Форум » Поговорим о канонах, догматах, традиции, правилах, чинах и истории древлеправославия » Различия в недельных евангельских чтениях » Ответить

Различия в недельных евангельских чтениях

Александр_Емельянов: Только недавно узнал, что у нас с никонианами различается порядок недельных евангельских чтений. Например: в прошлое воскресенье у нас за литургией читалось Евангелие о богатом и Лазаре, а в календаре РПЦ МП указано Евангелие: [quote]8Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими; 9а кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими. 10И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится.11Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, ка́к или что́ отвечать, или что́ говорить, 12ибо Святый Дух научит вас в тот час, что́ должно говорить. [/quote] Кто в курсе, с чего такая разница?

Ответов - 10

Саныч: Не, знаю, сравнивал совпадало. Может те которые к праздникам привязаны не совпадают?

Александр_Емельянов: Нет, именно недельные. Сравни минувшие воскресные евангелия (о которых я упоминал).

Александр_Емельянов: Неделя и у них, и у нас 22-я, а седмица - 23-я. А то что чтения разные - вот пример. http://days.pravoslavie.ru/Days/20181015.html


Саныч: Их извод богослужебного евангелия в конце, где указание о чтениях на весь год: https://lib.pravmir.ru/library/readbook/1841#part_21765 (также как и у нас)

тобол: Различие начинается с Недели по Воздвижении. Насколько я понимаю, в одном случае, в Неделю 18, она же по Воздвижении, были прочитаны Евангелия Недели по Воздвижении (Мр. 37) и Недели 18 (Лк. 17) в соответствие с Марковой главой о попразднстве Воздвижения в Неделю (Око л.156 об.), где о чтениях говорится: "... Евангелие Недели по Воздвижении, таже святому, аще имать, аще ли ни, то Богородице. Ряд же чтем под главу". Но, ряд то был от Луки (зч.17). А "Сказание приемлющее всего лета число евангельское, и евангелистом, приятие, откуда начинают и до где стают", помещенное в начале Евангелия, указывает: "От Луки же Святое Евангелие чтется от начала в понедельник по Воздвижении Креста". Поэтому, во втором случае, совершена т.н. "Воздвиженская отступка". В 18-ю седмицу читались последние зачала от Матфея (с 11-й седмицы), в Неделю 18, по Воздвижении, прочитано Евангелие Недели по Воздвижении (Мр. 37), в 19-ю седмицу, с понедельника по Воздвижении, начались чтения из Луки, с 10-го зачала (соответствующие в столпах 18-й седмице), и Лк. 17, соответствующее в столпах 18-й неделе, пришлось на 19-ю. Поэтому в прошедшую Неделю 22 читалось Лк. 35 (соответствующее в столпах Недели 21-й), а Лк. 83 о богатом и Лазаре будет, даст Бог, читаться в следующую Неделю.

о. А.Панкратов: тобол пишет: т.н. "Воздвиженская отступка" Вот-вот, у нас её нет. Бывает только отступка триодная, перед Неделей о мытаре и фарисее (на практике - перед Неделей о Закхее).

тобол: Отец Александр, а как в таком случае в древней богослужебной традиции исполняется указание "Сказания ... откуда начинают и до где стают" о начале чтений от Луки с понедельника по Воздвижении? Ведь бывает, как в этом году, что чтения от Луки начинаются раньше? Спрашиваю не ради спора. Самому важно уяснить.

тобол: Опять же и в Оке, в главе 27 "О еже како чтутся Евангелия, и того сказания" (л.60) - "От новаго же лета, си речь от Недели яже поВоздвижении, до Недели сырныя, чтутся еже от Луки святаго, Евангелия." В то же время, в "Поморском Уставе" в описании службы Недели по Воздвижении просто указано читать после Мр.37 рядовое, как и в Оке (л.156 об.). В "Савиных главах", в Гл. 51 "Указ о Апостолех и Евангелиях, чтомых на часех всего лета", где описана масса различных случаев соединения чтений в Праздники, пред- и попразднства, храмовых и т.д., о начале чтения Луки от Недели по Воздвижении - ничего. Т.е. понятно, что эти уставы, отражающие живую практику, так же "игнорируют" указания Гл. 27 Ока и "Сказания" о чтениях в Евангелии. Вот и хотелось бы уяснить, почему традиция сложилась именно так.

о. А.Панкратов: тобол пишет: почему традиция сложилась именно так Видимо потому что о Воздвиженской отступке нигде нет прямых указаний, вроде "Аще будет в Неделю по Воздвижении ряд от Луки, и ты преступи на ино". Сказано что от Луки чтем с понедельника по Воздвижении, но не сказано что делать если это Евангелие вдруг начнётся раньше.

тобол: Оказывается, богословская комиссия Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 гг., среди прочего, обсуждая вопрос о новой редакции Типикона, ставила вопрос о ВОССТАНОВЛЕНИИ практики употребления Воздвиженской отступки и преступки. Т.е. и в новом обряде эта осенняя отступка/преступка есть явление сравнительно недавнего времени. По-моему, похоже на академически-кабинетную реконструкцию... Может быть даже теоретически оправданную и имеющую под собой историческое основание, но, исходя из наличествующих традиционных Уставов, видимо, не имеющую отношения к реальной церковной практике XVII в.



полная версия страницы