Форум » Поговорим о канонах, догматах, традиции, правилах, чинах и истории древлеправославия » О богородичнах на стихерах воззвашных и стиховных » Ответить

О богородичнах на стихерах воззвашных и стиховных

тобол: Добрый день. Вчера, в отсутствие октябрьской минеи, молился вечерню св. мч. Арефе по общей минее. На воззвашных стихерах мученику положена Слава, она в общей минее 6-го гласа. Соответственно, на И ныне брал богородичен из раздела "Богородичны осми гласов, поем их егда есть слава святому в минее" из минеи другого месяца. В понедельник вечер 6-го гласа богородичен "Никтоже притекая к тебе...". На сиховных стихерах в общей минее мученику Слава тоже 6-го гласа, т.е., на И ныне нужно повторять тот же богородичен понедельника вечера 6-го гласа, что был и на воззвашных? Или, при таких совпадениях, нужно брать богородичен на ряду из общей минеи (в данном случае "Богородице, ты еси лоза истинная..."?

Ответов - 10

о. А.Панкратов: Обычно за одной службой один и тот же Богородичен не поется два раза.

Димитрий Н.Б.: о. А.Панкратов пишет: Обычно за одной службой один и тот же Богородичен не поется два раза. А откуда нужно брать второй? Меня тоже сей вопрос давно занимает. Совпадения гласа на славниках - довольно частое явление.

Елена Демидова: тобол пишет: На сиховных стихерах в общей минее мученику Слава тоже 6-го гласа, т.е., на И ныне нужно повторять тот же богородичен понедельника вечера 6-го гласа, что был и на воззвашных? если взять октай 6 гласа, то в нем в понедельник вечером будут разные богородичны на ГВ и на стиховне


тобол: Елена Демидова пишет: если взять октай 6 гласа, то в нем в понедельник вечером будут разные богородичны на ГВ и на стиховне Но, если есть Слава святому, мы же берем богородичен не гласа Октая, а по гласу Славы, т.е. смотрим в "Богородичны осми гласов, поем их егда есть слава святому в минее".

Елена Демидова: тобол пишет: не гласа Октая А какие еще бывают гласы, кроме тех что в Октае? Вот интересно, что будет, если их сравнить. Может быть, окажется, что в Октае и в конце Минеи богородичны одни и те же, если взять тот же глас и тот же день? Только в Минее указаны не все

тобол: Елена Демидова пишет: А какие еще бывают гласы, кроме тех что в Октае? Я невнятно выразился. Имелось в виду, что по Уставу, при соединении Октая и Минеи, при Славе в Минее, на И ныне берём богородичен не по гласу Октая, а по гласу Славы. Вот интересно, что будет, если их сравнить. Может быть, окажется, что в Октае и в конце Минеи богородичны одни и те же, если взять тот же глас и тот же день? Только в Минее указаны не все В конце Минее в "Богородичны осми гласов, поем их егда есть слава святому в минее" указаны богородичны, которые соответствуют Октайным стиховным, но не воззвашным. В общей Минее на ряду, как правило, даны богородичны, и на воззвахи, и на стиховны, из числа опять же Октайных стиховных, но не воззвашных.

тобол: Ну да. Т.е., при таких совпадениях, правильнее брать на стиховных богородичен на ряду, а не из раздела "Богородичны осми гласов" в конце минеи?

тобол: Попробую конкретизировать и структурировать. Посмотрел примерно первую декаду ноябрьской Минеи: 1) если Слава святому не положена, то на Слава и Ныне в Минее на ряду указан богородичен, с этим случаем всё понятно; 2) если на воззвахи и стиховны святому положена Слава, то в Минее на ряду богородична нет, и тогда смотрим в конце Минее в "Богородичны осми гласов, поем их егда есть слава святому в Минее": 2а) если воззвашные и стиховные Славы разных гласов, то тоже всё понятно, богородичны будут разные; 2б) 1-го ноября (св. Козмы и Дамиана) и 3-го ноября (св. мчч. Акепсимы, Иосифа, Анфала и освящение храма св. вмч. Георгия) - в обоих случаях воззвашные и стиховные Славы 6-го гласа. Но в Минее в обоих случаях на воззвахи указан богородичен на ряду “Богородице ты еси лоза…”, более того, указание на этот воззвашный богородичен есть и в Уставе в службе 1-го ноября; 2в) а вот 11-го ноября (св. мчч. Мины, Виктора и Викентия и преп. Феодора), при воззвашных и стиховных Славх 6-го гласа, на ряду в Минее особого богородична нет. Собственно, вопрос, как быть в таких случаях?

Димитр: Простите, не совсем в тему. Всегда задаюсь вопросом, почему на молебнах, по каноне, на "И ныне" глаголем Богородичен во глас тропаря, как и на "Бог Господь", а не во глас кондака, глаголемого на "Славу", что казалось бы логичнее, по аналогии с другими службами.

тобол: Димитр пишет: почему на молебнах, по каноне, на "И ныне" глаголем Богородичен во глас тропаря, как и на "Бог Господь", а не во глас кондака, глаголемого на "Славу" Потому, что богородичен воскресен, это не некое самостоятельное песнопение, это именно богородичен тропаря. Поэтому на молебне святому, по Отче наш: тропарь святому, Слава: кондак ему же, И ныне: богородичен воскресен по гласу тропаря. Кондаки святым ведь своих богородичнов не имеют.



полная версия страницы