Форум » Поговорим о канонах, догматах, традиции, правилах, чинах и истории древлеправославия » Целибат » Ответить

Целибат

Людмила: Заинтересовало меня такое явление как целибатное священство. В русской дореформенной Церкви, в отличие от католической, оно не было распространено. Хотел мужчина остаться безбрачным - принимал монашество, потом сан. Все по-честному. Позже, уже никониане, стали по какой-то причине изворачиваться и все шире применять целибат. Явление это в наше время дошло уже и до староверия. Спрашивается: зачем, почему

Ответов - 54, стр: 1 2 All

Людмила: В римской и вообще во всей западной церкви в течение первых трех веков христианства по отношению к браку священных лиц господствовали такие же порядки, как и в восточной церкви. О целибате священных лиц, т.е. что они должны быть безусловно безбрачными, нет и следа в истории первых трех веков западной церкви1093. Только в IV веке начинает выдвигаться на поместных соборах запада мысль о целибате, под влиянием аскетичского направления, господствовавшего в то время в церкви вообще, вследствие исторических обстоятельств, вызванных эпохой гонений.

Марина: Людмила, не надо выхватывать фразы из контекста, там это имеет абсолютно иной смысл, и приведено в качестве аргумента, доказывающего, что целибат в первые 3 века не был обязателен, но это не говорит о том, что он отвергался, не надо наводить тень на плетень! вот фаза целиком, это пояснение к 6 правилу Шестого ВС, которое я привела выше: Поводом к изданию этого правила послужило, как в самом правиле указано, то, что отцы собора узнали, что в римской церкви стало правилом, что кандидаты в диаконы и пресвитеры должны давать до рукоположения обязательство, что больше не будут иметь общения со своими женами, следовательно, станут безбрачными. В римской и вообще во всей западной церкви в течение первых трех веков христианства по отношению к браку священных лиц господствовали такие же порядки, как и в восточной церкви. О целибате священных лиц, т.е. что они должны быть безусловно безбрачными, нет и следа в истории первых трех веков западной церкви. Только в IV веке начинает выдвигаться на поместных соборах запада мысль о целибате, под влиянием аскетичского направления, господствовавшего в то время в церкви вообще, вследствие исторических обстоятельств, вызванных эпохой гонений. не путай безусловный целибат по римскому мудрованию и добровольный, который был повсеместно распространен во все века христианства, что не противоречило святым апостольским правилам, и никто никогда не дерзал их отменять, и впредь да не дерзает!

Людмила: Римско-католические богословы и канонисты, восставая против этого (13) правила Трулльского Собора и защищая целибат, утверждают, будто правило это противоречит известным правилам Карфагенского Собора, упоминаемым в этом трулльском правиле. Тут имеются в виду 3-е и 4-е правила Карфагенского Собора, трактующие о воздержании священнослужителей; римо-католики утверждают, будто эти правила предписывают целибат. Между тем 3-е правило предписывает вообще священнослужителям во всем воздержность (έγκρατείς έν πάσιν, in omnibus continentes). Однако, как воздержание в пище и питии не заключается в том, чтобы отнюдь не есть и не пить, так и воздержание от жены не должно означать непременно обет девства; воздержание может соблюдаться и в браке, о чем нередко говорят отцы церкви, когда трактуют о чистоте брака. 4-е правило, в свою очередь, предписывает, чтобы все, охраняющие алтарь и служащие ему, воздерживались от жен (γυναικών άπέχονται, а foeminis abstineant), причем связывает это с понятием о нравственной чистоте (σωφροσύνη, temperantia); однако, нравственная чистота и безбрачие не одно и то же, так как нравственную чистоту обязаны соблюдать и живущие в браке, как и безбрачные. То же самое нужно сказать и о 25-м правиле Карфагенского Собора, которое говорит о том же предмете. Впрочем, чтобы точно понять смысл термина «воздержание», о котором говорят вышеупомянутые правила Карфагенского Собора, достаточно посмотреть, что говорят прочие правила того же собора, и тотчас станет ясным, что здесь о целибате нет и речи. Если бы отцы Карфагенского Собора хотели установить целибат для всех священнослужителей, то на что нужно было предписание 15-го правила тех же карфагенских отцов, что дети священнослужителей не должны посещать мирских зрелищ? или же предписание 30-го правила, что дети священнослужителей не должны вступать в брак с еретиками? В своих толкованиях этих и подобных им правил Карфагенского Собора мы говорим обо всем этом подробнее. Трулльский Собор имел в виду предписания Карфагенского Собора, почему он именно и касается их в этом правиле, дабы эти предписания не были поняты превратно. Из слов правила, где приведены эти предписания Карфагенского Собора, ясно видна и правильно истолкованная мысль карфагенских отцов, а именно: нравственную чистоту обязаны безусловно соблюдать все священнослужители, воздержание же от брачного ложа предписывается этим лицам только в определенные времена (κατά τούς ίδίους όρους), т.е., когда приготовляются приносить святую жертву; не предписывается, следовательно, постоянное воздержание от общения со своими законными женами, или целибат в римско-католическом смысле, а только воздержание, когда подлежащий священнослужитель приготовляется совершать службу. Не существовало в природе никаких Апостольских правил о целибате!


Марина: Людмила пишет: Не существовало в природе никаких Апостольских правил о целибате! об обязательном целибате - не существовало, ты сместила акценты и борешься с ветряными мельницами, приводя аргументы, где говорится именно о принудительном римском целибате, разберись уже наконец! 26 апостольское правило говорит о добровольном целибате, а ты его отметаешь и гнешь свое....

Глеб: Че спорить то? Прочитать всем 85 апостольских правил.

Людмила: Марина, соглашаюсь Однако, думаю, кандидат в целибатные попы должен все же при поставлении представить какие-то веские аргументы такого своего выбора, иначе он подает повод для соблазна. Ведь часто в действительности так и получается, как и в случае с нашим Овечкиным.

Александр_Емельянов: Людмила пишет: кандидат в целибатные попы должен все же при поставлении представить какие-то веские аргументы такого своего выбора, иначе он подает повод для соблазна. Говоря о нашем о. Димитрие: до того как его поставили в священники, он лет 15 ходил кандидатом на св. степень. Всё дело тормозилось из-за неженатости кандидата. Ну так и не женился за эти годы, что поделаешь. За то показал себя хорошим христианином без всяких там соблазнов.

Людмила: Вам повезло.

Михайло: Видится мне, что основное в сущности целибата не в возможности вкушении мяса и т.п., а в возможность при этом состоянии владеть и распоряжаться имуществом, кое недопустимо для монаха. Задача знатного юноши из Мф. 19:16-25

Глеб: Михайло пишет: Видится мне, что основное в сущности целибата не в возможности вкушении мяса и т.п., а в возможность при этом состоянии владеть и распоряжаться имуществом, кое недопустимо для монаха. Задача знатного юноши из Мф. 19:16-25 Сущность целибата на мой взгляд, состоит в том, чтобы не отвлекаться на семейные проблемы и стать в полной мере "свечой" поставленной приходом перед Господом. Посвятить себя общине грубо говоря. Если так, то это достойно уважения. А если просто ради пиара или еще чего просто на том ли месте человек?

Михайло: а женатому попу попадья "светить" мешает. Может не совсем правильно сформулировал: не основное в сущности, а основное в привлекательности.

Глеб: Михайло пишет: а женатому попу попадья "светить" мешает. Может не совсем правильно сформулировал: не основное в сущности, а основное в привлекательности. Мешает. Она отвлекает. Надо думать когда воздерживаться перед Литургией и тому подобные узы. Да и дети тоже не способствуют. Помню случай, после Литургии попу надо читать наставление, проповедь, а поп только и просит через каждые пять минут - "Матушка, забери дитя, мешает". В итоге большая часть присутствующих его не слушала, собиралась и уходила.

Саныч: Феофилакт Болгарский возводит пострижение волос описанных в Деян.18:18 к иноческому постригу:"Дал обет остричь волосы, чтобы свою деятельность более не посвящать уже мирским делам, подобно мирским людям, но чтобы подобно человеку, живущему по Боге, посвятить себя Церкви. И Акила, также по обету, остриг свои волосы; потому что это делалось теми, кто хотел жить богоугодно; но вместе это - был древний обычай у иудеев. Поэтому и пострижение монахов целесообразно." Тем более, что в то время писания "Дионисия Ареопагита" приписывали ученику ап.Павла, а в них много посвящено иноческому постригу, так что на Руси от крещения понимали полное посвящение себя Богу как иноческий постриг.

Людмила: Михайло Ну, конечно, именно так: задача знатного юноши!



полная версия страницы