Форум » Пение » Публичное исполнение церковных песнопений и духовных стихов – это проповедь древлеправославной веры » Ответить

Публичное исполнение церковных песнопений и духовных стихов – это проповедь древлеправославной веры

Елена Антошина: Публичное исполнение церковных песнопений и духовных стихов – это проповедь древлеправославной веры «Первое убо сходящимся вам в Церкви, слышу в вас распря сущу, и часть некую сих верую. подобает бо ересем в вас быти, да искусни явлени бывают в вас. Сходящимся убо вам вкупе, несть Господскую вечерю ясти. Кождо бо свою вечерю предваряет в снедение. И ов убо алчет, ов же упивается.» (Кор. 1, зач. 148). По вопросу публичного (в Домах культуры, библиотеках, рядом с Храмом под открытым небом ит.п.) исполнения духовных песнопений разномыслие: одни считают это проповедью веры, другие «отдачей под аплодисменты человеку того, что предназначается Богу». Придерживаюсь первой точки зрения. Кормчая, постановления Соборов Церкви не содержат запрета на публичное исполнение церковных песнопений и духовных стихов. Правило 50 6-го Вселенского Собора: «Ни мирским человеком играти не подобно». Правило 51 6-го Вселенского Собора: «Ни шпилманом быти, ни позорищ глядати, ни лова деяти, отлучаютбося: причетницы же се творящии, измещутся». Кормчая, С.-П., Воскресение, 2004, с. 523. Во время принятия этих правил, позорищем считали такое общественное зрелище как театральная постановка, конские ристалища, гладиаторские бои. Думаю, неправильно расширительно трактовать понятие «позорище» и относить к нему исполнение православных песнопений и духовных стихов. Во-первых, такие исполнения осуществляются не в театрах. Во-вторых, во время указанных исполнений певчии в своей христианской одежде (а не в костюме какого-то театрального персонажа). В-третьих, нельзя исключить, что через интерес к знаменному пению слушатель такого пения может проникнуться христианскими убеждениями. В-четвертых, если допускать такую расширительную трактовку, то данный форум и выступления представителей нашей Церкви (выглядящих и одетых по-христиански) на научных конференциях (особенно с сообщениями и докладами о жизни современных общин) тоже под эту трактовку подпадают. В-пятых, христианство – дело общественное: христианин должен думать не только о спасении своей души, но и о спасении душ других; святой апостол Петр призывает нас служить друг другу каждый тем даром, который получил как добрые домостроители многоразличной благодати Божией (1Пет.4:10), следовательно, человек с даром певчего публичным исполнением духовных песнопений заботится о спасении душ других тем даром, какой получил. Почему открываю новую тему в Великий Пост? Потому, что собиралась аргументировать свою точку зрения по этой теме еще в январе. Марина, Леонид простите, Христа ради. Интересно узнать мнение по данному вопросу участников форума и тех, кто пока его только читает (может, станете участниками?).

Ответов - 2

Елена Антошина: «…Но что мы должны ответить своим одноверцам-старообрядцам? Находим ли мы сами уместным давать духовные концерты в таких помещениях, как зал императорской консерватории? …искали соответствующее духовному исполнению церковных песнопений здание. И лишь не найдя таковое, они вынуждены были снять под концерты зал императорской консерватории. Это было делом крайней необходимости. Но преступного, унизительного для церковного дела мы не находим в том, что церковные песнопения исполнялись в несоответственном им помещении. По нашему мнению, творить доброе дело и хвалить Господа Бога духовными песньми можно и должно везде и всегда. Из истории христианских мучеников первых веков мы знаем, что они во время мученичества распевали псалмы и песни духовные в таких театральных, позорных местах как римский колизей, в котором давались битвы гладиаторов и церковные представления. При свисте, криках и шуме язычников, при злобном диавольском отношении к христианству его гонителей, мученики громко славили Господа, не стесняясь ни театральной обстановкой, ни смехом и свистом врагов Христа. Перед нами стоят примеры и крестных ходов, которые совершаются по всяким улицам, где нередко распеваются самые мерзкие песни с танцами и плясками; бывает здесь и худшее. Если крестные ходы со всякой святыней и песньми духовными не унижались от грязных и поганых мест, то, полагаем мы, нет приступного в пении псалмов и песней Богу в консерваторском зале. «Молиться верным, - говорит толкователь священных правил Зонара, - нигде не возбранено – ни в домах, ни на полях, ни на всяком месте владычества Его» (Толков. на 58 пр. Лаодик. соб.). А молитва постоянно соединена с произношением Божественного имени и высокотаинственными словами. Даже о совершении самой Божественной литургии есть определение Льва Мудрого; «Определяем, - говорится в 4-й его новелле, - что священники каждого дома имеют право священнодействовать и тайнодействовать во всех домах, если их захочет позвать господин каждого дома» (Толков. Вальсамона на 31 пр. VI Вселен. Соб.). В истории церковной действительно много было таких случаев, что св. литургия совершалась и не в храмах (Бароний, лето 596, чис. 4, лето 814, чис. 4). Напр., Марк презвитер совершал литургию на морском острове, в келии жены с сыном; св. Дионисий (Чет.-Минеи, 3 октября) и св. Лукиан – в темнице (житие его 15 октября). Епископ Илий, св. Корнилий, св. Ермолай, св. Маркелин, св. Павел-Исповедник, презвитер Антоний и многие другие совершали Божественную литургию в частных домах (см. в Чет.-Миней, 3-го июня, 27-го июля, 5-го августа, 20-го ноября, 12 и 26 августа). Св. Варлаам совершал литургию в ложнице царевича Иосафа (житие 19 ноября); а св. Феодор, епископ едесский, - в ложнице царя вавилонского (житие его 9 июля). Св. же Иоанн Златоуст вынужден был совершать литургию даже в бане (Маргарит, лист 151 и кн. «Златоуст и Евдоксия», Тверри, стр. 225 и 229). А известно, что характер и назначение тогдашних бань совсем было иное, чем теперь, они по своему распутству превосходили все теперешняя увеселительные заведения. Мы, конечно, далеки от намерения сравнивать св. литургию с духовным концертом. Первая настолько священнее и возвышеннее второго, что здесь и не может быть сравнения. Но если сравнивать бани с консерваториями, то, разумеется, сравнение будет не в пользу первых. Однако священные песни и высокотаинственные гимны в них распевались. И никто из верующих христиан не дерзнул усмотреть здесь что-либо незаконное, преступное и унизительное для славы Божией. Пение старообрядческого хора в залах консерватории (московской и петербургской) отличалось полным благоговением и начиналось крестным знамением всех участников хора. Все песнопения исполнялись хором стоя; при пении «Херувимской песни», «Царю Небесный», «Отче наш» и друг. Многие из публики стоя слушали исполнение этих высокотаинственных гимнов. Это было необыкновенным явлением в стенах консерватории, и концерт представлял из себя не театральное зрелище, а нечто возвышенное, вполне духовное, зовущее к святыне и к Богу…» «По поводу старообрядческих духовных концертов», М-в, «Церковь», репринтное издание, 1908, Верещагино, с. 672-673.

Елена Антошина: Общее Воскресение прежде Своея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря Христе Боже. Тем же и мы яко отроцы, победныя образы носяще, Тебе победителю смерти вопием, осанна в вышних, благословен грядыи во имя Господне! Тропарь Канона Вербному Воскресению. Каноны, Верещагино, Печатник, стр. 125. Всех с Праздником!



полная версия страницы