Форум » Прикладное церковное искусство, бытовые обычаи староверов » Образок нательный » Ответить

Образок нательный

Neonilla: Подскажите, пожалуйста, допустимо ли ношение нательного образка (мини-иконочки)? Можно ли где у кого заказать в Москве? Если не образок, то хоть саму икону чтоб изготовил кто из металла? Я просто не знаю где найти, ибо "Неувядаемый цвет" Богородицы нужен, а в лавках нету такой.

Ответов - 12

mihail: Иконы носить на теле запрещено. Чтобы сделать литую иконку, нужна "матка", у вас есть образец?

Neonilla: mihail пишет: Иконы носить на теле запрещено. оу.. я просто в лавке РПСЦ Исмарагд видела именно нательные ( http://ismaragd.ru/product/sv-ioann-krestitel_2349 ) тогда я лучше писаную поищу, такие вроде есть, попадались где-то.

Александр_Емельянов: Neonilla пишет: именно нательные Neonilla, а с чего Вы взяли что икона нательная?


Марина: Neonilla, это не нательная икона, просто есть очень маленькие иконы и у них вверху для гвоздика приспособление, на теле мы только крестик носим

андрей: Neonilla Подскажите, пожалуйста, допустимо ли ношение нательного образка (мини-иконочки)? Вам все верно ответили.....А теперь сами рассудите.....а зачем вам какой то образок? Разве КРЕСТА не достаточно???? Сами посудите.....ежели ищем какой то иной образок (помимо Креста Господня), значит не верим в силу Креста??? А верим в силу образка?..... Мысль поняли???

Neonilla: андрей пишет: а зачем вам какой то образок? Разве КРЕСТА не достаточно???? Сами посудите.....ежели ищем какой то иной образок (помимо Креста Господня), значит не верим в силу Креста??? А верим в силу образка?..... Мысль поняли??? я вашу мысль поняла, но это как сказать - зачем впринципе иконы Богородицы? разве недостаточно креста и Христа? была мысль с образком, чтобы образ Богородичный был с собой всегда, так как икону не поносишь. НО! раз сказали что нельзя, то теперь и думаю об небольшой иконке медной, чтоб с собой брать. Если мы Богородице молимся, то это вовсе не значит, что Христа недостаточно и в силу Его не верим... Вовсе не поэтому. Марина пишет: это не нательная икона, просто есть очень маленькие иконы и у них вверху для гвоздика приспособление, на теле мы только крестик носим о, я не знала. благодарю за разъяснение. я думала 3 см и с петелькой - то типа нательная :)) извините за глупость.

Алексей: Neonilla, иконки, или образчики, ни в коем нельзя носить на шее. Одно из древних правил святаго Василия Великого (IV век), которое вошло в Номоканон, гласит: «Всякий, носящий на себе в качестве ладанки какую-либо икону, подвергаться должен отлучению от причастия на три года».

о. А.Панкратов: Алексей пишет: Одно из древних правил святаго Василия Великого (IV век), которое вошло в Номоканон Номер правила и ссылочку на лист Номоканона, и какого он издания, не сообщите ли?

Пауль: Алексей Я не нашел такого правила. Зато нашел кое что другое. Святаго Василия из 27 главы книги о Святом Духе, к блаженному Амфилохию Правило 91. Из сохраненных в церкви догматов и проповеданий, некоторыя мы имеем от письменнаго наставления, а некоторыя прияли от апостольскаго предания, по преемству в тайне, и те и другие имееют едину и ту же силу для благочестия. И сему не воспрекословит никто, хотя мало сведущий в установлениях церковных. Ибо аще предприимем отвергати неписанные обычаи, аки не великую имющие силу: то неприметно повредим Евангелию в главных предметах, или паче сократим проповедь в единое имя без самыя вещи. Например, прежде всего упомяну о первом и самом общем, чтобы уповающие на имя Господа нашего Исуса Христа, знаменались образом креста, кто учил сему писанием? К востоку обращатися в молитве, какое писание нас научило? Слова призывания при преложении хлеба евхаристии и чаши благословения, кто из святых оставил нам письменно? Ибо мы не довольствуемся теми словами, о коих упомянул апостол или евангелие, но и прежде и после оных произносим и другия, как имеющия великую силу в таинстве, приняв их от неписаннаго учения. Благословляем такожде и воду крещения и елей помазания, еще же и самаго крещаемаго, по какому писанию? Не по предани ли, умалчиваемому и тайному? И что еще? Самому помазыванию елеем, какое писанное слово научило? Откуда и троекратное погружение человека? И прочее бывающее при крещении, отрицатися сатаны и ангелов его, из какого взято писания? Не из сего ли необнародываемаго учения, которое отцы наши сохранили в недоступном любопытству и выведыванию молчании, быв здраво научены молчанием охраняти святыню таинства? Ибо какое было бы приличие, писанием оглашати учение о том, на что непосвященным в таинство и воззрение не позволительно? И далее. Сия есть вина предания без писаний, дабы к многократно изучаемому познанию догматов не утратили многие благоговения, по привычке. Ибо иное догмат, а иное проповедание. Догматы умалчиваются, проповедания же обнародываются. Род же умолчания есть и неясность, которую употребляет писание, неудобосозерцаемым творя разум догматов, ради пользы читающих. Посему то все зрим к востоку во время молитв, но немногие знаем, яко чрез сие ищем древняго отечества рая, который насадил Бог в Эдеме на востоке (Быт.2:8). Такожде, стоя молитвы творим во едину от суббот, но причину сего не все знаем. Ибо не токмо, яко совоскресшие Христу и долженствующие искати горняго, стоянием во время молитв, как день воскресения, напоминаем себе о благодати нам дарованной, но и потому сие творим, яко день сей мнится быти неким образом чаемаго века. Почему, яко начало дней, и у Моисея наречен он не первым, но единым. И бысть, глаголет, вечер, и быть утро, день един (Быт.1:5): аки бы един и тот же день многократно круговращался. И так единый, который есть купно и осмый день, о котором и псалмопевец упоминает в некоторых надписаниях псалмов, назнаменует собою по сем веке грядущее состояние, день непрестающий, невечерний, безпреемственный, нескончаемый оный и нестареющий век. И так основательно церковь научает питомцев своих бывающыя в оный день молитвы в стоянии совершати: дабы, при частом напоминании о нескончаемой жизни, мы не оставляли в небрежении напутствия к оному преставлению. Но и вся пятьдесятница есть напоминание воскресения, ожидаемаго в будущем веке. Ибо единый оный и первый день, будучи седмикратно уседмеричен, составляет седмь недель святыя пятьдесятницы. Пятьдесятница, начинаясь первым днем седмицы, им же и оканчивается. Пятьдесят крат обращаясь чрез подобные промежуточные дни, сим подобием подражает веку, какбы в круговом движении начинаясь от тех же знаков, на тех же и оканчиваясь. Церковные уставы научают нас предпочитати в сии дни прямое положение тела во время молитвы, ясным напоминанием какбы преселяя мысль нашу от настоящаго в будущее. При всяком же коленопреклонении и востании, мы действием показуем и то, яко грехом низпали на землю, и то, яко человеколюбием Создавшаго нас, паки воззваны на Небо. Но не достанет мне времени повествовати о неописанных таинствах церковных. Оставляю прочее. Самое исповедание веры, дабы веровати во Отца и Сына и Святаго Духа, из каких писаний имеем мы? Аще по благочестивому умозаключению, имея долг тако веровати, како крестимся, из предания о крещении производим исповедание веры, подобное тайнодейственному изречению в крещении: то да позволят нам, по такому же заключению, и словословие возсылати подобное исповеданию веры. Но аще образ словословия отвергают, яко неписанный: то да представят нам письменныя доказательства, как исповедания веры, так и прочаго нами изчисленнаго. Итак поелику столь много есть неписаннаго, и оно имеет толикую силу в таинстве благочестия: то единаго ли не попустят нам речения, которое дошло до нас от отцев, которое мы обрели оставшееся от невымышленнаго обыкновения в неповрежденных церквах, и которое имеет немалую важность, и немалую приносит пользу силе таинства.

Слава: Археологически доказан факт ношения крестов с распятием, икон, ладанок и энколпионов на Руси в древние времена. На Руси первые кресты с распятием - 9-10 века. В 12-13 веках ношение нательных крестов стало носить массовых характер, часто они действительно были без распятия, нередко это вообще был не крест, а медальон с изображением креста. Очень распространены были нательные иконки и так называемые "змеевики" - византийской традиции вещь. Это круглые большие шейные медальоны с изображением христианской тематики на одной стороне. Это мог быть как Спаситель, так и Богоматерь, или какой-либо святой. Образки, кресты греческой равноконечной формы , без распятия - наиболее древние для России формы. Но параллельно с ними существовали и кресты с распятием - как в домонгольское, так и в послемонгольское время. В 15-17 веке была мода на на ношение очень больших по размеру нательных крестов, даже у простонародья, параллельно с образками. Часто это были кресты-складни, в которых можно было что-либо положить. У бедных кресты были медные, у богатых - серебряные и золотые, с богатым декором и вставками с резьбой, с эмалями. Они были по большей части с распятием, и очень большого размера, сравнимы с современными священническими крестами. Они были именно что нательными. В 17-18 веке в моду среди знати вошли католической формы кресты и распятия. Бедняки продолжали носить кресты, образки и ладанки. Но носили их не на голом теле, а поверх исподнего белья и снимали при посещении поганых мест. А вот носить крест поверх одежды было действительно не принято мирянам. Кстати, по поводу ''запрета'' от Василия Великого, похоже, мимо. В Номоканоне нет такого правила.

Алексей: Отче Александр, я извиняюсь. Такого правила нет. Я его взял из материала о нательных крестиков с сайта http://starove.ru/obychai/krestik/

Алексей: Neonilla, извините, нет такого правила.



полная версия страницы