Форум » Иконография: иконы, фрески, литье, резьба, вышивка » Икона Анны Кашинской » Ответить

Икона Анны Кашинской

Андрей Брм.: Добрый день. Был по делу сегодня в Твери, и в одном новообрядческом храме (храм князя Михаила Тверского, http://fotki.yandex.ru/users/brxan/view/784875/) увидел икону с Анной Кашинской и Михаила Тверского (http://oyatsky.ru/images/stories/p_AK_i_MT/000.jpg) У Анны Кашинской в руках изображены обычные четки с бусинками и крестом, причем крестом четырехконечном. Возник вопрос. Насколько я помню (и википедия подтвердила) Анна Кашинская жила до раскола. Были ли до раскола у православных на Руси четки с бусинками? Что любопытно, рядом висела икона с изображением Серафима Саровского, который жил уже после раскола, и у Серафима Саровского в левой руке была лестовка.

Ответов - 4

Марина: Андрей Брм. пишет: Возник вопрос. Насколько я помню (и википедия подтвердила) Анна Кашинская жила до раскола. святую Анну Кашинскую никониане вообще долгое время не вписывали в свои святцы, пытались всеми способами ликвидировать и саму память о ней. Это произошло из-за того, что пальцы у ее мощей были сложены двуперстно, и они как не пытались их разогнуть и переложить в триперстие, ничего не получалось, и на покрове, которым мощи были покрыты, было также вышито двуперстие. И до сих пор никониане лгут, говоря, что рука у нее была сложена якобы в "иерейском жесте"... как известно, у нас нет различия в иерейском благословении или не иерейском перстосложении. (если я не ошибаюсь, они потом вообще руку у ее мощей отрубили) "Открытие ее мощей совершилось 21 июля 1649 г. На торжествах присутствовал царь Алексей Михайлович. Когда открыли гроб преподобной, увидели, что правая рука ее сложена в благославляющем иерейском жесте на груди." "В 1677 г. патриарх утвердил указ о запрещении почитания святой. Гроб ее запечатали архиерейскими печатями, празднования отменили, запретили служить молебны, разрешив лишь петь панихиды по ней. В Москву были взяты иконы с изображением преподобной Анны, покров гробницы. Посвященная ей церковь была запечатана, а затем переименована в храм Всех Святых. Однако чудеса и знамения у гробницы преподобной Анны продолжались. Жители города чтили ее память, переписывали житие святой, писали иконы и чтили их как чудотворные. При Воскресенском соборе велась запись чудесных исцелений от мощей преподобной Анны." вот до чего доходит безумие еретическое - запрещать почитать святую, которая обличила и после своей смерти их еретическое триперстие! что касается лестовки, то Русь ничего своего не изобретала в вере, наверняка лестовка была и у св.Анны Кашинской, никониане же продолжают коверкать церковную историю и обычаи, изображая на своих иконах четки

Михайло: Извод начала 20 века с четками. Иконография В иконописном подлиннике XVIII в. под 22 июля об А. К. сказано: «Подобием аки Евдокия, в схиме, мантия багряная, исподняя зеленая» (Филимонов. С. 64). В Воскресенском соборе Кашина находились древний чтимый образ святой, икона св. блгв. кн. Михаила Тверского и А. К.; икона XVII в. принадлежала Е. А. Голицыной (ЧОИДР. С. 175-177). В сохранившихся прорисях с икон XVII-XIX вв. святая представлена старицей в монашеской мантии и куколе, с поднятыми в молении руками, в рост; на одной из прорисей - на архитектурном фоне, где помещен сюжет ее жития (Маркелов. Т. 1. С. 81, 97, 99). Поясное прямоличное изображение А. К. в мантии и схиме, без нимба, с прижатой к груди правой рукой и свитком в левой, имеется на литографии 2-й пол. XIX в. (ИРЛИ), с подписью: «Изображение благоверной великой княгини Анны Кашинской». Известно, что во время коронационных торжеств имп. Александра III ему была поднесена в Твери икона А. К. В росписи кон. XIX в. в Анастасиином Богоявленском мон-ре Костромы святая была изображена среди рус. праведниц, в княжеских одеждах и венце. Существовали иконы-картины «Прощание блгв. кн. Михаила Тверского с блгв. кн. Анной и детьми» (напр., в часовне близ с. Едимонова). Наиболее распространенный иконографический извод появился, очевидно, после восстановления почитания А. К. в нач. XX в.: молодая княгиня в схиме, прижав правую руку к груди, с четками в левой, стоит на берегу р. Кашинки, склонив голову перед благословляющим ее Христом в облачном сегменте; слева Воскресенский собор с колокольней (1817), где почивали мощи святой. К этому изводу относится икона нач. XX в. над ракой с мощами А. К. в Вознесенском соборе Кашина, многочисленные аналойные иконы 10-х гг. XX в. (ЦМиАР, ЦАК МДА), нек-рые с частицами мощей - напр., образ в ц. мч. Иоанна Воина на Якиманке в Москве, икона 10-х гг. XX в. (только фигура преподобной; мастерская А. Узикова, С.-Петербург; происходит из Александровского дворца Царского Села, вероятно, была поднесена имп. семье во время торжеств, посвященных 300-летию Дома Романовых; ГЭ). На образе Божией Матери «Знамение» и иконе «Собор святых благоверных князей и княгинь Всероссийских» 10-х гг. XX в. (ГЭ), фирмы Оловянишникова, А. К. изображена в верхнем ряду, среди святых рус. князей и княгинь. Редким памятником является икона «Святые Исаакий Далматский и Анна Кашинская» (1911; ГМИР), написанная в С.-Петербурге к 50-летнему юбилею со дня освящения Исаакиевского собора (1858) и новому прославлению А. К. В Вознесенском соборе Кашина в наст. время хранится ростовая икона святой и шитый покров 1900-х гг.; в ц. апостолов Петра и Павла находится деревянная рака 1906 г.- дар угличских хоругвеносцев (вместо сгоревшей в 1905). Икона «Св. Анна Кашинская» 1900-х гг. (ГТГ) письма худож. В. М. Васнецова была подарена кн. Анне Куракиной в 1910 г.: святая изображена в интерьере облаченной в полную схиму, правая рука поднята для крестного знамения, в левой - книга. К паломническим иконам относится небольшой поясной образ нач. XX в. (ЦМиАР). Образ А. К. присутствует в композиции «Собор русских святых», 1814 г. (Маркелов. Т. 1. С. 463). В 1910 г. во имя А. К. освящен храм в С.-Петербурге, в 1914 г.- ц. прп. Серафима Саровского и А. К. на новом кладбище Донской иконы Божией Матери мон-ря в Москве. Источник

Андрей Брм.: То есть изображение с четками это уже "фантазия" на тему?


Марина: Андрей Брм. пишет: То есть изображение с четками это уже "фантазия" на тему? однозначно



полная версия страницы