Форум » Поговорим о канонах, догматах, традиции, правилах, чинах и истории древлеправославия » Рясофор: можно ли отрекаться? » Ответить

Рясофор: можно ли отрекаться?

о. Ал - др Панкратов: Присоединился как-то к нам от никониян один батюшка, "белый", не монах ... по его словам, был крещён погружательно, так что приняли в сущем сане ... потом оказалось, что он там, в РПЦ МП, был пострижен в рясофор (1-ю степень иночества, когда дают рясу и камилавку и меняют имя, формально не произнося обетов), а потом снял с себя этот чин и женился, что (не женитьбу, а принятие и снятие чина) при переходе в РПСЦ скрыл. Однако имя указал по данному в постриге, а не по паспорту и крещению. Но это стало известно, и за такое лукавство его отлучили. Давал по этому делу некоторые справки для Митрополии, способствовавшие названному исходу, за что "получил" в и - нете (см. напр. зде, об Инюшине: http://staroobrad.ru/modules.php?name=News2&file=article&sid=858 ). А тут подвернулись новые канонические материалы по теме. Из толкования Вальсамона на 19-е пр. свт. Василия Великаго: "Не скажи, что те монахи, которые не дали такого обета, должны быть признаны неповинными; ибо хотя бы кто и не был пострижен, но наденет рясу, не может уже снять (монашеского) образа и вступить в брак, но должен быть и против воли возвращен в монашескую жизнь, как об этом мы много раз говорили ... и в случае нарушения этого правила (виновные - о.А.П.) извергаются" ("Трёхтолковая Кормчая", т.1,М.,2000.С. 233 - 234). Для справки, на ту же тему есть статья в свежем № ЖМП, однако там, понятно, всё больше ссылки на новообрядцев, "старцев" и пр., но, возможно, кто-то заинтересуется (см. стр. 38: http://www.jmp.ru/archiv/Jmp_10_2012_small.pdf ).

Ответов - 67, стр: 1 2 All

САП: о. Ал - др Панкратов пишет: А тут подвернулись новые канонические материалы по теме. Какие еще нужны материалы ежели чин пострижения прочесть. все предельно ясно: http://samstar-biblio.ucoz.ru/BolPotrebnik/odejanieRjasyImenaKalug.pdf

о. Ал - др Панкратов: Увы, некоторым этого недостаточно, видели бы, как защищали того тайнорясофорного ... да и в Сети его апология доселе висит: http://staroobrad.ru/modules.php?name=News2&file=article&sid=640

СН86: о. Ал - др Панкратов пишет: видели бы, как защищали того тайнорясофорного ... Не приносят худые дерева плода добраго.


cergiy: САП пишет: все предельно ясно: а что ясно из сего чина?

САП: cergiy пишет: а что ясно из сего чина? Ты его прочел?

cergiy: САП пишет: Ты его прочел? молитвы игуме не читал. а так по вопросу - обеты не даны - не от чего и отрекаться.

САП: cergiy пишет: молитвы игуме не читал. Так прочти, игумен молится о рясофоре как об том, кто принял равноангельское житие, просит укрепления, молится о нем как о вступившем в общество иноков, как о свершившемся факте, постригает главу, надевает камилавку и рясу, нарицает новым иноческим именем.

протопоп Андрей: САП пишет: Какие еще нужны материалы ежели чин пострижения прочесть. все предельно ясно У никониан есть два типа рясофора: с облачением в иноческое и без этого (некая форма сугубого послушничества). Инюшина, насколько я знаю, в иноческое не облачали, традиционного даже и для никониан последования не совершали, поэтому для его брака препятствий не обретается, единственное, что имя должен он "гражданское" носить, а не то, которое ему в разрез с традицией при мнимом рясофоре дали. о. Ал - др Панкратов пишет: по его словам, был крещён погружательно, так что приняли в сущем сане ... А рукоположен кем значения не имеет?

САП: протопоп Андрей пишет: У никониан есть два типа рясофора: с облачением в иноческое и без этого (некая форма сугубого послушничества). Инюшина, насколько я знаю, в иноческое не облачали, традиционного даже и для никониан последования не совершали, поэтому для его брака препятствий не обретается, единственное, что имя должен он "гражданское" носить, а не то, которое ему в разрез с традицией при мнимом рясофоре дали. Какой же это чин рясофора, если в рясу не облекли, а имя переменили? Есть ли где в сети сей чюдный чин?

протопоп Андрей: САП пишет: Какой же это чин рясофора, если в рясу не облекли, а имя переменили? Есть ли где в сети сей чюдный чин? Этот чин только в голове у совершителя был. У Инюшина, насколько мне известно, особый случай. Если же по правилам, то настоящий рясофор (одевший иноческое) уже, естественно, в брак вступить не может, чтобы монашество через это не было в поношении.

cergiy: протопоп Андрей я вот хотел бы поинтересоваться, а что значит в поношении и кто поносит? это почти так же как двоебрачные попы - но не понятно кого это смущает, а по правилам должно кого-то смущать.

САП: протопоп Андрей пишет: Этот чин только в голове у совершителя был. То есть вообще импровизация? Без произнесения молитв читаемых над рясофором, пострижения влас и одеяния рясы и камилавки? Только с изменением имени?

протопоп Андрей: САП пишет: То есть вообще импровизация? Без произнесения молитв читаемых над рясофором, пострижения влас и одеяния рясы и камилавки? Только с изменением имени? Да.

САП: протопоп Андрей пишет: Да. Экзотика

СН86: Посмертные вещания прп. Нила Мироточивого: "Принятие рясофора есть вписание себя в войско и беспрестанное изучение боевого дела. Мантия же есть выступление в поход, подобно тому, как при наступлении войны войска выступают на войну и шествуют военным походом. Принятие же великого образа, схимы есть вступление в решительное сражение, когда войска достигнут места боя и приведут себя в полную боевую готовность. Возвращение из рясофорного пострига в мир так же недопустимо, как если бы кто вписался в войско, потом дезертировал и не присоединился к войскам, пошедшим на войну; он становится отступником царя. Когда царь увидит сего отступника, сего преслушника царского веления, вычеркнет его из списка. Подобное сему постигнет того, кто, вознамерившись быть монахом и вписавшись в воины Царя Небесного, потом раскается в сем намерении, выпишется, сделается рабом мира, поработившись и делам мира — смраду греховному..." Теперь хотелось бы сказать подробнее и о том, какие именно элементы в чинопоследовании иноческого пострига сообщают рясофорному иноку монашеское достоинство. Прежде всего, это две молитвы, читаемые в чинопоследовании пострижения в рясофор15. По вопросу о времени их происхождения существуют разные мнения. Если Н.Пальмов считает, что в существующем виде это чинопоследование сложилось только к XIV в.16, то современная исследовательница Е.Жукова в своей монографии "Γέννηση καί ἐξέλιξη τῆς ἀκολουθίας τοῦ μοναχικοῦ σχήματος κατά τούς 4–7 αἰώνες βάσει ἀγιολογικών πηγών" ("Зарождение и развитие чинопоследования монашеского образа в 4–7 веках на основе агиографических источников") говорит о том, что это последование очень древнее, и вероятно, является древнейшим видом последования великого ангельского образа17. Стоит указать, что молитвы на пострижение в рясофор содержат в себе выражения, говорящие именно о восприятии монашеского образа: "Благодарим Тя, Господи Боже наш, Иже по мнозей милости Твоей избавил еси раба Твоего, имярек, от суетнаго мирскаго жития, и призвал еси его на честное сие обещание…" — по меткому замечанию преподобноисповедника Никона Оптинского, благодаря этим словам, "Святая Церковь Православная и на рясофор смотрит, как на обет Богу"18. "Сподоби убо его пожити достойно во ангельстем сем житии…" — нет нужды напоминать о том, что ангельским житием в святоотеческой традиции именуется именно житие монашеское. "Во иго Твое, Владыко, спасительное приими раба Твоего, имярек" — образ ига Христова, по выводам Е.Жуковой, очень часто встречается в житиях святых преподобных отцов, и совершенно не случайно эта молитва обозначает вступление в монашескую жизнь через подъятие ига Христова19. "И сподоби его сочетатися пастве избранных Твоих" — прямой параллелизм с молитвой из чинопоследования пострига в малую схиму: "введи раба Твоего сего в духовный Твой двор и сопричти его словесному Твоему стаду". Приняв во внимание всё это в совокупности, трудно согласиться с мнением архимандрита Иеронима (Николопулоса), настаивающего, что "некоторые из выражений этих двух молитв общие и преследуют цель выразить желание благополучного исхода духовной брани, а другие могут быть истолкованы разным способом, а не как обязательно упоминающие о монашеском достоинстве"20. Нет, напротив, эти молитвы говорят именно о сопричислении к лику монашествующих и отныне брат, над которым они были прочитаны, вступает в монашеское жительство, жительство "земных ангелов и небесных человеков". Наконец, надо сказать, что молитвы на пострижение в рясофор уникальны и читаются только в ходе чинопоследования пострижения в рясофор. Архим. Иероним ошибочно указывает, что подобная же молитва читается над учениками духовной школы Ризари, но это его мнение опровергается архим. Тихоном, игуменом монастыря Ставроникита. Отличаются молитвы на пострижение в рясофор и от молитв на поставление чтеца или псалта, о чем свидетельствует "Великий Евхологий". http://e-vestnik.ru/analytics/ryasofornoe_monashestvo

cergiy: САП это как раз успел увидеть, прежде чем подивиться зачем вконце дан список имен. а про молитву это молитва, может ничего и не выйти. я вообще не понимаю что за рясофор. глупости какие-то. либо давай обеты либо живи спокойно. а так - ни Богу ни людям. а потом проблемы. вобщем - я бы сказал на усмотрения дух.отца-епископа. о.Ал - др Панкратов пишет: извергаются а если это не священники?

САП: cergiy пишет: я вообще не понимаю что за рясофор. глупости какие-то. Эх, хе...

о. Ал - др Панкратов: Отлучаются, как обычно.

cergiy: о. Ал - др Панкратов пишет: Эх, хе... ну что опять-то? ну в чем смысл рясофора? зачем потмо еще раз менять имя давать обеты. а потмо если прспичет, то и еще раз дать обеты и поменять имя? ах, да, страсть к триадам...

САП: cergiy пишет: ах, да, страсть к триадам... Ведь умный, читал много, знаешь ответы на все вопросы, так зачем риторические вопрошания?

cergiy: САП пишет: так зачем риторические вопрошания ну то есть ответ - тяга к троичности? я-то вполне понимаю, что можно монашество без этих обетов и прочего, даже без спецодежды.

САП: cergiy пишет: ну то есть ответ - тяга к троичности? я-то вполне понимаю, что можно монашество без этих обетов и прочего, даже без спецодежды. О то ж, но на дворе тогда стояло средневековье...

cergiy: о. Ал - др Панкратов САП пишет: О то ж, но на дворе тогда стояло средневековье... ну понятно. но ведь кто-то сказал "не стоит умножать сущности без необходимости". впрочем тут вы едва ли сможете что-то сказать.

САП: cergiy пишет: "не стоит умножать сущности без необходимости". впрочем тут вы едва ли сможете что-то сказать. Значит была такая необходимость - средневековье...

cergiy: САП пишет: Значит была такая необходимость - средневековье... так вот я и говрю про необходимость. но тут уж вам нечего сказать. но на счет ситуации думаю так, если человек не дал обетов. понял что это монашество ему вообще не нужно, то ну можно там какой-то епитимией наказать. а так пусть лучше будет женатый нормальный христианин. чем горе-монах.

САП: cergiy пишет: если человек не дал обетов Ну, тогда зачем голову под ножницы игуменские совал?

cergiy: САП это да вопросы - может быть все что угодно. самое банальное не рассчитал силы. но я о чем говорю: что цель спасение, а остальное средства и средства не должны усложнять спасение.

о. Ал - др Панкратов: Он не умный, а, кроме шуток, вредный, и что-либо доказывать ему - занятие, увы, неполезное ... кандидат в бан, короче, имхо ...

Дмитрий Вячеславович: cergiy, вот ты пишешь: ну в чем смысл рясофора? зачем потмо еще раз менять имя давать обеты. а потмо если прспичет, то и еще раз дать обеты и поменять имя? ах, да, страсть к триадам... Ну, а если без символики троичности, то, наверное, рясофор нужен как первая ступень монашеского делания. Ребенок не сразу пищу взрослых кушает, сначала молочком питается. Так и в иночестве, не сразу великую схиму и в затвор на безмолвие. Личное мнение.

CCAA: Дмитрий Вячеславович пишет: Так и в иночестве, не сразу великую схиму и в затвор на безмолвие. Личное мнение. Да! И в Церкви хорошо бы новопришедшим свои мирские дипломы за дверью оставлять. А то иного почитаешь - богослов-учитель! А как послушаешь - вся жизнь вне Церкви прошла, "позавчера" крестился. Опытный глаз, конечно, замечает, стоит несколько "проколов" несоответствия подчеркнуть и порассуждать потом в тишине. И всё становится на свои места.

Дмитрий Вячеславович: CCAA пишет: Да! И в Церкви хорошо бы новопришедшим свои мирские дипломы за дверью оставлять. А то иного почитаешь - богослов-учитель! А как послушаешь - вся жизнь вне Церкви прошла, "позавчера" крестился. Опытный глаз, конечно, замечает, стоит несколько "проколов" несоответствия подчеркнуть и порассуждать потом в тишине. И всё становится на свои места. Смирять надо себя, внимать себе и стараться более поучаться, нежели поучать. Святые отцы об этом пишут.

cergiy: Дмитрий Вячеславович пишет: то, наверное, рясофор нужен как первая ступень монашеского делания я против таких трактовок, тогда пусть и христиане сначала будут ходить в церкву, причащаться, но скажем без отречения сатаны итп. Схимник ничуть не больший монах чем обычный мантийный. Просто каждый выбирает себе свой подвиг. А уж все эти различия позднего происхождения, когда мнишество стало институтом.

о. Ал - др Панкратов: Противопоставление спасения и соответствующих Преданию Церкви средств к нему есть прямой путь к протестантизму :(

протопоп Андрей: Поношение заключается в том, что человек облачившись в иноческое, в таком виде являлся перед людьми, свидетельствуя о своем духовном выборе, а потом сняв иноческое и женившись, является перед людьми уже в мирском, чем показывает, что монашество - дело несерьезное, не требующее серьезной нравственной подготовки. В рясофор ведь тоже не первого встречного-поперечного стригут, но уже бывшего в искусе некоторое время. С двоебрачем тоже все просто. Ап. Павел брак вообще у христиан почитает слабостью, а повторный брак лечением против блуда. Таким образом, пастырь вступающий во второй брак очевидным образом свидетельствует, что подвержен этой страсти, что, безусловно, скажется и на его духовном авторитете, и на авторитете священства вообще. Ясно, что вдовый поп не вступивший в повторный брак, все равно может быть одержим блудной страстью, которая может довести его до прямого блудоеяния. Именно поэтому в древности вдовые попы на приходах более не служили. Они или уходили на покой или постригались в иночество и служили при монастырях. У предков наших все было очень разумно устроено. А мы достигшие последних времен, увы, с дурцой...

cergiy: протопоп Андрей в таком виде являлся перед людьми, свидетельствуя о своем духовном выборе, а потом сняв иноческое и женившись, является перед людьми уже в мирском, чем показывает, что монашество - дело несерьезное ну не знаю. это какаое-то особенное восприятие мне недоступное. вступающий во второй брак очевидным образом свидетельствует, что подвержен этой страсти, что, безусловно, скажется и на его духовном авторитете, и на авторитете священства вообще. ну тоже. я понимаю внутреннюю логику, но как-то мне кажется это натянутым. в том плане, что много что свидетельсвует о разных страстях встречаемых у попа...

протопоп Андрей: cergiy пишет: ну не знаю. это какаое-то особенное восприятие мне недоступное. cergiy пишет: ну тоже. я понимаю внутреннюю логику, но как-то мне кажется это натянутым. в том плане, что много что свидетельствует о разных страстях встречаемых у попа... Вы отталкиваетесь от реальности, а святые в своих нравственных ориентирах исходили из идеала. Естественно, что вследствие этого возник перекос, при котором честный повторный брак у священства считается недопустимым, а серьезные проступки, но тайные, остаются без внимания. Это кризис духа и ума.

cergiy: протопоп Андрей ну в идеале... но никто же не будет запрещать попа за обидчивость или объядение или мшелоимство итп. но я вас понял.

протопоп Андрей: cergiy пишет: но никто же не будет запрещать попа за обидчивость или объядение или мшелоимство итп. А в идеале, надо бы, например, если обиделся, то литургию служить не должен, об этом и Евангелие говорит. Вот он и запрет. СН86 пишет: Но Вы ведь не отрицаете его недопустимость для принявших хиротонию? Безусловно, не отрицаю и выше написал почему.

СН86: протопоп Андрей пишет: честный повторный брак у священства считается недопустимым Но Вы ведь не отрицаете его недопустимость для принявших хиротонию?

о. Ал - др Панкратов: Тут выше о. Андрей что-то странное написал, будто и не постригали Инюшина в рясофор. А его постригали, он сам об этом рассказывал и аз живой свидетель. К тому же есть копии соотв. документов из никонианской епархии, где это было совершено. Другое дело, что он может теперь в РДЦ подался и там, как говорится, сменил показания, в понятных целях? Иначе откуда у о. Андрея такая убеждённость?



полная версия страницы