Форум » Поговорим о канонах, догматах, традиции, правилах, чинах и истории древлеправославия » О казнях за религиозные убеждения (продолжение) » Ответить

О казнях за религиозные убеждения (продолжение)

САП:

Ответов - 104, стр: 1 2 3 All

Людмила: Андрей, отец-то твой точно знает, как правильно. Но честь мундира, корпоративная солидарность /с дораскольным Собором, поддержавшим Иосифа/ и все такое прочее... Вобщем, для меня эта тема стала последней ''лакмусовой бумажкой'' на ху есть ху. Ну а ты хорош в своей прямо-таки ''большевистской невинности'': ''Пастернака/Волоцкого/ не читал, но осуждаю Говорите, не он написал 13 главу с призывом к властям предавать ''лютым казням'' еретиков? Ну и прекрасно, я тоже сомневался, что святой на такое способен'' И после этого ты не юлишь? И фиг его знает, кто этот вообще Плигузов такой, чтобы его мнение не только в расчет брать, но даже прислушиваться к нему. Что-то митр.Макарий не сомневался в подлинности ''Просветителя'' как принадлежащего перу Волоцкого, когда включал его в свои Великие Четьи Минеи в качестве учительной книги. Может, круче Макария авторитет назовешь?

САП: Людмила пишет: Вобщем, для меня эта тема стала последней ''лакмусовой бумажкой'' на ху есть ху. Аз не оправдал?

Людмила: САП, это больше к РДЦ относится, они ведь мне были родные...по крещению.


андрей: Людмила Андрей, отец-то твой точно знает, как правильно. Но честь мундира, корпоративная солидарность /с дораскольным Собором, поддержавшим Иосифа/ и все такое прочее...Ну, он и пишет как считат правильным подозревать его что он думает одно, а пишет другое, не стоит Вобщем, для меня эта тема стала последней ''лакмусовой бумажкой'' на ху есть ху. И кто у нас ху? Кстати, с кем сравнивала ежели из священства РПСЦ никто не засветился в этой теме? Ну а ты хорош в своей прямо-таки ''большевистской невинности'': ''Пастернака/Волоцкого/ не читал, но осуждаю Дык по теме видно об чем идет речь Ну а своё мнение я высказал: Марина цитата: а при обращении к властям о помощи от распоясавшихся еретиков, не следует ставить никаких требований и условий, а лишь взывать о принятии мер на усмотрение самой власти, тогда ответственность будет на ней, как это и положено, а церковники при этом уже не станут вдаваться в мирские попечения, что им, по сути, запрещено. Я примерно также считаю. Ежели не можешь напрямую с Богом решить так сказать, как ап. Петр, то обращайся к власти за усмирением, но без советов убивать.... Пусть власть сама решает. Ежели решит казнить, кто против? Ну, а судить Иосифа думаю все таки не стоит, т.к. точно, всех обстоятельств дела мы не знаем...... Да и смысл? На наше спасение этот вопрос не играет... Говорите, не он написал 13 главу с призывом к властям предавать ''лютым казням'' еретиков? Разницу чувствуешь между утверждением и предположением? Алексей Кстати, о 13 главе, далеко не все исследователи наследия Преподобного Иосифа разделяют мнение о том, что автором сей главы был именно св. Иосиф Волоцкий. И их аргументы довольно серьезны. Где увидела утверждение? И после этого ты не юлишь? Стараюсь....но не всегда люди верно понимают написанное..... Например из того, что ты понаписала можно тоже сделать нелицеприятные выводы о тебе... но я же знаю, что они будут неверные.....Я знаю, что ты лицемерить не можешь.... можешь только заблуждаться Также думай и обо мне, и об о.Андрее и.т.д.

Людмила: Ладно, брат, оставляю тебя в твоем очаровании. Но будь все же внимательнее и критичнее, так как запоздалое разочарование будет и более мучительным. А оно, без сомнения, придет, если, конечно, не поддашься лицемерию и лукавству, наплевав на истину.

андрей: Людмила Кстати, тоже самое тебе хотел сказать про разочарование..... В человеке можно разочароваться всегда, как говорится: "всяк человек ложь" (Пс. 115) А что касается церкви, то я определился, и никаких больше метаний не будет

Федька: андрей пишет: можешь только заблуждаться андрей пишет: но не всегда люди верно понимают написанное

Konstantin: Самое интересное что все эти "законы для еретиков" - потом против последователей етих самых законов и вдарили. Вместо диспута с еретиками и инакомыслящими - в костер, потом потомков тех кто кидал в костер - тоже в костер и тп и тд. и всегда это была борьба с ересями поучительно.

андрей: об чем и речь... Думаю староверов прессовали на основании этих законов....

Людмила: И не исключено, что еще когда-нибудь будут прессовать, так как тот же ''Просветитель'' по сей день остается учительной книгой для всех русских православных конфессий.

Федька: Людмила пишет: И не исключено, что еще когда-нибудь будут прессовать Вряд ли. Ведь нет ныне православных государей, что бы проклятых еретиков жечь да топить! Нынче анчихрист правит.

Konstantin:

САП: В прошлом во 193 году апреля в 7 день Великие Государи Цари и Великие Князи Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич всея [С. 419] Великия и Малыя и Белыя Pocии самодержцы, и сестра их Великая Государыня благоверная Царевна София Алексеевна, слушав сих статей, указали и бояря приговорили: расколщикам впредь свой великих государей указ чинить по прежнему указу отца своего великих государей, блаженныя памяти Великого Государя Царя и Великого князя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержца, и по сему своему великих государей указу и по статьям, каковы писаны ниже сего: 1. Которые расколщики святой церкви противятся, и хулу возлагают, и в церковь и к церковному пению и к отцам духовным на исповедь не ходят, и святых таин не причащаются, и в дома свои священников со святынею и с церковной потребой не пускают, и меж христианы непристойными своими словами чинят соблазн и мятеж, и стоят в том своем воровстве упорно: и тех воров пытать, от кого они тому научены, и сколь давно, и на кого станут говорить и тех оговорных людей имать и расспрашивать и давать им меж себя очные ставки, а с очных ставок пытать; и которые с пыток учнут в том стоять упорно ж, а покорения святой церкви не принесут, и таких, за такую ересь, по трикратному у казни допросу, буде не покорятся, жечь в срубе и пепел развеять. 2. А буде кто у казни обратятся и принесут к святой церкви повиновение, и обещаются с чистым намерением так не делать: и таких посылать в большие монастыри и держать их в тех монастырях под началы, в великом бережении и за крепким караулом, и давать им хлеба и воды по мере, и приставливать к ним добрых и искусных старцев, и велеть их приводить в церковь Божию ко всякой церковной службе, также и к келейному правилу, и смотреть за ними со всяким прилежанием, каково тех противников к покаянию обращение, и совершенно ли они церкви Божией повиновение приносят, и нет ли в них какого лукавства, чтоб они лукавством своим и лестным обращением от заточения не отбывали, и потому что многие притворством своим и лукавым обращением выманивались и уходя из монастырей в иные места чинили противности горше первого; и буде которые совершенно от той злобы отстанут и святой церкви приобщатся истинным намерением и чистой совестью, и таких, по подлинному свидетельству, из-под началов свобожать; а буде которые из них похотят постричься, и их постригать в тех же монастырях; а буде которые постричься не похотят, а жен и детей у них нет, и тем быть в тех же монастырях до кончины живота своего неисходно, чтоб они, вышед из тех монастырей, с прелестники в сообщении не учинились и на прежнюю злобу не обратились; а у которых есть жены и дети, и тех давать на поруки, чтоб им впредь такой прелести не держаться, и с расколщики не знаться, и учения их не слушать, и в дома к ним не входить, и к себе не пущать, да над ними того ж всего велеть надсматривать отцам их духовным; а буде они были в тех монастырях, или вышед из монастырей из-под начала, объявятся в прежней своей злобе, a покорение у казни приносили лестно, и таких казнить смертью, как писано выше сего в 1 статье. 3. Которые прелестью своей простолюдинов и их жен и детей приводили к тому, чтоб они сами себя жгли: и таких воров, по розыску, за то их воровство, что от их прелести люди жглись, жечь самих. 4. Которые люди ходили по деревням и людей, которые в совершенных летах, также и детей их, которые в совершенных и в малых летах, перекрещивали и прежнее святое крещение нарицали неправым, а пере-[С. 420] крещиванье вменяли в истину: и тех воров, которые перекрещивали, хотя они церкви Божией и покорение приносят и отца духовного принять и святых тайн причаститися желать будут истинно, и их, исповедав и причастя, казнить смертью без всякого милосердия. 5. А которые люди ходили к расколщикам и сами у них перекрещивались, и носили детей своих крещеных, которые в малых летах и в возрасту, перекрещивать, а прежнее святое крещение вменяли в неправое крещение: и тем, которые перекрещивались, буде они в том учнут виниться без всякиe противности, чинить наказание, бить кнутом и отсылать ко арxиереям, кто чьей епархии, и им о исправлении их чинить по правилам святых апостол и святых отец; а которые покорения в том приносить не учнут и станут в той своей прелести стоять упорно и вменять то в истину, а прежнее святое крещение нарицать неправым, и тех казнить смертью. 6. Которые люди в церковной противности учинились внедавне и в расспросе учнут церкви Божии приносить покорение, что они чинили то от неведения или от какого принуждения, а известить не смели, а иных никого тому не учили, и в том вины свои объявят совершенно и обещаются с клятвою впредь того не делать: и таким за то чинить наказание, смотря по вине, и посылать для исправления на патриарш двор, а после исправления отдавать их под паству отцам их духовным за поруками, а отцам их духовным над ними смотреть накрепко, чтоб они впредь к церкви Божии приходили, и церковного расколу у себя не имели, и с расколщики не знались, и в дома к ним не ходили, и к себе их не пущали, и учения тех плевосеятелей и хулников на святую церковь отнюдь не слушали; а на поруки их давать в том же. 7. А буде которые в расколах будут оговорены, а они в расспросе учнут сказывать, что за ними церковной противности нет, и в церковь Божию они ходят, и отцы духовные у них есть: и про таких свидетельствовать отцами их духовными, и буде их в том отцы духовные очистят, и тех, по свидетельству отцов духовных, отдавать им же на поруки и велеть им над ними надсматривать накрепко, чтоб от них церковной противности отнюдь не было; а буде такие объявятся в расколе и будут в том обличены, что они той прелести держались тайно, а в расспросе в том запирались лукавством, и тем, будет от тех противности не будет, чинить наказание, бить кнутом и ссылать в дальние города. 8. Которые люди расколщиков у себя держали и чинили им поноровку, ведая про них, и для их прелестного учения, а не извещали, и видя не поймали и не привели, или от того с сих имали какие взятки: и таким за то чинить жестокое наказание, бить кнутом и ссылать в дальние города; а буде которые ведая, таких же церковных противников у себя в доме держали, творя к ним милость, или которые учнут приходить про них проведывать или приносить питие или яствы, или принесут от кого какие письма подсылкою, а сами хотя того прелестного их учения и не держались и по свидетельству в том очистятся, и тем, за утайку тех воров, чинить наказание, бить кнутом, а иных, смотря по делу, и ссылать; а которые что приносили собою спроста, и в том очистятся, и тем чинить наказание, бить батоги. 9. У которых людей будут выняты расколщики, а жили у них с порукою, а они про раскол их не выдали, а те записи будут не записаны: и на таких имать пени по пяти рублев на человеке, а у которых жили без поруки, и на тех имать, против татиной и разбойной статей, по пятидесят рублей на человеке; а у которых жили хотя и с порукою, [С. 421] а они про раскол их ведали, а не известили, и тем чинить наказание, бить кнутом и ссылать, а на порутчиках имать пени по 50 рублев на человеке; а на которых людях пенных денег взять будет нечего, для того что они люди бедные, и тех, буде они ручались по тех расколщиках в житье, не ведая про раскол их, вместо денежные пени ссылать в украинные города, куда доведется, а которые ручались ведая, и тех ссылать же в дальние города с жестоким наказанием. 10. Которые люди за раскол будут сосланы в города, и в тех городах воеводам и приказным людям приказывать над ними в тех слободах, где они жить станут, старостам и пятидесяцким, и десяцким, и околним соседям надсматривать, чтоб от них церковной противности и расколу не было; а буде они объявятся или втай учнут держаться расколу, или с расколщики учнут знаться, о том писать им к себе [т.е. к нам - ред.] Великим Государем, а их держать за крепкими караулы; а по тем их отпискам тем ворам чинить указ, по сим же указным статьям, смотря по делам их, кто чего доведется. 11. На которых людей станут говорить в расколе языки, а те люди в то время от сыску ухоронятся или будут где в отъезде, а ворам и расколщикам будет указ учинен, а те люди объявятся собою или сысканы будут после, и в том учнут запираться, а очных ставок дать будет не с кем: и таких, по раскольничьим речам, расспрашивать и разыскивать про них околними соседы и отцами духовными, и буде по розыску очистятся, и их, освидетельствовав отцами духовными подлинно, свобожать на поруки; а буде в чем будут обличены, и их пытать, и по пыточным речам указ чинить, по вышеписанным статьям, до чего доведется. 12. У расколщиков, у кого объявятся дворы, и поместья, и вотчины, и лавки, и иные промыслы и заводы, также и по расколщиках у порутчиков, которые ручались ведая и сосланы будут в ссылки: и те их поместья, и вотчины, и дворы, и лавки, и промыслы, и заводы отписывать на себя Великих Государей и продавать по оценке с большою наддачею, для того что по таким сыскным делам на прогоны и посыльным людям в жалованье их государские денежные казны исходит немалое число; а которые люди по расколщиках ручались, не ведаючи за ними расколу, а сосланы будут только за пенные деньги, что им тех денег заплатить нечем, и тем ссыльным дворы свои продавать самим по вольной ценой, кому похотят. [С. 422] Орфография и пунктуация текста частично нормализованы. Источник: Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедицией Академии наук. Т. 4. - СПб., 1836. С. 419-422. № 284. В постановлениях соборов, начиная с 1681 года и кончая 1685 годом, обращенных в государственный закон и распубликованных в форме царских указов, установлены были следующия драконовския, крайне жестокия даже для того времени, меры: “Раскольников, которые хулят святую церковь, производят в народе соблазн и мятеж и остаются упорными по трикратному у казни допросу, буде не покорятся, жечь в срубе. Если же у казни покорятся святой церкви, отсылать в монастыри под строгий надзор и по окончании испытания молодых и неженатых не выпускать из монастыря до конца жизни, чтобы они снова не увлеклись в раскол: а женатых отпускать на поруки, и когда окажется, что они снова предались расколу, казнить тою же смертию. Тех, которые перекрещивали взрослых и детей, называя прежнее их крещение неправым, казнить смертию. Тех, кто перекрещивал других, хотя бы он и покорился церкви, после исповеди и причастия казнить тою же смертию без всякаго милосердия. Тех, которые перекрещивались со своими детьми, если раскаются, бить кнутом и отсылать для исправления к местным архиереям, а если останутся упорными, казнить смертию. Обличенных в укрывательстве у себя раскольников, в доставлении им пищи, пития и т.п., если сознаются, одних, судя по вине, бить кнутом и батогами, а других ссылать в дальние города. Кто держит раскольников с порукою, не зная об их расколе, с тех брать пени”. “У раскольников, у которых объявятца дворы и поместья, и вотчины, и лавки, и иныя промыслы, и заводы, а так же и по расколыциках порутчиков, которые ручались ведая и сосланы будут (за свою поруку) в ссылки, и те их поместья и вотчины и дворы и лавки и промыслы и заводы отписывать на себя Великих Государей и продавать по оценке с большей наддачей для того, что по таким сыскным делам на прогоны и посыльным людям в жалованье их Государские денежные казны исходит не малое число” и т.д. (Новые материалы для истории старообрядства, Барсова, стр. 25 и дал. П. С. 3., т. II, 1102.)

Федька: САП пишет: В прошлом во 193 году апреля в 7 день Вот оно как! Ну тогда сейчас не анчихрист!

САП: Федька пишет: Вот оно как! Это 1685г.

Федька: САП пишет: Это 1685г. Так ясен пень. Я ж читать то кое как могу... печатными буковками то...

САП: Тогда к чему твоя предыдущая фраза?

Марина: андрей пишет: об чем и речь... Думаю староверов прессовали на основании этих законов.... так хоть староверы тогда, хоть никониане - все были-то по сути иосифляне..)) победили бы староверы, с не меньшим бы энтузиазмом горели у них ярые никониане в срубах

САП: Марина пишет: горели у них ярые никониане в срубах Ярых никониян не было в 18в.

Марина: САП пишет: Ярых никониян не было в 18в ну не ярые горели бы..)) иных методов борьбы с еретиками тогда не знали...только так: - еретик? - ага, еретик.. - полезай в сруб!

САП: Марина пишет: ну не ярые горели бы Они не дожидаясь покаялись бы и прокляли никониянство! Я не я и корова не моя!

Марина: САП пишет: Они не дожидаясь покаялись бы и прокляли никониянство да, а им бы ответили - никакого покаяния не принимаем - это вы сруба убоялись и каятесь притворно...

САП: Марина пишет: никакого покаяния не принимаем - это вы сруба убоялись и каятесь притворно... Они бы двуперстно начали знаменоваться:"бес попутал, это все клятые униаты - Лигарид, да Арсен, да Симеон Полоцкий нас околдавали, да и царского гнева убоялись. Простите Христом Богом молим, и милости вашей просим!" Ну, наказали бы для порядка, в монастырь бы на исправление, а там и к работе пристроили как обычных чернцов". Тут и сказке конец, а кто слушал молодец!

Дедушко: и тогда система вырезала думающих людей, как иосифляне расправлялись со сторонниками прп. Нила иже на речке Сорке подвизавшегося. http://rushist.com/index.php/russia/2860-bashkin-matvej-eretik-kratkaya-biografiya



полная версия страницы