Форум » Поговорим о канонах, догматах, традиции, правилах, чинах и истории древлеправославия » О коленопреклонении. » Ответить

О коленопреклонении.

Ден_Б: Меня интересует ситуация с земными поклонами по воскресным дням. Ведь 90-е правило Шестого Вселенского Собора напрямую запрещает коленопреклонение по воскресным дням и на Пятидесятницу. [quote] 90. От Богоносных отцов наших канонически переданно нам, не преклонять колени во дни воскресные, ради чести восресения Христова. Посему, да не пребываем в неведении, како соблюдать сие, мы явственно показываем верным, яко в субботу, по вечернем входе священнослужителей в алтарь, по принятому обычаю, никто не преклоняет колен до следующаго в воскресный день вечера, в который, по входе в светильничное время, паки колена преклоняя, сим образом воссылаем молитвы ко Господу. Ибо ночь по субботе приемля предтечею воскресение Спасителя нашего; отселе духовно начинаем песни, и праздник из тьмы ко свету преводим, так что с сего времени всецелую ночь и день торжествуем воскресение. [/quote] [quote] Вальсамон. Двадцатое правило никейского собора, пятнадцатое правило святого Петра Александрийского и двадцать седьмая глава послания Василия Великого к Амфилохию (ибо о них святые отцы упоминают и называют богоносными отцами) определили не преклонять колен в воскресные дни, или в дни пятидесятницы. Итак, следуя им, и настоящее правило определяет воздавать честь святому Христову воскресению. [/quote] Какая причина практикования земных поклонов в староверии по воскресным служениям?

Ответов - 11

Ден_Б: Ау! Есть кто живой? На тридцать просмотров хоть один ответить на вопрос сможет?

Александр_Емельянов: В правилах говорится о всех поклонах на службе, на епитимьи, в домашней молитве и т.д. Молитвы, после которых в ЛЮБОМ случае следует земной поклон - Достойно есть, О Тебе радуется, О, Всепетая, отпуст на начале, последний поклон по Херувимской, - всегда читаются с земным поклоном. Как раз отсутствие всех остальных земных поклонов и выделяет воскресную службу особым торжеством. Ден_Б пишет: Какая причина практикования земных поклонов в староверии по воскресным служениям? ??? Что Вы имеете в виду конкретно?

Ден_Б: Александр_Емельянов пишет: Что Вы имеете в виду конкретно? Конкретно имею в виду то, что соборным правилом запрещены преклонения коленей с суботнего вечера до воскресного вечера ради воскресния Христова. В воскресной утренней службе земные поклоны используются. Какими правилами и в связи с чем это принято? Просто возникает лёгкое впечатление противоречия, которое я хотел бы для себя решить. А то вроде как позднее введение против правила Вселенского Собора получается.


Ден_Б: Александр_Емельянов пишет: В правилах говорится о всех поклонах на службе, на епитимьи, в домашней молитве и т.д. Молитвы, после которых в ЛЮБОМ случае следует земной поклон - Достойно есть, О Тебе радуется, О, Всепетая, отпуст на начале, последний поклон по Херувимской, - всегда читаются с земным поклоном. Я только утошнить хотел - земные поклоны после этих молитв введены до шестого собора или после? Уж простите меня - я реальный утошнитель.

Александр_Емельянов: Не стоит путать ВСЕ земные поклоны на службе, как напр. в вел. пост или когда аллилуиа, с единичными поклонами на воскр. службе. С такой логикой можно оправдать и ядение мяса в вел. пост, сказано бо, в субботу и неделю несть поста.

Ден_Б: Александр_Емельянов пишет: Не стоит путать ВСЕ земные поклоны на службе, как напр. в вел. пост или когда аллилуиа, с единичными поклонами на воскр. службе. С такой логикой можно оправдать и ядение мяса в вел. пост, сказано бо, в субботу и неделю несть поста. А чем они конкретно отличаются друг от друга?

Александр_Емельянов: Тем, что есть "неизменные" земные поклоны - о них я писал выше. Они, если хотите, "над законом". А остальные поклоны могут быть как земными, так и поясными (согласно устава). Вот о них-то и говорят правила.

Иерей Вадим: В строгом смысле коленопреклонением называют не один, а несколько подряд земных поклонов. Такие поклоны связаны с покаянием в грехах, с печалью. Вот это и запрещено указанным правилом. Единичные же поклоны (по Достойно есть, по "Пречистому образу твоему" и т.п молитвах) имеют смысл другой - благоговейного почитания, и не запрещены этим правилом.

Ден_Б: А насчёт древности правил по молитвам Достойно есть, О Тебе радуется, О, Всепетая, отпуст на начале, последний поклон по Херувимской Правила написаны до Шестого Собора или после?

Александр_Емельянов: Ден_Б пишет: А насчёт древности правил по молитвам Простите, но не совсем понятен смысл Ваших дотошных исканий. Какая разница: до или после? Например: молитвы Достойно есть, О Тебе радуется - были написаны после 6-го Вс. собора. Были ли по них положены земные поклоны сразу, или потом эта традиция установилась?.. Однозначно, что "О Тебе радуется" используется как задостойник в литургии св. Василия Великого. Следовательно, и земной поклон по ней обязателен "по умолчанию". С молитвой "Достойно есть" - так же. Хотя, не совсем... чин литургии св. Иоанна Златоуста был составлен зело давно, а "Достойно есть" известна лишь с 10-го в.

Ден_Б: Премного благодарен, именно это я и хотел знать.



полная версия страницы