Форум » Поговорим о канонах, догматах, традиции, правилах, чинах и истории древлеправославия » Иосифовская Кормчая » Ответить

Иосифовская Кормчая

ДенисМ: Добрый день. Хочу спросить про Кормчую. Я знаю, что есть много разных канонических сборников, которые складывались на протяжении веков, немного читал про Номоканоны, про происхождение славянской Кормчей, но я не понимаю, почему 2е правило Шестого Вселенского собора в нашей Кормчей так отличается от того, что приводится в учебниках. Вот, по Никодиму (Милашу) - 2ое правило содержит полный список правил, имеющих силу закона в Церкви: "Согласием нашим запечатлеваем и все прочия священныя правила, изложенныя от святых и блаженных отец наших, то есть, трехсот восемьнадцати богоносных отец, собравшихся в Никее; такожде от отец, собиравшихся во Агвире, и в Неокесарии, равно и в Гангре; кроме сего в Антиохии Сирийской и в Лаодикии Фригийской; еще же ста пятидесяти отцов..." И так далее. В Кормчей 2е правило - "Яже от иноверных, татебно вверженыя, во апостольския заповеди, преданыя Климентом, да отвергутся." Про Апостольские постановления Климента, почему было такое решение, и т.д., это я прочел и понял. Что "греческий протограф сербской редакции до сих пор не установлен", я тоже понимаю, но все-таки: 1) почему настолько большое расхождение? 2) есть ли в Кормчей правило, содержащее подобный список правил, подтвержденных авторитетом Вселенского собора? 3) не посоветует ли кто удобопонятную книгу, учебник? Я вот нашел "Церковное право" Владислава Цыпина. Но может и староверы писали на эту тему?

Ответов - 3

Саныч: Этож толкование на правило. Славянская Кормчая: "Климентовы заповеди сей святый собор, 6-й, некия ложная списания, от церкве отверже. Яже от иноверных, таковые вверженные, во апостольские заповеди, преданные Климентом, да отвергутся." Как и Аристеновское: "Вставленное иномыслящими тайным образом в Апостольские Постановления собранные Климентом, должно быть отвергнуто."

ДенисМ: Да, наверное. В моем бумажном издании так набрано, что в 1м и 2м правиле не понятно, где правило, а где толкование. И в 85м правиле свв. апостол удалены слова про "Климентовы послания два" - только сегодня заметил, сравнив с отсканированной книгой на rsl.ru. (Кормчая, напечатана с оригинала патриарха Иосифа, 2011, СПб, "Воскресение"). И все-таки, почему расхождение и т.д?

Саныч: Разные списки использовались, а относительно толкований, так и в Стоглаве в главе о брадобритии ссылка на правило, а приведено толкование. Видимо для отцов был важнее смысл, а не буква.




полная версия страницы