Форум » Поговорим о канонах, догматах, традиции, правилах, чинах и истории древлеправославия » Отлучение от Церкви » Ответить

Отлучение от Церкви

Олег Хохлов: Искал поводы отлучения от церкви католиков, число которых в 1983 году сократилось с 37 до 7, а нашел короткое описания - не так все просто, оказывается... [quote]ОТЛУЧЕНИЕ от Церкви — в христианстве и иудаизме — процедура церковного порицания, предполагающая исключение человека из религиозной общины, отлучение его от церковных обрядов и таинств, а также запрещающая его похороны по принятому духовному обычаю. О. не обязательно означает изгнание из Церкви как таковой. О. традиционно трактуется актом церковно-правительственной власти, по которому член Церкви за тяжкое грехопадение или догматическое заблуждение исключается из состава церковного общества. О. становится тяжким наказанием, являясь не отчуждением только от земного церковного общества, но и осуждением на вечную погибель. По определению Августина, О. есть "отделение от тела Христова". Вопрос о праве подвергать О. не только живых, но и умерших был обсужден на 5-м Вселенском Соборе (2-й Константинопольский, 553) и получил положительное разрешение. В христианстве различают О. "полное", или "великое", когда оно имеет своим последствием совершенное исключение грешника или еретика из среды верующих, и О. "малое", когда падший член Церкви отрешается, впредь до раскаяния или на определенное время, от тех или иных церковных благ, например от общения в молитве или от причастия. "Малое" О. носит название О. "врачевательного" в отличие от первого как О. "смертельного". Особый вид О. составлял интердикт — О., распространяемое не на отдельных лиц, а на целую местность или определенную категорию людей. Интердикты широко применялись в Средние века в Католической Церкви как орудие папства в борьбе с непокорными городами и лицами, встречались также и в Русской Православной Церкви. Следы О. в виде интердикта находят в решении Василия Великого, отлучившего за похищение девиц целое селение. Как отмечают теологи и богословы, интердикт чужд апостольским постановлениям. Указывая, что "в ковчеге были Ной и сыновья его, но наказание принял только оказавшийся злым один из сыновей его, Хам", апостольские постановления не допускают возможности наказания одних за вину других. Согласно церковной догматике, "каждый сам отдает отчет за свое дело" и "не сожительство подвергает праведных осуждению с неправедными, но согласие в мысли". О. за тяжкие грехи сравнительно рано начало выходить из церковного употребления и заменяться наложением разных епитимий. Тем не менее все то, что угрожало единству Церкви, влекло за собой О. В частности, О. подлежали: "1) отрекшиеся от веры и отступники; 2) запрещенные в священнослужении, если, невзирая на запрещение, они станут священнодействовать, а также и принимающий их народ; 3) миряне, для совершения молитв отделяющиеся без достаточного основания от своего епископа; 4) молящиеся в храме или дома с отлученными; 5) епископы, получающие епископскую власть при помощи светских начальников, и все общающиеся с такими епископами" (Православная богословская энциклопедия). От произвольных О. уже защищали верующих императорские законы Византии. Так, император Лев в 471 повелел епископам никого не отлучать от Церкви без "благословной причины"; за произвольное О. епископ подвергался О. сам (было подтверждено 4-м правилом 7-го Вселенского Собора). Император Юстиниан подтвердил закон Льва и усугубил наказание за его нарушение. Снять О. мог только наложивший его епископ или Собор, в случае смерти епископа — его преемник или поставивший скончавшегося епископа митрополит или патриарх. Церковное право Католической Церкви знает два вида О. — большое и малое (интердикт вышел из употребления) и относит их к роду цензур — "наказаний врачующих". Малое О. употребляется беспрепятственно, но применение в настоящее время полного О. на Западе встречает большое ограничение со стороны государственного права, не допускающего в Церкви наказаний, затрагивающих честь и гражданские отношения подданных. В современном католичестве существует специальный перечень преступлений, изложенный в "Своде католических законов", за которыми следует О. В 1983 этот список был пересмотрен верховным понтификом Иоанном Павлом II. Римский Папа дополнил его такими правонарушениями, как аборт, нарушение тайны исповеди, отпущение грехов священником человеку, совершившему грех при содействии священника, осквернение освященной облатки, посвящение в сан епископа без одобрения Ватикана, причинение физического ущерба папе, ересь и отказ от веры. Некоторые Церкви предпочитают говорить не об О., а о "церковной дисциплине". В Русской Православной Церкви (РПЦ) до 1917 были приняты два вида О.: великое и малое. Первому присвоен термин "анафема", второму — О., или запрещение. Анафема налагалась Св. Синодом в случаях: 1) явной хулы на имя Божье или Св. Писание, 2) "явного" греха (кто "грехом чванится"), 3) непринятия больше года св. причастия и 4) прочих поступков с характером "явного ругательства и посмеяния" закона Божьего. Преданию анафеме предшествовали: 1) троекратное увещевание, сначала духовником наедине, а затем епископом в присутствии духовника или нескольких духовных лиц и мирян и 2) публичное объявление в приходской церкви о предстоящем О., дабы верующие молились о согрешившем, а близкие и родственники увещевали его покаяться. Если покаяния не следовало, епископ письменно испрашивал соизволения Св. Синода на предание грешника анафеме. Соизволение Св. Синода публично объявлялось в этой же церкви, и к дверям храма привешивается объявление об этом лице, которое после этого должно было быть отторгнуто от общества христианского. Ему не дозволялся вход в церковь; если он войдет, священник должен прекратить службу (кроме литургии). Под страхом лишения сана священники не могли совершать у него требы и на дому. По принесении им раскаяния публично в церкви, лично или через "честные особы", над кающимся читалась разрешительная молитва и назначался день исповеди. На наложение О. была допустима апелляция к Св. Синоду, который за несправедливое О. налагал на епископа наказание. Исключая немногие случаи (О. от церкви графа Л. Н. Толстого, затем И. Колоскова и Д. Григорьева в Москве), О. вышло из употребления в практике РПЦ до 1917. Но ежегодно на первой неделе Великого поста совершался особый чин православия, которым безымянно отлучались от Церкви все, отвергающие важнейшие догматы христианской веры и основные начала христианской жизни. После богоборческого и богопротивного Октябрьского переворота (1917) практика О. в форме анафемы была возобновлена РПЦ. В настоящее время практика О. редка, но по-прежнему присутствует в практике РПЦ. В иудаизме О. имело форму херема: так в свое время этой мере был подвергнут гениальный философ Б. Спиноза. В той или иной форме О. присутствует во всех религиях мира. См. также: Анафема.[/quote] [more] http://glossword.info/index.php/term/]http://glossword.info/index.php/term/[/url],6ea3ab6f59585cb1956054ab61b0a4596f595c945468b0556c7154a261a69d5a5c5764ac97a158b1a9adae5ca0a6a1536d6155b05fa4b092536a98a162b09b586a57.xhtml [/more]

Ответов - 0



полная версия страницы