Форум » Поговорим о канонах, догматах, традиции, правилах, чинах и истории древлеправославия » Датунская церковь » Ответить

Датунская церковь

САП: Датунская церковь (общество Гидатль, ныне Шамильский район) единственный сохранившийся в Нагорном Дагестане памятник средневекового христианского культового зодчества конца Х - начала ХI вв. У церкви необычная судьба: воздвигнутая еще в XI в. в период распространения христианства в горах Дагестана и заброшенная спустя три столетия с утверждением ислама, она вновь ожила в первой половине XIX в. при …имаме Шамиле. По русским источникам, в 1849 г. старообрядцы из числа терских казаков, преследуемые российским правительством, ушли за Терек, в горы, и просили разрешения у имама Шамиля организовать там уединенный скит. П. Пржецлавский называет их «беглыми с линии раскольниками». Абдурахман Казикумухский в своих воспоминаниях «Хуласат-ат-тафсил» (1868 г.) пишет об этой удивительной истории: «…в Дарго-Ведено было целое селение из беглых русских солдат и староверов, которые просили Шамиля разрешить им жить на его земле. Тот разрешил. Они построили себе дома на возвышенности близ Дарго в лесу, где много зелени и холодная приятная вода. Построили строение, похожее на часовню. В углах они повесили свои иконы. Около домов они посадили немного капусты, лука, кукурузы и, таким образом, жили спокойно». Другой современник событий, Внутри храмаГаджи-Али Чохский, несколько подробнее повествует об этой истории, упоминая о «двадцати солдатах, которые с женами и детьми и двумя священниками пришли в Дарго-Ведено», которые «просили у Шамиля земли поселиться. Он указал им место и землю, где они построили дома и церковь». Через некоторое время, как передает Гаджи Али, в Совете Шамиля зашла о них речь, одни наибы утверждали, что «им дозволяется укрываться здесь», другие категорически возражали им. Имам Шамиль принимает решение отослать их в Гидатль, к церкви, которая, по Гаджи-Али, была «построена грузинами в 880 г.х./1363 г.» Как пишет Абдурахман Казикумухский, к тому времени «здесь сохранились стены кельи и старой церкви, являвшейся местом поклонения христиан в былые времена». Имам Шамиль предписал местному наибу поселить там староверов, отвести землю для посева и охранять их. Но, как передает Гаджи Али, когда староверы «увидели, что наиб не исполняет относительно их приказания, разбежались. Осталось их около 6 человек». Маленькая община просуществовала здесь недолго, ее не станет в 1852 г. О печальном конце этой истории Абдурахман писал: «когда они занимались богослужением, никому не принося вреда, ни словом, ни делом, ночью на них напали неизвестные разбойники…». Гаджи Али лаконично передает об их дальнейшей участи: «Окрестные жители в одну ночь умертвили их». По Абдурахману, «когда Шамиль узнал об этом, он очень переживал, так как разрешил им жить на подвластной ему территории». На самом деле смерть раскольников была мученической, и когда имам Шамиль узнал об этом, по Гаджи Али, он «рассердился, приказал отыскать виновников и взыскать с них». В 1860 г., майор П. Пржецлавский, будучи помощником военного начальника Среднего Дагестана, уточнит: «Шамиль строго взыскал за это самоуправство: с зачинщика была снята голова, а с остальных участников он взял в штраф по 70 р. сер. за каждого убитого раскольника...». http://m-serg1.livejournal.com/233058.html

Ответов - 0



полная версия страницы