Форум » Поговорим о канонах, догматах, традиции, правилах, чинах и истории древлеправославия » Границы ереси » Ответить

Границы ереси

Konstantin: Каковы границы ереси в современном староверии? Пришел к этому вопросу, изучая разные высказывания, мнения, движения, точки зрения, литературу и нынешнее состояние в самих старообрядческих толках. Безусловно я не претендую на глубокое понимание современной ситуации в староверии, но когда читаешь к примеру про каких нибудь ревизионистов Ветхого Завета - то мое "упование на еретика 1-го чина" - кажется самонадеянной напраслиной. В новых "системах координат" - мне можно смело писаться 2-ым или 3-им чином Хотелось бы узнать - а есть реальные границы в ересиархизме, не по книгам - ибо по книгам, как уже неоднократно тут писалось кое кого можно и кое куда, а в живой и реальной жизни????

Ответов - 29

mihail: Кость, ты покеда- нехристь. Сначала бы табе ,дорогой, по креститься надо, а потом уж ...

андрей: mihail Кость, ты покеда- нехристь. Сначала бы табе ,дорогой, по креститься надо, а потом уж ... Правда если ошибешься, и покрестишься не там, то нехристем и останешься. Правда Михаил?

Konstantin: Ага! А вот скажи - учение о чувственном антихристе - это ересь? Или неприятие икон? Или какие то там реформы - проформы? Или ежли я крещеный по правильной вере - это можно - а ежли нехристь то неможно?


Konstantin: Я не в чьето осуждение вопрос то задавал. Не судия я). Просто интересно - вот крещеный по правильному человек - что его может сделать еретиком? какие воззрения, после чего он отторгается? Но хотелось бы узнать не о канонах - а о реальности. Как это все в реальной жизни.....

Федька: Konstantin пишет: Как это все в реальной жизни А в жизни большинство прихожан любого храма, любой конфессии опроси правильно, так они тебе таких ересей выдадут, что хоть стой, хоть падай. Главное, что бы они в этих заблуждениях не закостеневали и других не учили, вот и граница.

андрей: Konstantin Просто интересно - вот крещеный по правильному человек - что его может сделать еретиком? какие воззрения, после чего он отторгается? Теоретически правильно крестят наверно почти все старообрядцы. Но т.к. истина по определению, у одних, то другие еретики. Т.е., хотя и крещены правильно, но все равно еретики, т.к. крестились у еретиков.какие воззрения, после чего он отторгается? Если последует за еретиком, например, те, кто последовал за Никоном (принял ложь)...

Игорь Кузьмин: Konstantin пишет: Просто интересно - вот крещеный по правильному человек - что его может сделать еретиком? какие воззрения, после чего он отторгается? Но хотелось бы узнать не о канонах - а о реальности. Как это все в реальной жизни..... Мне зрится, если просто сказать, то отторжение от предания святоцерковного (св. писание + согласие свв. отец). То есть противопоставление своего мнения (как нового учителя) сущему утвердившемуся общецерковному преданию, или последованию за таким мнением, вопреки существующего предания. Степень воввлеченности в этот процесс разделения своемненного разума с сущим до него согласным разумом свв. отец рецепированным Церковью (преданием) различает сущего еретика от заблудника (по выражению учителей). Заблудника, как еще не чуждого Церковь (собрание верных преданию) увещевает, еретика отторгает. Заблудник не в полноте ведает (познал) сущий разум святоцерковный и желает научится истине (не ратничествует против согласного разума святых), а еретик ведая предание и разум прежде бывших учителей церковных не верует сему, но свое мнение или истолкование противопоставляет прежде бывшему до него преданию (согласию свв.), по своему реконструируя разум учения церковного (или изречений некоторых свв.). Посему и опасен Церкви таковый, что своей непоколебимой проповедью (против преданного и сохраняемого) соблазняет малых. За это и подлежит отторжению от собрания верных. И сим действом также отнимается возможность соблазнительного своеумного учения или толкования вопреки прежде положенного согласного разума святых. «Иже кто наказан быв, и своему лживому мнению крепце прилепляется, и противу истине жестоце глаголет без надежды исправления, таковый еретик есть, по божественному апостолу и Златоусту, глаголющих: еретик есть, кто лживому мнению своему последует и крепце прилепляется. Аще же от неведения сотвори, тогда наречется заблудник, а не еретик» (преп. Максим Грек, слово 87)». "Принеси глаголет убо писание и истязуем с прилежным искуством истиннаго разума богодуховенным писанием, аще убо по всему согласуют им, или ни. Подобает же ведати, яко всяко писание треми некими свойствы изрядне достоверное имать. Первие, аще убо от благовернаго, и соборней церкви знаема, такого списателя сложено бысть. Второе, аще по всему согласуют, яко же предречеся, догматом и преданием. Третие, аще то само к себе по всему согласует, а нигде же разликует". (Максим грек, слово 10 в предисловии Грамматики, лист 21 обор.). «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим». Или: «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я предал вам». Или: «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие; и взирая на кончину их жизни, подражайте вере их». Или: «Держись образца здраваго учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовию во Христе Iсусе». Или всемерно подтверждаемый во многих правилах вс. соборов тезис: «Да хранятся древние обычаи, древние предания» [1 вс. соб. 6, 7, 13, 18; 2 вс. соб. 2, 7; 3 вс. соб. 7, 8; 6 вс. соб. 1, 2, 13, 29, 84, 90 и мн. др.]. «Из сохраненных в Церкви догматов и проповеданий, некоторыя мы имеем от письменнаго наставления: а некоторыя прияли от апостольскаго предания, по преемству в тайне, и те и другия имеют едину и ту же силу для благочестия. И сему не воспрекословит никто, хотя мало сведущий в установлениях церковных» (Книга Правил грекороссийской церкви: свт. Василий Великий, 91 прав.). «Смеющих же прочее, инако мудрстовати, или по мерзских еретик, церковная предания презирати, нова же некая разумевати, или отложити некое от чина церковнаго, евангелие, или знамение креста, или восписания икон святых. (ниже) аще епископи суть, или клирицы, изметати повелеваем. аще ли же иноцы суть, или белцы, от причащения да отлучаются, святый (седьмыи) собор сия предал есть» [Евангелие поучит. в неделю православ. слово 5]. «По нем же паки в последних временех, егда соборная церковь восприят исправление веры, и всяка ересь отступи и свободися от соблазн, тогда сей собор бысть Соединения глаголемый, во еже бо совершити вся завещания, приносит проклинания, и глаголет: ВСЯ ЯЖЕ ЧРЕЗ ЦЕРКОВНАГО ПРЕДАНИЯ И УЧИТЕЛЬСТВА И ВООБРАЖЕНИЯ СВЯТЫХ, И ПРИСНОПАМЯТНЫХ ОТЕЦ, НОВО СОТВОРЕНАЯ И СОДЕЛАНАЯ, ИЛИ ПО СЕМ СОДЕЯТИСЯ ХОТЯЩАЯ, АНАФЕМА. И паки по сем глаголет, ко иже в небрежение полагающим священная и божественная правила божественных отец наших, яже церковь утверждают, и все христианское жительство украшают, и к божественному наставляют благобоязньству, анафема. Сей святый собор в сих двоих проклинаниих всяко отражает мнение и суетное спротивословие: последуяй же прежде его святым собором, той собор свят есть, не последуяй же прежде его святым собором, не свят, но и сквернен есть, и отвержен. Сия же вся преднаписанная, изложения же и отвещания святых собров: Аще кто от угодных богоносным отцем поколебает что, не к тому се смотрение нарицаем, но преступление предания велению, и к Богу нечестие. И сия правила, яко же предрекохом, подобне и градстии закони, сице глаголют: Яко еретик есть, и еретическим подлежит законом, аще и мало что уклоняяися от православныя веры; Первая же заповедь, третияго гранеса от новых, еретик глаголет вся не сущыя приобщены» [книга Кормчая славянская, глава 71, лист 640-641 об.]. «Неудержимые распространители этого новшества не могли поклонить своей шеи под церковное предание. Они отвергли благочестивое предание и не могли утолить жажды из потока удовольствия, так как он не мог быть в них источником воды, текущей в жизнь вечную. Вместо этого, орошаясь водою, взятою из зараженных луж, они произращают стебли зловонные, имеющие плодом своим горкую желчь, прилагая ложь ко лжи» [Деяния 7-го всел. собор., т. 7, стр. 261, изд. 1891 г.]. «Кто отвергает всякое писанное и неписанное предание церковное, тот да будет анафема» [Там же, стр. 301]. "Аще убо дерзнет кто инако веровати, или развращати что либо от сущих в церкви, держимых по первым обычаем святых отец и благочестивых царей, аще святители суть да извержени будут и прокляти, аще ли же иноцы и простии люди, тою же клятвою осуждени будут" [Книга Соборник, от многосложнаго свитка восточных свят. отец числом 1455 подписавшихся, гл. 28, л. 391.]. И паки, святый Леонтий папа римский в поучении своем глаголет: "Смеющих инако мудрствовати, или по мерзских еретик церковная предания презирати, новая же некая разумевати, или отложити некое от чина церковнаго, Евангелие, или знамение креста, или прочее что, аще епископи суть, или клирицы, изметати повелеваем, аще ли же иноцы, или бельцы, от причащения да отлучатся: святый собор сия предал есть" [В Евангелии толковом, святый Леонтий папа Римский, в неделю 1-ю поста.]. Наипаче же святый Иоанн Златоуст во апостольских беседах пишет сице: "егда Павла реку, Христа паки глаголю, той бо бяше движа егову душу". Павел бо "не рече: аще противная возвестят, или превратят все, но: аще и мало нечто благовествуют, паче еже благовестихом, аще и мало что подвигнут, анафема да будут" [Беседа 1-я посл. 1-е к Галатам, зач. 199, стр. 1477, гл. 1, ст. 7, 8 и 9.]. Страшнейшим же словом заключают восточнии вселенские патриархи к Феофилу царю греческому, в соборном многосложном свитке, сице: "проклят разоряяй уставы отеческие и непременные уставы церковные, яже положиша отцы твои" [Соборник гл. 28, л. 389.].

Федька: Konstantin пишет: Каковы границы ереси Нет у ереси границ!

протопоп Андрей: Федька пишет: Нет у ереси границ! Истинно так, границы есть лишь у Истины.

Konstantin: Вот - Господин Федька, так получается что есть реальная вера а есть вера теоретическая? я не конкретно сейчас о староверии, а вообще? во что народ то верит? может это и есть вера, а то что в книжках - так - есть и Слава Богу? Вот енту веру и загоняют и так и эдак и туда и сюда - а она живее всех живых)

CCAA: Большинство "нееретиков" таковыми считаются по причине своей безграмотности, молчания и безразличия. Ну и формальной принадлежности. По мне такие хуже всякого думающего еретика.

Konstantin: CCAA пишет: по причине своей безграмотности, молчания и безразличия. А как только читать начинают да сравнивать - тут еретизм и лезет. В России издание Библии на русском языке тоже вызвала всплеск сектантства. А с другой стороны - то так называемое "народное православие" - не есть ли собственно живым православием

Jora: Konstantin пишет: так называемое "народное православие" - не есть ли собственно живым православием Пасха - яйца освятить, Рожество - гуся с яблоками запечь, Богоявление - воды набрать, Преображение - виноград освятить, ну и далее по списку.

CCAA: Jora пишет: Преображение - виноград освятить Какой виноград? Яблоки!

CCAA: Konstantin пишет: А как только читать начинают да сравнивать - тут еретизм и лезет. Позволю себе с Вами не согласиться. Еретизм не от чтения и сравнения, у него природа иная. А читать и сравнивать полезно. Библия же на русском языке ничего кроме спасительной душевной пользы принести не может, так как слово Божие не производит ересей. Ереси берутся из толкований. А для исполнения заповедей ("Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди") толкований не требуется.

Konstantin: А сам дух? Люди то верят не как в книжках. Мне кажется тут не борьбы веры и неверия, а две разные веры. Не то что "двоеверие" - нет не смесь - а именно иное.

протопоп Андрей: CCAA пишет: Какой виноград? Яблоки! А яблоки разве не виноград? Из яблок тоже вино делают - Червивка

Федька: протопоп Андрей пишет: Червивка А Вы батюшка, фулиган! Это же "Солнцедар" 98 коп. за поллитра!

Ден: андрей пишет: то нехристем и останешься креститься надо лютой зимой в проруби, тогда крещение будет правильным. Федька пишет: Нет у ереси границ! Точно. Я вот всегда на самой разделительной линии нахожусь. Вроде и есть что предъявить, а вроде и нет. Федька пишет: "Солнцедар" 98 коп. за поллитра! "золотая осень"--рубль двадцать восемь...

Konstantin: Ден пишет: креститься надо лютой зимой в проруби, тогда крещение будет правильным.

CCAA: Ден пишет: креститься надо лютой зимой в проруби Ты - молодец!

CCAA: протопоп Андрей пишет: А яблоки разве не виноград? Из яблок тоже вино делают - Червивка

протопоп Андрей:

Федька: Когда Коленьку нашего крестили в очередной раз, так целую пирамиду льду из проруби на лед выпилили бензопилой! Пирамиду видел сам, почти с него ростом.

CCAA: А ты там присутствовал?

CCAA: Федька пишет: бензопилой Некошерно как-то.

Федька: CCAA пишет: А ты там присутствовал? Нет. Я приехал несколько месяцев спустя. Зима крепкая была. CCAA пишет: Некошерно как-то. Зато эффективно! Кажется СС выпиливал.

протопоп Андрей: CCAA пишет: Некошерно как-то Если пила - сучкорез (то есть укороченный, "обрезанный" вариант), то вполне кошерно

CCAA:



полная версия страницы