Форум » Поговорим о канонах, догматах, традиции, правилах, чинах и истории древлеправославия » Пролог 16 ноября: тропари как признак апостасии » Ответить

Пролог 16 ноября: тропари как признак апостасии

Димитрий Н.Б.: В Прологе на завтр.день (16 нояб., л.363) довольно необычное поучение. Содержит уничижительную критику в адрес вековой, привычной всем богослужебной практики. Ученик прп.Памвы ездил по делу в Александрию, побывал на церковной службе и услышал пение тропарей и канонов. Возвратившись в пустыню, он высказал своему старцу сожаление, что они здесь, в пустыни, живут в небрежении - не учатся ни канонам, ни тропарям: «Видех чин церковныи како поют, и в печали бысть велицей, что ради и мы не поем канона или тропарев». А старец говорит ему в ответ: «горе нам чадо, яко приспеют дние дни, егда оставят мниси твердую пищу, реченную святым духом, и восследуют пением и гласом…» - и далее, жестко критикуя пение на гласы, тропари, каноны и т.п. Мол, нет в этом ничего хорошего. В частности, высказывает, что от тропарей не может быть умиления и слез; вопрошает, какое умиление в том, что стоишь и возвышаешь свой голос «аки волове»; пение сравнивается с глумлением («во мнозе умилении подавает ны стояти, а не глумлящеся»). Стремление к красивому пению на глас признается развлечением, неуместным для монаха: «Ибо не изыдоша мниси из мира, да глумятся и красят пение, и сострояют гласы…»; также из контекста следу-ет, что в те времена пение сопровождалось какими-то движениями рук и ног, что добавляет пищи для критики: «и трясут руками, и митушуют ногами». Все это противопоставляется практике, которую прп.Памв считает допустимой: «Но подабает нам в страсе мнозе и трепете…тихим и смиренным гласом молитвы богу приносити». Видимо, по мнению преподобного, такие молитвы несовместимы с пением, тропарями, канонами и т.д…А дальше еще серьёзнее - тропари вообще поставлены в ряд с языческими писаниями и искажениями отеческих преданий: «…Приидут дние, и расказят мниси книги, загладят отеческие жития, и преподобных муж предания пишуще тропари и еллинския писания…Хощет бо последнии род гладити жития святых отец, и писати по хотению своему…». И далее идёт пророчество о последних временах, о падении благочестия, развращении иерархов, всеобщем безчинии и т.п. То есть по смыслу, тропари (каноны, гласовое пение и др. привычная нам богослужебная красота) выступают здесь как признаки апостасии. Не очень понимаю, почему так. Почитаем во святых прп Романа певца, Иоанна Дамаскина, многих творцов канонов. Разве от их творений не может быть умиления, слёз??? Странно.…Может, в те времена в Александрии пели как-то не так, что-то нехорошее происходило, певцы безобразия какие творили, руками-ногами дрыгали? …Может, кто умный знает, растолкует?

Ответов - 8

Марина: Димитрий Н.Б., думаю, что не следует смешивать церковное пение мирян в храмах и молитвы пустынников, это разные духовные уровни

Димитрий Н.Б.: Там речь не просто о том, что не следует смешивать, а указание на "тропари" как на вредное, чуть ли не губительное, явление.

Александр_Емельянов: Скорее всего - трудности перевода. Под тропарями кто его знает что подразумевалось в данном случае?


Димитрий Н.Б.: Александр_Емельянов пишет: Под тропарями кто его знает что подразумевалось в данном случае? Александр_Емельянов пишет: ...или какие-то иные формы и бытования тогдашних песнопений? Да, мне тоже это пришло в голову. Но там не только про тропари, но и про каноны, и про гласы.

о. А.Панкратов: Есть разница между миром и скитом. В миру или в большом монастыре красивое церковное пение может приносить и приносит пользу, а в скиту - может и вред. Там ведь главное внутренняя молитва, а не внешние её проявления. Об этом прямо сказано в старопечатном Номоканоне при Большом Потребнике, гл. 86, лл. 87 - 88.

Александр_Емельянов: о. А.Панкратов, и это тоже верно. Но автора темы Димитрия смутили именно "тропари"! И самое интересное то, что прочитать это слово мы можем, а вот до конца понять смысл сказанного - нет. Посему паки и паки обращаю внимание на недосказанный изначала контекст: сами ли тропари (как жанр, утвержденный святыми отцами) были неприемлемы египетскими пустынниками, или какие-то иные формы и бытования тогдашних песнопений? Вот ведь в чём вопрос... Хотя, лично для меня здесь вопросов нет - всё очевидно, как и в сравнениях до и после раскольного чина. Что прежде было отцами почитаемо и приемлемо - приемлем и мы. Точка. Ру.

о.Аркадий Кутузов: Димитрий Н.Б. пишет: Разве от их творений не может быть умиления, слёз??? Умиление и слёзы-эмоциональные результаты,иногда полезные А главное о. А.Панкратов пишет: внутренняя молитва, а не внешние её проявления

о.Аркадий Кутузов: Димитрий Н.Б. пишет: какое умиление в том, что стоишь и возвышаешь свой голос «аки волове» о!Это частенько бывает когда прокимны говорят чтецы а попы-возгласы))) Димитрий Н.Б. пишет: Странно.…Может, в те времена в Александрии пели как-то не так, что-то нехорошее происходило, певцы безобразия какие творили, руками-ногами дрыгали? значит бывало) Да много чего бывало. Идеализировать древность не стоит-люди были те же что и сейчас...



полная версия страницы