Форум » Поговорим о канонах, догматах, традиции, правилах, чинах и истории древлеправославия » Целибат » Ответить

Целибат

Людмила: Заинтересовало меня такое явление как целибатное священство. В русской дореформенной Церкви, в отличие от католической, оно не было распространено. Хотел мужчина остаться безбрачным - принимал монашество, потом сан. Все по-честному. Позже, уже никониане, стали по какой-то причине изворачиваться и все шире применять целибат. Явление это в наше время дошло уже и до староверия. Спрашивается: зачем, почему

Ответов - 54, стр: 1 2 All

Глеб: Людмила правила не заставляют принимать монашество, это дело добровольное. Если кандидат в диакона или иерея желает женится пусть женится до рукоположения потому что потом нельзя. Не хочет женится - флаг ему в руки, но потом уже до конца жизни быть ему бобылем. Хотя.... Можно побыть целибатным иереем в какой нибудь РПАЦ, а потом свалить оттуда в РДЦ где его рукоположение не признают и женись на здоровье. А перед женитьбой позаниматься катехизацией содомитов.

Людмила: Я хотела бы взглянуть на проблему шире... Есть священство белое/женатое/, есть священство черное/иноки/. Зачем вообще целибатное священство?

Глеб: Людмила пишет: Я хотела бы взглянуть на проблему шире... Есть священство белое/женатое/, есть священство черное/иноки/. Зачем вообще целибат? Иноки не все священники. Вообще по моему мнению иноки - это простые миряне возложившие на себя ряд обетов. Священство не обязательно должно быть женатым, допускается и не женатое. Прошу прощения за смачные примеры, но например мужик в детстве неудачно перелезал через забор, зачепился за гводик и порвал себе все хозяйство. В больнице хирург остатки отчекрыжил. Зачем ему жена? Стыдится всю жизнь. Вот он допустим и решил не женится. Церковью это не возбраняется. Или например женился, а после рукоположения матушка преставилась. Все, неженатый священник (вдовый).


Людмила: Вдовый священник - это не есть целибатный священник. В староверии вдовые попы, как правило, принимают иноческий постриг. Будучи в никонианстве я была знакома с одним целибатным диаконом. Да, женщин он не касался, так как дал обет, но зато винище жрал, что та бочка На мой взгляд, в целибате, в отличие от иночества, существует такая вот хитрая лазейка: жениться нельзя, а вот прочее: спиртное, вкушение мяса - пожалуйста. И даже, извините,...мальчики - дело лишь твоей совести. Живой пример - поп Овечкин.

Людмила: Хотела бы узнать, а в РПСЦ есть целибатные священники?

mihail: Людмила пишет: Хотела бы узнать, а в РПСЦ есть целибатные священники? Иеромонахи есть, а про целибатных не слыхал.

Александр_Емельянов: Людмила пишет: в РПСЦ есть целибатные священники? Есть. Например, о. Димитрий Пронин (Красноярск).

Людмила: Вот и храни вас Бог от них! Потому что, как показывает действительность, - это просто уловка нечистоплотных людей, которые ищут именно целибатного священства. Или белый поп, или черный, а серенький - от лукавого/по нынешним же временам, это, увы, как правило, голубенький/.

mihail: Людмила пишет: Вот и храни вас Бог от них! Я говорю- что я не слыхивал и не читал о таких... может и вовсе не было. Полез в всевидящую ВИКИ, пишут что ето западное влияние и никонияне начали в 19 веке. Не совсем понял, но вроде даже в РПЦ, таких целибатчиков, потом сразу и в епископы ставят... https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B1%D0%B0%D1%82

Марина: Людмила, целибатные священники разрешены по каноническим правилам с древних времен, так что, ничего зазорного в этом нет..а подозрения целибатов в заведомых грехах праведности не прибавляет)

Павел Владимирович: Саша написал уже. Хочу толькл поправить немного. О. Димитрий неженатый поп. И весьма достойный. Община в Красноярске вокруг него растёт.

Саныч: Стоглавом такое воспрещено, если вдовый не принимает пострига, то не допускается до священнослужения.

Александр_Емельянов: Саныч пишет: если вдовый Так это вдовый. А искони неженатому попу быть не запрещено.

Глеб: Саныч на крылосе петь может и читать.

Саныч: Александр_Емельянов пишет: А искони неженатому попу быть не запрещено. Искони на Руси таких не было, либо женат, либо пострижен. Целибата не было, возможно от неприятия латынства, где он норма. Глеб да.

Александр_Емельянов: Саныч пишет: Искони на Руси таких не было, либо Да мало ли кого и чего не было?

Людмила: Я тоже считаю: или женат, или пострижен, прочее - лукавство, что всегда и присуще было латынам. Кстати, на фоне целибата у них как раз-то массовый расцвет гомо- и педофилии среди клириков.

Саныч: С 1869 года синодом было разрешено поставлять в белом духовенстве на священнослужительские степени и безженных лиц (т. е. холостых и вдовых после первого брака), если они совершенно известны епархиальному архиерею своим усердием к церкви и вполне безукоризненной жизнью, притом имеют от роду не менее 40 лет. Решение это было принято под Александра Васильевича Горского, многодесятилетнего профессора и многолетнего ректора МДА, любимца Филарета Дроздова. В статусе мирянина он не имел возможности стать ректором духовной школы. В обоснование этой совершенно новой тогда практики Филарет написал целый трактат о примерах целибатных рукоположений, которые были в Древней Церкви и в позднейшей церковной истории. Собственно, до революции других известных примеров целибатных рукоположений нет.

Марина: Саныч пишет: которые были в Древней Церкви и в позднейшей церковной истории. Собственно, до революции других известных примеров целибатных рукоположений нет а у нас Церкви, кроме как на Руси типа не было? и правила канонические, принятые святыми отцами, где целибатное священство разрешалось, тоже для Руси по-вашему не указ?

Саныч: Ну, если только в те далекие времена, когда развитого монашества еще не было, и у тех кто жил под папской властью. На Православном Востоке его не было.

Михайло: Правило 13 Шестого Вселенского Собора, Трулльского иначе Пято-Шестого Собора

Марина: О целибате там другое , это Правило 6 Шестого ВС Трулльского: Понеже речено в Апостольских правилах, яко из производимых в клир безбрачных, токмо чтецы и певцы могут вступати в брак: то и мы, соблюдая сие, определяем: да отныне ни иподиакон, ни диакон, ни пресвитер не имеет позволения, по совершении над ними рукоположения, вступати в брачное сожительство: аще же дерзнет сие учинити, да будет извержен. Но аще кто из поступающих в клир восхощет сочетаться с женою, по закону брака: таковый да творит сие прежде рукоположения во иподиакона, или в диакона, или во пресвитера.

Михайло: Марина пишет: О целибате там другое неа, 6-е о запрете вступать в брак после после рукоположения

Марина: Михайло пишет: неа, 6-е о запрете вступать в брак после после рукоположения так это и есть целибатный поп, который принял сан, будучи безбрачным, таким потом не разрешалось вступать в брак, об этом правило и говорит

Саныч: Да, еще черным попам венчать нельзя и молитву роженнице давать. В отписке воеводы А. Ошанина шла речь и о священниках: «В Енисейском же остроге у твоего царского богомолья служит черной священник, а белого священника нет». Последний был необходим, потому что «многие твои государевы служивые люди и пашенные крестьяня женатые и молитвы роженицам и свадьбы венчати некому».

Марина: Саныч пишет: черным попам венчать нельзя и молитву роженнице давать черный поп - это священноинок

Саныч: Православный восток не знает термина "целибатный поп", либо поп, либо черный поп, ну и те кто выше, протоп (благочинный), и игумен (настоятель монастыря). Кстати эти правила касаются и вдового диакона, служить дозволялось если почерница, а так только причетником. Черному попу за женитьбу полагалось насильное заточение в монастырь. А целибатному по аналогии только извержение из сана? При этом целибатный в отличии от черного и венчать может? Как то это все в парадигму православного сознания не укладывается. Ну да ладно, это внутренне дело ваших согласий.

Людмила: Саныч, вы абсолютно правы. Целибат никоны слизали у латын, а мы - современные староверы - у них. Так и перенимаем потихоньку лукавые новообрядческие порядки, эх! Да еще и своего лукавства добавляем, оправдывая их.

Марина: Людмила пишет: Целибат никоны слизали у латын, а мы - современные староверы - у них. а ничего, что целибат разрешен был еще апостолами? считаешь, что сейчас кто-то имеет право отменять апостольские канонические правила???? целибат у латын был поставлен в непременное условие получения сана - вот в этом их канонопреступление, но также канонопреступлением будет и отвержение целибата...запрет служить вдовым попам, если они не женятся вторично, - это не запрет целибата, хотя и нарушение тоже..против него в то время было много протестов

Саныч: Марина пишет: попам, если они не женятся вторично, - это не запрет целибата, хотя и нарушение тоже..против него в то время было много протестов То есть вы хотите сказать, что требование к вдовым попам желающим продолжить служить почерница, это нарушение канона? И вам известны протесты?

Марина: Саныч пишет: Непонятно для чего нужны попы целибатники. вам не понятно, а апостолам и святым отцам Вселенских соборов как-то это было понятно, вы, получается, отвергаете их решения.. Саныч пишет: требование к вдовым попам желающим продолжить служить почерница, это нарушение канона? И вам известны протесты? если в канонах такого не было, чтобы вдового попа заставляли принять монашество, когда он хочет продолжать служить, то с моей точки зрения, это нарушение....то есть какое-то нововведение. поскольку прямого запрета служить вдовым попам в канонах нет, и почему вдруг возникло такое решение - мне лично не понятно...а протесты были сразу после Стоглава, я помню, что читала, как вдовые священники тогда писали апелляции по поводу такого решения...значит, вдовые священники тогда служили, и это практика из древности идет

Саныч: В чем нарушение канона? Стригись и рукополагайся если достоин. Непонятно для чего нужны попы целибатники.

Людмила: А я, кстати, против служения вдовых священников ничего не имею. Я не очень понимаю целибат для молодых людей, принимающих сан(кроме случаев физической невозможности вступить в брак).

Марина: Людмила пишет: А я, кстати, против служения вдовых священников ничего не имею. какое счастье)))))

Саныч: Целибат - третий пол, в русском языке их называли холостыми, бесполезный выстрел, подозрительный урод, человек не захотевший понести ни семейного бремени, ни монашеского. Для уродливого латинства, это извращение понятно, лицемерие и ханжество, священник не хорош и его нужно ангелоподобить, оскопить, обрить, сублимировать сексуальность в мистику. Даже никонияне предъявляют строгие требования к целибатчикам, они неудобны всем, головная боль как Кураев, ни семейными и социальными связями не отягощён, как белый поп, ни монастырскими обетами как черный.

Людмила: Саныч

Александр_Емельянов: Саныч пишет: Но вы ж мудрее наших апостолов и преждебывших отцов правила толковать. Правила толкуете как раз-таки вы. Неприятие неженатого священства - всего лишь ваши личные хотелки, Саныч, Людмила. Вы готовы отвергать НЕ ЗАПРЕЩЁННОЕ, ссылаясь лишь на то, что православный Восток этого якобы не знал. Людмила, а что, женатый священник не может пасть? А что, священноинок не может служить соблазном?

Марина: вы уж святее апостолов решили быть, они целибат разрешали, а вы отвергаете, что здесь добавить-то еще...

Саныч: Марина наши апостолы те кто нашим предкам веру Христову передали, а они ни о каком целибате не гугу, появился он тут только недавно от никонов, да и у них скривя рот. Но вы ж мудрее наших апостолов и преждебывших отцов правила толковать.

Марина: Саныч пишет: Марина наши апостолы те кто нашим предкам веру Христову передали, а они ни о каком целибате не гугу, появился он тут только недавно от никонов, да и у них скривя рот. Но вы ж мудрее наших апостолов и преждебывших отцов правила толковать. никогда не дерзайте свои мудрования выдавать за апостольские правила, этим вы ратуете против Кормчей и из-за своего невежества по данному вопросу, большой грех на душу берете, поскольку Святые Апостолы передали святые правила, которые православные христиане обязаны исполнять, не добавляя к ним ничего и не убавляя! вот правило 26 от Святых апостолов о целибатном священстве: "Повелеваем, да из вступивших в клир безбрачными, желающие вступают в брак одни токмо чтецы и певцы"

Людмила: В римской и вообще во всей западной церкви в течение первых трех веков христианства по отношению к браку священных лиц господствовали такие же порядки, как и в восточной церкви. О целибате священных лиц, т.е. что они должны быть безусловно безбрачными, нет и следа в истории первых трех веков западной церкви1093. Только в IV веке начинает выдвигаться на поместных соборах запада мысль о целибате, под влиянием аскетичского направления, господствовавшего в то время в церкви вообще, вследствие исторических обстоятельств, вызванных эпохой гонений.

Марина: Людмила, не надо выхватывать фразы из контекста, там это имеет абсолютно иной смысл, и приведено в качестве аргумента, доказывающего, что целибат в первые 3 века не был обязателен, но это не говорит о том, что он отвергался, не надо наводить тень на плетень! вот фаза целиком, это пояснение к 6 правилу Шестого ВС, которое я привела выше: Поводом к изданию этого правила послужило, как в самом правиле указано, то, что отцы собора узнали, что в римской церкви стало правилом, что кандидаты в диаконы и пресвитеры должны давать до рукоположения обязательство, что больше не будут иметь общения со своими женами, следовательно, станут безбрачными. В римской и вообще во всей западной церкви в течение первых трех веков христианства по отношению к браку священных лиц господствовали такие же порядки, как и в восточной церкви. О целибате священных лиц, т.е. что они должны быть безусловно безбрачными, нет и следа в истории первых трех веков западной церкви. Только в IV веке начинает выдвигаться на поместных соборах запада мысль о целибате, под влиянием аскетичского направления, господствовавшего в то время в церкви вообще, вследствие исторических обстоятельств, вызванных эпохой гонений. не путай безусловный целибат по римскому мудрованию и добровольный, который был повсеместно распространен во все века христианства, что не противоречило святым апостольским правилам, и никто никогда не дерзал их отменять, и впредь да не дерзает!

Людмила: Римско-католические богословы и канонисты, восставая против этого (13) правила Трулльского Собора и защищая целибат, утверждают, будто правило это противоречит известным правилам Карфагенского Собора, упоминаемым в этом трулльском правиле. Тут имеются в виду 3-е и 4-е правила Карфагенского Собора, трактующие о воздержании священнослужителей; римо-католики утверждают, будто эти правила предписывают целибат. Между тем 3-е правило предписывает вообще священнослужителям во всем воздержность (έγκρατείς έν πάσιν, in omnibus continentes). Однако, как воздержание в пище и питии не заключается в том, чтобы отнюдь не есть и не пить, так и воздержание от жены не должно означать непременно обет девства; воздержание может соблюдаться и в браке, о чем нередко говорят отцы церкви, когда трактуют о чистоте брака. 4-е правило, в свою очередь, предписывает, чтобы все, охраняющие алтарь и служащие ему, воздерживались от жен (γυναικών άπέχονται, а foeminis abstineant), причем связывает это с понятием о нравственной чистоте (σωφροσύνη, temperantia); однако, нравственная чистота и безбрачие не одно и то же, так как нравственную чистоту обязаны соблюдать и живущие в браке, как и безбрачные. То же самое нужно сказать и о 25-м правиле Карфагенского Собора, которое говорит о том же предмете. Впрочем, чтобы точно понять смысл термина «воздержание», о котором говорят вышеупомянутые правила Карфагенского Собора, достаточно посмотреть, что говорят прочие правила того же собора, и тотчас станет ясным, что здесь о целибате нет и речи. Если бы отцы Карфагенского Собора хотели установить целибат для всех священнослужителей, то на что нужно было предписание 15-го правила тех же карфагенских отцов, что дети священнослужителей не должны посещать мирских зрелищ? или же предписание 30-го правила, что дети священнослужителей не должны вступать в брак с еретиками? В своих толкованиях этих и подобных им правил Карфагенского Собора мы говорим обо всем этом подробнее. Трулльский Собор имел в виду предписания Карфагенского Собора, почему он именно и касается их в этом правиле, дабы эти предписания не были поняты превратно. Из слов правила, где приведены эти предписания Карфагенского Собора, ясно видна и правильно истолкованная мысль карфагенских отцов, а именно: нравственную чистоту обязаны безусловно соблюдать все священнослужители, воздержание же от брачного ложа предписывается этим лицам только в определенные времена (κατά τούς ίδίους όρους), т.е., когда приготовляются приносить святую жертву; не предписывается, следовательно, постоянное воздержание от общения со своими законными женами, или целибат в римско-католическом смысле, а только воздержание, когда подлежащий священнослужитель приготовляется совершать службу. Не существовало в природе никаких Апостольских правил о целибате!

Марина: Людмила пишет: Не существовало в природе никаких Апостольских правил о целибате! об обязательном целибате - не существовало, ты сместила акценты и борешься с ветряными мельницами, приводя аргументы, где говорится именно о принудительном римском целибате, разберись уже наконец! 26 апостольское правило говорит о добровольном целибате, а ты его отметаешь и гнешь свое....

Глеб: Че спорить то? Прочитать всем 85 апостольских правил.

Людмила: Марина, соглашаюсь Однако, думаю, кандидат в целибатные попы должен все же при поставлении представить какие-то веские аргументы такого своего выбора, иначе он подает повод для соблазна. Ведь часто в действительности так и получается, как и в случае с нашим Овечкиным.

Александр_Емельянов: Людмила пишет: кандидат в целибатные попы должен все же при поставлении представить какие-то веские аргументы такого своего выбора, иначе он подает повод для соблазна. Говоря о нашем о. Димитрие: до того как его поставили в священники, он лет 15 ходил кандидатом на св. степень. Всё дело тормозилось из-за неженатости кандидата. Ну так и не женился за эти годы, что поделаешь. За то показал себя хорошим христианином без всяких там соблазнов.

Людмила: Вам повезло.

Михайло: Видится мне, что основное в сущности целибата не в возможности вкушении мяса и т.п., а в возможность при этом состоянии владеть и распоряжаться имуществом, кое недопустимо для монаха. Задача знатного юноши из Мф. 19:16-25

Глеб: Михайло пишет: Видится мне, что основное в сущности целибата не в возможности вкушении мяса и т.п., а в возможность при этом состоянии владеть и распоряжаться имуществом, кое недопустимо для монаха. Задача знатного юноши из Мф. 19:16-25 Сущность целибата на мой взгляд, состоит в том, чтобы не отвлекаться на семейные проблемы и стать в полной мере "свечой" поставленной приходом перед Господом. Посвятить себя общине грубо говоря. Если так, то это достойно уважения. А если просто ради пиара или еще чего просто на том ли месте человек?

Михайло: а женатому попу попадья "светить" мешает. Может не совсем правильно сформулировал: не основное в сущности, а основное в привлекательности.

Глеб: Михайло пишет: а женатому попу попадья "светить" мешает. Может не совсем правильно сформулировал: не основное в сущности, а основное в привлекательности. Мешает. Она отвлекает. Надо думать когда воздерживаться перед Литургией и тому подобные узы. Да и дети тоже не способствуют. Помню случай, после Литургии попу надо читать наставление, проповедь, а поп только и просит через каждые пять минут - "Матушка, забери дитя, мешает". В итоге большая часть присутствующих его не слушала, собиралась и уходила.

Саныч: Феофилакт Болгарский возводит пострижение волос описанных в Деян.18:18 к иноческому постригу:"Дал обет остричь волосы, чтобы свою деятельность более не посвящать уже мирским делам, подобно мирским людям, но чтобы подобно человеку, живущему по Боге, посвятить себя Церкви. И Акила, также по обету, остриг свои волосы; потому что это делалось теми, кто хотел жить богоугодно; но вместе это - был древний обычай у иудеев. Поэтому и пострижение монахов целесообразно." Тем более, что в то время писания "Дионисия Ареопагита" приписывали ученику ап.Павла, а в них много посвящено иноческому постригу, так что на Руси от крещения понимали полное посвящение себя Богу как иноческий постриг.

Людмила: Михайло Ну, конечно, именно так: задача знатного юноши!



полная версия страницы