Форум » Поговорим о канонах, догматах, традиции, правилах, чинах и истории древлеправославия » Павечерница/полуношница » Ответить

Павечерница/полуношница

Александр_Емельянов: Считаю уместным именно в этой теме раскрыть вопросы заданные Евгением. Вопросы были заданы в личке, но опубликую их здесь, дабы всем была понятна суть беседы. [more]Доброго здоровья! Вопроса у меня пока 2 1) кем и когда составлены рекомые службы? В книге РДЦ указано, что Святые Отцы строго заповедали молиться павечерницу и полунощницу. А кто и когда? 2) Как правильно понимать псалмы? Св.Василий Великий много пишет о псалмах похвального, и Златоуст также. В молитвенника же нерифмованный, неритмичные, логически не связанный набор предложений, кроме 50 и 90. Сами молитвы рекомых служб понятны и полезны. Но чтоб до них добраться, нужно одолеть преграду псалмов. С церковно-славянским проблем нет.[/more]

Ответов - 26

Александр_Емельянов: Начну со второго вопроса про "преграду псалмов". Ничто, как говорится, на Земле не ново. И те проблемы, которые возникают у Евгения, возникают и у других. Да что там у других, у меня самогО по началу тоже возникали. И мой пример - другим наука, Спросить было не у кого, Интернета не было, а молиться (желательно - сознательно) нужно было да и хотелось. Помогли издания РДЦ. На момент начала 90-х годов они уже издавали молитвенники, псалтыри и другую литературу. Не просто издавали, но и высылали наложенным платежом. Как бы Калининых не критиковали рябцевы и иже с ними, но только за одно за это я им по жизни благодарен, и не я один. Так вот, прислали мне Псалырь современного русского шрифта (других тогда в принципе не было), и в том Псалтыре (большая благодарность за то) в конце был дан перевод псалмов с ЦСЯ на совр. русский. Псалтырь - конечно высокая поэзия, но оригинал-то был на древнееврейском, потом был сделан перевод на греческий, потом на славянский. Да и сами нормы поэзии немного уж не те, что были во время оно. И вот я, чтобы понять непонятные слова Псалтыри, сличал их с переводом, данным в конце РДЦшного издания. И знаете - помогло. Дальше - больше. Есть замечательные толкования свв. отцев на псалмы: Златоуста, Василия Великогго и других. Также рекомендую и толковую Псалтырь Евфимия Зигабена. И вот так, мало по малу, непонятное становилось понятным. Однозначно, без растолковывания псалмы не осилить. Во многих из них содержатся пророчества, а это вообще вещь неудобосказуемая. Так что нужно приложить усилия к пониманию псалмов. Было бы желание, а там Господь поможет.

Евгений: Александр_Емельянов, благодарю Вас за полезный опыт. Простого пути к пониманию нет, а жаль.

Lev Grigorevich: Причём псалтирь-это музыкальный инструмент Это уж в последствии Псалтирью стали называть Книгу-песней св.царя Давыда. Вообще многое в службе,в том числе и псалтырное,воспринимается не пониманием,а внутренней сердечной интуицией...Ну как в разговоре с неизвестным человеком:кто ты?что ты?...


Александр_Емельянов: Ничего страшного, всё придёт в своё время. Позже подготовлю материал по уставной структуре указанных служб.

Александр_Емельянов: Вот что пишет о павечерницах бл. Симеон Солунский - один из признаннейших толкователей богослужения. Повечерия в великих обителях поются, как мы сказали, вместе с вечерней пред вра-тами храма, как общие моления, а в кинови-ях и у каждого из монахов, мирских иереев и благочестивых мирян — после вечерней трапезы. Во святую же Четыредесятницу по-ются и в великих обителях, и во всех — осо-бо, после вечерни и трапезы, которая тогда бывает однажды в день.    Итак, повечерия святой Четыредесятницы, называемые также великими, разделяются на три части, во образ Святой Троицы и в умилостивление за нас. Это видно и по уста-ву, а потому не нужно говорить подробно, тем более что мы изъяснили почти все молитвословия.    На повечериях читаются псалмы и молит-вы сокрушения и исповедания, об оставле-нии грехов и о милосердом помиловании, о препровождении ночи мирно, немечтатель-но, нескверно и невозмущенно, молитвы о легком восстании к умиленной и сердечной молитве во время полунощницы и утрени.    Не станем говорить много, коротко же сказать — это не три последования, а одно, читаемое ежедневно.    Такое же значение имеют и его псалмы, весьма уместные в великом повечерии. Три псалма читаются ради Троицы, потом свя-тейший «Символ веры» ради исповедания бла-гочестия, и «достойно есть» ради воплощения Слова и ходатайства Богоматери.    После же «Символа», как приняли от отцов наших, мы призываем к ходатайству о нас Богородицу, Ангелов и святых, что бывает и на великих повечериях. Да и весьма необ-ходимо призывать близких к Богу посредни-ков и помощников.    Далее следует молитва «Трисвятого», как на-чало, середина и окончание песен.    Потом — «Господи, помилуй» сорок раз для освящения времён и дней нашей жизни.    После чего возносится благодарствен-ная молитва Богородице, нескверной и нетленной. Это молитва обо всём: и о на-стоящем, и о скончании нашей жизни, и о будущих благах. И опять-таки, по обычаю, мы призываем Её, честнейшую Херувимов, чтобы мы ограждены были кровом крыл Ее.    После этого следует обычная молитва ие-рея, да умилосердится над нами Бог, и таким образом произносится последняя молитва «И даждь нам, Владыко, на сон грядущим». Или, после «Господи, помилуй» — «Иже на всякое время», «Честнейшую» и «Боже, ущедри ны». Потом молит-ва Богородице «Нескверная», и вместе с ней «И даждь нам, Владыко».    Это обычный чин для всех.

Евгений: Спаси Христос! А книга сего мудрого толкователя как называется?

Александр_Емельянов: Во славу Божию! В типографии Рябушинского она была напечатана как "Труды Блаженного Симеона архиепископа Фессалоникийского" (в 2009 г. переиздана в Новосибирске). Ещё она выходила под названием "О священных обрядах и таинствах церкви." Естественно, всё это есть и в Сети.

Ден: Александр_Емельянов пишет: О священных обрядах слово "обряд"--еретическое! Не знаем обрядов, у нас только чины! Долой засилье никониянской терминологии!

андрей: Ден слово "обряд"--еретическое! Русская Православная старообрядческая Церковь

Ден: андрей пишет: старообрядч выше же сказано Ден пишет: Долой засилье никониянской терминологии

андрей: Ден выше же сказано Ден пишет: цитата: Долой засилье никониянской терминологии Дык, исправляйте название церкви Кто вас за язык тянул переправить Церковь Христову (в названии), на старообрядческую? Возникают сразу вопросы: 1.Перестали себя осозновать Церковью Христовой? 2.Осознаете, но как то не удобно стало перед РПЦ....вот и изменили...3.Никогда ей не были, поэтому и изменили...

ищущий: андрей пишет: Кто вас за язык тянул переправить Церковь Христову (в названии) Стыдно не знать Указание №263412(666) тов.майора.

андрей: ищущий Стыдно не знать Указание №263412(666) тов.майора. Забыл. Виноват. Исправлюсь.....

Ден: андрей пишет: Дык, исправляйте название церкви а я о чём? вчитайся! Ден пишет: Долой засилье никониянской терминологии!

Александр_Емельянов: Не отвлекайтесь от темы, господа. Вот вам небольшой тест. Попробуйте. http://www.ostrova.org/meteo/test-psalm/

ищущий: Александр_Емельянов пишет: Вот вам небольшой тест. Так там язык исковерканный никонианами

Александр_Емельянов: ищущий пишет: Так там язык исковерканный никонианами Ну, мозги надо поднапрячь, и всё получится.

ищущий: А можно еще и на "Розыске" тов.Туптало попрактиковаться, мозг поднапрячь...

Александр_Емельянов: ищущий Ваше сообщение - вообще не в тему. Умничайте у себя дома

ищущий: Александр_Емельянов пишет: вообще не в тему Почему не в тему? Вы предлагаете "поднапрячь мозг" в изучении "ПсалтИри" Там даже иногда смысл другой во многих местах. Впрочем, поступайте как хотите.

САП: ищущий , а это видели? http://www.liveinternet.ru/users/1160909/post138541239#BlCom566872734

ищущий: САП пишет: а это видели? Да, это хорошая книжица, давно имеется у меня в электронном виде, в свое время сильно помогла!

ищущий: Подскажите Христа ради авторов канонов на павечернице и полунощнице! Также интересует вопрос, когда начали использоваться: чин 12 псалмов и келейное правило?

ищущий: Вопрос об авторах канонов закрыт. Все остальные вопросы актуальны.

ищущий: Никто не знает что ли? Ну да, если мой вопрос касался количества пуговиц на косоворотке или какая каноничная ткань для подручника, я бы, наверное, тотчас получил ответ...

Ден: ищущий пишет: или какая каноничная ткань для подручника, главное--количество треугольников на подрушнике!



полная версия страницы