Форум » Поговорим о канонах, догматах, традиции, правилах, чинах и истории древлеправославия » Рождественские подарки » Ответить

Рождественские подарки

Димитрий Н.Б.: Дарить подарки в Рожество - православный ли обычай? Как мне сейчас думается, искони традиция была такая: ходить по домам Христа славить; споёшь хозяевам "Христос рождается" и.т.д. -они тебе за ето гостинцы (в натуральной или денежной форме))). А такого, чтобы идя в гости одаривать хозяина, или детям с ночи в валенки класть якобы от деда мороза - наверное, всё-таки не было, похоже что это новшество, пришедшее вкупе с ёлкой и прочими немецкими прибамбасами. Полагаю, в России поначалу через аристокрацию пошло, когда "Щелкунчика" перевели и культовым сделали, а оттуда постепенно и в народ. Или я ошибаюсь?

Ответов - 20

rasergiy: Дарить подарки было принято при праздновании языческих Календ. Постепенно языческий карнавал одел бутафорско-христианские одежды колядования, но сути своей не пременил. В IV-V вв этот обычай обличался отцами Церкви: Два праздника совпали вместе во вчерашний и нынешний день, - (праздники) не согласные и сродные, а напротив во всем друг другу враждебные и противоположные. Один - праздник внешней безпорядочной толпы, собирающий большия деньги для мамоны и влекущий за собой другаго рода мелочную торговлю - праздную и непристойную. Другой - праздник святой и истинной религии, научающий единению с Богом и добродетели чистой жизни. Поелику же многие, предпочитая суетную роскошь и занятие, отстали от церковнаго собрания; то вот мы постараемся словом отогнать от душ эту глупую и вредную забаву, как некое сумасшествие, влекущее за собою смерть среди смеха и шуток. ... Прежде всего, если поразмыслить о внешнем виде этого сходбища, то каков он? как подозрителен и чужд дружества! Слабым и нежным голосом выходит из уст приветствие, затем следует лобзание, подход к получению: целуются уста, а любятся деньги, на вид - благорасположение, на деле же корысть. А где дружба чистая и искренняя, там и благожелания безкорыстны и безмездны. Итак, много золота разносится и раздается всюду: но настоящаго и приличнаго повода к получению и не существует, и не высказывается. Это - не брачное торжество, когда вызывают на щедрость тщеславнаго жениха. Милостынею я не могу называть расточительность; ибо ни один бедняк (ею) не освобождается от своей несчастной доли. Сделкою никто не назовет то, что происходит (на празднике Календ); ибо большинство (тут) ничем друг с другом не обменивается. Подарком назвать уже совсем не справедливо; потому что тут с даянием связана принудительность. ... О неленость! все бродят, разинув рты, в надежде (получить) что-нибудь друг от друга. Давшие печалятся, получившие не удерживают (полученнаго), ибо получка переходит от одного к другому: принявший от своего подвластнаго передает ее высшему себя. Неустойчиво золото этого дня, как игральный мяч, быстро перебрасываемый от меня к другому. Это новый какой-то способ приношения даров и общественной благотворительности, связанный с принудительным взносом. Ибо высший и знатный ожидает (подарка), а низший выпрашивает: и все как бы по ступеням движутся к лону более имущих. И что бывает при слиянии вод, то можно наблюдать и ныне. Ибо и там маленький ручеек, источая струи, соединяется с следующим за ним и большим, который в свою очередь скрывается в еще более обильном, несколько же небольших потоков, соединившись вместе, становятся притоком соседней реки, эта - другой большей, та - следующей - до тех пор, пока наконец последняя не вместит свою воду в глубине и широте морской. Праздник этот, ложно так называемый, полон тяготы; так как и выход на улицу затруднителен и пребывание дома не спокойно. Ибо простолюдины - нищие и скоморохи со сцены, разделившись партиями по разрядам, безпокоят каждый дом. И подлинно уж поздравляют и шумят, оставаясь у ворот с большею настойчивостью, чем собиратели податей, пока наконец осаждаемый в доме, выведенный из терпения, не выбросит серебро, которое он имеет, но которым не распоряжается. Поочередно подходя к дверям, они сменяют друг друга, и до поздняго вечера нет ослабы этому злу: артель следует за артелью, крик - за криком, казнь - за казнью. ... Этот день и малых детей, скромных и простодушных, научает быть сребролюбцами, побуждает их переходить из дома в дом и приносить новые дары - плоды, оплаченные серебром. За дар же дается двойное вознаграждение, и отсюда в нежных сердцах юношей начинает запечатлеваться нечто мелочное и низкое. А в какое настроение приводит этот день богобоязненных и самых лучших поселян! Они принуждены бежать из города и не подходить к нему, - и они избегают его более, чем зайцы - сетей. Ведь если они окажутся в городе, их подвергают бичеваниям, дерзко оскорбляют, разрушают то, что имеется у них в руках; - в мирное время делают на них вражеския нападения, осмеивают, издеваются словами и делами. Подвергаются всякой наглости они, - эти самые лучшие пророки наши, безхитростныя живыя существа, простые образы Божии, при свободе - верные рабы нашей жизни. Так вот (как ведут себя) сановники, вот как бедняки, вот как дети, вот как простолюдины: именно - одни мучатся, другие ропщут, иные учатся тому, чего лучше бы не знать. Свт. Астерий Амасийский. Слово обличительное против празднования Календ

Mikhail: Димитрий Н.Б. пишет: Дарить подарки в Рожество - православный ли обычай? rasergiy пишет: Свт. Астерий Амасийский. Слово обличительное против празднования Календ Всё-таки маленькая деталька: как по вашему, есть разница? между Димитрий Н.Б. пишет: Рожество и rasergiy пишет: Календ а так информация полезная. Благодарю.

rasergiy: Mikhail пишет: как по вашему, есть разница? между Конечно есть. В этом то и смысл слова Астерия - что празднование языческих Календ смешалось с Рождеством Два праздника совпали вместе во вчерашний и нынешний день, - (праздники) не согласные и сродные, а напротив во всем друг другу враждебные и противоположные. Сравните описание языческих театральных действий на Календы: Ибо простолюдины - нищие и скоморохи со сцены, разделившись партиями по разрядам, безпокоят каждый дом. И подлинно уж поздравляют и шумят, оставаясь у ворот с большею настойчивостью, чем собиратели податей, пока наконец осаждаемый в доме, выведенный из терпения, не выбросит серебро, которое он имеет, но которым не распоряжается. Поочередно подходя к дверям, они сменяют друг друга, и до поздняго вечера нет ослабы этому злу ... Этот день и малых детей, скромных и простодушных, научает быть сребролюбцами, побуждает их переходить из дома в дом и приносить новые дары - плоды, оплаченные серебром. с колядованием - тем же самым действием, только в около-христианских одеждах. Собственно слово "коляда"и происходит от лат. "calendae".


Mikhail: rasergiy пишет: с колядованием - тем же самым действием, только в около-христианских одеждах. Да но у нас вопрос не о разных там "колядках" и "одеждах" и подарках с ними связанных, а просто на " Рожество". Правда Димитрий Н.Б. зачем то и "деда" сюда добавил типа "дед рождественский". Димитрий Н.Б. пишет: споёшь хозяевам "Христос рождается" А если не споёшь, то нельзя дарить?

Димитрий Н.Б.: rasergiy пишет: празднование языческих Календ смешалось с Рождеством Да, несомненно. И на примере традиций, бытовавших на Руси среди староверов, можно видеть благотворность влияния последнего на первые. Mikhail пишет: Да но у нас вопрос не о разных там "колядках" и "одеждах" и подарках с ними связанных, а просто на " Рожество". Да, именно так. В том числе, кто и кому , согласно обычаю, должен дарить. Пояснения rasergiy, в общем-то, подтверждают предположение, что дарит хозяин гостю, а не наоборот. Mikhail пишет: Правда Димитрий Н.Б. зачем то и "деда" сюда добавил типа "дед рождественский". Разве это я добавил? Он давно уже покорил массы. Именно что "дед рождественский"- Санта Клаус. Mikhail пишет: А если не споёшь, то нельзя дарить? Наверное, так. По крайней мере, обычай предписывает что-то подобное. Я бываю "в народе" в местах, где ещё что-то сохраняется, много слышу от бабушек рассказов на ету тему. Ходит даже такой полуанекдот про халтурщиков, которые заходя в дом говорят хозяевам: "Христос рождается славите, а дальше вы сами знаете. Открывайте сундучок, доставайте пятачок".

Mikhail: Димитрий Н.Б. пишет: Пояснения rasergiy, в общем-то, подтверждают предположение, что дарит хозяин гостю, а не наоборот. Из пояснений rasergiy видно, что не дарит а откупается от вымогателей. Димитрий Н.Б. пишет: Разве это я добавил?Он был в вашем сообщение. Он давно уже покорил массы. Именно что "дед рождественский"- Санта Клаус. Не знаю кого он покорил. Димитрий Н.Б. пишет: Наверное, так. Откажутся?

Димитрий Н.Б.: Mikhail пишет: з пояснений rasergiy видно, что не дарит а откупается от вымогателей. В языческих календах - да, так. Но, слава Богу, они остались в прошлом. При рождественских "христославиях" это выглядит по-другому... А обычай дарить подарки без хождения по домам, о чём был первоначальный вопрос - вообще непонятно откуда взялся. Mikhail пишет: Не знаю кого он покорил. А я знаю))) Mikhail пишет: Откажутся? В праве отказать, почему нет? На всех цыган подарков не напасёшься. Одаривать в ответ на "христославие" - это обычай. Если кто-то припёрся в нарушение обычая, лишь за халявой - он ничем не лучше цыган, позвонивших в дверь и пытающихся продать жжёный сахар под видом мёда. А если за милостыней Христа ради пришёл - так и скажи, это уже другое дело.

Mikhail: Димитрий Н.Б. пишет: Пояснения rasergiy, в общем-то, подтверждают предположение, что дарит хозяин гостю, а не наоборот. Mikhail пишет: Из пояснений rasergiy видно, что не дарит а откупается от вымогателей. Димитрий Н.Б. пишет: В языческих календах - да, так. Определитесь. У нас речь только о календах? Димитрий Н.Б. пишет: Если кто-то припёрся в нарушение обычая, лишь за халявой - он ничем не лучше цыган, позвонивших в дверь и пытающихся продать жжёный сахар под видом мёда. Так жжёный сахар это уже не халява. Это как раз обычай. Димитрий Н.Б. пишет: А обычай дарить подарки без хождения по домам, о чём был первоначальный вопрос - вообще непонятно откуда взялся. Ну хорошо, что определились, что с "календами-калядками" он не связан. Может пусть будет? Может даже это и лучше чем тот, что связан по вашему мнению с "календами", так как под предлогом обычая не требует ничего от хозяина, а даже его одаривает.

Димитрий Н.Б.: Mikhail пишет: Определитесь. У нас речь только о календах? Нет, не только. И никакой неопределённости нет. Были календы - стал христианский обычай. Не секрет, что подобным образом были в древности"охристианены" многие языческие обычаи. Mikhail пишет: Так жжёный сахар это уже не халява. Это как раз обычай. И отказывать в подобной ситуации - возможно, тоже обычай. Mikhail пишет: Ну хорошо, что определились, что с "календами-калядками" он не связан. Может пусть будет? Может даже это и лучше чем тот, что связан по вашему мнению с "календами", так как под предлогом обычая не требует ничего от хозяина, а даже его одаривает. Не могу согласиться. Новый обычай не связан не только с календами-колядами, но и с христианством. А старый обычай - с последним уже связан. А что исторически его появление, возможно, "обусловлено" календами, ничуть не умаляет его ценности. Ибо он уже есть часть Предания.

Mikhail: Димитрий Н.Б. пишет: Я бываю "в народе" в местах, где ещё что-то сохраняется, много слышу от бабушек рассказов на ету тему. Где, когда и у каких бабушек из "народа" Вы были?

Димитрий Н.Б.: Mikhail пишет: Где, когда и у каких бабушек из "народа" Вы были? А отпечатки пальцев прислать не надо? )))) Забавные вопросы пошли. ...Подмосковье - Воскресенский район - Берендино, Потаповская, Осташово, Барановская, Лапатинский Рудник и др. Если это Вам о чём-то говорит.

Mikhail: Димитрий Н.Б. пишет: А отпечатки пальцев прислать не надо? А вы снимали отпечатки пальцев? Димитрий Н.Б. пишет: Забавные вопросы пошли. В чём для вас в них забава? И вы не ответили когда вы там были?

Димитрий Н.Б.: Mikhail пишет: В чём для вас в них забава? В тоне, конечно. Ассоциации, знаете ли, забавные. Всё-таки в России живём, детективы иногда читаем/смотрим. Вас случайно "гражданином начальником" никогда не величали? Mikhail пишет: И вы не ответили когда вы там были? 7 января 2019 года, между 12:00 и 17:00 ...Да, если Вы сейчас вдруг ещё спохватитесь, что я на вопрос "у каких бабушек" также не ответил, сразу предупреждаю - вынужден буду отказать. На основании федерального закона о защите персональных данных)))) Mikhail пишет: А вы снимали отпечатки пальцев? Без комментариев)))

Mikhail: Димитрий Н.Б. пишет: Но нужно учитывать то, что говорить сегодня об исконном обычае ... Для кого и насколько он исконный?для бабушек? Димитрий Н.Б. пишет: ... что-то определённое утверждать очень сложно, приходится догадываться и строить предположение на обрывках воспоминаний. Есть книжки по этнографии и фольклору (в том числе переизданные дореволюционных исследователей). Димитрий Н.Б. пишет: Всё-таки в России живём, детективы иногда читаем/смотрим. Стрелки на Россию переводить не будем. Мусор не читайте и не смотрите. Димитрий Н.Б. пишет: Вас случайно "гражданином начальником" никогда не величали? Нет. Димитрий Н.Б. пишет: Подмосковье - Воскресенский район ... С археографической экспедицией? Димитрий Н.Б. пишет: на вопрос "у каких бабушек" также не ответил, сразу предупреждаю - вынужден буду отказать. На основании федерального закона о защите персональных данных)))) Не надо. Возраст приблизительно скажите? Димитрий Н.Б. пишет: Без комментариев Какой вопрос, такой ответ (вопрос).

Димитрий Н.Б.: Mikhail пишет: Для кого и насколько он исконный?для бабушек? Для всех, кто именует себя православным ("древлеправославным") и претендует на преемство традиций дораскольной Руси. Mikhail пишет: Есть книжки по этнографии и фольклору А причём они здесь? Mikhail пишет: Стрелки на Россию переводить не будем. Мусор не читайте и не смотрите. И снова забавно. Сперва звучал следователь (допрос), теперь зазвучал прокурор (предписание). Вы со всеми таким тоном разговариваете или только со мной? Полагаете, без Вас я не смогу разобраться, что мне читать и смотреть?... Не знаю, в каком смысле Вы употребляете термин "мусор", но мне по работе приходится иметь дело с юридическими документами, в том числе читать протоколы допросов. И хороший реалистичный детектив на досуге почитать - да, иногда грешу. Mikhail пишет: С археографической экспедицией? Нет. С тем самым пением "Христос раждается и т.д.". В сопровождении попа и головщика. Mikhail пишет: Возраст приблизительно скажите? Старшей в этом году стукнуло 90. Другим, наверное, около того.

Димитрий Н.Б.: Mikhail пишет: А если не споёшь, то нельзя дарить? Да, если Вы заостряете внимание именно на этом моменте, то хочу уточнить. На вопрос я ответил, что "обычай предписывает что-то подобное", но конечно это лишь моё интуитивное мнение, доказать не могу. Перечитал - из моих слов можно понять, будто мне рассказывали про отказ "халявщикам" - нет, это я слишком обобщённо выразился, конкретно про такое рассказов не было. Как-то не пришло в голову специально уточнять; если Бог даст ещё повидаться - поинтересуюсь. ...Но нужно учитывать то, что говорить сегодня об исконном обычае вообще трудно, ибо он если ещё не умер, то находится на последнем издыхании (в буквальном смысле - с каждым годом тех самых бабушек становится меньше и меньше, вот и в нынешнее Рожество - из тех к кому ходили в прошлом году, одной уже не увидели, увы, а ещё одна так плоха, что уже вероятно в последний раз...) Поетому что-то определённое утверждать очень сложно, приходится догадываться и строить предположение на обрывках воспоминаний.

Марина: запад полностью подменил для себя праздник Рождества Господа на басни и бредни, с детства внушаются какие-то санта клаусы с эльфами на северном полюсе, полностью исковеркали смысл, да еще называют свой балаган духом рождества

georgiy: Кто-нибудь может ссылку дать на устав,где говориться об этом; Воду, освящённую 5/18 января, дозволяется употреблять для освящения домов, «во всяких местех, и скаредных, и всюду кропится, яже и под ногами нашими суть» в течение первых трёх часов по освящении. Если же от храма до дома совершается дальний путь, то Устав разрешает использовать эту воду для потребления и кропления ещё в течение часа по прибытии на место. По истечении указанного времени, Великую воду употреблять для каких – либо нужд, церковный Устав мирянам строго запрещает. Более того, при случайном её пролитии, место то, как и при пролитии Причастия, выжигается или вырубается и в «непроходимые места полагается». http://samstar-biblio.ucoz.ru/Myrjanam/chin_osvjashhenija_domov_mirjanami_5_janvarja-rus.pdf

Димитрий Н.Б.: georgiy пишет: Кто-нибудь может ссылку дать на устав,где говориться об этом Как-то не по теме, вроде В прошлом году это обсуждали, тема где-то есть. Смотрите в Оке лист 400 об. и в Минее январской лист 123. Там идентичные указания.

Димитрий Н.Б.: Вот тема про Вел.воду: click here



полная версия страницы