Форум » Поговорим о канонах, догматах, традиции, правилах, чинах и истории древлеправославия » Причащение на Пасху. » Ответить

Причащение на Пасху.

Александр_Емельянов: Вот, в нашем приходе не принято причащать мирян на пасхальной литургии. Интересно, это всеобщий обычай, или же мы одни такие "ревительствующие"?

Ответов - 38

mihail: Александр_Емельянов пишет: "ревительствующие" может быть- "ЛЕВИтельствуюшие"

CCAA: А какие канонические причины? Традиция - не Евангелие, - если перефразировать Иоанна Грозного.

Александр_Емельянов: Да причины-то, на мой взгляд, более чем натянутые. Мол людям некогда накануне причастия отмолиться Правильные каноны, причастные часы и молитвы. Ну и по разговлении зачастую бывает... пресыщение, несварение и изблевание. Хотя у причащающихся священнослужителей такого почему-то не бывает!


CCAA: Александр_Емельянов, а они не пресыщаются. Да и вообще... у них ничего препятствующего не случается.

Павел Владимирович: Саш, так ты ж лучшее других знать должон,или нет? Сын мой в четверг,кажись, перед Пасхой будет причащаться после исповеди накануне. У нас дома так заведено. А я вот,видать, лишь нлп смертном одре достоин буду ПричастияГосподня.. . Меня вот другой вопрос интересует - почему ваш календарь настенный по постнымдням разнится с митрополийнымннастольным? Да и московский тоже отличается настенный от настольного...

Александр_Емельянов: Сергей Петрович, о том-то и речь. Просто, в моём понимании, получается так, что на Праздник Праздников и Торжество Торжеств, когда Тело и Кровь воскресшего Христа предложены на Литургии - причастников (кроме младенцев) нет! Нет полного литургического единения христиан - единения в Чаше. Понятно, что с течением времени сложилась практика очень редкой периодичности причащения, на на Пасху-то можно было бы допустить к Чаше всех говевших. Понятно, что подобные вопросы надо поднимать на Соборе, но здесь я хочу узнать о практике разных приходов поповских согласий.

Федька: Александр_Емельянов пишет: здесь я хочу узнать о практике разных приходов Александр, у всех все одинаково. Похвастаться некому. Был уже разговор на эту тему, давно.

CCAA: Александр_Емельянов, у отца Андрея по-другому, я как раз на Пасху 10 лет назад причащался, после чего услышал от одного человека: "Петрович! Ты? На Пасху?" Мне тогда показалось, что я совершил преступление. Так я до сих пор и не понял, отчего нельзя, тем более, что на Страстной уж у всех строгий пост.

Jora: CCAA пишет: у отца Андрея по-другому, И у нас на Кубани иначе - на Пасху всегда много приезжих издалека, некоторые причащаются. И вообще впервые слышу о таком "обычае". Про несварение и изблевание - глупость, такого у христиан не бывает. Тогда и на РХ нельзя, и на Петра и Павла, и на Успение. А люди как раз приезжают на праздник и поисповедаться.

Александр_Емельянов: Похоже, за редким исключением, эта ситуация - "общепоповская". Если нас читает о. Вадим, может он что выскажет?

Марина: Александр_Емельянов пишет: Похоже, за редким исключением, эта ситуация - "общепоповская". Если нас читает о. Вадим, может он что выскажет? первый раз такое слышу, чтобы на Пасху специально не причащали, всегда у нас и те, кто и местные, и приезжие,если говели и если достойны, то причащались.. у меня крестная, так на Пасху второй раз за пост причащалась. Просто многие в Великий четверг причащаются, а на Пасху видимо считают, что если все пойдут причащаться, то это службу затянет

Павел Владимирович: Марина пишет: у меня крестная, так на Пасху второй раз за пост причащалась. Таки жиды, никонияне и каждое воскресенье причащаются зачастую, но это ж не показатель чего -то, что себе в нашу Церковь вобрать стоит.

Сергий Савчук: У нас дети сто проценто причащаются, взрослые по разному бывает. Но запретов или каких других оговорок не бывает.

САП: Причащаются они всего однажды в год, Великим постом, незадолго до Святой недели. (Сочинение Джильса Флетчера «Of the Russe Common Wealth» («О Русском Государстве») появилось в Лондоне в 1591 году. Автор его приехал в Россию в ноябре 1588 года в качестве посланника английской королевы Елисаветы к царю Феодору Иоанновичу. Флетчеру поручено было вести переговоры с Московским правительством по поводу предоставленной английской торговой компании в Москве монополии на беспошлинную торговлю с Россией. Миссия его не увенчалась успехом, и летом 1589 года он уже покинул Россию.)

Марина: САП пишет: Причащаются они всего однажды в год, Великим постом, незадолго до Святой недели. если это так и было, хотя свидетельcтву еретика, я лично не верю, то это очень прискорбно в конце IV столетия святитель Иоанн Златоуст писал: «.. время приобщения определяется не праздником и торжеством, но чистой совестью и безукоризненной жизнью. И как не сознающему за собой ничего худого можно приступать каждый день, так, напротив, погруженному во грехах и не раскаявшемуся небезопасно приступать и в праздник." преп.Макарий Египетский, когда исцелил женщину, которую заколдовал чародей, что она казалась лошадью,сказал ей и дал совет: «Никогда не оставляй посещения церкви и никогда не уклоняйся от приобщения Христовых Тайн. Несчастье случилось с тобой от того, что ты уже пять недель не приступала к Пречистым Тайнам Спасителя нашего». раньше вообще все приобщались ежевоскресно, это известные факты, не даром это и в правилах закреплено было: девятое Апостольское правило и второе правило Антиохийского Собора повелевают отлучать от церковного общения тех, кто без уважительной причины покинул Литургию до ее окончания или, хотя и дождался конца богослужения, но не причастился. Восьмидесятое правило VI Вселенского Собора и одиннадцатое правило Сардикийского Собора говорят о том, что любой христианин, который не присутствовал без заслуживающих оправдания обстоятельств на воскресных Литургиях в течение трех недель, должен быть отлучен от Церкви. 2 правило Антиохийского Собора: " Все, входящие в церковь и слушающие Священные Писания, но, по некоему уклонению от порядка, не участвующие в молитве с народом или отвращающиеся от причащения Святой Евхаристии, да будут отлучены от Церкви дотоле, как исповедуются, окажут плоды покаяния и будут просить прощения, - и таким образом возмогут получить оное. Да не будет же позволено иметь общение с отлученными от общения, ни сходиться в дома и молиться с находящимися вне церковного общения; чуждающихся собраний одной церкви не принимать и в другой церкви. Если же кто из епископов, пресвитеров, диаконов или кто-либо из клира окажется сообщающимся с отлученными от общения, да будет и сам вне общения церковного как производящий замешательство в церковном чине."

САП: Марина пишет: если это так и было Кабы он один так говорил, но об этом писали многие посетившие Русь иностранцы, да и Златоустый и Иероним писали, что на Востоке причащаются редко, в отличии от Рима, где причащались за каждой Литургией.

Марина: САП пишет: Кабы он один так говорил, но об этом писали многие посетившие Русь иностранцы, они просто заходили в храм на литургию и стояли, смотрели и записывали, сколько причастников, по всем городам и весям Руси?

САП: Спрашивали у русских когда причащаются. У меня тетка старообрядка из Молдавии вообще удивилась, что приобщаются четыре раза в год, у них в селе так приобщаются только дети до 7-ми лет и старики которые справили епитимию за всю жизнь.

Марина: давайте будем все-таки не на иностранцев свидетельства ссылаться и не на родственноков, а на свидетельства и пояснения святых отцов. вполне понятно, что оскудение веры могло вызвать какие-то перекосы, но как правильно и как положено делать, вот в чем следует разобраться 9 правило свв. апостол подвергает епитимии мирянина, не участвующего в Причащении. «Всех верных, входящих в церковь, и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, как безчиние в церкви производящих, отлучать подобает от общения церковного». По объяснению Феодора Вальсамона «определение настоящего правила весьма строго. Ибо отлучает бывающих в церкви, но не остающихся до конца и не причащающихся. И другие правила (80 правило VI Вселенского Собора, и 11 правило Сардикийского Собора) подобным образом определяют, чтобы все были готовы и достойны причащения, и подвергают отлучению не причащающихся в три воскресных дня». Так же объясняет этот канон Зонара: «настоящее правило требует, чтобы во время совершения святыя жертвы, все пребывали до конца на молитве и святом причащении. Ибо тогда и от мирян требовалось, чтобы постоянно причащались. Есть правило собора сардикийского и другое трулльского, и еще правило собора антиохийского, предписывающее, чтобы подлежал отлучению тот, кто, присутствуя при богослужении три воскресных дня, не причастился» (см. Правила св. апостол и святых отец с толкованиями. М. 2000. с. 28-29). во второй половине XI века Киевский митрополит Иоанн II († 1089) в своей «Заповеди святых отец к исповедующимся сынам и дщерям» говорит о причащении в великие праздники и во все воскресные дни Великого поста, всего насчитывая до 22 дней причастия в году Вопрошания Кирика» – документ середины XII века, содержащий запись беседы трех священников с Новгородским епископом Нифонтом, то также увидим указания на практику частого причащения в домонгольской Руси. Так, отвечая на вопрос о том, как причащать бесноватых, епископ Нифонт говорит: «Правило святого Тимофея: “Если кто из верных станет бесноватым, причащаться ли ему святых таин или нет? Если не хулит тайны, пусть принимает, но не каждый день, достаточно ему раз в неделю”. И я также говорю тебе» («Вопрошания Кирика». 17–18). Из этого добавления видно, что практика еженедельного причащения была реальностью во времена епископа Нифонта. В другом месте епископ предписывает наложение епитимьи, состоящей в отлучении от причастия на месяц («Вопрошания Кирика». 75). Если бы в его время нормой и традицией было редкое причащение (раз или три раза в год), то такая епитимья не имела бы никакого смысла. преп. Иоанн Кассиан Римлянин: «Хотя мы знаем, что мы не без греха, однако ж не должны уклоняться от святого Причастия... И кто чище будет духом, тот тем более видит себя нечистым, более находит причины к смирению, нежели к возношению... Мы не должны устраняться от причащения Господня из-за того, что сознаём себя грешниками, но еще более и более с жаждой надобно поспешить к Нему для уврачевания души и очищения духа, однако ж с таким смирением духа и верой, чтобы, считая себя недостойными принятия такой благодати, мы желали больше врачевства для наших ран. А иначе и в год однажды нельзя достойно принимать причащение, как некоторые делают, которые, живя в монастырях, достоинство, освящение и благотворность небесных таинств оценивают так, что думают, что принимать их должны только святые, непорочные. А лучше бы думать, что эти таинства сообщением благодати делают нас чистыми и святыми” (Собеседования. 23, 21). блаженный Феофилакт Болгарский: «Когда у Павла в какое-нибудь предложение по необходимости входит другое, он обыкновенно исследует и последнее. Так и теперь. Предшествовала речь о трапезах. Но поскольку он завел речь о Тайнах, то занимается ею, как самым необходимым, и указывает высочайшее благо в том, чтобы приступать с чистой совестью, и говорит: я не поставляю судьей над тобой другого, но тебя самого. Итак, оправдайся пред своей совестью, и таким образом приступай, не тогда, когда будут праздники, но когда найдешь себя чистым и достойным» (Толкование на 1 послание к Коринфянам).

Марина: 66 правило VI Вселенского Собора: «От святаго дня воскресения Христа Бога нашего до недели новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмах и пениях и песнях духовных, радуясь и торжествуя во Христе, и чтению Божественных писаний внимая, и святыми тайнами наслаждаясь. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем, и вознесемся. Того ради отнюдь в реченные дни да не бывает конское ристание, или иное народное зрелище». из послания святителя Василия Великого к Кесарии (письмо 89 (93)): «хорошо и преполезно каждый день приобщаться и принимать святое Тело и Кровь Христову, потому что Сам Христос ясно говорит: «ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь, имеет жизнь вечную» (Ин. 6, 54). Ибо кто сомневается, что непрестанно быть причастником жизни не что иное значит, как жить многообразно? Впрочем. Приобщаемся четыре раза каждую седмицу: в день Господень, в среду, в пяток и в субботу, также и в иные дни, если бывает память какого святого»

САП: Я вам говорю о реалиях дораскольной Руси, а не о правилах

Марина: САП пишет: Я вам говорю о реалиях дораскольной Руси, а не о правилах а я Вам о правилах и реалиях дораскольной Руси) только у Вас реалии - это 16 век со слов иностранного еретика? а 11, 13 век, свидетельства митрополита Киевского Иоанна, еп.Нифонта Новгородского - это не реалии дораскольной Руси по-Вашему??? кроме того имеются жития святых, где рассказывается про то, как причащались наши благоверные князья русские, можно бы поискать цитаты, но не уверена, что Вы ищите полноту картины о причастии в Древней Руси, скорее какие-то "реалии" конца 16 века, от весьма сомнительных иностранцев

САП: Марина чего тут спорить? Все ясно как день. Об этом историки не спорят, общее место. Когда моя тетка из старообрядческого села услышала, что на Остоженке причащаются взрослые постами четыре раза в год, она вообще засомневалась одной ли они с ней веры и стала уточнять

Федька: В каждом веке свои реалии, в 11 свои, а в 16 народишко стал совсем гадким и мерзким и вот результат! А в 17 ваще анчихрист приперся! Дальше токмо хуже - ну никакого благочестия! Осталось малость у скрытников по кельям, в миру же анчихристы кишмя кишат и мы с ними кишим кишмя! Бр-р!

Марина: САП пишет: Марина чего тут спорить? Все ясно как день. Об этом историки не спорят, общее место. Федька пишет: В каждом веке свои реалии, в 11 свои, а в 16 народишко стал совсем гадким и мерзким и вот результат! забыли Бога, от этого все беды и получились, чтобы народишко не становился мерзким, не надо было Причастие до раза в год урезать, а народ учить, вразумлять и причащать, как положено было от святых апостолов и последующих правил святых соборов

САП: Марина перестали часто причащать не от хорошей жизни. Как причащать откровенного грешника не понесшего епитимью? Профанация. Люди страх Божий имели.

Марина: САП пишет: Марина перестали часто причащать не от хорошей жизни. Как причащать откровенного грешника не понесшего епитимью? Профанация. Люди страх Божий имели. так не надо это делать правилом для всех.. все стали откровенными грешниками? все грешили и скотски жили, что постоянно отлучались на год от причастия???? это все подряд миряне грешили повсеместно так, чтобы на год отлучаться? так если тебя отлучили от Причастия, бери дополнителные духовные подвиги, чтобы священник снизил срок епитимии, не надо иметь семи прядей во лбу, чтобы понять, что просто лень духовная возобладала, да и все...страх Божий иметь - это значит быть готовым ко Причастию, а не грешить, чтоб тебя отлучали годами от него еще раз напомню: преподобный Иоанн Кассиан († 435) писал: «Мы не должны устраняться от причащения Господня из-за того, что сознаем себя грешниками. Но еще более и более с жаждою надобно посещать к нему для уврачевания души и очищения духа, однако ж с таким смирением духа и верою, чтобы, считая себя недостойными принятия такой благодати, мы желали более врачества для наших ран. Со смирением сердца, по которому веруем и исповедуем, что мы никогда не можем достойно прикасаться святых таин, в каждый воскресный день принимать их для уврачевания наших недугов, нежели, превознесшись суетным убеждением сердца, верить, что мы после годичного срока бываем достойны приятия их» Святитель Симеон Фессалоникийский († 1428) говорил: «Божественная литургия – это служба, цель которой – священнодействие самого пресвятого тела Христова и крови и чтобы даны они были в причащение всем верным. И, как таковая, цель ее состоит только в причащении… У кого довольно силы и внимания, такой пусть приступает к причастию Христову чаще, даже, если можно, и каждую неделю, особенно же люди престарелые и немощные, ибо в сем общении – наша жизнь и сила» святитель Кирилл Александрийский : «Если мы вожделеем вечной жизни, то да молимся, чтобы был в нас Податель бессмертия, да не будем удаляться от благословения [то есть от причастия], как делают некоторые нерадивые. И да не устраивает нам искусный в коварстве диавол ловушку и сети в виде вредного благоговения по отношению к Божественному таинству. Но что ты мне говоришь: “Вот, Павел пишет, что кто ест хлеб и пьет чашу Господню недостойно, в осуждение себе ест и пьет. Итак, я, испытав себя, вижу себя недостойным причаститься”. На это я тебе отвечаю: “Когда же ты будешь достоин? Когда ты себя поставишь пред Христом? Если ты будешь бояться всегда своих мельчайших прегрешений, то никогда не перестанешь их делать и так и останешься навек совершенно непричастным спасительной святыни» а вот это тоже про нравы дораскольной Руси: в 1523 году католик Альберт Кампензе писал папе Клименту VII о вере и нравах московитян: «Они лучше нас следуют учению Евангельскому… Причащаются весьма часто (почти всякий раз, когда собираются в церковь)… В церквах не заметно ничего неблагопристойного или бесчинного, напротив того, все, преклонив колена и простершись ниц, молятся с искренним усердием… Обмануть друг друга почитается у них ужасным, гнусным преступлением, прелюбодеяние, насилие весьма редки, противоестественные пороки совершенно неизвестны, о клятвопреступлении и богохульстве вовсе не слышно. Вообще они глубоко почитают Бога и святых Его»[6].

Ден: Еретик пишет: Обмануть друг друга почитается у них ужасным, гнусным преступлением, прелюбодеяние щас заплакаю...ах! Как же он не заметил что у всех о ком пишет за спиной были крылья а над головой нимбы?!

Федька: САП пишет: Люди страх Божий имели. До какого века до 16-го?

САП: Федька до 17-го.

Федька: САП пишет: до 17-го. Так вот когда были златые годы Когда христианство цвело буйным махровом цветом! А потом бах-тарарах! И здрасте ...

Ден: Федька пишет: 17 ваще анчихрист приперся А мне сообщили что он припёрся, напоролся на древлее благочестие ничем неповрежденное , утёрся и упёрся обратно. САП пишет: до 17-го. особенно царь Иоанн Грозный. Вот пример ! Согрешил, и сразу в монастырь!

Федька: Ден пишет: А мне сообщили что он припёрся, напоролся на древлее благочестие ничем неповрежденное , утёрся и упёрся обратно. Напоролся то он напоролся, утерся и опять напоролся, потом похмелился и опять! И так до сих пор! Понравилось ему у нас. А ведь есть же страны где ему напоротся не дают. Он туда и не ходит.

Ден: Федька пишет: А ведь есть же страны где ему напоротся не дают. типа --О Россия, как ты изменилась! оглянулся, а чемодана нет -- н-да, а люди всё теже.

САП: Ден он перед смертью по стригся в схиму.

Федька: САП пишет: он перед смертью по стригся в схиму. Умнейший чалвек. Так же умно перед смертью крестится. Главное для жизни удобно и для рая полезно. Вот он узкий путь! Главное успеть, тут и анчихриста обманешь.

CCAA: Федька пишет: Так же умно перед смертью креститься. В 4 веке один умный человек такое уже сделал. А потомкам надо брать пример с древних.

Ден: САП пишет: он перед смертью по стригся в схиму. Ага, типа всех с носом оставил и прямиком в рай. Федька пишет: Так же умно перед смертью крестится Это идея! Надо у своего смертного одра собрать попов и наставников всех согласий, и за небольшую плату они довершат трижды погруженного... Это выход, ведь Господь по вере нас всех мыслит аналогово, т.е. совершаешь правильные действия в предписанном количестве и порядке--получи плюсик, нарушаешь--минусик. Причастие--обнуление минусов, крещение вообще один сплошной плюсище.



полная версия страницы