ подлиннымъ верно. Архiепископ Мелетiй[19]. Печать[20]// Л. 8 КОПИЯ[21] ПОДПИСКА Согласно пре[д]ложению Священнаго Синода, выраженному в телеграмме от 23 октября 1923 года за № 88/270, я обязуюсь до конца дней моей жизни пребывать в каноническом общении со означенным выше Синодом, как главным органом высшей духовной власти Православной Российской Церкви Христовой. Печать А. Николая Октября 24 дня 1923 года. Николай Архиепископ Саратовский и Петровский Печать С. Синода С подлинным верно: Секретарь Член Св. Синода Профессор Белоликов. // Л. 9. Б.М. МЕЛЕТIЙ СТАРООБРЯДЧЕСКIЙ Г.I.Х.С.Б.П.Н.[22] АРХIЕПИСКОПЪ МОСКОВСКIЙ Москва, Рогожское кладбище Март 14/27 дня 1925 г. ВАШЕ ПРЕОСВЯЩЕНСТВО № 175 БОГОЛЮБИВЕЙШИЙ ВЛАДЫКО ФИЛАРЕТ! По возвращении Моем в Москву из поездки на родину, Я увидел Ваших три письма, а главное, в котором Вы просите прислать Вам весь материал по беглопоповству, по делу принятия ими архиерея. Мне думается, Я вам уже дал некоторые материалы, но все же посылаю Вам полностию все, что имею, читайте по порядку номеров, поставленных нами, тогда Вы все увидите. Последний номер – это запрещение ему, епископу Николаю, от 14-ти архиереев, во главе с патриархом Тихоном, в iюле месяце 1923 года, то есть до перехода его к беглопоповцам за эти три месяца[23]. Мне думается, это самый важный документ, который поставит их совершенно в безвыходное положение. Переписывай и распространяй по епархии, а то мы не в силах удовлетворить // Л. 9 об. Всю Россию, архиереи[24] что-то бездействуют в этом вопросе, а мы пишем день и ночь и без престанно разсылаем. И тако приветствую Вас с пожеланием здравия и спасения. Смиренный Мелетiй Архиепископ Московскiй[25].// Л. 10 КОПИЯ[26] В СВЯЩЕННЫЙ СИНОД ПРАВОСЛАВНОЙ РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ НИКОЛАЯ АРХИЕПИСКОПА САРАТОВСКАГО И ПЕТРОВСКАГО ПРОШЕНИЕ В виду крайне тяжелых душевно-нравственных и материальных обстоятельств, сложившихся в моей жизни в настоящее время, вследствие желания моих врагов удалить меня с занимаемого мною места, покорнейше прошу Священный Синод разрешить мне перейти с сущем сане к староверам-старообрядцам, приемлющих священство от Православной Церкви, чтобы об”единить всех раскольников и сблизить их с Св. Православною Церковию Христовой. О сем просит меня усиленно существующая у всех староверов в России в настоящее время специальная комиссия по отысканию для них канонически законнаго епископа. К сему имею долг присовокупить, что я даю обязательство до конца дней моей земной жизни пребывать в каноническом общении с Священным Синодом. К сему собственноручно подписуюсь. НИКОЛАЙ, Архиепископ Саратовский и Петровский. // Л.10 об. Октября 28 дня 1923 года. Печать Е. Николая. С подлинным верно: Секретарь Член Св. Синода Профессор Белоликов. Печать С. Синода. // Л. 11 № 1-й[27] КОПИЯ[28] В СВЯТЕЙШИЙ СИНОД РОССИЙСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ. Уполномоченного С.С. по Саратовской Епархии свя- щенника Василия Кузнецова ДОКЛАД. Саратовский архиепископ Николай намеревается перейти в беглопоповскую общину и ходатайствует перед Священным Синодом о благословении его на этот переход, мотивируя свое ходатайство «искренним желанием послужить Святому делу соединения беглопоповцев с правосласными». Считаю своим нравственным долгом заявить Священному Синоду, что дело обстоит не так просто, как заявляет владыка НИКОЛАЙ. Беглопоповцы, приглашающие нашего Архиепископа пока далеки от мысли о соединении церквей. Представитель беглопоповцев перед моим от”ездом в Москву усердно просил меня «передать» им архиерея «в чистом виде», т.е. добиться ему благословения б. Патриарха и согласия Синода. Просили, чтобы Св. Синод наложил резолюцию словами: «разрешается, дозволяется, допускается» и т.д. в этом роде, но ни в коем случае не должно быть слово «благословляется». При таком слове наш епископ им не нужен. Затем, нам известно, что при переходе Архиепископа НИКОЛАЯ к беглопоповцам над ним будет совершон[29] чин приема – отречения от ересей и помазание. Никонец, Архиепископ НИКОЛАЙ в присутствии всего состава Е. У. Заявил, что у него были, есть и будут попытки к переходу в беглопоповство и он вынужден это сделать в виду крайне[й] нужды своего безвыхднаго положения, в виду того, что Синод «издевается (буквальное выр.) надним[30], увольняя его на покой. Главное тут желание мира и об”единения церквей. И зачем при искреннем желании мира секреты и тайны, раскрыть которые нам удалось совершенно случайно. // Л.11 об. Наше резкое об”яснение с ним и посылка телеграммы в Сино[д] побудили его говорить о своей «благой» цели и вызвали его поездку в Москву. Насколько искренни беглопоповцы в своем желании об”единения с православием видно из того, что к соему иеромонаху КЛИМЕНТУ они относятся враждебно за его обращение в Синод с ходатайством о введении егов сан епископа на правах единоверия. Беглопоповцам желательно ли воспользоваться моментом, слабоволием нашего Владыки и возглавить себя давно желанным Епископатом. Глубоко уверен, что если совершится переход Арх. НИКОЛАЯ при благословении Синода, то злорадству со стороны врагов церкви не будет коньца, немало пострадает авторитет Синода в глазах православнаго населения, а нам, представителям Синода на месте, придется оставитьпо укреплению своей позиции и спасаться бегством. Усердно прошу Св. Синод своим мудрым решением по сему делу спасти и защитить Церковь православную от новых укоров, оплеваний и отпадений от нее. Если Владыка НИКОЛАЙ послушный сын Св. Синода, то он охотно должен занять всякую кафедру по указанию Синода. Наконец, его вопли о предстоящей голодной смерти в виду его удаления на покой не основательны: мы даем искреннее заверение, что примем все меры к его обезпечению. Архипастырь Старец не будет брошен на произвол судьбы: что он получает теперь, то же самое получит и будучи на покое (40 р. зол. в месяц). 29 Октября 1923 года. УПОЛНОМОЧЕННЫЙ С.С. по САРАТОВСКОЙ ЕПАРХИИ ВАСИЛИЙ КУЗНЕЦОВ. С подлинным верно: Секретарь Св. Синода проф. Белоликов. ПЕЧАТЬ СИНОДА //

андрей: slava s Документы о присоединении Николы ...В деле находятся уникальные документы – свидетельство новообрядческого Тверского митрополита патриаршей церкви Серафима о том, что Бывший викарий Саратовской епархии Епископ Балашевский Николай (Позднев) соборным постановлением 14-ти архиереев, во главе с патриархом Тихоном был осужден и запрещен в священнослужении, как уклонившийся в обновленчество, еще в июле 1923 года, т.е. за три месяца до перехода к «беглопоповцам».. Да уж многие поверили этой фальшивке...подписанной митр. Серафимом (бывший миссионер Александров,заядлый враг нашего христианства). А вот какие документы предоставили по запросу из самой канцелярии патр. Тихона. По существу же вопроса о запрещении патриархом Тихоном Арх. Николы в распоряжении Г.Ц.С. имеются след. документы, выданные канцелярией патриарха Тихона (а не гуляющие не понятно где) и синода при нем за надлежащими подписями и печатью. 1. Постановление Синода (при патриархе) от 17 декабря 1923 года за № 176, в котором сказано, что епископ Никола отстраняется от занимаемой им Балашевской кафедры и запрещается в священнослужении, "за уклонение в раскол толка беглопоповцев", т.е. запрещается уже после перехода его в старообрядчество. 2. Официальная справка из канцелярии патриарха о том, что никаких постановлений или решений патриарха Тихона и Синода при нем, или других Соборных постановлений, кроме вышеупомянутого за № 176 от 17 декабря 23-го года о Арх. Николе не было, как в 23-м, так и 24-м году. Возникает вопрос к дьякону Тимофееву, распространяющему фальшивки бывших никонианских миссионеров, ... зачем? Вроде переговоры идут.....

slava s: продолжение к документам о присоединении Николы Л. 12 № 2-й[31] ПРОТОКОЛ № 41 ЗАСЕДАНИЕ СВЯЩЕННАГО СИНОДА ОТ 29 ОКТЯБРЯ 1923 года. Присутствовали: митрополит Евдоким, митрополит Вениамин, епископ Георгий, протоиереи Красоткин и Соловьев и протодиакон С. Добров. Слушали: прошение Саратовскаго Епископа Николая о дозволении ему с сохранением сана перейти к старообрядцам-беглопоповцам с целью сближения и, может быть, возсоединения их с православными. По устному заявлению Епископа Николая, приглашавшие его старообрядцы во епископы расположены к православной церкви и намерены принять его вторым чином. При прошении приложена подписка Епископа Николая в верности и подчинении Синоду и доклады по сему делу С.Е.У. и Саратовскаго уполномоченнаго о. Кузнецова. Справка: по заявлению председателя Свящ. Синода митрополита Евдокима в царствование Николая Павловича был издан секретный циркуляр, в котором не возбранялось православным священникам переходить с сохранением сана к беглопоповцам с целью сближения их с православными. Самому митрополиту Евдокиму, в бытность его Архиепископом, делалось предложение Нижегородскими старообрядцами, причем были со стороны их поставлены такия условия: полное материальное обезпечение, не зависимость от Синодальнаго прокурора, полное равноправие в церковных делах всех членов церкви, реорганизация церковной жизни на началах первохристианства. Последнее условие особенно было приемлемо для него, но требовалось разрешение Свящ. Синода. И сам Синод отличался терпимостию даже к инославным. При назначении его в Америку, ему было дано Синодом разрешение войти с Епископами Епископальной церкви в сношения, признать их и служить с ними в надежде, что это даст им возможность в будущем воссоединиться с православными. В Американской церковной жизни, по словам митрополита Евдокима, был такой случай: 21 священник, посвященные епископальны-// Л. 11 об. ми Епископами, возбудили пред ним ходатайство о принятии их в общение вместе с их паствами. Это дело было передано в Синод. Члены, по обсуждении этого вопроса, разделились пополам, и окончательное решение дела было представлено его усмотрению. Им же был рассказан случай об отношении Свящ. Синода к самим беглопоповцам. Когда умер в Н-Новгороде известный Бугров, то православные священники служили по нему панихиду, а Епископ Назарий, отказавшийся служить по нему панихиду, Св. Синодом был переведен из Н-Новгорода в другую Епархию. И сами беглопоповцы отличались большой веротерпимостью к нему, Митрополиту Евдокиму. Ему однажды пришлось посетить в Городище Нижегородской пархии большой беглопоповский скит, устроенный еще в царское время. Он был встречен здесь местным священником со славою и приветственной речью. Общиной была предложена трапеза, на которой вели разговоры о воссоединении беглопоповцев с православными. Епископом Георгием приведена была справка, по запискам Архиепископа Леонида (бывшаго викария Московскаго), современника Филарета, о взгляде митрополита Филарета на Епископальную церковь. Этот взгляд был близок [к] полному признанию епископов Епископальной церкви. Митрополит[ом] Вениамином было сообщено, что самим Победоносцевым был издан циркуляр, воспрещавший преследование переходящих к беглопоповцам православных священников. № 3-й[32] ПОСТАНОВИЛИ: Признать возможным ради нужды, для объединения старообрядцев с Православною Греко-восточною церковью разрешить Епископу Саратовскому Николаю выставить свою кандидатуру в беглопоповские Епископы при соблюдении нижеследующих условий: 1/ Он должен пребыть в каноническом послушании и связи с Священным Синодом. 2/ Не должно быть допущено со стороны старообрядцев никакого чиноприемства над Епископом Николаем. 3/ Епископ Николай должен представить в Свящ. Синод письменное ходатайство приглашавших его старообрядцев // Л. 13 причем их подписи должны быть заверены нотариусом. 4/ Местожительством Епископа Николая не должно быть Саратов и губерния. 5/ Следует предварительно сообщить объетом[33] столь важном деле гражданской власти. Не соблюдение любого из этих условий лишает права Епископа Николая выставить свою кандидатуру во Епископы к беглопоповцам, и он, в случае самовольных действий в данном деле, автоматически выбывает из списка православных Епископов, и Синодом запрещается в священнослужении. О таковом постановлении Синода объявить Епископу Николаю, но без выдачи указа на руки. Подписку Епископа Николая и доклад о. Кузнецова приложить к делу. С подлинным верно, что сим и удостоверяется Секретарь Св. Синода А. Невский. 29 октября 1923 г. Верно: Уполномоченный С.С. прот. Василий Кузнецов 16 ноября 1924 г. // Л.14 №4[34] КОПИЯ[35] СВЯТЕЙШИЙ СИНОД РОССИЙСКОЙ УКАЗ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ. СВЯЩЕННАГО СИНОДА 5/XII, 1923 г. САРАТОВСКОМУ ЕПАРХИАЛЬНОМУ № 2947 УПРАВЛЕНИЮ Гор. Москва Самотека,Троицкое Подворье По заслушании сообщения Саратовскаго Е.У. от 10-го Ноября сего года за № 756 о переходе Архиепископа Николая, бывшаго Саратовскаго к беглопоповцам, при чем он был принят последними через миропомазание. Постановлением СВЯЩЕННАГО СИНОДА от 27 Ноября положено: согласно …нему[36] постановлению Священнаго Синода от 29 октября сего года за № 41 Архиепископа НИКОЛАЯ запретить в Священном служении, и он автоматически выбывает и из числа православных Епископов. О чем Священный Синод дает знать Саратовскому Е.У. к сведению и исполнению. Председатель Свящ. Синода (Подпись) Председатель Админ. отдела свящ. Синода (подпись) // Л. 14 об. Секретарь (подпись). Члены Свящ. Синода. С подлинным верно: Секретарь – Член Св. Синода Протодиакон Добров. // Л.15 №5[37] КОПИЯ[38] № 1570 21/5 – 24 г. СВЯТЕЙШИЙ СИНОД РОССИЙСКОЙ УКАЗ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ. СВЯЩЕННАГО СИНОДА 21 мая 1924 г. Высокопреосвященнейшему № 1570 НИКОЛАЮ Б. АРХИЕПИСКОПУ гор. Москва САРАТОВСКОМУ Самотека,Троицкое подворье Священный Синод Российской Православной Церкви согласно постановлению своему от 21 сего мая за № 55 благословляет ВАШЕ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВО возглавить общины старообрядцев приемлющих священство Греко-Российской Церкви на строго канонических началах. ПЕЧАТЬ Председатель Священнаго Синода митрополит ЕВДОКИМ. Секретарь – Член Св. Синода протодиакон Добров. // Л. 16. №6[39] СВЯТЕЙШИЙ СИНОД ВЫПИСКА ИЗ РОССИЙСКОЙ протокола № 56 заседания ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Св. Синода от 21 мая 1924 года[40] 26 августа 1924 г. № 2635 гор. МОСКВА Самотека,Троицкое ПодворьеСЛУШАЛИ ПОСТАНОВИЛИ Ст.11 Имели суждение о выдачи[41] Свидетельства Архиепископу НИКОЛАЮ бывшему Саратовскому на его служение у Старообрядцев беглопоповскаго толка приемлющих священство. (И дать приглашение на предсоборное совещание). Благословить Архиепископа Николая возглавить общины старообрядцев приемлющих священство Греко-Российской Церкви на строго канонических началах. (Исполнено 21 мая с.г. за № 1570). // Л. 16 об. Выписка верна: Секретарь – Член Св. Синода протодиакон Добров. // Л. 17 №7[42] КОПИЯ[43] № 1682 9/5 – 24 г.[44] УКАЗ СВЯЩЕННАГО СИНОДА НАСТОЯТЕЛЮ ПОКРОВСКОЙ СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ ИЕРОМОНАХУ СЕРАФИМУ (ТРЕТЬЯКОВУ) На запрос Ваш: мог ли Преосвященный НИКОЛАЙ, будучи уволен на покой, хиротонисать, Священный Синод, согласно постановлению своему от 27 сего мая сообщает Вам, что он хиротонисать может, по другим вопросам передано в Церковно-Юридический Отдел. Подлинное за надлежащими подписями С подлинным верно ПЕЧАТЬ Секретарь Священнаго Синода профессор Белоликов. // Л. 18 №8[45] КОПИЯ[46] ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РОССИИ ПАТРИАРХУ ТИХОНУ Прописано здесь От представителя христиан верно: Патриарх старообрядцев по исследованию Тихон, 22 октября священства Михаила Ивановича 1924 года. Чухлонцева Печать П. Тихона Ваше Святейшество, имею честь Вас всепокорнейше просить, разрешите наш вопрос, дабы нам неподпасть ввеликое недоразумение, и заблуждение и на пагубу душ наших, а именно Вы мне прошлый раз говорили, что Саратовский еп. Николай Вашим Святейшеством за уклонение в раскол обновления и живоцерковников был запрещен общим запрещение[м] до перехода в старообрядчество, а второй раз был запрещен единолично, то [в] силу Вашего бывшаго запрещения по отношению Саратовск. Еп. Николая, Бога ради и ради общаго христианскаго блага соблаговолите выдать мне официальну[ю] справку в действительности Вашего Святейшаго // Л. 18 об. запрещения, и в какое время последовало означенное запрещение. Представитель христиан старобрядцев приемлющих переходящаго священства от Греко-Российской Церкви. Михаил Чухлонцев. Москва 17 октября 1924 года. С подлинным верно: Михаил Чухлонцев. // Л. 19 № 9[47] КОПИЯ.[48] Г.I.Х.С.Б.П.Н. Именем св. и живоначальной Троицы Отца и Сына и Св. Духа, под руководством Всещедраго и человеколюбиваго милосердия Божия, суждено было мне, многогрешному последнему от Мiра, отправиться в немалое путешествие в iюне месяце сего 1924 года с севернаго края Сибирских пределов в центральные местности России, а именно Урал и Поволжье, и в богоспасаемый град Москву и окрестности ея, а также и в историческия поселения Стародубских посадов, Клинцов, Новозыбково, Климово, Лужков, Воронок, Ветки[49], Киева, Одессы и проч. мест России. По наболевшему давно вопросу, согласно завета Христа Спасителя, рекшаго «куплю дейте и паки сие творите в Мое воспоминание донде[ж]е прииду» и проч. и без священнотаинств нет спасения, но ввиду пред нами разнаго в старообрядчестве священства, т.е. от лет Никона патриарха до 1846 года, все мы старообрядцы исправляли свои духовные нужды священством. Переходящим от господствующей церкви. [С]о означеннаго года получился раздел, одни приняли в белой [К]ринице iерархию чрез посредство приема из Греции митрополита Амвросия, а другая половина осталась и до сих пор окормляется тем же по приемству[50] без прерывно переходящим священством, а в 1923 году, ноября 4 дня новаго стиля древле православные христиане с последн[и]м означенн[ы]м переходящим священством приняли архиепископа Николу в Саратове, от именуемой живой церкви запрещеннаго Синодом от 29 октября, а 4 ноября принятым старообрядцами, из приемлющих переходящее священство. А от 21 мая 1924 года Св. Синод арх. Николая благословляет возглавить общины старообрядцев приемлющих священство на строго канонических началах. И опять так же получилось разногласие как и в 1846 году. Некоторые[51] приняли арх. Николая, а другие остались по стародавнему обычаю по приемству со одним переходящим священством, то в силу таких колеблемых обстоятельств и печальнаго разногласия, и в то же время нужно избрать себе и для прочих надлежащаго духовнаго пастыря // Л. 19 об. iерея для исправления и исполнения душевных свойств, и к которому священству определить себя, и для определения безпристрастной истины суждено моей худости быть поспициальному определенному иследованию переходящаго священства перваго и последняго двух сторон, т.е. всвязи и оприеме арх. Николы, что в последнем состоит самое главное и серьезный вопрос. То поозначенным выше прискорбным вопросам, я по силе своего знания и понимания, безпристрастно с Божиею помощью, по отношению саратовскаго арх. Николы, по собранным мною сведениям и в достаточном количестве материалов и канонических правил, приношу свое заключение очень в жалклм положении… На многие просьбы ко мне разных [м]естностей, проеханных мною, от христиан старообрядцев по вере братьев приемлющих переходящее священство и прихожан арх. Николы те и другие убедительно просили, после окончания моего посильнаго иследования, обязательно поделиться им моим впечатлением и дать мое заключение. Теперь скажу то, что пока заканчиваю мое длинное и трудное иследование и согласно просьбы и моей обязанности, могу поделиться от чисто сердечной христианской любви ко всем требующим от меня премногоуважаемым и боголюбивым о Христе братиям и сестрицам, елико сысках и определих тем и делюсь. Теперь приведу нижеследующем мое вам заключение и самого себя определению. 1/, ввиду мало оставшихся стараго приема переходящих священников, а большинство понедоумению священники приняли арх. Николу, котораго я на основании данных пложительно не признаю душеспасительным, и в силу моего воздержания от последних, я решил определить себя, для исправления надлежащих моих нужд душевных свойств к священнику о. Илье в Лужках (Черниг. Губ., которому от роду с лишком сто лет), что мною приведено в исполнение в избрании означеннаго духовнаго отца, 4-5 сентября стараго стиля сего 1924 года, и остаюсь в убеждении при том священстве // Л. 20 которое по приемству родословии и в данное время не приняло и не принимает вновь принятаго Саратовскаго арх. Николу, а остаемся по прежднему при одном священстве. 2-е/. В богоспасаемом граде Москве и окрестностях большая половина осталась наших братьев христиан не принявши Саратовскаго арх. Николу, и от 21 сентября ст. ст. сего 1924 года определенно приняли священника о. Калинника Горева, стараго приема служившаго в старообрядческом приходе в гор. Льгове, это сын старообрядческаго священника о. Максима всем известнаго и 20 лет служившаго в Москве, у старообрядцев, священник о. Калинник будет жить в Москве и обслуживать своих прихожан в окрестностях и других городов, и потребованию временно в Сибирь. И так в данное время видим не принявших арх. Николу 5-6 священников стараго приема. 3-е/. Кто болеет о трех чинном священнодействии то далеко лучше принять Белокриницкую Iерархию как уже давно в совершенстве усвоенной, нежели вновь появившиеся iерархии арх. Николы, ясно и определенно подозреваемая как новое единоверие, согласно документов Свящ. Синода от 29 октября 1923 г. за № 41, и от 27 ноября № 2947, 1923 г. и от 21 мая 1924 г. за № 1570, и в тексте за № 55, «Благословляет арх. Николая возглавить общины старообрядцев, приемлющих священство Греко-Российской Церкви, на строго канонических началах». И от 26 августа 1924 года за № 2635, выписка из протокола № 56 заседания Св. Синода от 21 мая 1924 г. и от 29 мая 1924 г. «Указ Иеромонаху Серафиму (Третьякову)», и от 29 октября 1923 г. Доклад уполномоченнаго С.С. по саратовской Епархии священника Василия Кузнецова, представителя Синода. Етот документ один из главных документов, который мне удалось получить из Свящ. Синода лично, хотя с затруднением, но все же получил, и еще к нему вышеозначенных пять документов получил все заверены подписями Синода и печатями. Но подписку арх. Николая пока получить не удалось, но содержание оной приблизительно мне известно. В обшир-// Л. 20 об. ном объеме подробности, краткости ради времени и средств не имею возможности описать, да и до соборных суждений и решений о нем пока воздержусь. 4-е/. Желающий убедиться в подлинности лично взятых мною из Св. Синода шести вышеозначенных документов, с которых скопировано с подлинным верно, остаются для Москвы и проч. по адресу: [М]алая Андроновка, д. № 10, кв.2, у Макара Николаевича Чупохина, также и те же данные остаются у священника о. Калинника, в приходе г. Москвы, устарообрядцев приемлющих переходящее священство, не принявших арх. Николу, а подлинники находятся при мне. 5-е/. Кроме всего в заключение скажу и то, что в скором времени при соборных решениях и постановлениях определят какому чиноприему подлежат приверженцы арх. Николая, наравне ли с никонианами, или помягче, или потяжел[ее] никониан присудят разныя старообрядчества поповцев, предрешения мне приблизительно известны, но снисходительных и смягчающих обстоятельств едва ли можно ожидать… 6-е/. Конечно кому что и нужно, и кто чему достоин тот того и достигает, своим самопроизволением туда себя вревает[52] иной гордости ради, а иной неведения ради истинной пути отпадает, и так свяк свм себя спасает, по реченному: спасаяи да спасет свою душу, где собрани будут два или три воимя мое, ту и есмь посреде их сказал Господь. 7-е/. Правило Кормчии говорит лист 307 и заповедь 2-я «На епископство хотяи произведен быти, да будет без всякаго порока». То в данном случае да и вообще согласно хода дел последняго времени арх. Николы, по произведеннаго им отвержения правил св. Христовой церкви и вообще преданнаго христианскаго закона, и утверденнаго[53] седми всел. Соборами, некоторыя постановления отверг и закрепил своим подписом, что свидетельствует первое: Деяние 2-го Всероссийскаго Поместнаго Собора Православной Церкви, Москва, 2-го мая 1923 г., 2/ Согласно Биллютени Поместнаго Собора Российской Прав. Церкви, 1923 г. изд. протопресвитера В.Д. Красницкаго и проч. журналов живой церкви № 1 издан. // Л. 21 год 1-й 1-го октября 1922 года, №№ 6-7, 1-15 августа 1922 года, к первому съезду группы живой церкви. Журнал Красная Нива № 20, Москва, 2 мая 1922 года. Журнал революция и Церковь февраля 1919 года № 2 издан. Народ. Комиссариата Юстиции и проч. тому подобные данные… А за изменение канонов и правил всел. соборов от последних лежит анафема и клятва. И так же от патриарха Тихона, на изменение в делах веры было произнесено на некоторых запрещение сановников, а по изречению велик. учителей церкви св. отец, от анафемы и от клятвы благословение не бывает, теперь сопоставим вопрос, если арх. Никола был в преступлении в делах веры и лежит под анафемой, то неподлежит ли наказанию согласно нижеследующих прав. св. отец, кн. Кормчей пр. св. ап. 62, и 1-го всел. соб. пр. 11 и 12 и 14, и 3-го всел. соб. пр. 4-5-6-7, и тойже Кормчии лист 264 гл. 29 Афанасия к Руфиану еп. и гл. 70 кормчии, от Никона Чер. горы освященных правилех, заизменение церков. предан. анафеме подлежит, и Кн. Севаста Арменоп. Лист 222 об. кн.5 вопрос 25. Согласно означенных правил не будут ли к сему применимы прав. 2-го всел. соб. пр. 4-е и пр. 28 св. ап. и 65 пр. Карфагенскаго соб. Что по запрещению правил св. ап. и св. отец, в лишении сана в запрещении будет действовать самопроизвольно не имея на то право и другим преподать не может, и ставленные от него не поставленни суть и не священни и проч. Заканчиваю краткое моего впечатления описание, и с прискорбием от всей души и христианской любви предлагаю совет всем о Христе братиям и сестрицам, принявшим новую епископию в лице арх. Николы, скорее осмотреться всправедливости и как скоро и с горячим чувством приняли таковаго и скорее того предлагаю мой искренний совет воспрянуть от печальнаго положения яко от внезапнаго сильнаго пожара, и быстро принять меры ко // Л. 21 об. Спасению дабы не попасть в бедственное последствие, и помоги вам господи придти к истинному познанию душевнаго спасения. Боголюбивыя о Христе братия, по проверке сего моего личнаго впечатления согласно обозрения, если что обрящете неправедно и грубо настоящим изложением, то прошу Христа ради исправьте и за скудоумие мое меня простите, и в исправлении вашем меня известите. И так прошу от всех чтущих сие мое скорбное впечатление, прощение и благословения и ваших св. молитв о мне грешнем, да вашими св. молитвами сопричастен буду единомыслия со всеми св. аминь. Представитель от нескольких Общин Сибири и Христианско-старообрядческ. нач. и пис. Смиренный раб Господа нашего Iсуса Христа, ревнитель духовнаго иследования М.И. Чухлонцев. Печать М.И. Чухлонцев МОСКВА 7433-1924 года Сентября 25 дня стараго стиля // Л. 22 № 10[54] КОПИЯ[55] ВЫПИСКА ИЗ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРЕДСОБОРНАГО СОВЕЩАНИЯ ДЕВЯТИ ЕПИСКОПОВ И СОВЕТА ПРИ АРХИЕПИСКОПИИ ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ, состоявшегося в МОСКВЕ 10/23 – 15/26 октября 1924 года. § 7. Заслушано о Беглопоповцах (перех. к ним еп. Николая). Постановлено: впредь до собора преждних беглопоповцев принимать преждним порядком, т. е. прощением и молитвою от скверны (Собор 1899 г.), а тех, кто принял еп. Николая принимать третьим чином, а к будущему Освящен. Собору, на основании добытаго материала, просить Архиепископа Мелетия представить мотивированный доклад и исследование о еп. Николае продолжить. // Л. 23 № 11[56] КОПИЯ.[57] Сообщаю: копии о. Василий не имеет, она – в Синоде, текст приблизительно таков, - сказал о. Василий Кузнецов. В Свящ. Российский Синод Православной Церкви Саратовскаго Архиепископа Николая ПРОШЕНИЕ Обязуюсь возсоединить старообрядцев Беглопоповцев с православною церковию, и буду пребывать в ней, в послушании и в неразрывном соединении с православно-грекороссийской церковию по гроб моей жизни. Архиепископ Николай, Москва 1923 года октября 30 дня. // Л. 24 № 978, № 1000[58] [59]Его Преосвященству, Преосвященнейшему Филарету, Епископу Казанскому Старообрядческаго (беглопоповской секты) священника Василия Петрова ПРОШЕНИЕ Придя к сознанию, что лишь простые предраз[с]удки разъединяютъ нас, а в сущности нет ничего разъединяющаго, но в настоящее время – съ перехода к нам - беглопоповцам – обновленца Архиепископа Николы, многое у нас изменилось, так как Архиепископ Никола как был обновленец до перехода к нам, беглопоповцам, таким он остался и по переходе к нам, что видно из его поведения и управления беглопоповцами – словом он именует себя старообрядческим, но старообрядческим постановлениям при каждой возможности противится и проводит идеи обновленческия. Именоваться ста- // Л. 24 об. рообрядческим, а проводить идеи обновленческие – это называется хромать на оба колена – это служить двум господам – словом быть лицемером. Да простите мне сие – не в осуждение сие пишу, выясняя то, что меня смущает и что мне открыло глаза, что разъединяли нас лишь одно упрямство и гордость наших главарей – не позволявшее имъ подчинит[ь]ся другим и нежелание отпустить власть из своих рук. В виду всего изложеннаго осмеливаюсь просить Вас, Ваше Преосвященство, принять меня в лоно древлеправославной церкви в сущем сане, каковое я получилъ в Великороссийской церкви в 1899 году в городе казани при Архиепископе Арсении от епископа Чебоксарскаго Iоанна и назначить меня на священническое место в один из приходов вверенной Вам Епархии; у беглопоповцев нахожусь с 1911 года. К сему прошению, ожидая Вашей милостивой резолюции подписуюсь старообрядческий священник Василий Петровъ. 1925 года Декабря дня. // Л. 25 Адресъ мой: гор. Казань, Кизицы – 3-ья удельная улица, дом № 311, священнику Василию Петрову. [Конец дела] Публикация подготовлена диаконом Валерием Тимофеевым, Чебоксарская старообрядческая община РПСЦ © Тимофеев В.В.,2004 [1] Лист 1 представляет собой конверт без марки и штемпелей, данная надпись на нем выполнена синим карандашом рукой еп. Филарета. Все документы публикуемого дела находились в этом конверте и публикуются в том порядке, в котором они в нем находились. [2] Здесь и далее текст выполнен на печатной машинке, оттиск фиолетовый. [3] Так! [4] В тексте – «в прелелах». [5] Текст прошения см. на листах 24-25 настоящего дела. [6] Так! [7] Личная подпись владыки Мелетия черными чернилами. [8] Здесь и далее текст выполнен на печатной машинке, оттиск фиолетовый. * Надпись рукой еп. Филарета черными чернилами. ** Надпись рукой еп. Филарета черными чернилами. [9] Текст под знаками + - + написан рукой вл. Мелетия черными чернилами. [10] Так! [11] Автограф вл. Мелетия черными чернилами. [12] Круглая, d=55 mm, изображение храма-колокольни на Рогожском кладбище, слева от колокольни надпись – «Снами», справа – «Бгъ», легенда – «Бжiею млстiю смиренный Мелетiй старообрядческiй архiепископъ Московскiй». [13] Автограф еп. Филарета. [14] Текст копии – слепая машинопись, оттиск шрифта – бледно фиолетовый. [15] Размноженный машинописный текст, оттиск – ярко фиолетовый. [16] Автограф вл. Мелетия фиолетовыми чернилами. [17] Круглая, d=55 mm, изображение храма-колокольни на Рогожском кладбище, слева от колокольни надпись – «Снами», справа – «Бгъ», легенда – «Бжiею млстiю смиренный Мелетiй старообрядческiй архiепископъ Московскiй». [18] Текст копии – слепая машинопись, оттиск шрифта – бледно фиолетовый. [19] Автограф вл. Мелетия фиолетовыми чернилами. [20] Круглая, d=55 mm, изображение храма-колокольни на Рогожском кладбище, слева от колокольни надпись – «Снами», справа – «Бгъ», легенда – «Бжiею млстiю смиренный Мелетiй старообрядческiй архiепископъ Московскiй». [21] Текст копии – слепая машинопись, оттиск шрифта – бледно фиолетовый. [22] Здесь и далее текст выполнен на печатной машинке, оттиск черный. [23] После этих слов над строкой фиолетовыми чернилами надпись: «¹12 и за № 174». [24] После слова «архиереи» над строкой фиолетовыми чернилами надпись: «наши». [25] Автограф вл. Мелетия фиолетовыми чернилами. [26] Текст копии – машинопись, оттиск шрифта – ярко фиолетовый. [27] Надпись пером, цвет чернил – фиолетовый. [28] Текст копии – слепая машинопись, оттиск шрифта – фиолетовый. [29] Так! [30] Так! [31] Надпись пером, цвет чернил – фиолетовый. [32] Надпись пером, цвет чернил – фиолетовый. * - * - строчка повторяется на Л. 13. [33] Так! [34] Надпись пером, цвет надписи – фиолетовый. [35] Текст копии – слепая машинопись, оттиск шрифта – бледно фиолетовый. [36] Начало слова неразюорчиво. [37] Надпись пером, цвет надписи – фиолетовый. [38] Текст копии – слепая машинопись, оттиск шрифта – бледно фиолетовый. [39] Надпись пером, цвет надписи – фиолетовый. [40] Текст выписки – машинопись, оттиск шрифта – фиолетовый. [41] Так! [42] Надпись пером, цвет надписи – фиолетовый. [43] Текст копии – слепая машинопись, оттиск шрифта – фиолетовый. [44] Ошибка в дате. Судя по тексту, копия должна быть датирована временем после 27 мая 1924 г. [45] Надпись пером, цвет надписи – фиолетовый. [46] Текст копии – машинопись, оттиск шрифта – фиолетовый. [47] Надпись пером, цвет надписи – фиолетовый. [48] Текст копии – машинопись, оттиск шрифта – фиолетовый. [49] Слово написано через букву «ять». [50] Так! [51] Слово написано через букву «ять». [52] Так! [53] Так! [54] Надпись пером, цвет надписи – фиолетовый. [55] Текст копии – слепая машинопись, оттиск шрифта – фиолетовый. [56] Надпись пером, цвет надписи – фиолетовый. [57] Текст копии – машинопись, оттиск шрифта – фиолетовый. [58] Номера написаны одним почерком, пером, цвет надписи – черный. [59] Текст письма написан на бумаге в прямую линейку от руки,


Людмила: Спаси тя Христос, брате! Прочь сомнения!

Урушевъ: История - как дышло. Как повернешь, так и вышло

Александр Гоголев: Урушевъ пишет: История - как дышло. Как повернешь, так и вышло Конечно, это так, если ходить под князем мира сего.

slava s: Странные претензии к дьякону. Материал был опубликован в 2006 году, т е 10лет назад .О переговорах тогда и речи не было. Я выложил в сеть повторно .как альтернативу слащавой предыдущей публикации.. А сами документы- собраны до 1930 года .Чтоб читатель мог видеть разнообразные точки зрения на данное событие. Разьясняю -про запрещение Тихона. В документах четко прослеживаются обязательства Николы перед обновленческим синодом накануне приема (см даты)так что покаяний Николы перед патриархом что то не видно. Никола ясно признавал власть обновленцев и их синода и никуда от них уходить не собирался. Здесь я вижу явную ложь вашей публикации о случайном нахождении Николы у обновленцев Так что можно судить попал он под запрещение Тихона или нет. Другой вопрос -что от него хотели древлеправославные христиане- ну тогда он попадает опять под другое запрещение обновленцев. см его обязательства перед ними и их условия . Вывод -обе позиции очень шаткие с точки зрения законности Простите Христа ради!

андрей: slava s Странные претензии к дьякону. Материал был опубликован в 2006 году, т е 10лет назад .О переговорах тогда и речи не было. Ну, не знал, но от этого эти документы подлинными не станут. Я выложил в сеть повторно .как альтернативу слащавой предыдущей публикации.. А сами документы- собраны до 1930 года Это когда ваш первоиерарх объявил войну нашей церкви... Никола ясно признавал власть обновленцев и их синода и никуда от них уходить не собирался. Здесь я вижу явную ложь вашей публикации о случайном нахождении Николы у обновленцев Вы не поняли наверно : 2. Официальная справка из канцелярии патриарха о том, что никаких постановлений или решений патриарха Тихона и Синода при нем, или других Соборных постановлений, кроме вышеупомянутого за № 176 от 17 декабря 23-го года о Арх. Николе не было, как в 23-м, так и 24-м году. Следовательно все опубликованное вами есть фальшивки, составленные врагами нашей Церкви.....

Дмитрий Вячеславович: андрей, в каком году получена эта справка из канцелярии патриарха Тихона?

андрей: slava s Лично для меня ваши справки , появившиеся в последнее время совершенно не интересны .и тем более не убедительны ! Аналогично. На этом можно и закончить. Дмитрий Вячеславович Когда скан будет, тогда посмотрим. Наверно в то время, когда и появились публикации... И вообще, подумай сам, разве так составляются документы Николай (Позднев) соборным постановлением 14-ти архиереев, во главе с патриархом Тихоном был осужден и запрещен в священнослужении, как уклонившийся в обновленчество, еще в июле 1923 года, На документах ставится конкретное число, а не абстрактное "еще в июле" в нормальных документах пишется конкретно 1. Постановление Синода (при патриархе) от 17 декабря 1923 года за № 176, в котором сказано, что епископ Никола отстраняется от занимаемой им Балашевской кафедры и запрещается в священнослужении, "за уклонение в раскол толка беглопоповцев", т.е. запрещается уже после перехода его в старообрядчество.

slava s: Лично для меня ваши справки , появившиеся в последнее время совершенно не интересны .и тем более не убедительны !

Jora: slava s пишет: ваши справки , появившиеся в последнее время Они не являлись, а хранились и хранятся в ГМИР. Диакон В. Тимофеев уже показал себя года два-три назад, осрамился излишней самоуверенностью и невоспитанностью, мягко говоря.

slava s: Jora --обычный вопрос название архива ,номер фонда ,номер описи номер дела .

slava s: протопоп Андрей Почему не видел? Видел, она в Новозыбкове у нас в архиве канцелярии хранится. http://starovery.unoforum.ru/?1-8-160-00000033-000-240-0 Jora уточните так где всё же

Ден: slava s цитирует: она в Новозыбкове у нас в архиве канцелярии хранится. а о чюдесном обретении её ничего не сказано?

slava s: Нет- ранее заявлялось (см слова г на Марченко )теперь она. в ГМИР???? Д Валерий пытался доказать о другом ее местоположении Одна Ден у тебя Ну просто ???

Ден: slava s пишет: Одна Ден у тебя у меня копия! Подлинник у автора. Кстати, на форуме РДЦ что-то было об этом.

Jora: Я имел в виду не именно эти документы, что тут были выложены. Ну, в Новозыбкове, значит. По вл. Николе в ГМИРе масса инфы, давал уже тут, со ссылками на номера и пр. Хотел просто сказать, что не новодел, как намекают нецыи. Один известный в РПСЦ чел приходил на Павелецкую, смотрел подлинники, в руках держал. Так что, ребята, зря стараетесь.

slava s: Jora -ты первый день родился! Приходишь в госархив ,пишешь заявление -разрешение,тебе находят документ,делают фото или ксерокопию ,заверяют с указанием фонда, описи ,дела,страницы .Затем ты ,при желании ,показываешь ЭТО Что незаконного в наших вопросах?И они перестанут возникать .А то Андрей пишет -в этот момент шел снег ,ты пишешь пришел поп неизвестный из РПСЦ и посмотрел Вам д Валерий писал -покажите Что было после этого ты помнишь хорошо Вот и некоторые сделали разные выводы .

slava s: Неправильно написал поп неивестный следует читать -известный человек

Урушевъ: В спектакле «Ханума» хорошо сказано: даже из старого петуха можно сделать сациви, лишь бы приправа была хорошей. Даже из обновленческого движения можно сделать практически «древлее православие», лишь бы цель была благой.

андрей: Урушевъ Даже из обновленческого движения можно сделать практически «древлее православие», лишь бы цель была благой.Точно! А из "старовера", вернувшегося на свою блевотину (в греческую веру) можно сделать святителя староверов Зачем первые начинаете?

Урушевъ: андрей пишет: на свою блевотину (в греческую веру) Открою Вам страшную тайну. У нас греческая вера. У нас с Вами

андрей: Урушевъ Открою Вам страшную тайну. У нас греческая вера. У нас с ВамиЗначит не отрицаете, что Амвросий вернулся к грекам....Ну а греческая вера тоже отличается.... одно дело та, которая была когда Русь Крестилась, другое дело в 19-м веке....

Урушевъ: Я не отрицаю, что Иоанн Ермилов - это Спиридон Калинин. И свято в это верую. Аминь

андрей: Чтобы разуверится в вашей вере, достаточно прийти и увидеть....Ну а то, что вы не отрицаете, что канонизировали того, кто вернулся в греческую веру..... о многом говорит.....(лучше бы молчали...я не подымал первый..... вам неймется...)



полная версия страницы