Форум » Поговорим о канонах, догматах, традиции, правилах, чинах и истории древлеправославия » "Хлеб наш насущный" ... " надсущный" » Ответить

"Хлеб наш насущный" ... " надсущный"

Тавричанин: Отцы и братия, прошу прощения. Упоминалось ли где либо в молитве Отче наш вместо "хлеб наш насущный" ... " надсущный" Откуда эта ересь? Или современное что-то?

Ответов - 22

CCAA: Я думаю, что "надсущный" того же происхождения, что и "даждь нам днесть". Причина - невежество, заучивание на слух. Никакой ереси.

Павел Владимирович: CCAA, так и есть. У меня малой когда читает молитвы, бывает, проглатывает окончания. Приходится объяснять, что с этим и смысл текста меняется. Тут то же...

Дмитрий Любавин: Тавричанин пишет: "хлеб наш насущный" ... " надсущный" В греческом Евангелии стоит слово "эпиусиос"...буквально - эпи- "над", усиос - сущность. Тавричанин пишет: Откуда эта ересь? Или современное что-то? Почему же сразу ересь?? У преп.Максима Исповедника в отлковании на молитву "Отче наш" слово эпиусиос толкует как сверх(над)сущный хлеб - Евхаристию.


Павел Владимирович: Дмитрий Любавин, все же по-русски правильно, ибо мы-то русские

Дмитрий Любавин: Павел Владимирович пишет: Дмитрий Любавин, все же по-русски правильно, ибо мы-то русские А мне по-жидовски нравится.....http://www.youtube.com/watch?v=SWST2HPgjq8

Димитрiй: по-жидовски Это не по-жидовски, а на западном диалекте арамейского языка (западно-сирийском).

Дмитрий Любавин: Димитрiй пишет: Это не по-жидовски Шо Ви мне всю малину палите??!! Павел-то наш Владимирович не знает, что энто не по-жидовски. Не удалось подколоть из-за Вас. На ютубе , кстати, Авину шебашемаим в песенном варианте отсутствует.

Павел Владимирович: Дмитрий Любавин пишет: Павел-то наш Владимирович не знает, что энто не по-жидовски арамейский от иврита вполне отличается, а комментировать глупости - на сегодня лимит вышел

Дмитрий Любавин: Павел Владимирович пишет: арамейский от иврита вполне отличается Не вполне. Павел Владимирович пишет: комментировать глупости - на сегодня лимит вышел Угу.

Димитрiй: Дмитрий Любавин пишет: Шо Ви мне всю малину палите??!! Павел-то наш Владимирович не знает, что энто не по-жидовски. Не удалось подколоть из-за Вас. На ютубе , кстати, Авину шебашемаим в песенном варианте отсутствует. Ой зохэн вэй! мои большие слиха! с возмещением ущерба: click here или здесь на выбор: click here

Александр_Емельянов: Дмитрий Любавин пишет: Почему же сразу ересь?? У преп.Максима Исповедника в отлковании на молитву "Отче наш" слово эпиусиос толкует как сверх(над)сущный хлеб - Евхаристию. Когда Христос учил людей этой молитве, то никакой Евхаристии да ещё и "днесь" не могло быть.

cergiy: Александр_Емельянов пишет: о никакой Евхаристии да ещё и "днесь" не могло быть свт. Киприан Карфагенский о Молитве Господней "Продолжая молитву, мы произносим следующее прошение: хлеб наш насущный даждь нам днесь. Это можно понимать как в духовном, так и в простом смысле, потому что и тот и другой, по божественному дарованию, равно благоприятствует спасению. Христос есть хлеб жизни, и этот хлеб не всех, но только наш. Как говорим мы: Отче наш, потому что Бог есть Отец познающих Его и верующих, так и Христа называем нашим хлебом, потому что Он и есть хлеб тех, которые прикасаются Телу Его. Просим же мы ежедневно, да дастся нам этот хлеб, чтобы мы, пребывающие во Христе и ежедневно принимающие Евхаристию в снедь спасения, будучи по какому-либо тяжкому греху отлучены от приобщения и лишены небесного хлеба, не отделились от Тела Христова, как Господь говорит в наставление наше: Аз есмь хлеб животный, иже сшедый с небесе; аще кто снесть от хлеба сего, жив будет во веки, и хлеб, егоже Аз дам, плоть Моя есть, юже Аз дам за живот мира (Ин. 6, 51). Когда Он говорит, что ядущий от хлеба Его жив будет во веки, то этим показывает, что живут те, которые прикасаются, Его Телу и по праву приобщения принимают Евхаристию. Итак, должно бояться и молиться, да не отделится кто-либо от Тела Христова, подвергшись запрещению, и не удалится от спасения, как угрожает Господь, говоря: аще не снесте плоти Сына человеческого, не пиете крове Его, живота не имате в себе (Ин. 6, 53). Потому-то мы и просим ежедневно, да дастся нам хлеб наш, чтобы нам, пребывающим и живущим во Христе, не удалиться от освящения и от Тела Его. Можно это понимать и так: отрекшись от века сего и по вере духовной благодати отказавшись от его богатств и почестей, памятуя наставление Господа, Который говорит: иже не отречется всего своего имения, не может быти Мой ученик (Лк. 14, 33), мы просим одной только пищи и пропитания. Кто сделался учеником Христовым, тот, по слову Учителя, отказываясь от всего, и должен просить только дневного пропитания и в молитве не простирать далее своих желаний, имея в виду заповедь Господа, сказавшего: не пецытеся на утрей, утрений бо собою печется: довлеет дневи попечение его (Мф. 6, 34). Итак, ученик Христов, которому воспрещается заботиться о завтрашнем дне, праведно испрашивает себе дневной пищи: было бы противоречие и несообразность в том, если бы мы искали В этом веке продовольствия на долгое время, когда просим о скором пришествии Царства Божия. Блаженный апостол, поучая и утверждая крепость надежды и веры нашей, делает нам следующее напоминание: ничтоже внесохом в мир сей; яве, яко ниже изнести что можем. Имеюще же пищу и одеяние, сими довольни будем. А хотящий богатитися впадают в напасти и сеть и в похоти многи Несмысленны и вреждающыя, яже погружают человеки во всегубителство и погибель; корень бо всем злым сребролюбие есть, егоже нецыи желающе заблудиша от веры и себе пригвоэдиша болезнем многом (1 Тим. 6, 7-10). Этим учит, что не только надобно презирать богатства, но что они и опасны: в них корень льстивых зол, обольщающих слепоту человеческого ума скрытым коварством. Потому-то Бог обличает безумного богача, который помышлял о мирских достатках и хвастался чрезвычайным изобилием плодов. Безумие, - говорит Он ему, - в сию нощь душу твою истяжут от тебе: а яже уготовал еси, кому будут (Лк. 12, 20)? Безумный, он радовался о прибыли в ту ночь, в которую надлежало ему умереть; тот, кому мало уже оставалось жить, помышлял о изобилии плодов. Напротив, Господь учит, что тот вполне совершен, кто, продав все свое имение и раздав в пользу нищих, заготовляет себе сокровище на небе; тот, по словам Господа, может следовать за Ним и подражать славе страдания Господня, кто в готовности и охоте своей не задерживается никакими сетями домашнего хозяйства, но, предпослав свое имущество Богу, отрешенный и свободный, сам идет туда (Мф. 19, 21). Вот как да научится всякий молиться, чтобы приготовить себя к тому же; из закона молитвы да уразумеет всякий, какова должна быть молитва! Между тем для праведника никогда не может быть недостатка в ежедневной пище, по Писанию: не убиет гладом Господь душу праведную (Причт. 10, 3). И опять: юнейший бых, и состарехся, и не видех праведника оставлена, ниже семене его просяща хлебы (Пс. 36, 25). То же обещает и Господь, говоря: не пецытеся, глаголюще: что ямы, или что пием, или чим одеждемся? Всех сих языцы ищут; весть бо Отец ваш, яко требуете сих всех. Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам (Мф. 6, 31-33). Он обещает, что ищущим Царства и Правды Божией вся приложатся: ведь все Божие; следовательно, имеющий Бога ни в чем не будет иметь недостатка, только бы сам не отстал от Бога. Так, Даниилу, когда он был ввержен в ров львиный по велению царскому, изготовляется обед. Промыслом Божиим и человек Божий насыщается среди зверей алчущих, но щадящих его (Дан. 14, 30-39). Так, Илия питается во время бегства: преследуемый, он получает пропитание в пустыне от вранов, которые служат ему, от птиц, которые приносят ему пищу. О, ненавистная жестокость злобы человеческой! Звери щадят, птицы кормят, а люди строят ковы и свирепствуют."

CCAA: Днесть, кстати, очень распространенное явление. За этим надо следить.

Павел Владимирович: сдается мне, что от того это, что читают "на автомате", не вдумываясь в смысл и не пропуская через себя молитву

CCAA:

Дмитрий Любавин: Молодца, усиропил.

Алексей: Ну почему - хлеб наш насущный? Нужно - хлеб наш насущныи. Окончание в славянском языке положено на ''ыи'', а не на ''ый''.

Дмитрий Любавин: Алексей пишет: Окончание в славянском языке положено на ''ыи'', а не на ''ый''. Это догматически и веручительно крайне важно. Без этой грамматической особенности все христианство - не христианство...

гусляк: Алексей пишет: Ну почему - хлеб наш насущный? Нужно - хлеб наш насущныи. Окончание в славянском языке положено на ''ыи'', а не на ''ый''. Так и есть "и" - указательное местоимение "он" по отношению к прилагательному "насущныи"

Михаил Анатолич: Дмитрий Любавин пишет: Это догматически и веручительно крайне важно. Без этой грамматической особенности все христианство - не христианство А как же "единый аз"? Рад, что на свете есть Алексей. Так что, если даже весь мир падет в ересях, Лёха останется столпом и утвержением.

Dimitry_T: Тавричанин пишет: Отцы и братия, прошу прощения. Упоминалось ли где либо в молитве Отче наш вместо "хлеб наш насущный" ... " надсущный" Откуда эта ересь? Или современное что-то? - осмелюсь Вам возразить: это не ересь, это встречается в Добротолюбии у Свв.Отцов в объяснениях смысла молитвы Господней...-в том смысле, что мы должны заботиться о духовном, главным образом, возложив естественные нужды на Божий Промысл...- но это, конечно, не повод искажать чтение молитвы..:)

гусляк: Что-то современное. Безуловно, речь идет о Теле Христовом. Но когда мы говорим "насущный", то не только подразумеваем "надсущный", но проносим мысль, что Тело Христово для нас - насущный хлеб. Наглядный пример, что не надо умничать и править старые тексты.



полная версия страницы