Форум » Поговорим о канонах, догматах, традиции, правилах, чинах и истории древлеправославия » Десятина. » Ответить

Десятина.

mihail: Друзья, тут меня спросили- А есть ли какие соборные постановления по десятине? «Получающие священство из сынов Левиных имеют заповедь – брать по закону десятину от народа…» (Евр 7,5) «Не являйся пред лице Господа с пустыми руками, ибо все это - по заповеди. Приношение праведного утучняет алтарь, и благоухание его - пред Всевышним. Жертва праведного мужа благоприятна, и память о ней незабвенна будет. С веселым оком прославляй Господа и не умаляй начатков трудов твоих. При всяком даре имей лице веселое и в радости посвящай десятину. Давай Всевышнему по даянию Его, и с веселым оком - по мере приобретения рукою твоею, ибо Господь есть Воздаятель, и воздаст тебе всемеро. Не уменьшай даров, ибо Он не примет их...» (Сир. 35. 4-11) «Апостольские постановления»- «десятину приносить на пропитание клириков и девственниц, и вдовиц и угнетаемых бедностью»

Ответов - 15

САП: http://www.liveinternet.ru/users/1160909/post67081114

Михайло: Если не ошибаюсь, строго десятину на Руси платили попы епископу, а на мирян эта повинность не возлагалась. Они в меру своих средств содержали попа, и размер этого содержания не был строго оговорен.

mihail: Есть ли какие постановления Вс.Соборов?


САП: mihail пишет: Есть ли какие постановления Вс.Соборов? О десятине нет, это обычай римской церкви.

Александр_Емельянов: mihail пишет: Есть ли какие постановления Вс.Соборов Благочестивая традиция.

САП: Что касается до жалованья, получаемого священником, то у них нет обычая давать ему десятину хлеба или чего другого, но он должен зависеть от усердия своих прихожан и собирать, как умеет, на прожиток доходы от молебнов, исповедей, браков, похорон, панихид и так называемых молитв за живых и усопших, потому что, кроме общей службы в церквах, каждому частному лицу священник обыкновенно читает еще особенную молитву по какому бы то ни было поводу или делу, собирается ли он куда ехать, идти, плыть водою или пахать землю, словом, при всяком его предприятии. Молитвы эти не приспособлены к обстоятельствам замышляемого дела, но избираются случайно из обыкновенных молитв церковных, однако их считают святее и действительнее, когда они произносятся священником, нежели когда читаются кем-либо самим. Сверх того, у них есть обычай праздновать один раз в год день Святого, во имя которого сооружена церковь. В это время все соседи и обыватели ближайших приходов собираются в церковь, где бывает праздник, чтобы отслужить молебен ее Святому за себя и своих родственников, и тут священник получает плату за свои труды. Такие приношения доставляют им по нескольку десятков фунтов в год, более или менее, смотря по степени верования и уважения к Святому церкви. В такой день (празднуемый ежегодно) священник всегда нанимает в подмогу себе несколько других соседних священников, будучи обязан приносить Святому более молитв, нежели сколько сам может успеть. Кроме того, они ходят по домам своих прихожан со святой водой и курениями, обыкновенно, один раз каждые четыре месяца, и таким образом, окропив и окурив хозяина, жену его и всех домашних, с их пожитками, получают за то большую или меньшую плату, смотря по достатку хозяина. Все это вместе доставит священнику на его содержание около 30 или 40 рублей в год, из коих десятую часть он платит епископу своей епархии. Джильс Флетчер «Of the Russe Common Wealth» («О Русском Государстве») 1591 г. http://www.vostlit.narod.ru/Texts/rus4/Fletcher/frametext5.htm

Евгений: САП, Вы считаете, что десятину платить необязательно?

САП: Евгений да.

Евгений: В таком случае церкви невозможно не попасть под контроль государства и/или богачей. Что же до приведенного Вами примера Руси старых времен, подражать стоит лишь благочестивым обычаям, иначе в Стоглаве много чего можно прочесть о нравах того времени. И сейчас также, да государство христианским не называется.

Nigredo: Евгений пишет: В таком случае церкви невозможно не попасть под контроль государства и/или богачей. Древнехристианские общины ни под чей контроль не попадали, довольствовались малым, епископы на колесницах не разъезжали. Ни Иерусалимская, ни Антиохийская, ни Карфагенская. Можно остаться неподконтрольным никому, если не желать комфортной и тем более, роскошной, жизни. Храм содержать можно общими усилиями, помогать ближнему - также не трудно. Да и в священство, мне кажется, идут не за хлебом с икрой,а за служением Христу и помощи в спасении душ мирянам.

андрей: Nigredo

mihail: http://www.krotov.info/acts/04/2/constit_apost.htm АПОСТОЛЬСКИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ (через Климента, епископа и гражданина Римского) 25. Подаваемые, по заповеди Божией, десятины и начатки пусть расходует он, как человек Божий. Приношения добровольные на убогих пусть разделяет правильно сиротам, вдовицам, страждущим и неимущим странникам, как имеющий отдать отчет в этом Богу, вручившему ему такое домостроительство. Разделяя же всем нуждающимся по справедливости и сами пользуясь от благ Господних, но не злоупотребляя ими, вкушая от них, но не поедая всего одни, а делясь с нуждающимися, будьте вы непреткновенны пред Богом. Ибо если вы одни истратите их, то примете укоризну от Бога, говорящего к ненасытным и одноядцам: "молоко едите, и шерстью одеваетесь"; и в другом месте: "разве поселены вы одни на земле?", почему и в Законе повелено вам: "возлюбишь ближнего своего, как самого себя". Сие же говорим не с тем, чтобы вы не пользовались трудами своими, ибо написано: "не обращай вола молотящего", но с тем, чтобы вы пользовались ими с умеренностью и по справедливости. Как вол, работающий на гумне без намордника, хотя ест, однако не все поедает, так и вы, работающие на этом гумне, то есть в Церкви Божией, ешьте от Церкви, как ели левиты, служившие скинии свидетельства, которая во всем была образом Церкви, а кроме того самым названием "свидетельство" обозначала скинию Церкви. Здесь и сами левиты, приступавшие к скинии, и их жены и сыновья и дочери их безпрепятственно пользовались от даров, частей, начатков, десятин, жертв и приношений, которые подавал весь народ в приношение Богу; так как делом их было служить скинии, то и не получили они в удел земли среди сынов Израилевых, но уделом левитов и наследием племени их были приношения народа. Ныне же левиты народу вашему - вы епископы, служащие священной скинии, святой кафолической Церкви, и предстоящие алтарю ЯХВЕ, Бога нашего, и приносящие Ему словесные и безкровные жертвы чрез Великого Первосвященника Исуса. Вы для народа своего - пророки, начальники, вожди, цари; вы - посредники между Богом и верующими в Него, преемники и провозвестники слова Божия, знатоки Писаний и гласы Божии и свидетели воли Его; вы те, которые носят грехи всех и за всех должны отдать отчет, которым, как слышали вы, страшно угрожает слово Божие, если скроете от людей ключ разумения, которым угрожает опасность погибели, если не возвестите волю Его подчиненному вам народу, которым напротив - неложная награда и неизглаголанная честь в славе у Бога, если хорошо будете служить святой скинии. Ибо, как вам принадлежит бремя, так вы же собираете и подаваемые снеди и прочее необходимое. Вы - подражатели Христа Господа. Как Он вознес на древо грехи всех нас, распявшись, непорочный, за достойных наказания, так и вы должны усвоять себе грехи народа, когда о Спасителе сказано у Исайи: "Он грехи наши носит, и о нас страдает"; и опять: "Он грехи многих вознес, и за беззакония их был предан". Вы - образцы: и сами имеете образцом Христа. Он образец всем нам, а вы - образцы подчиненному вам народу; ибо не думайте, что епископство есть бремя удобное и легкое. Посему, так как вы несете бремя, то и нужно, чтобы вы первые пользовались плодами, и раздавали их нуждающимся, имея отдать отчет Тому, Кого никак нельзя обмануть, когда Он станет требовать его от вас. Итак, тем, кто всегда прилежит Церкви, от Церкви же надлежит питаться, ибо они - священники, левиты, председатели, служители Божии, как в книге Чисел написано о священниках: "И сказал ЯХВЕ к Аарону: ты и сыны твои и дом отечества твоего, возьмите грехи святых, священства вашего. Вот Я дал вам достояние начатков, от всего освященного Мне от сынов Израилевых: тебе Я дал их в честь, и сынам твоим после тебя законом вечным. И это да будет вам от освященного, от приношений, и от даров, и от всех жертв, и от всякого преступления, и о грехах, и сколько отдают Мне, от всех святынь, тебе да будут, и сынам твоим: в святилище ешьте их"; и, спустя немного: "всякий начаток елея и вина и пшеницы, сколько отдадут ЯХВЕ, тебе Я дал их, и первородное всё тебе Я дал, и к этому всякое освященное, всякое первородное человека и скота чистого и нечистого, также жертвы, и груди, и правое плечо принадлежит священникам и прочим, находящимся при них, левитам". Слушайте это и вы, народ, избранная Церковь Божия, - ибо народ и прежде именовался народом Божиим и "народом святым", почему и вы - святая священная Церковь Божия, написанная на небе, царственное священство, народ святой, люди взятые в удел, невеста, убранная для Господа Бога. Слушай теперь, Церковь великая, Церковь верующая, что сказано прежде: части, десятины и начатки - первосвященнику Христу и служителям его, десятины спасения, начало имени Исусова. Слушай, священная кафолическая Церковь, избежавшая десятоказния и получившая десятословие, и Закон узнавшая и веру принявшая, и в Исусе уверовавшая и десятину познавшая, и в йоту, которая есть начало имени Исусова, уверовавшая, и Его именем называющаяся, и на совершенстве славы Его утверждающаяся и блистающая. Что тогда были жертвы, то ныне молитвы, прошения и благодарения; что тогда - начатки, десятины, части и дары, то ныне приношения, приносимые Господу Богу праведными епископами чрез Исуса Христа, умершего за них. Ибо они - первосвященники ваши, а пресвитеры ваши - священники, левиты же - нынешние диаконы ваши, чтецы ваши, певцы, привратники, диакониссы ваши, вдовицы, девственницы и сироты ваши. Высший же всех них есть первосвященник - епископ.

САП: mihail пишет: АПОСТОЛЬСКИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ (через Климента, епископа и гражданина Римского) Апокриф.

mihail: САП пишет: Апокриф. Так то да, но многие ссылаются.

САП: В нашу Кормчую не вошел.



полная версия страницы