Форум » Поговорим о канонах, догматах, традиции, правилах, чинах и истории древлеправославия » Чин торжества Православия. » Ответить

Чин торжества Православия.

володимipъ: В 8-9 веке были многочисленные споры по поводу иконопочитания. В 787 году был 7 Вселенский собор ,который догматизировал иконопочитание. После него власть в империи опять захватили иконоборцы и гонения на иконы продолжились. Наконец в 843 году иконопочитание было восстановлено окончательно на церковном соборе,которому способствовала царица Феодора.После церковного собора, устроили церковное торжество, которое пришлось на первое воскресенье Великого поста. В воспоминание об этом событии, значимом для христианского мира, и в память императрицы Феодоры ежегодно в первое воскресенье Великого поста Православная церковь торжественно празднует восстановление иконопочитания,совершая после литургии последование:"Чин торжества Православия". На Руси чин Торжества православия был введён в XI веке,прп.Федосием Киево-Печерским,который вводил в своей обители ктиторский устав по образцу типика Алексеевского монастыря . Об этом можно почитать В. В.Дергачев ВСЕЛЕНСКИЙ СИНОДИК В ДРЕВНЕЙ И СРЕДНЕВЕКОВОЙ РОССИИ: http://www.drevnyaya.ru/vyp/v2001.php#n1 В РПЦ этот Чин служат в первую Неделю великого поста. Служат ли "Чин торжества Православия" в РПсЦ,РДЦ,ДЦХ БИ и где его можно посмотреть ,в современной редакции старообрядцев или старообрядцами "Чин торжества Православия" был навсегда потерян в 17 веке?

Ответов - 26

САП: володимipъ пишет: где его можно посмотреть ,в современной редакции старообрядцев в Спасо-Преображенском храме г.Спас-Клепики

володимipъ: САП пишет: в Спасо-Преображенском храме г.Спас-Клепики Очень благодарен и Вам Сергей,спаси Господи. Очень интересный Чин,который составил о.Александр Черногор. Вот эта фраза приятно удивила из Чина : 2). В 861 и 879-880 гг., совместно с легатами, как с представителями священноиерархии поместной Римской церкви, состоялось официальное церковно-общественное изобличение латинства как ереси. Так, в лето 879-е в Церкви Соборность напоминает о неизменности текста Символа веры без Filioque и анафематствуются все, кто его изменяет; То есть по мнению Черногора латинство(непонятно что это такое в 9 веке) анафематствовали сами латинские легаты. Вот бы почитать эти анафемы. Еще одна вещь:якобы собор 879 года запретил изменять Символ веры и вносить в него Филиокве. А ведь этого не было! На соборе 879 года Филиокве вообще не обсуждали. На 7 заседании собора была анафема ,только не на изменение Никео-Цареградского Символа веры,который все сейчас читают в церквах и дома, а на Никейский Символ 1 Вселенского собора. Никейский Символ веры и Никео-Цареградский Символ веры это две разные молитвы. В Никейский Символ веры вообще никогда никто не вносил Филиокве . Так что Черногор здесь перепутал,но это очень распространенная ошибка,в том числе и иностранных изданиях. Про анафему глобализму из этого чина разговор вообще отдельный.

САП: володимipъ пишет: Так, в лето 879-е в Церкви Соборность напоминает о неизменности текста Символа веры без Filioque и анафематствуются все, кто его изменяет Это по сути цитата из Цыпина "Церковное Право": По характеру своей деятельности Собор 879-880 годов также имеет черты Вселенского Собора. Подобно Вселенским Соборам, он вынес ряд постановлений догматико-канонического характера. Так, он провозгласил неизменность текста Символа веры без filioque и анафематствовал всех, кто его изменяет."


володимipъ: САП пишет: Это по сути цитата из Цыпина "Церковное Право": По характеру своей деятельности Собор 879-880 годов также имеет черты Вселенского Собора. Подобно Вселенским Соборам, он вынес ряд постановлений догматико-канонического характера. Так, он провозгласил неизменность текста Символа веры без filioque и анафематствовал всех, кто его изменяет." Цыпин пишет неверно, собор этим не занимался. На 6 заседании прочли Символ веры Второго Вселенского собора,на 7 заседании анафематствовали всех кто изменит Символ веры Первого Вселенского собора. Здесь есть ссылки и по ним можно посмотреть документы самого собора: http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A1%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_879%E2%80%94880_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B2&stable=0 В том вся и штука ,что собор 879 года при Фотии не анафемаствовал внесение Филиокве в Символ веры. Впервые этот вопрос решали на синоде 1054 года при патриарха Михаиле Керруларии.. И причем там анафема была не на Филиокве ,а как ответная на анафему Гумберта,текст этой анафемы: «Поэтому по устроению любочестивого императора само нечестивое писание[имеется ввиду анафема кардинала Гумберта] а также те, кто его предъявил, и те, кто участвовал волей в его творении, или помогал тем, кто творил его, в присутствии посланных от императора в великом секрете были подвергнуты анафеме.» Полностью,здесь: http://redechnik.livejournal.com/22988.html http://redechnik.livejournal.com/23819.html

САП: володимipъ пишет: Цыпин пишет неверно Ну ежели Цыпин тут "ошибается" (Профессор, доктор церковной истории, доктор церковного права, кандидат богословия, заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин, преподаватель Московской духовной академии), то невелика беда, что Черногор "ошибся"

володимipъ: САП пишет: Ну ежели Цыпин тут "ошибается" Сергей я не понял почему кавычки? Документы собора 879 года у Вас перед глазами,причем текст самой анафемы в русском переводе. Если Вы умеете читать по-русски,то Читаете внимательно и убеждаетесь,что никакой анафемы на изменение Символа веры Константинопольского собора в документах собора 879 года нет.

САП: володимipъ пишет: Сергей я не понял почему кавычки? на соборе читался Никео-Цареградский Символ веры без Filioque-шестое заседание собора,собор издал Определение, осуждающее какие бы то ни было добавления к Никейскому Символу-седьмое заседание собора. Контекст такой, что под Никейским подразумевался Никео-Цареградский Символ веры.

володимipъ: САП пишет: на соборе читался Никео-Цареградский Символ веры без Filioque-шестое заседание собора,собор издал Определение, осуждающее какие бы то ни было добавления к Никейскому Символу-седьмое заседание собора. Сергей,какой контекст, о чем Вы? Ясно же написано в соборном документе 879 года: Итак кто бы то ни был если он доходя до такой степени пренебрежения, дерзает делаеть такое, о чем мы говорила прежде и предложил некий иной Символ веры и его объявляет «правилом» , или добавляет в него или что-либо убавляет в Символе, который нам передан Первым, Великим, Святым и Вселенским Собором в Никее, тому да будет Анафема! Ясно написано:Символ веры,который передан Первым Вселенским собором в Никеи,то есть этот Символ веры нельзя менять: Веруем во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца всех видимых и невидимых. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия единородного, рожденного от Отца, то есть из сущности Отца, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша, яже на небеси и на земли; нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего, и воплотившася и вочеловечшася, страдавша и воскресшего в третий день, и восшедшего на небеса, и паки грядущего судити живым и мертвым. И во Святого Духа. Глаголющих же о Сыне Божием, яко бысть время, егда не бе, или яко преже неже родитися, не бе, или яко от не сущих бысть, или из иныя ипостаси или сущности глаголющих быти, или превратима или изменяема Сына Божия, сих анафематствует Кафолическая и Апостольская Церковь. Аминь Для сравнения тот Символ веры,который был принят в Константинополе,который мы сейчас читаем,это другой Символ веры,другая молитва: Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рождена, несотворена, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребена. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых. И жизни будущаго века. Аминь.. Кстати о контексте,контекста никакого нет в статье,я сам интересовался у автора этой статьи Википедии.

Александр_Емельянов: володимipъ пишет: Символ веры,который был принят в Константинополе,который мы сейчас читаем, Этот символ веры был принят не в Крнстантинополе. Это никоновская порча Константинопольского СВ.

протопоп Андрей: володимipъ пишет: приятно удивила А в чем приятность? Если володимipъ пишет: Черногор здесь перепутал,

володимipъ: протопоп Андрей пишет: А в чем приятность? Это сказано с иронией,потому что сами латиняне осуждают какое мифической латинство,якобы бывшее в 9 веке. Во первых они вообще ничего такого не осуждали и не анафематствовали в 879 году. А если и где было Филиокве в 9 веке,то не в самом Риме,а в империи франков в 9 веке. Не было анафемы на Филиокве в 879 году,Вы,я знаю ,отец Андрей можете прочитать по гречески в предыдущем моем сообщении посмотрите статью Википедии и ссылки,которые в ней.

протопоп Андрей: САП пишет: в Спасо-Преображенском храме г.Спас-Клепики Я так понял, что в ДЦХБИ читается Синодик из Триоди Постной Киевской печати 1627 года. Этот Синодик перевел на славянский митр. Петр Могила. В связи с этим интересно отношение ДЦХБИ к митр. Петру Могиле и в частности к изданному им Требнику. Может быть Андрей сможет пояснить.

володимipъ: протопоп Андрей ,вообще пишут ,что главным редактором и переводчиком Триоди Постной 1627 года был Памво Берында. Интересно ,а как РДЦ относится к Памво Берынде? Еще один момент: ,обычно пишут что Триодь Постная 1656 года(она есть на ТСЛ) была написана на основе Киевского издания 1627 года,если это так ,то Синодик ,который используют в Спас-Клепиках в первую Неделю поста не совпадает с Синодиком Постной Триоди.

протопоп Андрей: володимipъ пишет: вообще пишут ,что главным редактором и переводчиком Триоди Постной 1627 года был Памво Берында. Берында был типографом, но перевод Синодика делал Могила - это точно. володимipъ пишет: Интересно ,а как РДЦ относится к Памво Берынде? Поскольку с Южно-русской Церковью мы в те годы находились в полном каноническом единстве, то, естественно, что мы и Берынду считаем членом Церкви. володимipъ пишет: ,обычно пишут что Триодь Постная 1656 года(она есть на ТСЛ) была написана на основе Киевского издания 1627 года,если это так ,то Синодик ,который используют в Спас-Клепиках в первую Неделю поста не совпадает с Синодиком Постной Триоди. Я так понял, что в Спас-Клепиках совершается чин, составленный о. Александром Черногором на основе не только Триоди 1627 года, но и каких-то рукописных Синодиков, ну и личного литургического творчества, ибо ни никониане, ни м. Корнилий, ни инок Алимпий, естественно, в Триодях 1627 и 1656 годов не упоминаются.

протопоп Андрей: володимipъ пишет: вообще пишут ,что главным редактором и переводчиком Триоди Постной 1627 года был Памво Берында протопоп Андрей пишет: Берында был типографом, но перевод Синодика делал Могила - это точно. Перепроверил у разных биографов (Голубева, Горского, ...), да, Могила хоть и занимался тогда переводами, тем не менее, едва ли участвовал в подготовке Триоди, хоть некоторые исследователи это ему и усваивают. Тем не менее, все-таки интересно отношение к нему в ДЦХБИ, Могила ведь был приемник Копыстенского на посту архимандрита Киево-Печерской лавры и при нем также было издано много литературы.

володимipъ: протопоп Андрей пишет: Берында был типографом. Поскольку с Южно-русской Церковью мы в те годы находились в полном каноническом единстве, то, естественно, что мы и Берынду считаем членом Церкви. Памво Берында был не только типографом-руководителем типографии в Киеве,"архитипографом",но и был лексикограф, поэт, переводчик, гравёр и издатель. Он издал следующие богослужебные книги:«Служебник» (Стрятин, 1604),«Требник» (Стрятин, 1606),«Анфологион» (Киев, 1619) ,«Номоканон» (Киев, 1620),«Триодь постная» (Киев, 1627),«Триодь цветная» (Киев, 1631). Подробнее,здесь: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D1%80%D1%8B%D0%BD%D0%B4%D0%B0,_%D0%9F%D0%B0%D0%BC%D0%B2%D0%BE Возникают вопросы : Как по Вашему мнению стоит относится к этим богослужебным книгам? Являются ли они православными? Можно ли ими пользоваться на богослужениях?

протопоп Андрей: андрей пишет: К митр. Петру Могиле лично у меня отношение отрицательное А почему? володимipъ пишет: Памво Берында был не только типографом-руководителем типографии в Киеве,"архитипографом",но и был лексикограф, поэт, переводчик, гравёр и издатель. Это я знаю, я писал лишь относительно его участия в издании Триоди 1627 года. володимipъ пишет: Как по Вашему мнению стоит относится к этим богослужебным книгам? Являются ли они православными? Можно ли ими пользоваться на богослужениях? Берында принадлежал другой поместной Церкви, причем, не секрет, что большинство Южно-русских православных богословов, хоть и боролись с латинством, тем не менее, нередко находились под латинским богословским влиянием. Например, даже перепроверенный Катехизис Зезания называет таинство елеосвящения на католический манер "последним елеопомазанием". Таким образом, нельзя с однозначной уверенностью говорить об изданных в Южно-русской Церкви книгах до их критического анализа, но и зная о возможных богословских недочетах в них, не следует использовать оные при богослужении. Анализ такой сделан пока не был, поскольку Русской Церкви свойственно пользоваться образцами богослужебных книга собственной печати. Кроме этого, богослужебные книги в Южно-русской Церкви редактировались с учетом особенностей малороссийского наречия, и, например, сенаксари упоминаемой Триоди 1627 года были прямо переведены на литературный малороссийский, это делает их использование в Русской Церкви, как минимум, неудобным.

андрей: протопоп Андрей В связи с этим интересно отношение ДЦХБИ к митр. Петру Могиле и в частности к изданному им Требнику. Может быть Андрей сможет пояснить. К митр. Петру Могиле лично у меня отношение отрицательное, про требник ничего сказать не могу, т.к. не вникал в этот вопрос.

протопоп Андрей: Чин торжества Православия к 17 веку в приходских храмах не совершался, но в кафедральных, коль скоро, по причине гонений, староверы остались на многие годы без епископов, то утратился и обычай совершать Чин Православия.

володимipъ: протопоп Андрей пишет: Чин торжества Православия к 17 веку в приходских храмах не совершался, но в кафедральных, коль скоро, по причине гонений, староверы остались на многие годы без епископов, то утратился и обычай совершать Чин Православия. Спаси Бог за честный и прямой ответ.

протопоп Андрей: володимipъ пишет: Не было анафемы на Филиокве в 879 году Ну, я как бы, знаю, что богословская подоплека у Великой схизмы появилась уже, можно сказать, задним числом. А начиналось все скорее в сфере церковной политики и администрации - примат папы. Вот, например, патриарх Фотий перечисляет в послании к папе Николаю многие различия в обычаях Восточной и Западной Церквей, но они в его представлении еще не ереси и не повод к разделению:Что утверждено через определения Вселенских соборов, то все должны сохранять. Но что какой-либо из отцов частным образом постановил, или что узаконил местный собор, то хотя не может быть рассматриваемо как легковерие в практике соблюдающих оное, но зато и не принимающие подобных узаконений не подвергаются никакой опасности, если не соблюдают их. Так, одни бреют и стригут бороды сообразно с местными обычаями, а другим это запрещено соборными постановлениями. Так, мы постимся только единый субботний день, и если бы стали поститься и в прочие субботние дни, то это было бы достойным осуждения, но другие постятся более чем в одну субботу, и тамошнее предание считается утверждающимся на обычае, вопреки канонам, и с этой точки зрения избегают осуждения. В Риме ни один священник не может жить в законном браке, но мы научены только единобрачных возводить во священники, и если кто отказывается принимать из рук их евхаристию, то мы таких отлучаем. Далее, у нас всякий производящий кого-либо из диаконов во епископы, обходя степень пресвитерскую, осуждается как тяжкий грешник, но у некоторых как из пресвитеров, так и прямо из диаконов возводят во епископы. Различны притом молитвы и обряды, которые совершаются при посвящении в различные священные степени. Во многих странах совершенно запрещено монахам употребление мяса не ради отвращения к нему, но ради воздержания, но в иных местах соблюдается такое воздержание только в известное время. Я слышал от людей, достойных веры, что в Александрии от имеющего быть епископом требуется обет — никогда не воздерживаться от мясных яств, что вошло здесь в обычай по какому-нибудь особенному случаю. У нас монахи не отказываются от своей одежды, когда принимают обязанности клирика, но у иных это бывает наоборот: если монах возводится в епископы, он отлагает свои прежние одежды и подстригает волосы на голове

володимipъ: Александр_Емельянов пишет: Этот символ веры был принят не в Константинополе. Это никоновская порча Константинопольского СВ Если Вам так хочется: В Константинополе читали Символ веры на греческом: Πιστεύω είς ενα Θεόν, Πατέρα, παντοκράτορα, ποιητήν ουρανού καί γής, ορατών τε πάντων καί αοράτων. Καί είς ενα Κύριον, Ίησούν Χριστόν, τόν Υιόν του Θεού τόν μονογενή, τόν εκ του Πατρός γεννηθέντα πρό πάντων τών αιώνων. Φώς εκ φωτός, Θεόν αληθινόν εκ Θεού αληθινού γεννηθέντα, ού ποιηθέντα, ομοούσιον τώ Πατρί, δι' ού τά πάντα εγένετο. Τόν δι' ημάς τούς ανθρώπους καί διά τήν ημετέραν σωτηρίαν κατελθόντα εκ τών ουρανών καί σαρκωθέντα εκ Πνεύματος ‘Αγίου καί Μαρίας τής Παρθένου καί ενανθρωπήσαντα. Σταυρωθέντα τε υπέρ ημών επί Ποντίου Πιλάτου καί παθόντα καί ταφέντα. Καί αναστάντα τή τρίτη ημέρα κατά τάς Γραφάς. Καί ανελθόντα είς τούς ουρανούς καί καθεζόμενον εκ δεξιών τού Πατρός. Καί πάλιν ερχόμενον μετά δόξης κρίναι ζώντας καί νεκρούς, ού τής βασιλείας ουκ εσται τέλος. Καί είς τό Πνεύμα τό 'Αγιον, τό Κύριον, τό ζωοποιόν, τό εκ τού Πατρός εκπορευόμενον, τό σύν Πατρί καί Υιώ συμπροσκυνούμενον καί συνδοξαζόμενον, τό λαλήσαν διά τών Προφητών. Είς μίαν, αγίαν, καθολικήν καί αποστολικήν Έκκλησίαν. ‘Ομολογώ εν βάπτισμα είς άφεσιν αμαρτιών. Προσδοκώ ανάστασιν νεκρών. Καί ζωήν τού μέλλοντος αιώνος. Άμήν. γεννηθέντα, ού ποιηθέντα-рождена, не сотворена. союза а нет в тексте. ουκ εσται τέλος- не будет конца, εσται- третье лицо,единственное число, будущее время глагола εἰμί-есть(ἔσται 3 л. sing. fut. к εἰμί.) τό Κύριον, τό ζωοποιόν- перевод :Господа животворящего. Слова "истиннаго" нет.Употребление двух слов одновременно "Господа истиннаго" запретил Стоглав 9 глава. κύριος 3 и 2 (ῡ) 1) имеющий власть, властвующий, господствующий: τῶν αὑτοῦ κ. Plat. находящийся в здравом уме; θανάτου κ. Plat. имеющий власть над (жизнью и) смертью; 2) имеющий право или возможность (ποιεῖν τι Xen., Arst.): κ. ἦν πράσσων ταῦτα Thuc. в его власти было действовать так; πριαμένους ἢ πωλοῦντας κυρίους εἶναι Thuc. иметь право купли и продажи; 3) узаконенный, законный, установленный (ἐκκλησία Arph.); вступивший в законную силу, утвержденный, непреложный (δίκαι Eur.; συνθῆκαι Lys.; νόμος Dem.); 4) установленный, назначенный, определенный (ἡμέρη Her.; ἦμαρ Eur.): κ. μήν Pind. месяц разрешения от бремени; 5) сильный, могущественный (συλλήπτωρ Plat.); 6) главный, основной, важнейший (μέγιστος καὶ κ. Plat.; αἱ κυριώταται φλέβες Arst.; δύο τὰ πάντων ἐστὶ κυριώτατα Plut.); 7) употребляемый в основном или прямом, т. е. не переносном своем значении (ὄνομα Arst.); 8) грам. прилагаемый к одному лишь предмету, т. е. собственный (ὄνομα Plut.). - см. тж. κύριον.

mihail: володимipъ Ты предлагаешь тут помусолить никониянские письмена штоль? Давай не безобразничай, а то тему закрою.

володимipъ: mihail пишет: Ты предлагаешь тут помусолить никониянские письмена штоль? Я ничего не хочу,поспорить захотел Александр Емельянов, Мишь ,ты прекрасно знаешь что это кончается:руганью. Мое дело-выложить академические переводы,уважаемых филологов из словарей,а ругаться я не хочу.

Александр_Емельянов: володимipъ пишет: Мое дело-выложить академические переводы,уважаемых филологов из словарей,а ругаться я не хочу. А моё дело - защищать чины и молитвословия русского Православия.

Александр_Емельянов: Всех с праздником, с Неделей Торжества Православия!



полная версия страницы