Форум » Поговорим о канонах, догматах, традиции, правилах, чинах и истории древлеправославия » Не судите, да не судимы будете » Ответить

Не судите, да не судимы будете

андрей: 1. Что ж? Ужели не должно обвинять согрешающих? Да; и Павел то же самое говорит, или - лучше - Христос через Павла: “А ты что осуждаешь брата твоего?” Или: “И ты, что унижаешь брата твоего? Кто ты, осуждающий чужого раба?” (Рим. 14:10,4)? И опять: “Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь” (1 Кор. 4:5). Каким же образом тот же апостол в другом месте говорит: “Обличай, запрещай, увещевай” (2 Тим. 4:2)? И еще: “Согрешающих обличай перед всеми” (1 Тим. 5:20)? Равным образом, и Христос говорит Петру: “Пойди и обличи его между тобою и им одним. Если же не послушает, возьми с собою” другого, если же и при этом не уступает, “скажи церкви” (Мф. 18:15-17). И для чего Он поставил столь многих обличителей, и не только обличителей, но и карателей, так что кто не послушается никого из этих последних, того велел почитать за язычника и мытаря? С какою также целью вверил им и ключи? Если, ведь, они не будут судить, то не будут иметь никакой важности и, следовательно, всуе получили власть вязать и решить. С другой стороны, если бы это было так, то все пришло бы в расстройство и в Церкви, и в гражданских обществах и в семьях. Если господин не будет судить своего слугу, а госпожа служанку, отец сына, и друг своего друга, то зло будет распространяться все более и более. И что я говорю: друг друга? Даже если врагов не будем судить, то никогда не будем в состоянии разрушить вражду, но все придет в совершенный беспорядок. Что же значит указанное изречение?

Ответов - 16

САП: О чем тема-то?

андрей: САПО чем тема-то? Где грань между обличением и судом? Кого нельзя судить? Кого можно обличать, и это не будет судом? Нас часто объвиняют, что мы судим, так ли это?

САП: андрей пишет: Где грань между обличением и судом? Тут нужно вернуться к истории вопроса, почему Спас запретил судить? Потому как сами мы грешники нуждающиеся в оправдании и как осуждая другого потщишься получить себе оправдания? Но когда обличаешь для пользы дела (Божьего, созидание, охранение Церкви, спасение погибающего), тогда это не вменяется в вину, а более того в обязанность християнина. А тестом на допустимость/недопустимость осуждения является внутренний мотив, ради себя ты это делаешь или ради Божьего дела, нет ли в этом личного превозношения над осуждаемым.


андрей: САПТут нужно вернуться к истории вопроса, почему Спас запретил судить? Потому как сами мы грешники нуждающиеся в оправдании и как осуждая другого потщишься получить себе оправдания? Но когда обличаешь для пользы дела (Божьего, созидание, охранение Церкви, спасение погибающего), тогда это не вменяется в вину, а более того в обязанность християнина. А тестом на допустимость/недопустимость осуждения является внутренний мотив, ради себя ты это делаешь или ради Божьего дела, нет ли в этом личного превозношения над осуждаемым. Полностью согласен. Интересно разобрать, например: меня, да и других членов ДЦХБИ, часто объвиняют в том, что мы берем на себя суд в отношении иерархов РПСЦ, при этом незная точно побудительных мотивов, которые двигают нами. И почему то приписываются какие то личные амбиции, люди уже не верят, что у кого то могут быть светлые и честные порывы.Получается, если они ошибаются в определении: что нами двигает, то они судят, а не мы. Как думаете?

САП: андрей пишет: Как думаете? Думаю, что тяжело переть против рожна. PS Не мое дело белокриницких судить.

slava s: Андрей !Я уже писал ,что существование ДЦХБИ в какой то мере полезно для РПСЦ Вот только другие сугласы да и иерархия Белокриницкая не видят вас , Как вы думаете ? Почему ? Может родились вы не совсем правильно-ногами вперед ,или с иерархией у вас непорядок . Может потому и нет доверия к вам . Хотя многие вопросы поднимаются правильно

САП: slava s пишет: существование ДЦХБИ в какой то мере полезно для РПСЦ А старообрядцев полезно для РПЦ

андрей: САПДумаю, что тяжело переть против рожна. Тяжело, а надо.PS Не мое дело белокриницких судить Это правильно. Да и мы никого не судим, а пытаемся разъяснить.

Александр_Емельянов: андрей пишет: Да и мы никого не судим, а пытаемся разъяснить. Ничего себе Сперва анафеме предали, а теперь "не судим"!

slava s: РПЦ считают только себя православными

андрей: slava sВот только другие сугласы да и иерархия Белокриницкая не видят вас , Как вы думаете ? Почему ? Другие согласы не видят, потому что у нас БИ. Если не видят большую РПСЦ, то тем более нас. Поэтому там и не пропагандируем, потому что людям сначала надо понять истинность БИ, а потом уж разбираться внутри ее. А в Браиле про нас знают и на последнем предсоборным совещанием зачитывали наше письмо. Сочувствующих много, как там, так и здесь. Если курс Рогожки будет продолжаться по нарастающей, то наши ряды будут пополняться.Поживем, увидим.

андрей: Для имеющих здравый ум Спаситель хорошо изъяснил уже силу данного закона в следующих дальнейших словах: “И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь” (Мф. 7:3)? Если же для многих, не так сообразительных, изречение Христово кажется все еще недовольно ясным, то я снова постараюсь изъяснить его. Именно - здесь, как мне кажется, Спаситель не все вообще грехи повелевает не судить и не всем без исключения запрещает это делать, но тем только, которые, сами будучи исполнены бесчисленных грехов, порицают других за маловажные какие-нибудь поступки. Мне кажется также, что Христос указывает здесь и на иудеев, которые, будучи злыми обвинителями своих ближних в каких-нибудь маловажных и ничтожных поступках, сами бессовестно творили великие грехиЧто же, - скажешь ты, - если кто прелюбодействует, неужели я не должен сказать, что прелюбодеяние есть зло, и неужели не должен исправить распутника? Исправь, но не как неприятель, не как враг, подвергая его наказанию, но как врач, прилагающий лекарство. Спаситель не сказал: не останавливай согрешающего, но: не суди, т. е., не будь жестоким судиею; притом же это сказано не о важных и явно запрещенных грехах, как уже мною было и прежде замечено, но о таких, которые и не почитаются грехами. Потому Он и сказал: “Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего” (ст. 3)? (И.Златоуст)

андрей: Древний Патерик Глава 9. О том, что должно остерегаться, чтобы никого не осуждать Некогда в киновии аввы Илита случилось с братом искушение. Будучи изгнан оттуда, он ушел в гору к авве Антонию. Когда брат пробыл у него несколько времени, Антоний послал его опять в киновию, из которой он вышел. Но братия, увидев его, опять изгнали. Брат, возвратившись к авве Антонию, говорит ему: не захотели принять меня, отче! Тогда старец послал его с такими словами: корабль потерпел крушение на море, потерял груз свой и сам с трудом спасся у берега. Братия, услышав, что послал его авва Антоний, тотчас приняли его. Один согрешивший брат выслан был пресвитером из церкви. Авва Виссарион встал и вышел вместе с ним, говоря: и я также грешник. Авва Исаия сказал: если придет к тебе помысл осудить ближнего в каком-либо грехе, то сначала подумай о себе самом: не более ли его сам ты грешен? И если ты думаешь, что делаешь доброе, не надейся, что ты угодил Богу. Тогда не дерзнешь осуждать ближнего. Еще сказал: в неосуждении ближнего и в неуничижении его заключается спокойствие совести. Авва Исаак Фивейский пришел в киновию, увидел брата, впадшего в грех, и осудил его. Когда возвратился он в пустыню, пришел ангел Господень, стал пред дверьми кельи его и говорил: не пущу тебя войти. Авва умолял его, говоря: какая сему причина? Ангел сказал ему в ответ: Бог послал меня к тебе, говоря: спроси его, куда велит Мне бросить падшего брата? Авва Исаак тотчас повергся на землю, говоря: согрешил пред Тобою, прости мне! Ангел сказал ему: встань, Бог простил тебе, но впредь берегись осуждать кого-либо прежде, нежели Бог осудит его. Рассказывали об авве Марке Египетском: он прожил тридцать лет, не выходя из своей кельи. К нему имел обыкновение приходить пресвитер и совершать для него Святое Приношение [1]. Диавол, видя крепкое терпение мужа, злоумыслил искусить его и внушил одному бесноватому идти к старцу, будто бы для молитвы. Страждущий, прежде всякого слова, закричал старцу, говоря: пресвитер твой грешник, не позволяй ему более ходить к тебе. Авва Марк сказал ему: сын мой! В Писании сказано: не судите, да не судими будете (Мф. 7: 1). Впрочем, если он и грешник, Господь простит его; я и сам грешник, больше нежели он. Сказав это, он, сотворив молитву, изгнал из человека демона и исцелил его. Когда, по обыкновению, пришел пресвитер, старец принял его с радостью. И Бог, видя незлобие старца, явил ему некоторое знамение, ибо когда пресвитер намеревался приступить к святой трапезе, я увидел, - рассказывал сам старец, - ангела, сходящего с неба, он положил руку свою на главу пресвитера, и сей сделался непорочным, стоя при Святом Приношении, как столб огненный. Когда же я удивлялся на это видение, услышал глас, говорящий мне: что ты дивишься, человек, сему явлению? Если и земной царь не позволяет своим вельможам предстоять пред собою в грязной одежде, но требует от них великолепия, тем более Божественная сила не дозволит служителям Святых Таин предстоять гнусными пред небесною славою? И блаженный Марк удостоился такого знамения за то, что не осудил пресвитера. Некогда в скиту брат пал в грех. Братия, собравшись, послали за аввою Моисеем, но он не хотел идти. Тогда послал к нему пресвитер с такими словами: иди, тебя ожидает собрание. Авва, встав, взял худую корзину, наполнил ее песком и так пошел. Братия, вышедши к нему навстречу, спрашивают его: что это значит, отец? Старец отвечал им: это грехи мои сыплются позади меня, но я не вижу их, а пришел теперь судить чужие грехи. Братия, услышав это, ничего не стали говорить брату, но простили его. Авва Иосиф спросил авву Пимена: скажи, как мне сделаться монахом? Старец отвечал: если хочешь покоя и здесь и в будущем веке, то при всяком деле говори: кто я? И никого не осуждай. Еще брат спросил его: если я увижу грехопадение брата моего, хорошо ли скрыть его? Старец говорит ему: когда мы покроем согрешение брата своего - и Бог покроет наши согрешения, а когда мы обнаружим грех брата - и Бог объявит наши грехи. Некогда в киновии брат пал в грех. В тех местах был отшельник, который долгое время никуда не выходил. Авва киновии пошел к сему отшельнику и рассказал ему о падшем брате. Изгоните его, - сказал отшельник. Брат, будучи изгнан из киновии, от сильной скорби заключился в пещеру и плакал в ней. Случилось там проходить братиям к авве Пимену, они услышали его плачущего. Вошедши в пещеру, нашли его в великой скорби и стали упрашивать, говоря: пойдем с нами к авве Пимену. Он не хотел и сказал: я здесь умру, ибо согрешил. Братия, пришедши к авве Пимену, рассказали ему о брате. Старец упрашивал их и посылал к брату, говоря: скажите ему: авва Пимен зовет тебя. Они пошли и привели его. Старец, видя брата сокрушенным, встал, облобызал его, обращался с ним ласково и просил вкусить пищи. Между тем авва Пимен послал одного из братий сказать отшельнику: много уже лет слыша о тебе, я желал видеть тебя, но по лености нашей мы не виделись друг с другом. А теперь, по воле Божией и по оказавшемуся случаю, потрудись прийти сюда и повидаемся. А отшельник никуда не выходил из кельи своей. Выслушав слова сии, он сказал: если бы не Бог внушил старцу, он не послал бы за мною. И вставши, он пошел к нему. Облобызав друг друга с радостью, они сели. Авва Пимен сказал ему: в одном месте были два человека и каждый имел у себя мертвеца. Один из них оставил своего мертвеца и ушел плакать над мертвецом другого. Отшельник, выслушав, пришел в сокрушение от сего слова, вспомнил, что сделал, и сказал: Пимен - горе, на небе; а я - долу, на земле. Брат спросил авву Пимена: что мне делать? Сидя в келье, я прихожу в уныние. Старец говорит ему: никого не уничижай, не осуждай и не оговаривай - и Бог дарует тебе спокойствие, и сидение твое будет невозмущенно. Однажды было собрание в скиту. Братия говорили о грехопадении брата. Но авва Пиор молчал. Потом, встав, он вышел и, взяв мешок, наполнил его песком и нес за спиною. Насыпав также немного песку в корзину, нес ее перед собою. Отцы спрашивали его: что бы это значило? Он отвечал: этот мешок, в котором много песку, означает мои грехи, их много, но я оставил их позади себя, потому что я не раскаиваюсь в них; а вот это - немногие грехи брата моего; они пред глазами моими, и я смущаюсь ими, осуждая брата. Но не следовало бы так делать! А лучше бы мне свои грехи носить перед собою, скорбеть о них и умолять Бога о помиловании себя. Отцы, выслушав сие, сказали: поистине - это есть путь спасения! Авва Пафнутий сказывал: однажды, путешествуя, я по причине тумана сбился с дороги и очутился близ одного селения. Там встретил я некоторых, срамно говоривших. Устранившись, я пал пред лицом Бога, осуждая себя самого. И вот ангел идет ко мне с мечом и говорит: Пафнутий! Все осуждающие братий своих погибнут от меча сего. Но ты хорошо сделал, что не осудил их, а смирил себя пред Богом, как будто бы ты совершил грех их. Посему имя твое вписано в книгу жизни. Сказал старец: не осуждай блудника, хотя ты и целомудрен, потому что и сам ты, также как он, преступаешь закон. Ибо Сказавший: не прелюбы сотвори (Мф. 5: 27), сказал также: не суди (Мф. 7: 1). К некоему отшельнику ходил один пресвитер, совершая для него приношение Святых Таин. Некто, пришедши к сему отшельнику, наговорил на пресвитера, что он грешник. Когда пресвитер пришел по обычаю совершать приношение, отшельник, соблазнившись, не отворил ему двери. Пресвитер ушел. И вот был глас от Бога, говорящий отшельнику: люди взяли суд Мой! Отшельник пришел как бы в исступление и видит кладезь золотой и бадью золотую, и веревку золотую, и воду весьма хорошую; видит и некоторого прокаженного, черпающего и наливающего в сосуд. Он, томясь жаждою, не хотел пить, потому что черпал прокаженный. И вот опять был глас к нему: почему ты не пьешь от воды сей? Какую вину имеет черпающий? Он черпает только и наливает. Когда пришел в себя отшельник и размыслил о смысле видения, призвал пресвитера и просил его по-прежнему совершать для него приношение Святых Таин. Были два брата в киновии и каждый из них удостоился видеть благодать Божию на брате своем. Однажды случилось, что один из них в пяток вышел из киновии и увидел кого-то, евшего утром. Он сказал ему: в пяток ты ешь в такой час? В следующий день было собрание, и по обычаю брат, взглянув на него, увидел, что благодать отступила от него, и опечалился. Когда пришел в келью, говорит ему: что ты сделал, брат, ибо я не вижу на тебе, как видел прежде, благодати Божией. Я, - отвечал он, - ни на деле, ни в помышлении не знаю в себе ничего худого. Не говорил ли ты какого слова? - сказал ему брат. Тот, вспомнив, отвечал: да! Вчера увидал я одного, евшего утром, и говорил ему: ты в пяток ешь в такой час? Вот мой грех! Но потрудись со мною две недели и помоли Бога, чтобы Он простил мне. Они так и поступили. По прошествии двух недель брат увидел благодать Божию, опять сошедшую на брата своего. Они утешились и благодарили Бога. Один из отцев, увидев некоего согрешающего, сказал с горькими слезами: сей ныне пал, а я - завтра. Старец сказал: если кто согрешит когда пред тобою, не осуждай его, но считай себя грешником более его. Авва Пимен, когда пришел на жительство в страны Египта, то довелось ему жить подле брата, имеющего жену. Старец знал это, но никогда не обличал его. Случилось жене родить ночью, и старец, узнав об этом, призвал к себе меньшего брата и сказал: возьми с собою один сосуд вина и отдай соседу, ибо он теперь нуждается в этом. А братия не разумели его поступка. Посланный сделал так, как повелел ему старец. Брат, приняв это на пользу и покаявшись, через несколько дней отпустил жену, наградив ее на случай нужды, и сказал старцу: отныне я каюсь! И, ушедши от него, выстроил себе поблизости келью, и из нее входил к старцу. Старец наставлял его на путь Божий и приобрел его (сравн. Мф. 18: 15). Некоторые из отцев спрашивали авву Пимена: если мы увидим согрешающего брата, позволишь ли обличить его? Старец отвечал им: а когда мне нужно бывает проходить по тому месту, где могу я видеть его во грехе, прохожу мимо и не обличаю его. Еще сказал старец: в Писании сказано: яже видеста очи твои, глаголи (Притч. 25: 8), а я советую вам не говорить даже и о том, что осязали вы своими руками. Один брат обманулся таким образом: представилось ему, будто брат его грешит с женщиною; долго боролся он сам с собою, потом подошел с той мыслью, какую имел, и толкнул их ногой, говоря: перестаньте, наконец! Но оказалось, что то были пшеничные класы (колосья - прим. ред.). Потому-то я и сказал вам: не обличайте, если даже и будете осязать руками своими

андрей: Все по правилам ничего личного.

Александр_Емельянов: андрей пишет: Все по правилам Большой вопрос, но, думаю, нет смысла продолжать тему. Всё уже пересказано на несколько рядов.

андрей: Александр_Емельянов Всё уже пересказано на несколько рядов. Это точно.Вообще же о том, что должны храниться древние обычаи, древние предания, древний закон и правило, что ничто не должно быть вводимо против соборных и отеческих правил и что должен быть отлучен от церкви каждый, кто не покоряется этим правилам, — обо всем этом говорят постановления всех соборов (I Всел. 6, 7, 13, 18; II Всел. 2, 7; III Всел. 7, 8; настоящего собора правила 13, 19, 29, 32, 84, 87, 90; VII Всел. 7; Гангр. 21 и т.д.). А епископы должны следить за всем этим потому что: вот что в своей присяге перед хиротонией говорит православный епископ: "Обещаюся блюсти каноны святых Апостол и седми вселенских, и благочестивых поместных соборов, иже на сохранение правых велений суть узаконены, и елико по разным временом и летом от истинно поборствующих по святей кафоличестей восточней православней вере, каноны и святые уставы суть изображены, и та вся хранити крепце и ненарушне до кончины моея жизни с сим моим обещанием свидетельствую; и вся, яже они прияша, и аз приемлю, и ихже они отвратишася, и аз отвращаюся" (п. 2). "Аще же обещанное зде мною что преступлю, или божественным правилом явлюся противен,... тогда aбие да лишен буду всего сана своего и власти, без всякаго извета и слова, и чужде да явлюся дара небеснаго, при посвящении возложением рук даннаго мне Духом Святым" (п. 19). Комментировать не буду, сейчас другой взгляд на правила.



полная версия страницы