Форум » Поговорим о канонах, догматах, традиции, правилах, чинах и истории древлеправославия » Домашняя молитва » Ответить

Домашняя молитва

Тавричанин: четверг вечер 04 04 2013г на пятницу. Сегодня вычитывать павечерницу великую или малую?

Ответов - 68, стр: 1 2 All

CCAA: В Великий пост читается Великая павечерница с понедельника на вторник и далее до с пятницы на субботу. И только в субботу и неделю вечером - малая. В неделю вечером чуть иная концовка (с молитвой "Господи и Владыко"), как в великой павечернице, а в пятницу вечером концовка как у малой, без молитвы прп. Ефрема и без Трисвятого.

Тавричанин: А как с вторника на среду... со среды на четверг... с четверга на пятницу?

CCAA: Тавричанин пишет: с вторника на среду... со среды на четверг... с четверга на пятницу? с понедельника на вторник и далее до с пятницы на субботу Я думал, что мои слова будут понятны. Простите, что поленился. Начиная с вечера понедельника и заканчивая вечером пятницы только великая павечерница.


Тавричанин: Прошу прощения за непонятливость. Благодарю Вас!

Сурги: Простите за неофитский вопрос! Домашняя молитва может заменить посещение и молитву в храме?

Александр_Емельянов: Сурги пишет: Домашняя молитва может заменить посещение и молитву в храме? Всё зависит от обстоятельств. Если храм вне городской или пригородной доступности, то заменит. А если нет - то, как говорят Отцы, даже единая Аллилуия в соборной молитве весомее тысячи поклонов в келье.

Сурги: Александр_Емельянов Благодарю! Александр_Емельянов пишет: Всё зависит от обстоятельств. Если храм вне городской или пригородной доступности, то заменит. Т.е. если я живу далеко от храма, то могу по каждое воскресение не ездить в храм (это не прикрытие лени, хотя и так бывает )? Однако причащаться необходимо! Тогда вопрос, как часто нужно причащаться (понятно, что чем чаще и регулярнее, тем лучше)?

mihail: Сурги пишет: (понятно, что чем чаще и регулярнее, тем лучше)? Сколько раз подготовишься и сколько раз допустят. По идее, хоть каждую литургию. На практике, 2-3 раза в год. На счет домашней молитвы, нужно еще владеть правильной формулой моления.

Наталия: mihail пишет: На счет домашней молитвы, нужно еще владеть правильной формулой моления. Каковы критерии оценки формулы моления и как ее определить ?

Людмила: Формула моления? Может еще, алгоритм? Аль дифференциал с интегралом Да все просто, Сурги, молитесь по официальному старообрядческому молитвослову и не мудрствуйте. А в храм попадете хотя бы раз в месяц на вечерню и литургию - слава Богу.

Сурги: mihail пишет: На практике, 2-3 раза в год. Просто в РПЦ МП всегда говорят: "Надо как можно чаще! Если пропустил три литургии то отлучаешся и возврат только, через покаяние".mihail пишет: нужно еще владеть правильной формулой моления. Безусловно! Надо учиться иначе это будет профанация.

Сурги: Людмила Благодарю! Людмила пишет: Формула моления? Может еще, алгоритм? Аль дифференциал с интегралом Мне кажется просто слово не совсем удачное, но смысл ясен: если начать сокращать молитвенное правило, или добавлять что-то от себя, то можно уйти "не в ту степь"

mihail: Наталия пишет: Каковы критерии оценки формулы моления и как ее определить ? Может выразился не верно... но новичкам, надо изучить- как правильно дома молиться.

Наталия: Дык я и спрашиваю ) По какому молитвослову и т.п. У меня есть издание 1988г., посвященное 1000-летию крещения Руси. Где и какие молитвословы можно еще приобрести ? И можно ли мне по ним молиться ?

mihail: Наталия пишет: Где и какие молитвословы можно еще приобрести ? И можно ли мне по ним молиться ? Я вам так не скажу, надо подойти у себя в приходе к уставщику или попу, купить Часослов, вам объяснят, в какой день что читается. Если честно, то сначала очень сложно, потому что формула- "...тут читай, тут не читай..." п.с. у меня вообще мечта, выпустить книжку, где всё шло бы подряд. Сейчас вот в Перми очень хороший Псалтырь выпустили. К нам на Белорусскую, всего три екземпляра попало. Стоит копейку, зато не надо еще три книжки рядом держать.

САП: mihail пишет: . у меня вообще мечта, выпустить книжку, где всё шло бы подряд. Если только в онлайн версии, чтоб на каждый день формировал порядок чтения

Наталия: mihail пишет: К нам на Белорусскую, всего три екземпляра попало. И их, конечно же, уже нет... САП пишет: Если только в онлайн версии, чтоб на каждый день формировал порядок чтения Это было бы здорово, если, конечно, это вообще возможно (с разных точек зрения) и не сложно.

САП: Наталия пишет: это вообще возможно (с разных точек зрения) и не сложно. Возможно, но сложно.

Димитрий Н.Б.: Людмила пишет: молитесь по официальному старообрядческому молитвослову Как я понимаю, человек интересуется не повседневным утр. и веч. правилом, а молением за церковную службу, "аще нужды ради некой лишился". В этом случае, не всякий молитвослов подойдёт. Здесь нужен устав домашней молитвы - такая книжка есть в ходу, переиздание преображенской печати. Там достаточно подробно изложено, как молиться за любую службу суточного круга (кроме литургии, разумеется). В лавке на Рогожском недавно видел её сокращенный вариант...За соборную службу в домашних условиях молятся либо по Псалтыри (опред.кол-во кафизм), либо по лестовке (опред.число поклонов или Исусовых молитв). mihail пишет: подойти у себя в приходе к уставщику или попу, купить Часослов, вам объяснят, в какой день что читается. Если честно, то сначала очень сложно... Весьма сложно. Новичку врядли подойдёт. Сурги пишет: Надо учиться иначе это будет профанация. Думаю, лучшее руководство по домашней молитве из всего, что есть - федосеевский [url=http://www.staropomor.ru/Ustav(2)/krasn_ustav.html]Красный устав[/url]. На самом деле, все прочие упомянутые указания в нынешних молитвословах и проч.книжках - это его сокращенные варианты. Красный устав очень подробен, многовариантен, почти всё буквально разжёвано. Притом, что весьма ценно, есть указания о молитве в разные периоды - в том числе на время Вел.Поста. Дай Бог здоровья А.П.Щеглову, что выложил.

Димитрий Н.Б.: Димитрий Н.Б. пишет: - федосеевский [url=http://www.staropomor.ru/Ustav(2)/krasn_ustav.html]Красный устав[/url]. Почему-то не получается вставить ссылку нормально.

Сурги: Димитрий Н.Б. пишет: ак я понимаю, человек интересуется не повседневным утр. и веч. правилом, а молением за церковную службу, "аще нужды ради некой лишился". Совершенно верно! Утреннее и вечернее правило конечно тоже важно, но проблема именно в том, что до храма далеко. Димитрий Н.Б. пишет: Думаю, лучшее руководство по домашней молитве из всего, что есть - федосеевский Благодарю!

Александр_Емельянов: Сурги пишет: Т.е. если я живу далеко от храма, то могу по каждое воскресение не ездить в храм (это не прикрытие лени, хотя и так бывает )? Однако причащаться необходимо! Тогда вопрос, как часто нужно причащаться (понятно, что чем чаще и регулярнее, тем лучше)? Расскажу про себя. Когда я жил в Бийске, а храма там ещё не было, то мы ездили каждый пост на исповедь и причастие в Барнаул. Сурги пишет: "Надо как можно чаще! Если пропустил три литургии то отлучаешся и возврат только, через покаяние" А Вам-то какие литургии посещать, коль рядом храма нет?

Людмила: Андрей, да не грузитесь Вы так поначалу! Ревность не по силам - можно надорваться, а там и ''окамененное нечувствие'', как говорили отцы, - тягостное состояние, испытала. Молитесь павечерницу, полунощницу, в воскресенье - воскресную полунощницу с каноном Пресвятой Троице. В день памяти великих святых чтите им каноны. Есть возможность - вычитывайте Часы. Все это есть в молитвослове и каноннике. Я, например, очень Псалтырь люблю и, Бог даст, через какое-то время уже буду знать ее наизусть. Дом - не церковь, здесь не требуется строгое чинопоследование, все по силам и разумению. Господь и одно чистое намерение целует. Главное - не оставлять молитву.

Наталия: Людмила пишет: Я, например, очень Псалтырь люблю Людмила,если читая,не знаешь / не помнишь/ толкования- есть польза для души ?

Сурги: Александр_Емельянов пишет: А Вам-то какие литургии посещать, коль рядом храма нет? Это я писал что так у РПЦ МП. А посещать буду скорее всего в Москве, просто каждое воскресение ездить вряд ли получится.

САП: Димитрий Н.Б. пишет: Как я понимаю, человек интересуется не повседневным утр. и веч. правилом, а молением за церковную службу, "аще нужды ради некой лишился". В этом случае, не всякий молитвослов подойдёт. Здесь нужен устав домашней молитвы - такая книжка есть в ходу, переиздание преображенской печати. Там достаточно подробно изложено, как молиться за любую службу суточного круга (кроме литургии, разумеется). Устав о домашней молитве: https://yadi.sk/d/EumWL8-JgCJK4

Сурги: Людмила пишет: Андрей, да не грузитесь Вы так поначалу! Да я не то что бы грузился, просто на мой взгляд нужно делать как правильно, а как неправильно само получится. Если бы не у кого было спросить - то конечно молился бы как могу, а так надо, как батька скажет.

Сурги: Старое, но до сих пор актуальное. Если что простите за баян. Плывет архиерей на небольшом корабле по морю паломнической поездкой в Соловецкий монастырь помолиться. И вдруг видит, как народ с корабля показывает на невдалеке лежащий островок. — Владыко, все утверждают, что на том острове 3 святых человека живут, – сказал один человек из народа. Архиерей удивился. Немного подумав, он приказал остановить корабль, и спустившись в шлюпку поплыл со своими приближенными на этот островок. Подъезжает. Стоят трое, Бог знает, во что одеты… Кланяются. Владыка, не сводя с них заинтересованного взгляда, благословил их, и спросил: — Ну, расскажите, добрые люди, кто вы и сколько здесь пропадаете? — А мы не знаем, владыко, сколько годов, может, двадцать, а может, тридцать, ― отвечали они. ― Мы были рыбаками, промышляли рыбу на этом море. Поднялась сильная буря, все разметало. Мы трое на доске дали Богу обещание: «Господи, если очутимся на земле, с этого места не уйдем…». Раз в год приезжают к нам священники с материка, исповедуют и причащают. — Понятно… ― протянул архиерей, ― вы значит исполняете свое обещание… А как вы молитесь? — Владыко, какие мы молитвенники! ― махнул один из них рукой. ― Учили аз, буки, веди, да и то не научились. А знаем, что на небе Святая Троица — Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святый. И мы: я, Вася, Ванька и Илюшка — сами сочинили молитву: «Трое Вас и трое нас. Господи помилуй нас». — Ой-ой-ой! ― замахал в свою очередь архиерей. ― Что вы, что вы! Это не молитва, а… Вобщем надо вам выучить хотя бы ту главную молитву, которую дал Сам Господь: «Отче наш, иже еси на небесех…». Пустынники склонили головы, и стали повторять за архиереем слова молитвы. Наконец, молитва была выучена. Благословил их владыка и поплыл к кораблю, а сам думает: «Какие еще люди есть на Святой Руси! Чудаки!». Ночь. Архиерею не спится, ходит по палубе и вдруг видит: в той стороне, где остров — зарево… А свет все ближе, ближе… Наконец, видит: те трое подхватились за руку, да и бегут… — Владыко, мы забыли молитву! Давай снова учить! Архиерей с минуту не мог проговорить ни слова. Стоя в удивлении, он смотрел округлившимися от изумления глазами на тех трех пустынников, которых еще недавно считал чудаками, и которые только что пришли к нему по воде, как по суше. — Милые люди! – учащенно дыша, сказал архиерей. ― Я у престола Божия стою, облачен от Бога высшей властью священства, все молитвы знаю, но по морю бегать не умею! А вы только и знаете: «Трое Вас и трое нас. Помилуй нас», но у вас чистое сердце. Пойдите с Богом на свой остров и живите и молитесь так, как живете и молитесь! К этому дивному рассказу, можно прибавить поговорку преподобного Амвросия Оптинского: «Где просто, там Ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного».

САП:

Дедушко: mihail пишет: п.с. у меня вообще мечта, выпустить книжку, где всё шло бы подряд. Чин 12 псалмов и хорош всякое выдумывать.

Сурги: САП Благодарю!

Людмила: А в молитвослове, по-Вашему, изложено ''как неправильно''? Вам и батька ничего нового не прибавит. Наталия, польза для души при чтении Псалтыря есть всегда, даже если не понимаешь смысл, потому как словеса богодухновенные. И толкование на него надо чаще читать, чтобы смысл понятен был, - сейчас все в Сети есть.

Сурги: Людмила пишет: А в молитвослове, по-Вашему, изложено ''как неправильно''? Вам и батька ничего нового не прибавит. Наверное не зря составлены службы особым образом из "набора" определённых молитв, псалмов и канонов? Так же и правила утренние и вечерние составлены из определённых молитв, а не всех подряд и абы что. В молитвослове есть, как молиться за литургию?

САП: Сурги пишет: В молитвослове есть, как молиться за литургию? Нет. Дораскольная Церковь не знает молитвословов.

Наталия: Людмила пишет: польза для души при чтении Псалтыря есть всегда, даже если не понимаешь смысл, потому как словеса богодухновенные. Благодарю. Эт я сверяю правильно ли говорили в РПЦ МП )

Наталия: САП пишет: Дораскольная Церковь не знает молитвословов. Сергий, а как ваши советуют молиться тем, кто живет и работает среди мирских ? Они, наверное, вообще не знают о существовании утреннего и вечернего правила ?

САП: Наталия пишет: а как ваши советуют молиться тем, кто живет и работает среди мирских ? Они, наверное, вообще не знают о существовании утреннего и вечернего правила ? Мироотречники не требуют от познамов (познавших истинную веру, но не вышедших из мира), моления суточного круга и келейного правила (кафизмами или лестовкой), просят хотя бы класть начал.

Наталия: На работе, не могу пока глянуть. А о здравии и упокоении близких как молиться ?

Александр_Емельянов: САП пишет: Мироотречники не требуют от познамов (познавших истинную веру, но не вышедших из мира), моления суточного круга и келейного правила (кафизмами или лестовкой), просят хотя бы класть начал. Ну это уж ваш, сугубо спасительный устав! Сурги пишет: Наверное не зря составлены службы особым образом из "набора" определённых молитв, псалмов и канонов? На самом деле, понятия "службы", "каноны" - что это такое? Как, кем и когда они составлялись? Это отдельная тема под названием "Литургика". И далеко не все ей интересуются, а жаль. То есть, весь чин богослужения, приемлемый и употребляемый ныне в старообрядчестве - это далеко не то, ЧТО и КАК было принято во все времена после Вс. Соборов. Чины и службы менялись, трансформировались с течением времени. Взять бы хоть тот факт, что Русь в своё время перешла с Иерусалмского устава на Студийский. И это (отметим особо) не вызвало в русской Церкви ни раскола, ни раздора как в 17 веке. Хотя, богослужение подверглось определенной ревизии. Так что прежде чем говорить "службы", "каноны" (коих не знала иерусалимская практика богослужений), "молитвословия" (а это вообще широкий спектр) - надо определиться, о чём мы конкретно ведём речь. И нужно ли в данном случае эту "высшую математику" бороздить, когда надо лишь определиться с несложными ежедневными молитвами.

Павел Владимирович: САП пишет: Мироотречники не требуют от познамов (познавших истинную веру, но не вышедших из мира), моления суточного круга и келейного правила (кафизмами или лестовкой), просят хотя бы класть начал. Какая хорошая конфессия… Я познан (или познам?) по "вашему"… Т.е. малый или великий начал каждый день нужно исполнять? Когда поста нет, я либо малым, либо — реже — великим началом ограничиваюсь в ежедневной молитве…

Александр_Емельянов: Павел Владимирович пишет: Я познан (или познам?) по "вашему"… А ты вообще, молчи!

САП: Наталия пишет: А о здравии и упокоении близких как молиться ? Милостыню подают христианам, чтоб они молились. А сами как умеют. За умерших некрещеных Оуару.

Павел Владимирович: Чегой-то ты мене затыкаешь?

Павел Владимирович: САП пишет: Оуару Хто це такэ? Чи ты не знал, шо ОУ читается как У?

Александр_Емельянов: Павел Владимирович пишет: Чегой-то ты мене затыкаешь? Ето я шалю! ©

Павел Владимирович: Александр_Емельянов пишет: Ето я шалю! © Ручки шаловливые? Горчицей намазать надо!

Людмила: САП, так вам, познамам, не положено что ли даже ''Отче наш'' читать

САП: Людмила пишет: познамам, не положено что ли даже ''Отче наш'' читать Перед обедом.

Сурги: САП пишет: Нет. Дораскольная Церковь не знает молитвословов. Вооот....

САП: Павел Владимирович пишет: Т.е. малый или великий начал каждый день нужно исполнять? Желательно. А вот полной службой просят некрещеным не молиться, равно как свечи и лампады не возжигать, и иконы не кадить, чтоб не возомнить о себе, что они полноценные христиане.

Наталия: А Псалтырь можно читать ? А иконы где берут ?

САП: Наталия пишет: А Псалтырь можно читать ? Да. Наталия пишет: А иконы где берут ? У христиан, на чужие молиться нельзя.

Сурги: Александр_Емельянов пишет: На самом деле, понятия "службы", "каноны" - что это такое? Как, кем и когда они составлялись? Это отдельная тема под названием "Литургика". ... И нужно ли в данном случае эту "высшую математику" бороздить, когда надо лишь определиться с несложными ежедневными молитвами. Конечно для ежедневной практики нет нужды изучать "Литургику", хотя полезно. Я пока хотел узнать как с этим вопросом дело обстоит в общем. С утренним и вечерним правилами мне всё ясно, а вот с литургией вопрос возник.

Елена Демидова: САП пишет: Если только в онлайн версии да. Такая книжка была бы слишком толстой ...

Димитрий Н.Б.: Сурги пишет: Наверное не зря составлены службы особым образом из "набора" определённых молитв, псалмов и канонов? Совершенно верно, не зря. Это есть Предание. Александр_Емельянов пишет: На самом деле, понятия "службы", "каноны" - что это такое? Как, кем и когда они составлялись? Апостолами с св.отцами. Александр_Емельянов пишет: Это отдельная тема под названием "Литургика". Отдельная от чего? Александр_Емельянов пишет: То есть, весь чин богослужения, приемлемый и употребляемый ныне в старообрядчестве - это далеко не то, ЧТО и КАК было принято во все времена после Вс. Соборов. Чины и службы менялись, трансформировались с течением времени. И что с того? В чём смысл сей констатации? Александр_Емельянов пишет: Взять бы хоть тот факт, что Русь в своё время перешла с Иерусалмского устава на Студийский. Вы можете рассказать, каким образом, в чём именно и кем именно осуществлялся этот "переход"?Александр_Емельянов пишет: И это (отметим особо) не вызвало в русской Церкви ни раскола, ни раздора как в 17 веке. Совершенно верно. Не наводит ли это на мысль, что переход сей был не очень-то и значителен? Александр_Емельянов пишет: Хотя, богослужение подверглось определенной ревизии. Явно неудачное выражение. Были правки переводов, может быть, уточнения, но богослужебные тексты всеми воспринимались как Предание. Говоря современным термином - как нечто сакральное. Кто же в Древней Руси мог даже мысль такую допустить - подвергнуть ревизии сакральное? Александр_Емельянов пишет: Так что прежде чем говорить "службы", "каноны" (коих не знала иерусалимская практика богослужений), "молитвословия" (а это вообще широкий спектр) - надо определиться, о чём мы конкретно ведём речь. Насколько я понял Сурги, он ведёт речь о традиции домашней молитвы за церковную службу - в том виде, в каком её (традицию - чины, молитвословия и пр.) хранили со времён раскола приверженцы древлего благочестия. Подвергать эту традицию "ревизии", т.е. примерять к ней современные представления Литургики и т.п, - в старообрядческой среде, насколько я знаю, никогда подобным не занимались. По крайней мере, до последнего времени. Александр_Емельянов пишет: И нужно ли в данном случае эту "высшую математику" бороздить, Высшая математика здесь получится только если действительно заняться "ревизией, "Литургикой" и т.п. А если просто следовать традиции, хранимой прежде бывшими отцами - всё просто и понятно. Александр_Емельянов пишет: надо лишь определиться с несложными ежедневными молитвами. Выше уже было уточнено, что человек интересуется не ежедневными молитвами (с ними вопросов нет), а молитвой за богослужение, если по каким-то причинам не смог попасть в церковь.

Сурги: Димитрий Н.Б. пишет: Насколько я понял Сурги, он ведёт речь о традиции домашней молитвы за церковную службу Совершенно верно.

Наталия: Наталия пишет: цитата: А о здравии и упокоении близких как молиться ? САП пишет: Милостыню подают христианам, чтоб они молились. А сами как умеют. За умерших некрещеных Оуару. Нашла канон преп.Паисию Великому - https://www.molitvoslov.com/text903.htm Но что-то смущает меня " своего " : Избави от муки вечныя усопшаго раба своего (назови имя), преподобне отче Паисие Великий, яко вси по Бозе к тебе прибегаем, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего ( поклон). Господи, помилуй ( трижды с поклонами). Или сия катавасия: Избави от бед рабы своя, преподобне отче Паисие, яко вси по Бозе к тебе прибегаем, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего (поклон). Господи, помилуй ( трижды с поклонами). Богородичен. Скорый покров и помощь и милость покажи на рабе Своем, Чистая, и волны укроти суетных помышлений, и падшую ми душу возстави, Богородице, вем бо, вем яко можеши, елико хощеши. Объясните кто может, пожалуйста.

Димитрий Н.Б.: САП пишет: Мироотречники не требуют от познамов (познавших истинную веру, но не вышедших из мира), моления суточного круга и келейного правила (кафизмами или лестовкой), просят хотя бы класть начал. А познамы крещены или нет?

САП: Димитрий Н.Б. пишет: А познамы крещены или нет? Нет, оглашены.

Марина: Наталия, возможно так говорится, чтобы подчеркнуть смирение, что мы просим как раб господина о милости

Наталия: То есть мы не только рабы Божии, но и любого из святых ? Или я Вас неверно поняла ?

Марина: Наталия пишет: То есть мы не только рабы Божии, но и любого из святых ? Или я Вас неверно поняла ? прежде всего, мы рабы Божии, но если в каноне просят святого, чтобы он молился о рабех своих, то наверняка в этом имеется смысл, я уже написала, что вижу в этом особое смирение, поскольку святой отец - истинный раб Божий, а мы по отношению к нему еще ниже - то есть, рабы Божьего раба, но мнения своего никому не навязываю, конечно

Димитрий Н.Б.: САП пишет: Нет, оглашены. А вот Вы говорите - познамы кладут начал. Там в молитвословии перед восьмым поклоном говорится: "...молитв ради Пречистыя Ти Матере, силою Честнаго Животворящего Христа, святаго Ангела-Хранителя моего..." и т.д.. Вопрос: у некрещеного человека он Ангел-Хранитель?

САП: Димитрий Н.Б. пишет: А вот Вы говорите - познамы кладут начал. Там в молитвословии перед восьмым поклоном говорится: "...молитв ради Пречистыя Ти Матере, силою Честнаго Животворящего Христа, святаго Ангела-Хранителя моего..." и т.д.. Вопрос: у некрещеного человека он Ангел-Хранитель? Я ж ссылку дал: святаго Ангела нашего хранителя, крещеные молятся:"святаго Ангела-Хранителя моего".

Димитрий Н.Б.: САП пишет: Я ж ссылку дал: святаго Ангела нашего хранителя... Прошу извинить моё невежество: а что за коллективный Ангел хранитель у некрещеных?

САП: Димитрий Н.Б. пишет: а что за коллективный Ангел хранитель у некрещеных? Есть же ангелы-хранители народов. Я так понимаю, что бы с одной стороны совсем не оставить без дозволенных молитвословий некрещеных, а с другой стороны не подать пустую надежду, что и без крещения имеют ангела-хранителя, было принято такое установление.

Димитрий Н.Б.: САП пишет: Есть же ангелы-хранители народов. Со стыдом сознаюсь, что не в курсе. Если не секрет, где в Писании обретается? Уж не апокалиптические ли Ангелы Церквей?

САП: Димитрий Н.Б. пишет: Если не секрет, где в Писании обретается? И в Писании, и у отцов. Из них одни предстоят великому Богу, другие своим содействием поддерживают целый мир; и каждому дано особое начальство от Царя: иметь под надзором людей, города и целые народы и даже распоряжать словесными жертвами земнородных. Григорий Богослов, свт. Песнопения таинственные. Слово 6, об умных сущностях Они сильны и готовы к исполнению божественной воли и вследствие присущей их природе быстроты тотчас повсюду являются, где бы ни повелело божественное мановение; и охраняют области земли, и управляют народами и странами, как повелено им Творцом Иоанн Дамаскин "Точное изложение Православной Веры"



полная версия страницы