Форум » Поговорим о канонах, догматах, традиции, правилах, чинах и истории древлеправославия » О казнях » Ответить

О казнях

САП: а толко жены или сына или дщери слово или наказание не имет не слушает и не внимает, и не боитца и не творит того как муж или отец или мати учит ино плетью постегать по вине смотря, а побить не перед людьми наедине поучити да примолъвити и пожаловати а никако же не гневатися ни жене на мужа ни мужу на жену а по всяку вину по уху ни по виденью не бити, ни под сердце кулаком ни пинком ни посохом не колоть никаким железным или деревяным не бить хто с серца или с кручины так бьет многи притчи от того бывают слепота и глухота и руку и ногу вывихнуть и перст и главоболие и зубная болезнь а у беременных жен и детем поврежение бывает во утробе а плетью с наказанием бережно бити, и 112 разумно и болно и страшно и здорова а толко великая вина и кручинавата дело, и за великое, и за страшное ослушание, и небрежение, ино соимя рубашка плеткою вежливенко побить за руки держа по вине смотря на поучив примолвити а гнев бы не был а люди бы того не ведали и не слыхали, жалоба бы о том не была, а по людцкои ccopе или по оговору без обыску без прямого брань и побои и гнев никако же бы не было каково было наношение или речи недобрые, или своя примета того наедине пытати добром истине покается безо всякаго лукавства милостивно наказать да и пожаловати по вине смотря, а толко не виновато дело ино оговорщиком не попущати ино бы вперед вражда не была, а толко по вине и по обыску по прямому а не каетца о грехе своем и о вине то уже наказание жестоко надобет штобы был виноватои в вине, а правои в правде, поклонны главы мечь не сечет а покорно слово кость ломит. Казни сына своего от юности его и покоит тя на старость твою и даст красоту души твоеи и не ослабляи бия младенца, аще бо жезлом биеши его не умрет но здравие будет ты бо бия его по телу, а душу его избавляеши от смерти, дщерь ли имаши положи на них грозу свою соблюдеши я от телесных да не посрамиши лица своего да в послушании ходит да не свою волю приимеши и в неразумии прокудит девство свое, и сотворится знаем твоим в посмех и посрамят тя пред множеством народа аще бо отдаси дщерь свою бес порока то яко велико дело совершиши и посреди собора похвалишися при концы не постонеши на ню любя же сына своего учащаи ему раны да последи о нем возвеселишися казни сына своего измлада и порадуешися о нем в мужестве и посреди злых похвалишися и зависть приимут враги твоя, воспитаи детище с прещением и обрящеши о нем покои и благословение, не смеися к нему игры творя в мале бо ся ослабиши в велице поболиши скорбя и после же яко оскомины твориши души твоеи, и не даж ему власти во юности но сокруши ему ребра донележе растеть а ожесъточав не повинет ти ся и будет ти досажение и болезнь души и тщета домови погибель имению и укоризна от сусед и посмех пред враги пред властию платежь и досада зла. Чада послушаите заповеди Господни, любите отца своего и матерь свою и послушаите их, и повинуитеся им по Бозе во всем, и старость их чтите, и немощь их и скорбь всякую от всея душа понесите на своеи выи, и благо вам будет и долголетны будете, и 97 прославитеся от человек, и дом его будет благословен в веки, и насьледит сыны сынов твоих и досьтигнет старости маститы во всяком благоденьстве дни своя препровожают аще ли кто злословить или оскорбляет родителя своя или кленет или лает сии пред Богом грешен от народа проклят аще кто биет отца и матерь от церкви и от всякия святыни да отлучится, и лютою смертию и градцкою казнью да умрет, писано бо есть отча клятва иссушит а матерня искоренит сын или дщерь, не послушьливы отцу или матери, в пагубу им будет и не поживут днеи своих иже прогневают отца и досажают матери. Мнится не согрешяя к Богу, и есть поганого горее, и обещник есть нечестивым о них же пророк Исаия рече возмется нечестивыи да не видит славы Господня, сих нечестивыи именова, иже бесчествуют родителя своя и паки насмехающагося отцу и укаряюща старость материю да ськлюют их вранове и снедят орли, честь же творяи отцу, и матери и повинующеся им по Бозе во всем, возвеселитися имут о чадех своих и в день печали избавит их Господь, Бог, и молитву их услышит егоже просят подаст им вся благая, покояи матерь свою волю Божию творит и угожаяи отцу во благих поживет вы же чада делом и словом угожаите родителем своим во всяком блазе совете да благословени будете от них отчее благословение дом утвердит, и матерня молитва от напасти избавит аще ли оскудеют разумом в старости отец или мать не бесчествуите их ни укаряите да от своих чад почтени будете, не забываите труда материя и отцова, яже о вас болезноваша и печални быша покоите старость их и о них болезнуите якож они о вас не глаголи много сотворих им добра одеянием и пищею и всякими потребами но ни си свободи сим не можеши бо ею родити и тако ею болети, яко она о тебе тем же со страхом раболепъно служити им да и сами от Бога мзду приимете и жизнь вечную наследите яко свершители заповеди Его. (Домострой) http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/domostr.htm#13О

Ответов - 18

андрей: Круто. Веришь, что исполняя это правильно делаешь?

Марина: андрей пишет: Веришь, что исполняя это правильно делаешь? ну так вона как били всякия изверги - и посохом жалезным и по глазам, и под сердце, а православный батюшка научит как бить вежливо плеточкой, и дитяти ребра сокрушить пока млад, надо думать, радетели неции буквально не воспринимали??

андрей: Марина ну так вона как били всякия изверги - и посохом жалезным и по глазам, и под сердце, а православный батюшка научит как бить вежливо плеточкой, и д[/b]Страшно все это. Также страшно, что некоторые это считают нормой. САП Прости, я тебя не понимаю. Для меня - это тупость, и извращение православия...


Георгий Лоскутов: Гнилой феодализм ...

Федька: Для своего время он может и свежий был.

Георгий Лоскутов: Свежим он был в раннем средневековье.

Марина: Георгий Лоскутов пишет: Свежим он был в раннем средневековье. но не менее дурно и тошнотворно пахнущим

Георгий Лоскутов: Марина пишет: но не менее дурно и тошнотворно пахнущим Согласен.

Александр_Емельянов: О, времена, о, нравы!

САП: Рад, что всем православным понравились сии наставления

Марина: САП пишет: Рад, что всем православным понравились сии наставления православным нравятся не сии наставления, а святоотеческие

САП: А буде учнем котории быти ему, наставнику своему Андрею, преслушники и Церкви в чем мятежники и безчинники, от них же спасению нашему забавление явится, и таковых по божественному Писанию и по правилом святых и по общежителным уставом преподобных отец волно ему наказовать монастырьским смирением: на цеп ковати и шелепами бита, и в темницу сажати, и прочими казньми епитейными, кто чево достоин будет. Такоже и во всех службах посланных от него правити старост или соборных над прочими нами, кому что прикажет, во всем слушати повеленое, якоже во обители самого его, настоятеля Андрея, такоже и онех. В том на него, Андрея, излюб и выбор написали... ...Котории не станут к началу пения приходить к полунощницы, ко всенощному, к павечерницы или в свободное время к вечерни — матки тех наказовать поклонами за трапезою. Небрежливых — трапезы отчюждением или данием одного хлеба с квасом за трапезою, или зело отчюжденных, небрежливых, ропотных — в цепь сажанием и постом, чтоб брегли опасно чин службы церковныя. А сколько поклонов за трапезою им давать — овой 20 или 50, овой 100 или 200 или вся трапеза — и сия можно со уставщиком посоветовать по разсмотрению святых правил и по примеру вины... ...За монастырь за ограду кому будет понадобится за послушание итти по какую потребу: по ягоды, по губы, в монастырь или куды — с просу и отпуску нарядниц или своих началниц, обаче никому без об’явления и спросу надзирательницы Мелании не выходить за ворота, и вратницы без ея слова не с пущать за ворота никого. А кто дерзнет без слова безчинно за ворота выходить по ягоды или куда, или сыщутся за киими грамотки бесчинныя, своевольныя, без слова, или говорить станут з братьей что без благословения маткина — тех не токмо на трапезы на поклоны ставить, но и в цеп в затвор сажать, паче же юных и за опас прелагатайства коего и зазора... ...От вне с приходящими никому без благословения больших ничего не говорити и про мирския суеты ничего не разговаривати, ничего не купити, ничего не продати, ни с кем не менятися. А кто сие дерзнет творити, пачеже красти, надзирателницы с нарядницею Мариною и сторожами розыскивать накрепко и проведывать, пачеже и всем помогать. И сыскав крадуней — в цеп в затвор сажать на долгое время, с постом держать и роспрашивать крепце: первая их крадения, давно ли обвыкли и много ли где и что крали, и кому давали или кто им помогал, или кто советовал — вся роспрашивать. Такоже за зазорныя подходы какия и за водни зазорныя и неуемныя, подавающия вины сквернительния, сажать в цеп в затвор без всякаго мешкания. И за роптания и ослушания по приговору матки и уставщика надзирательницы повелевать сажать в цеп. Наряднику Марине и сторожам отвести в затвор и замкнуть в цеп. А за татьбу и зазорныя водни и подлазы какия, подавающыя вины сквернительния, весма сажать в цеп и в затвор без пощады. А каково чинить наказание, аще не будет от больших кого на Лексе, мощно писать имянно в монастырь к церковному разсмотрению, да известнее будет и разсмотрительнее, како окончати... ...По кельям чтобы не имели особных пищей никто, и керарю111 о том заказывать накрепко и проведывать. И где проведает — и с надзирательницею и нарядниками ходить в те кельи и чюланы, а когда отец Пафнутей или надзиратель благочиния Исаак — их позвать и у тех вынимать тыя пищи, и тех наказывать крепце постом, хлеб с квасом, поклонами за трапезой или в цеп сажать. А буде кои от больших, забыв страх Божий, учнут пищи особныя и гостиньцы у себя держать или раздавать, и керарю не стыдетися им возбранять и доносить на них настоятелем. И церковным собором будут тыя крепце запрещены и наказаны без всякия пощады... ...Надзирательницы трапезныя надсматривать вход и исход ис трапезы, такоже и за трапезой чтобы молвы не было: кои говорят — тем запрещать и наказывать, а непослушающих и ропщющих и противящихся сказывать матки и собору, и тех наказывать трапезными поклонами и постным хлеба с квасом кормлением, а зело противных — цепью с постом... ...Кого прикажут большухи смирять — стражам с меньшим нарядником в цеп сажать и в затвор отводить, и кого и стеганием постегать. По реченному во Апостоле: «Егоже Господь любит, наказует. Казнит же всякаго сына, егоже приемлет. Аще ли без наказания есте, несть дети, но прелюбодеичища»... ...Еще же и об том смотреть накрепко, чтоб святотатства не было, чтоб без благословения свиток не красить и платья братска. Таже чрез юных сестр у братии ничего не просити и не имати, кроме своег<о> имения и братскаго жит<ия?>. <Аще кто> дерзнет что украсти и тех сажать на цеп или сухоястием казнити да поклонами, а отнюд таковых вин никому не спущать... ...А будет которая учнет много прекословити и не слушать или епетимии не станет принимать, и на пении или после павечерницы говорить и за трапезою, или станет отниматся от епитимии, и таковую с соборных совета строителница да повелит сторожу в цепь сковать и там ю смирять сухоядением. И буде жестоконравна и непослушлива — ино подоле держать. И по вине зря или паче рещи по покаянию неложному — ино поскорее спустить. А которые будут дела болшие, чево самем у себя невозможно справить, ино об том церкви возвещати, она же не обыче заблуждати... ...Чтоб были входы и исходы искусно и целомудренно, а за ограду окном никто б не выходил и не приходил, а кто впредь дерзнет — того смирять в цепи и наказанием. (Выгорецкий Чиновник [Cборник подлинных документов первых десятилетий XVIII в. составленных для управления повседневной жизнью Выголексинского поморского общежительства.) http://starajavera.narod.ru/

Марина: представляете, а у свят.Василия Великого в монашеском уставе, и не в едином уставе ином во вся века на цепи не саживали, плетью не били...видимо христианство от Христа еще не отличалось

САП: Марина пишет: и не в едином уставе ином во вся века на цепи не саживали, плетью не били... Много вы знаете

Александр_Емельянов: в указаниях про сажание на чепь, битие плетьми и прочее отражются более нравы того времени, нежели суть и смысл христианства. Бог всем этим казнителям судия.

САП: Александр_Емельянов пишет: Бог всем этим казнителям судия. Бог всем судия.

Ден: Марина пишет: цепи не саживали, плетью не били дикари!(с) САП пишет: Бог всем судия. Это точно!

САП: Ден пишет: дикари!(с) И не говори, ни какой цивилизованности



полная версия страницы