Форум » Поговорим о канонах, догматах, традиции, правилах, чинах и истории древлеправославия » о аскетике, о скверне и чистоте » Ответить

о аскетике, о скверне и чистоте

зина: если сейчас аскетика в древлепровославии ? есть ли учение или предание о скверне и чистоте в древлеправославии и православно ли оно и если да, то в какой форме ?

Ответов - 112, стр: 1 2 3 All

андрей: Под целомудрием св. отцы подразумевали также брачную жизнь, когда довольствуются одной женой. Ибо: "честна женитва и ложе нескверно" (Евр. 13,4) Конечно подразумеваются Только те, кто довольствуется только своей женой, и не смотрит на других с вожделением. "А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем" (Матф. 5,28) Вот вам образец чистоты для мирянина.

андрей: Кстати, если жена, ради мнимого подвижничества, без согласия мужа возьмет на себя какой - нибудь ненужный подвиг, а муж из-за этого подвига вольно или невольно будет смотреть на других женщин с вожделением (не говоря о прелюбодеянии), то такая жена подвергнется большему осуждению, за самовольное подвижничество. Ибо все должно быть по согласию. 3. Вступившие же в брак сами должны быти довлеющими судиями. Ибо они слышали Павла пишущаго, яко подобает воздерживатися друг от друга, по согласию, до времени, дабы уражнятися в молитве, и потом паки купно быти (1 Кор.7,5). Зонара. На вопрос живущих в законном браке: должны ли они воздерживаться друг от друга, (св. отец) отвечал, что таковые сами должны быть своими судьями, и иногда воздерживаться друг от друга по согласию, то есть по общему желанию; ибо ни муж не владеет своим телом, ни жена, по великому Апостолу (1 Кор. 7, 4). Итак, они должны соглашаться друг с другом относительно воздержания, дабы прилежать молитве и посту; ибо если воздержание будет не по согласию, то, конечно, сторона, не желающая совокупления, делает лишение той, которая ищет сего; а если так, то каким образом сторона, желающая совокупления и не удовлетворяемая, казалась бы владеющею телом стороны неудовлетворяющей? Случается и то, что воздержание одной которой либо стороны может послужить во вред другой стороне; ибо если побеждается пожеланием и не получает удовлетворения, то может впасть в незаконное смешение. Апостол определяет и время (воздержания), говоря, что есть время поста и молитвы. Может быть, кто скажет, что так как Апостол говорит: непрестанно молитесь, то и сожительствующие должны всегда воздерживаться друг от друга, если требуется, чтобы они воздерживались друг от друга, когда молятся. Но Апостол здесь говорит не о всякой молитве, а только о молитве усерднейшей, каковая должна быть в слезах и стенаниях; ибо не всегда конечно они будут так молиться; а, говоря о посте, разумеет тот, который бывает в определенные времена, или когда кто из супругов намерен причаститься Тайн. И Иудеям, когда они имели услышать божественный глас на горе, предписано было воздерживаться от жен (Исх. 19, 15). И пророк Иоиль, сказав: освятите пост, присовокупил: да изыдет жених от ложа своего, и невеста от чертога своего (Иоиль. 2, 16); ибо те, кто постятся, должны воздерживаться от всякого чувственного удовольствия, потому что от наслаждения такими удовольствиями происходит помрачение души и смущение помыслов. Вальсамон. Как кажется, святый был спрошен, требуется ли, чтобы супруги, состарившись, воздерживались от совокупления в те времена, когда должны молиться? И отвечает, что таковые должны быть себе судьями, и иногда должны воздерживаться друг от друга по согласию, то есть по общему желанию, именно в те времена, когда заповедано им молиться, должны вести себя со всяким целомудрием, и паки быти купно, потому что сие заповедал и великий Павел (1 Кор. 7, 5); а правило хотя и говорит о состарившихся, но должно быть относимо и ко всем супругам. И хорошо в нем сказано: «по согласию»; ибо ни муж не владеет своим телом, ни жена, по великому Апостолу. Итак, поэтому они должны быть согласны друг с другом относительно воздержания, дабы прилежать молитве и посту; ибо если воздержание будет не по согласию, то не желающая совокупления сторона делает, конечно, лишение той, которая ищет сего; а если так, то каким образом сторона, ищущая совокупления и не получающая удовлетворения, казалась бы владеющею телом стороны не удовлетворяющей? Случается и то, что воздержание одной которой либо стороны может кончиться вредом для другой; ибо если она побеждается пожеланием и не получает удовлетворения, то может впасть в незаконное совокупление. Но скажет кто нибудь: если правило говорит, что супруги должны удаляться друг от друга, дабы прилежать молитве, Апостол же предписывает, что мы должны непрестанно молиться, то неужели сожительствующие всегда должны воздерживаться друг от друга? Но не о всякой молитве слово, а об особеннейшей, то есть о молитве св. постов; потому что и Бог через Моисея заповедал иудеям, имевшим услышать божественный глас на горе, воздерживаться от своих жен (Исх. 19, 15). И пророк Иоиль говорит: освятите пост, и да изыдет жених от ложа своего и невеста от чертога своего (2, 16). А когда это так, не вижу, каким епитимиям должны быть подвергаемы те, которые не соблюдают сего; думаю, впрочем, что врачевание должно совершаться по рассуждению принимающего исповедь и во внимание к лицам и потребностям природы. Прочти также 102-е правило трулльского собора. Синопсис. Состоящие в браке, пусть воздерживаются друг от друга, по согласию, дабы упражняться в молитве, и потом пусть сходятся. Славянская кормчая. Законно совокупився муж с женою по совещанию, да не прикасаются на время друг к другу, и да упражняются на молитву, и паки, вкупе да пребывают.

зина: я спрашиваю--- есть такое понятие в православии как скверна и чистота и как это понимать, не только в половом вопросе.? Крылов собрал все случаи в бытовой жизни староверов, особенно липован. Это так или мы не понимаем этих понятий чистота и скверна? конечно это наверно актуально с времен ВЗ, или НЗ в этом не нуждается.?


андрей: зина Крылов собрал все случаи в бытовой жизни староверов, особенно липован. Это так или мы не понимаем этих понятий чистота и скверна? Крылова не читал, не знаю, дайте ссылку разберем.

mihail: зина пишет: я спрашиваю--- есть такое понятие в православии как скверна и чистота и как это понимать, не только в половом вопросе.? Все ети понятия, в какой то мере больше сохранились в сельских поселениях. Так как связаны и с гигиеническими правилами.Так как в городе, нет шанса к примеру сходить в свою баню, накрыть ведро с водой (чтоб бесята ноги не мочили) и т.д. и по етим правилам- скверна не тошто вокруг, а она везде. Умирает деревня, умирают и обычаи. хотя ешо остались старички, которые всё соблюдают.

зина: спаси Христос. А насчет аскетики мне сказали, что ее нет почти у староверов сейчас, это правда потому, что монахов нет ?

mihail: Ну во первых- немного но есть. Во вторых- если кто соблюдает все правила- можно сказать ето иноческое житиё. п.с. А если брать безпоповския безбрачные согласия- то ето и есть иноческое житьё (правда мало кто соблюдат)

cergiy: mihail эх, это ж все житье в лучшем случае по внешнему человеку...

AlexandrK: зина пишет: если сейчас аскетика в древлепровославии ? есть ли учение или предание о скверне и чистоте в древлеправославии и православно ли оно и если да, то в какой форме ? http://www.bogoslov.ru/text/1126405.html

андрей: AlexandrK Отец Георгий рассказал мне историю, которая произошла в одном беспоповском приходе на Кавказе, который отличался особой консервативностью. В девяностых годах прошлого века на этот приход был прислан Новозыбковской митрополией новорукоположенный священник (в этот период, по мнению липован, совершалось много поспешных хиротоний неготовых кандидатов, т.к. начался процесс отдачи государством храмов и возникла острая нужда в священниках[15]). Он понравился прихожанам, что имеет принципиальное значение, поскольку у староверов сохранилась средневековая традиция выборного духовенства, и в случае, если священник присылается извне митрополией, приход имеет полное право не принять его. Священник поначалу «прижился», но потом был резко отвергнут и уехал. Причиной этого стало незнание им правил и традиций отношения к скверне. Священник ходил мыться в баню к прихожанам. Хозяева традиционно готовили в предбаннике кувшин с водой для омовения. Стали замечать, что после батюшки кувшин остается полным. Проследили, что священник не пользуется этим кувшином и не омывается после бани – остается поганым, что сразу стало причиной неприятия священника: ему сказали, чтобы он уезжал (для староверов традиционно лучше остаться без попа – принятие недостойного считается сродни кощунству). http://www.bogoslov.ru/text/1126405.html Что то напомнило 1 Собрались к Нему фарисеи и некоторые из книжников, пришедшие из Иерусалима, 2 и, увидев некоторых из учеников Его, евших хлеб нечистыми, то есть неумытыми, руками, укоряли. 3 Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук; 4 и, придя с торга, не едят не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей. 5 Потом спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб? 6 Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня, 7 но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. 8 Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное

САП: андрей полно, не окатываться чистой водой после поганой бани - это как после туалета руки не мыть, кто такового нечистоплотного мужика за своего наставника примет?

Федька: САП пишет: не окатываться чистой водой после поганой бани - это как после туалета руки не мыть, кто такового нечистоплотного мужика И правда, фу какая гадость, и по что в неё (баню) только люди ходят? Поганится в нечистотах что ли?

САП: протопоп Андрей помните житие Епифания? Федька потеть

протопоп Андрей: САП пишет: протопоп Андрей помните житие Епифания? Про pthirus pubis?

Федька: протопоп Андрей пишет: pthirus pubis А по русски?

САП: Федька ну потом то, чистой водой окатывался? протопоп Андрей про мужика который с женой переспав не омылся, а его за это бес задушил, и труп раздулся так, что его из келии не могли вынести наружу.

Федька: САП пишет: ну потом то, чистой водой окатывался? Не, так в мыле и выходил из бани, так же все делают (в мыле ходят) кроме правильных христиан.

САП: Федька все уж по телефону обсудили

протопоп Андрей: Федька пишет: А по русски? Не возможе бо диявол пакости сотворити ми, келии моей сожещи, он же, злодей, инако покусися: насадил бо ми в келию червей множество-много, глаголемых мравий; да не позазрите ми, отцы святии и братия, - всяка плоть не похвалится пред Богом, - и начаша у мене те черьви-мураши тайныя уды ясти зело горько и больно до слез. Аз же, многогрешный, варом9 их стал варить. Они же ми ядяху тайныя уды, а иново ничево не ядят - ни рук, ни ног, ни иново чево, ткомо тайныя уды. Аз же давить их стал руками и ногами. А они прокопаша стену келии моея, и идяху ко мне в келию, и ядяху ми тайныя уды. Аз же келию мою землею осыпал и затолок крепко и туго, а они, не вем како, и землю, и стену келейную прокопаша и ядяху ми тайныя уды. И гнездо себе зделали пот печью, и оттуду исхожаху ко мне и ядяху ми тайныя уды. И аз гнездо их кошницею10 носил в воду, а они больши тово наносят всяково порошья11 туды. И тово у меня было труда с ними много: что ни делаю, а они у меня кусают за тайныя уды. Много помышлял мешок шить на тайныя уды, да не шил, так мучился. А иное помышлял - келию переставить, да не дадяху бо ми ни обедать, ни рукоделия делати, ни правила правити. Многажды бо правило по книге на улице у креста большово говорил: где ни стану в келии, а они за тайныя уды кусают. Горько и больно! http://www.bibliotekar.ru/rus/88.htm САП пишет: про мужика который с женой переспав не омылся, а его за это бес задушил, и труп раздулся так, что его из келии не могли вынести наружу. Жена Ивана рассказала старцу Кирилу, Кирил - Епифанию. Свидетельство испорченного телефона, против заповеди святых апостолов... Сложно определиться...

САП: протопоп Андрей помню, читал из древних вопросником на исповеди, о том, что "быв с женой омылся еси?" Да и Аввакум так поучает: http://www.liveinternet.ru/users/1160909/post124680668

андрей: Федька САП пишет: цитата: Федька потеть А я то старый дурень думал мыться! Представляешь, я в бане раньше мылся горячей водой, мочалкой, мылом! Во дурак то был! САП полно, не окатываться чистой водой после поганой бани - это как после туалета руки не мыть, кто такового нечистоплотного мужика за своего наставника примет? Понял!!! Чистоплотный этот тот, кто только попотеет, а потом окатится при выходе водой. А ежели как Федька (да и аз грешный), только с мочалкой и мылом и горячей водой, но бес контрольного выстрела так сказать холодной водой на выходе, тот грязнуля и не чистоплотный. Да, далеко зашло... Понимаю, предание старцев, еще тех, которые до Исуса были. Ладно не будем трогать святое для них.

протопоп Андрей: САП пишет: помню, читал из древних вопросником на исповеди, о том, что "быв с женой омылся еси?" Да и Аввакум так поучает: http://www.liveinternet.ru/users/1160909/post124680668 Так я ж не о том. Я о приоритетах. Омовения - это нормально, но в них одних нет спасения, а без них, видимо, есть. Мнение же апостолов, все-таки неправильно игнорировать, и ставить выше него не известно кем составленные вопросники (которые не имели статичности).

Федька: Ох, батюшка, так бы и сказали: мандавошка, это ж не матерно, зато по русски! Но из рассказа зрится - И гнездо себе зделали пот печью На вышеназванную насекомую не тянет!

андрей: САП после поганой бани - Есть общее у всех людей омовение в купальнях, которое очищает тело от грязи. Есть и иудейское омовение (это как в примере выше), которое хоть и возвышеннее первого, но ниже благодатного. Ибо и оно очищает телесную грязь, но не только телесную, но также зависящую от немощного сознания. Ведь есть множество вещей, которые по природе своей не являются нечистыми, но становятся нечистыми по немощи сознания. И как в случае с детьми маски и прочие пугала, которые по своей природе не страшны, кажутся детям страшными по немощи их естества, так и в этом случае. (И.Златоуст О. гомилии)

Федька: САП пишет: Федька потеть А я то старый дурень думал мыться! Представляешь, я в бане раньше мылся горячей водой, мочалкой, мылом! Во дурак то был!

протопоп Андрей: САП пишет: полно, не окатываться чистой водой после поганой бани - это как после туалета руки не мыть, кто такового нечистоплотного мужика за своего наставника примет? А как Вам такое суждение: "муж и жена, совокупляясь по законному браку и вставая с общего ложа, пусть молятся, ничего не наблюдая: они чисты, хотя бы и не омылись"?

андрей: протопоп Андрей А как Вам такое суждение: "муж и жена, совокупляясь по законному браку и вставая с общего ложа, пусть молятся, ничего не наблюдая: они чисты, хотя бы и не омылись"?Это откуда цитата?

протопоп Андрей: САП пишет: Иноки не мылись В Номоканоне сказано:Инок в баню отходя, и помазуяся помазанием. или на всяк день мыяся, разве точию за немощь. аще убо священник есть, да не литургисает лето едино, поклонов пятьсот. аще ли послушник есть, пол сих.То есть омовение не запрещено в категорической форме, но лишь, как страсть (на всяк день), но немощному можно и на всяк день мыться без всякого зазора. андрей пишет: Это откуда цитата? Постановления апостольские. Книга 6:29. http://agioskanon.ru/kliment/006.htm

САП: протопоп Андрей пишет: Постановления апостольские. Книга 6:29. http://agioskanon.ru/kliment/006.htm Ну, там смысл другой. Что омовение по мысли нециих очищало блудное смешение, и этому противопоставляется смешение в браке, оно не скверно да же и без омовения. протопоп Андрей пишет: То есть омовение не запрещено в категорической форме, но лишь, как страсть (на всяк день), но немощному можно и на всяк день мыться без всякого зазора. http://www.liveinternet.ru/users/1160909/post247544742/

протопоп Андрей: САП пишет: Ну, там смысл другой. Что омовение по мысли нециих очищало блудное смешение, и этому противопоставляется смешение в браке, оно не скверно да же и без омовения. Отчего же другой? Именно тот. Старец Кирил из жития Епифания считал соитие между супругами блудом и считал страшную смерть Ивана наказанием, что тот не смысл с себя блудную скверну, а апостолы считали, что в соитии законных мужа и жены нет никакой скверны и омытие, как сакральный акт не имеет никакой необходимости. Просто же помыться, в смысле гигиены - это дело хозяйское и к грехам относиться не может. Вы упоминаете, что монахи не мылись, а ведь у молодых из них бывали и поллюции. И ничего, ходили так и никого из них за это бес не пучил. САП пишет: http://www.liveinternet.ru/users/1160909/post247544742/ Ну, вот, Сергий, опять я Вам из официального канонического сборника привожу, а Вы мне из самоделок. Книжка Зонарь никакого отношения к Иоанну Зонаре не имеет. На Самстаре там об этом ошибочная информация приводится. В этом Зонаре написано, еще (л.212об.), что поп женатый, если растлит девицу, то должен не литургисать пока не отдаст ее замуж, а потом еще года три... Но Вы этого и подобного сему опять не замечаете и лишь выбираете, то, что именно Вашей душе угодно, то, что Ваши личные предпочтения и суждения подтверждает и оправдывает.

САП: протопоп Андрей про омовение так и Аввакум считал (я вам уже приводил), значит это было общее место до раскола. Равно как и иноки не мылись, им да же запрещено было смотреть на свою срамоту, да и нижнего белья они не носили. Про лобковую вошь у инока Епифания - это вообще за гранью, подцепить сию дрянь можно только совокупляясь с зараженной, что применительно к иноку Епифанию выглядит нелепо.

протопоп Андрей: САП пишет: про омовение так и Аввакум считал (я вам уже приводил), значит это было общее место до раскола. Отнюдь не обязательно. Хотя тому, что это было широко распространено, удивляться не приходится. Грамота на Руси мало кому была доступна, поэтому более всего обращали внимание на благочестие в быту. Нередко какие-то формы доводили до абсурда. САП пишет: Равно как и иноки не мылись, им да же запрещено было смотреть на свою срамоту, да и нижнего белья они не носили. Не мылись в бане, что и не удивительно, что и правильно для иноков. Но это не значит, что и вообще не мылись. САП пишет: Про лобковую вошь у инока Епифания - это вообще за гранью, подцепить сию дрянь можно только совокупляясь с зараженной, что применительно к иноку Епифанию выглядит нелепо. Ничего подобного, подцепить эту дрянь можно и через одежду, через вещи. Заразиться может человек, который ведет и самую целомудренную жизнь. Епифаний жил хоть и уединенно, но у него нередко бывали посетители, которые приносили ему всякие подаяния: А живя я в пустыне, сподобил мя Бог питатися от рукоделия. А иное боголюбъцы приносили Христа ради, и я у них принималСреди подаяний могла быть и зараженная одежда. Или с какого благодетеля вошь могла переползти.

САП: протопоп Андрей иноки не носят мирской одежды и не раздеваются когда ложатся спать. Я не думаю, что ритуальная чистоплотность признак невежества, равно как и нечистоплотность и отсутствие брезгливости признак просвещенности.

андрей: протопоп Андрей Постановления апостольские. Кстати вычитал там: 6. Итак, и иудейский народ имел злые ереси. От него произошли ...и имеробаптисты, которые каждый день крестятся, а без того и не ядят, даже не употребляют одров и блюд или чаш, стаканов и седалищ, если не очистят их водою. Кого то напоминает

Ден: андрей пишет: если не очистят их водою. Так вот она ересь! Католики были молодцы они разглядели вред в омовениях давно недаром истая католичка Изабелла испанская никогда не мылась!

Глеб: Хорошая статья, внятная. Приду домой сразу скопирую.

Иерей Вадим: Мы придерживаемся подобных традиций. Простите Христа ради.

Федька: О, да! Особенно это - "И от того часа перестали у меня мураши тайных удов кусати и ясти. Да и сами (уды?) помалу-малу вси исчесзоша, и не весьть камо дешася." Видимо тайные уды рассосались без остатка. А вот "pthirus pubis" гугл не перевел.

протопоп Андрей: Федька пишет: А вот "pthirus pubis" гугл не перевел 16+ Сие лобковая вошь так на латыни называется

протопоп Андрей: Ой, да больно Епифаний в энтомологии разбирался



полная версия страницы