Форум » Иконография: иконы, фрески, литье, резьба, вышивка » Иконографика Благовещения (вопросы) » Ответить

Иконографика Благовещения (вопросы)

Neonilla: Обратила вдруг внимание на разное написание икон данного сюжета. В связи с чем имею два вопроса: Вопрос (1) Всегда была уверена, что по Писанию, Ангел явился Марии когда та читала/молилась в одиночестве. Но вот сегодня в ленте появилось много фотографий икон, где рядом с Ней присутствует некая барышня с пряжей. Кто она? Не было ведь у Марии служанок, и вроде не сказано что свидетели/свидетельницы Благовеста были тоже. пример: [more][/more] или другой вид икон, когда Мария одна, но она сама с пряжей, а не с книгой пример: [more][/more] ещё: [more][/more] Хотя, наверное вариант с книгой - католический, судя по иконописи. Но откуда пошло такое разнение? [more][/more] Вопрос (2) а еще заинтересовал такой вариант, с тремя гусями/лебедями внизу полотна возле какого-то стола на котором стоит нечто (что?) что означают эти три гуся? [more][/more] в другом варианте выше вместо гусей просто река с разного цвета птицами (черные и белые) и рыбой - тоже что значат? ведь Благовест был не на берегу реки, а в доме.

Ответов - 7

андрей: Neonilla Но вот сегодня в ленте появилось много фотографий икон, где рядом с Ней присутствует некая барышня с пряжей. Кто она?А хрен её знает. Читал, что многие художники практиковали вкраплять в библейские сюжетв, свои рожи, или рожи тех, кто им дорог, и платил..............так что ничего личного.....просто бизнесс....

mihail: Neonilla пишет: Но вот сегодня в ленте появилось много фотографий икон, где рядом с Ней присутствует некая барышня с пряжей. Кто она? Не было ведь у Марии служанок, и вроде не сказано что свидетели/свидетельницы Благовеста были тоже. На иконах с Благовещеньем, иногда изображали Елизавету, но скорее ето Дева Мария в нескольких действиях. Прядение в момент Благовещения Марией пряжи для завесы иерусалимского Храма, известное по апокрифам, приобретают дополнительный смысл в толкованиях, так как пряжа становится аллегорией плоти Христовой, символом того, что Мария избирается одеть Святыню Божества багряницей своей плоти. Андрей Критский (Великий канон, песнь VIII) пишет: «Яко от оброщения червленицы, Пречистая, умная багряница Еммануилева, внутрь во чреве Твоем плоть изткася: тем же Богородицу воистину Тя почитаем» («Как из цветного пурпура во чреве Твоем, Пречистая, соткалась мысленная порфира — плоть Эммануила»). Послание к Евреям апостола Павла (Евр. 10:19—20) сравнивает завесу Храма с плотью Христа: «Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путём новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою». Это уподобление основано, в частности, на том, что завеса, закрывавшая вход в Святое Святых, разорвалась в момент Распятия сверху донизу (Мф. 27:51; Мк. 15:38; Лк. 23:45), также и тело Христа было распято, чтобы кровь Его открыла доступ в небесное святилище андрей пишет: А хрен её знает. Андрюха! Как говорят в некоторых сообществах- Ты бы за базаром следил бы! Не комиксы вроде обсуждаем.

mihail: Основные атрибуты[править | править вики-текст] лилия — символ непорочности Девы Марии и чистоты духовных помыслов и благочестия вообще. Изображается в руке Марии, Гавриила или просто в интерьере, в вазе. 7 цветов лилии — семь радостей Марии. прялка, веретено (с красной пряжей) — символ того, что Мария избирается одеть Святыню Божества багряницей своей плоти[39], образ плоти Христовой. В руке Марии, служанки (ср. Мойры) или просто в интерьере. Со временем уступает свою популярность изображению книги. Книга пророка Исайи, которую читает Мария (иногда видны слова: «Се Дева во чреве примет» (Ис. 7:14)). Как правило, она лежит на аналое. райская ветвь в руке архангела Гавриила; оливковая ветвь как символ примирения Бога и творения. Иногда вместо неё трезубец, посох или же жезл вестника. Изображение может сопровождаться свитком со словами приветствия. луч света, в котором спускается Святой Дух. колодец — символ чистоты Марии, fons hortorum (садовый источник). Изображается редко. Эволюционировал в вазу, в которой стоит лилия. кувшин, с которым Мария вернулась от колодца (изображается редко). ласточка — символ весны и восхода солнца, надежды и возрождения (изображается редко)[


Александр_Емельянов: Есть ещё сцена у источника.

Марина: каждый предмет или изображение на иконе имеет свой смысл, про реку и рыбы еще можно понять, но что гуси означают - никогда не встречалось объяснение, очень интересно... нашла, что образ три лебедя на иконах - это характерно для севера, встречался на соловецких иконах и символизирует Русь-Софию, еще прочитала что в христианстве белый лебедь - это чистота, милосердие и символ Девы Марии, но почему тогда их три? и что там за столик или это фонтан с водой? нашла объяснение на форуме иконописцев - оказывается это точно лебеди, не гуси они еще символизируют познание Евангелия, встречаются и на иконах Рожества Богродицы: "В случае с Рождеством Богоматери (и Благовещением, где это встречается гораздо реже) важны не только лебеди , но и источник (фонтан). Это очень старый мотив, известный по декору византийских рукописей (в смысле - не по сценам Рождества, а по всяким украшениям), отсюда, очевидно, и пошла гулять идея о познании Евангелия. Источник = жизнь (и Богоматерь как "матерь Жизни", т.е. Христа), те, кто из него пьет - очевидно, человеческий род, приобщающийся к "воде живой" и спасаемый благодаря Боговоплощению. Сюжеты, куда эти мотивы "вставлены", выбраны по понятным причинам - это очень важные вехи в новозаветной истории: "спасения нашего начаток (главизна)" (Благовещение) и, так сказать, пролог к истории спасения (Рождество Богородицы)"

Neonilla: mihail пишет: прялка, веретено (с красной пряжей) — символ того, что Мария избирается одеть Святыню Божества багряницей своей плоти[39], образ плоти Христовой. В руке Марии, служанки (ср. Мойры) или просто в интерьере. Со временем уступает свою популярность изображению книги. о, как интересно. теперь буду знать! благодарю! а Мойра значит тоже присутствовала при Благовещении? mihail пишет: ласточка — символ весны и восхода солнца, надежды и возрождения (изображается редко ну там не ласточка, а в реку черные и белые гуси/лебеди плывут именно и даже есть осминог! а на другой - три огромных гуся/лебедя Марина пишет: нашла, что образ три лебедя на иконах - это характерно для севера, встречался на соловецких иконах и символизирует Русь-Софию, еще прочитала что в христианстве белый лебедь - это чистота, милосердие и символ Девы Марии, но почему тогда их три? и что там за столик или это фонтан с водой? вот вот, интересно! Марина пишет: нашла объяснение на форуме иконописцев - оказывается это точно лебеди, не гуси они еще символизируют познание Евангелия знать бы в чём символ. почему три, почему лебеди, как именно они передают познание Евангелия. что-то закодировали прям :)

Марина: Neonilla пишет: знать бы в чём символ. почему три, почему лебеди, как именно они передают познание Евангелия ну, три - это можно понять, лебеди - это очень древний символ чистоты, преданности, верности, а познание Евангелия - это в том, что они пьют от источника, как символ живой воды, которую Господь даровал все народам. Neonilla пишет: ну там не ласточка, а в реку черные и белые гуси/лебеди плывут именно и даже есть осминог! полагаю, что река - это символ житейской жизни, лебеди черные - это злые события, белые - добрые, а вот что значит осьминог пока не знаю..))



полная версия страницы