Форум » Поговорим о канонах, догматах, традиции, правилах, чинах и истории древлеправославия » О причащении в хохлацкой "церкви". » Ответить

О причащении в хохлацкой "церкви".

САП: [more]Cобытия 40-х г-в 19в. (из журнала «Старообрядец», 1906 г.) Я была еще девочкой, - рассказывала мне одна бывшая крепостная крестьянка, старуха, - а эта беда так въелась в память, что и сейчас думаю, будто это было только вчера. Дело было на масляной. Отец поехал с другими мужиками за лесом барину. Вечером он возвратился, управился с лошадью, вошел в хату, сел на лавку, помолчал немного и сказал: «Демида и Ивана-дядю выпороли на конюшне; двадцать пять розог дали». Мать с недоумением и страхом посмотрела на него, а он продолжал: «Мы рубим, накладываем лес. Смотрим – едет наш барин на охоту. Завидев нас, мужиков, он подъехал и собрал нас, одних старообрядцев. Мы подошли. Меня попросил батюшка поговорить вам о вере. - И он стал говорить и сожалеть о нас, что мы не «православные». «Теперь, говорил барин, приходит пост, и вы к своему священнику больше ездить не будете. А причащаться, ведь, надо. Правда, Демид, надо? спросил он. Скажи по правде, ты человек грамотный! -Да, барин, ответил Демид, это правда, причащаться нужно, без причастия – погибель, только… Ну вот, слышали, мужички, что сказал ваш грамотей, что если вы не будете причащаться…. Только барин… Демид хотел было объяснить, что причащаться надобно у истиннаго священника, а не у еретика, - а барин на него: Молчать! Как ты смеешь меня перебивать? Пятнадцать розог на конюшне! Так вот, обратился снова к нам барин, если вы не будете причащаться, то погибнете. А я, как от Бога поставленный над вами вместо отца, должен заботиться о вашем благополучии, чтобы вы не погибли. Значит, в первое воскресенье великаго поста, обязательно все должны причаститься в церкви, - слышите? Никто ни слова. Милый барин! вдруг сказал дядя Иван. Вы лучше наложите двойную работу… Что хотите делайте, только избавьте нас, барин, от вашего приказа. Так точно, государь батюшка-барин, Иван сказывает правду… - стал было поддерживать Демид. Что-о? Грозно закричал барин. Вы меня вздумали учить? Вот я вас научу! Он с сердцем бросил ружье о землю, которое выстрелило и чуть не убило его самого. Хохлу Науму досталось. Он стоял возле барина и радовался, что мы пойдем в их хохлацкую церковь молиться*. Смотрим, ему, как первому подвернувшемуся, накладывает барин со злости в шею, потом втоптал его в сугроб и уехал. Скучно стало нам, не весело. Приехали с лесом, свалили, куда было приказано. Войт* повел всех нас на конюшню. Там, сердитый и злой, барин дожидался нас и приказал дать дяде Ивану и Демиду по двадцати пяти раз. Их высекли… Потом барин сказал, чтоб в воскресенье все от мала до велика были в церкви. Если же кто ни придет, живого в могилу загоню. Отец замолчал… Мать стала плакать, а вместе с нею и я, хотя сама не знала, для чего. С этого вечера каждую ночь тихонько собирались наши старообрядцы у кого-нибудь, и порешили возложить все упование на Бога, а для спасения себя и семейств пойти причащаться, но без благоговения, а проклиная их причастие и ихнюю веру. «Будем молить Бога, говорили они, до последней минуты об избавлении нас от этого несчастья». Действительно все молились и в слезах провели две недели – масляную и 1-ю неделю поста. Вначале я смутно предчувствовала грозу, но в субботу первой недели поста стала ясно осознавать, что над нами висит опасность. В этот день мать и отец не давали корму ни корове, ни лошади, ни другой скотине. Мне тоже не дали есть, и даже мою меньшую сестру Анютку мать перестала кормить грудью. Ночь. по всей слободе раздавался рев скотины и крик детей. Жутко, страшно становилось, и есть хотелось страшно мне. Анютка громко и жалко кричала. Мать громко плакала и молилась. Она знала, что завтра ожидало нас. Никогда я не забуду этой мучительной и голодной ночи! На завтра мы все отправились в хохлацкую церковь, где уже собрались почти все срарообрядцы. Служили обедню. Мы стали и мысленно молили Бога – избавить нас от мерзкаго насилия. Но вот из алтаря раздался голос попа: «Со страхом и верою приступите!» Отряженные барином люди стали жать и теснить нас поближе к попу – причащаться, как вдруг священник споткнулся и розлил на церковный пол все причастие. Вон раскольников! - закричал поп. Сейчас чтобы ни одного не было в церкви! Мы выбежали. Этот день нам казался тогда светлым праздником. Я удивляюсь доселе только одному: почему это поп споткнулся? Хорошо помню, что ковер, по которому он шел, был гладко, ровно разостлан, без единаго бугорка. Должно быть Бог услышал наши слезы и моленья и избавил нас от угнетений – заканчивала старушка. ————————————————————————————————— * «Хохол», «хохлацкая вера», «хохлацкая церковь» - в Белоруссии старообрядцы так называют правительственную церковь, членов ея и веру (прим. журнала «Старообрядец») (этим словам не придавалось уничижительного значения – прим. авторов блога). http://blog.vechnoe.info/?p=143 [/more]

Ответов - 9

Елена Демидова: Хороший рассказ. Спаси Христос!

САП: Елена Демидова http://www.vechnoe.info/journal/sila-molitvy

Елена Демидова: Спаси Христос! Заберу к себе в жж


Елена Демидова: можете ли дать более точную ссылку? По ссылке http://blog.vechnoe.info/?p=143 этого рассказа что-то не видно

Евгений: Проникновенный рассказ. Господь избавил "малых сих". Слава Богу!

Федька: Прекрасно! Только не хватает концовки. Позвольте я допишу - Барин быв всему свидетелем, дал всем вольную, крестился в правильную веру и продал имение. На вырученные деньги он купил акваланги и приехал со своей общиной на озеро Светлояр и там помолившись и одев акваланги все погрузились прямо в Китеж! Над озером показалась радуга и взыграли колокола. Больше барина и крестьян никто не видел.

Ден: Федька пишет: Позвольте я допишу Анонс следушей книги. Молодые люди жарили на берегу озера Светлояр шашлыки, вдруг раздался гром водный и всплыла со дна бутыль четвертная пробкою деревянной плотно закрытая А сквозь стекло видно что внутри--письмо! Пишу я вам, милостивые государи и государыни из града Китеж погруженного.... хотите узнать что дальше? подписывайтесь на душевный интернет-сериал Волны Светлояра!

Konstantin: Федька пишет: купил акваланги Какие акваланги? он отрастил жабры!

Ден: Konstantin пишет: он отрастил жабры! всё проще, камень на шею, или ноги в тазик, куда заливают цемент, как застыло, так и в Китеж. потому никто не возвращался. Говорят что раки там необычайно крупные...



полная версия страницы