Форум » Безпоповские согласы » Дырники » Ответить

Дырники

Михайло: Дырники (восточники) — старообрядческая группа беспоповцев-самокрещенцев, отличающихся от остальных старообрядцев в основном тем, что отрицают иконы, как осквернённые образа и молятся строго на восток, для чего в стенах домов проделывают отверстия, чтобы иметь возможность молиться в зимнее время. Данная группа является ответвлением нетовщины. Численность дырников даже на конец XX века была незначительной. Проживали преимущественно в Центральной Сибири. (Википедия) Павел Владимирович, итак, ваше слово.

Ответов - 91, стр: 1 2 3 All

Павел Владимирович: завтра

Михайло: Что ж погодим, однако.

Павел Владимирович: Вспомнил тут, что мне, вернее прадеду моему, целый топик выделили. Чегой-то, думаю, лестовка не пошла — то пробью неровно и кожа рваться начинает, то еще чего… На потом оставил. И про рассказ… Думаю, я все-таки небольшой очерк про прадеда напишу в ЖЖ у себя. Только вот в Минусинск в архив съезжу, да в деревню, где у тетки кое-что есть после бабушкиной смерти — нужно восстановить некоторые моменты и уточнить некие детали. Потом и очерк можно будет написать. А пока тут могу рассказать немного. Корни прадеда вроде как некрасовские. Как попал в наши края точно не знаю (быть может архив чем поможет Минусинский). Но он ушел от "австрийцев", коих немало было тогда в нынешнем Курагинском районе Красноярского края. Быть может, ушел от австрийцев еще его отец. Прадед, Тимофей Степанович, родился в 1892 году (а вот н.п. уточню). Лет в 20 он буквально украл в одном из соседних сел прабабушку мою, девицу 15 лет Крестину. Именно КрЕстину, на Е. Не венчались они, а провели какой-то обряд типа "под ракитовым кустом". Это с бабушкиных и батиных рассказов. Родственники Крестины тогда чуть не к смерти зятя приговорили, а потом оборвали всякую связь с самой Крестиной. Потому, что за "лешака" замуж вышла. Жили они вроде хутором на окраине деревни. У Межовых было неплохое хозяйство. Когда Тимофей вернулся с Великой войны, у него был собственный табун в три десятка голов, не говоря уж про прочую живность. На войну призван он был году в 15-м или 16-м. Домой вернулся в 18-м. Когда уходил, оставались двое сыновей — двух лет и года. Вернувшись, занимался домашним хозяйством, пока не возник конфликт с комиссарами. Потом ушел в отряд, а Крестина вскоре родила третьего сына, который умер почти после родов. Тимофей воевал в Ачинском конно-партизанском отряде, а когда тот влился в Колчаковскую армию, вернулся домой. После возвращения участвовал в белом партизанском движении. Воевал года до 20-го. Специфика той борьбы была такова, что можно было и воевать, и тогда же немало времени уделять домашнему хозяйству и семье. Тимофею удалось вернуть часть табуна, реквизированную красными. Это, я так понимаю, ему потом припомнилось. В 1926 году Тимофей построил дом в Кочергино, куда перевез беременную Крестину и уже троих детей. Сам же сжег свой двор, коней частью потравил, частью выпустил, после чего уехал на Кавказ, где до 1931 года скрывался у родственников (предположительно на Тереке или Кубани — точно не знаю). Вернулся в начале 1932-го. В январе 33-го родилась моя бабушка. В том же 33-м или в начале 34-го Тимофей перевез семью в д. Худоногово — это другой район Красноярского края. В Кочергино же остался кто-то из братьев Тимофея. Вернулся обратно прадед с семьей (шестеро детей) в 1940-м году. Причем не в деревню. А в построенный ему братом дом в лесу не далеко от села. Вернувшись, Тимофей со старшим сыном ушли в тайгу. Вышли весной или летом 41-го, перед самым началом войны. На хозяйстве в помощь Крестине оставались дети. С самым началом войны Тимофей собрал семью и увел в тайгу. Все четыре года — вплоть до конца мая-начала июня 45-го жили в тайге. За это время ушли и не вернулись трое старших братьев моей бабушки. Они все были призывного возраста (да и Тимофею в 41-м было всего 49 лет), а прадед мой был яростным противником Советской власти и не мог позволить детям воевать за нее. Бабушка обмолвилась раз, что братья к "бегунам ушли". В 1945-м семья — Тимофей, Крестина, бабушка, сестра ее и родившийся в тайге брат вышли из леса. Двое детей умерли за эти годы. Потом умер родившийся в тайге брат. В 47-м умерла бабушкина сестра. С 45-го года у Тимофея и Крестины не было уже никогда собственного жилья. Тимофей ни единого дня не отработал в пользу государства. Промышлял добычей зверя (не охотой, а именно добычей — ставил силки, капканы и т.п.), а еще бил глиняные печи. В этом деле он был мастак. Как раз тогда строился Усинский тракт в новоприсоединенную Туву (строили "бандеровцы", "предатели родины", латыши) и услуги печника были очень востребованы, а уж печника, что не из кирпича, а из глины бьет печи — и подавно. Время от времени дед пропадал — то на два-три месяца, то на полгода. Появившись, сбривал бороду, несколько дней пил и веселился. Иногда, как раз в такие возвращения, курил. Потом вновь отпускал бороду. В 1973 году, незадолго до свадьбы моих родителей и развода моей бабушки с дедом, Тимофей с Крестиной сами пришли в дом престарелых. Не знаю, как прабабушка, но прадед впервые тогда получил советский паспорт. Крестина почти сразу умерла. Прадед же начал курить, блудить с работницами дома престарелых. Вскоре после моего рождения, он, под предлогом зашептывания мне паховой грыжи, унес меня к какой-то бабке, где они, не пуская родителей моих в хату, крестили меня по какому-то безпоповскому обряду (погружали в большом корыте — это бабушка потом про обряд немного говорила), надев на шею мне маленький деревянный крестик. Крестик тот потом или потерялся, или же… Дело в том, что когда сестра родилась у меня, нас нею в Минусинске в никониянской церкви крестили. Там другой крестик уже повесили… Прадед тогда родителям насчет меня сказал — "изрочили". Я помню его седого, с белой бородой, пахнущего махоркой, всегда угощающего меня конфетой. Он был почти совсем слепой, но мое появление чувствовал еще до того, как мы заходили. Он подруге своей всегда говорил, что я приехал (еще до того, как мы подымались на этаж) и велел ей нести конфетку. Умер Тимофей Степанович в 1980-м году 88 лет от роду. Забавный случай вышел на его поминках после похорон (родители рассказывали) — приняв какое-то количество спиртного и поминая старика, две его любовницы (42 и 50 лет) свару затеяли, едва в драку не перешедшую, кого из них Тимофей жарил лучше и любил сильнее. Теперь немного по "дырничеству" его. Впервые слово "дырник" я услышал в детстве, как раз относительно прадеда, но не помню от кого и в каком контексте. Но точно еще при его жизни (я-то себя очень рано помню — дед, например, по материной линии умер когда, мне и трех лет не было, а его помню живым еще и здоровым). Потом уже, когда у бабушки расспрашивал про прадеда и разные детали, она рассказывала. Дед, строя хату, так ее ориентировал, чтобы восход солнца приходился на угол, противоположный входу. В углу том оставлял ближе к потолку отверстие, размером с толстое бревно, отрезком которого оно и затыкалось. Зимой, на самом восходе солнца, Тимофей открывал дыру и читали молитву. Вечером он зимой не молился. Иногда и в теплое время года, но если шел сильный дождь, для молитвы использовалось то отверстие. В теплое время молились, выйдя в лес. При этом всем, Крестина молилась на иконы, Тимофей же иконы не признавал вообще. Сыновья его, следом за отцом, тоже не признавали икон. Когда в 45-м выходили из тайги, Тимофей куда-то дел все Крестинины иконы, кроме одной. Еще книги были у Тимофея старые, немало книг, но он велел сыновьям их забрать с собой, когда те ушли. За все время, лишь однажды, бабушка моя уже замужем была, появлялся один из ее старших братьев. Несколько дней он прожил у отца с матерью и ушел вместе с отцом. Тимофея тогда с полгода не было. Вот, вкратце история Тимофея Степановича Межова, Тимки Межи. В 97-м или 98-м году доводилось мне разговаривать с одним ветераном (тогда ему уже за 80 было), земляком моего прадеда. Тот помнил его именно как Тимку Межу. Помнил и старших сыновей, братовьев моей бабушки. Чисто случайно мы тогда, разговорившись, дошли до прадеда (меня-то интересовал вообще процесс становления советской власти). Кое какие пробелы в истории прадеда тот старик мне восполнил. Как добавится информации и фотографий (после деревни и архива), так все-таки сделаю небольшой очерк о прадеде, облачив его в литературную форму. Не для публики, главным образом, а для младшего своего. Тут же, думаю, не так интересно расписал, как смогу потом. Просто небольшой рассказ. Не судите строго за литературу


Павел Владимирович: Да, бабушка моя, выйдя замуж за "предателя родины" (деда моего), хоть и не состояла в комсомоле, но и верующей не была. Не знаю, быть может годы скитаний так сказались? Да и не допускали ее до какой-то информации. Пока девчушкой была - молилась с матерью своей, но как подросла - школа, окружение - про Бога и забыла совсем. Увы... Быть может потому прадед и прабабка и не особо так хотели жить с дочерью? С зятем (дедом моим то бишь) у прадеда добрые отношения были. А вот с дочерью-то не очень...

Павел Владимирович: И еще вспомнил, чего не дописал. Прабабушка моя, Крестина, вроде из сафонтиевских была. Это мне другая (тоже ныне покойная) бабушка сказал - не то двоюродная сестра, не то тетка моей бабушки (они так-то ровесницы), от нее и термин сей "сафонтиевцы" слышал-то. Вот сейчас посмотрел в интернете, вспомнив-то, и теперь знаю, что это разновидность часовенных такая...

Павел Владимирович: перечитал сейчас свежим взглядом текст - многое бы поправил, ну, да пусть так... еще чего не написал... и когда в тайге они жили, и, особенно, когда вышли из тайги, у деда регулярно появлялись какие-то люди, сколько-то времени гостили - кто несколько часов, а кто и с неделю мог погостевать, а потом уходили по виду - все староверами были вроде как

Михайло: Павел Владимирович, спаси Господи за рассказ. А дырниками были только семья Вашего прадеда или еще кто-то в округе? Про силки занятно. А при молении свечи использовали или только свет от отверстия в углу? Если не пользовались, то понятно почему не молились вечером. Про чашечниство не знаете? По общему рассказу, вероятно, не было. Вот еще вопрос, какую икону из крестининых прадед оставил?

Aleko: Михайло пишет: Про чашечниство не знаете? По общему рассказу, вероятно, не было соблюдение посуды в прошлом считалось необходимым у всех старообрядцев. Да же в наше время знаю белокриницких на Урале и в Сибири которые посуду соблюдают. (о принадлежащих к РДЦ не знаю)

протопоп Андрей: Aleko пишет: о принадлежащих к РДЦ не знаю Соблюдают.

Федька: Прямо Санта-Барбара!

Павел Владимирович: ну, рассказал, что знал еще, по фамилии. Межовых было немало в тех краях. Но были один Межовы - и никонияне, и староверы, жившие в разных селах нынешнего Курагинского р-на и в других р-нах Красноярского края, которые никакого отношения к Межовым. что прадеда род, не имели. Прадедов же род раньше Межой звались. Т.е. Тимофей и братья его были по фамилии Межа. Не то отец, не то дед Тимофея Межой звались. И появились именно откуда-то с Северного Кавказа... а, впрочем, сие тут не важно

Павел Владимирович: я бы не стал говорить, что вся семья была дырниками - Крестина, например, молилась на иконы также не могу ничего сказать, к какому сугласу относились остальные Межовы (те. что Тимофея родня). Прадед мало общался с соседями (по крайней мере на памяти бабушки), друзей среди них не водил. Зато "гостей", что приходили во время жития их в тайге и после войны привечал также неизвестно, куда исчезал сам а вообще, "дырники" в наших краях бывали, но редко и мало в Идринском р-не, в Курагинском... Я так понимаю, они от часовенных отделялись, главным образом - некоторые факты на то указывают вполне возможно. что с некоторыми и Тимофей поддерживал связь Так, жили Тимофей с семьей сразу после войны (а возможно, что и во время войны) в тех краях, где были первые скиты часовенных (это еще на рубеже веков XIX-XX) по пути в Урянхай, недалеко сейчас там и наш скит. по поводу свечей и прочего ничего сейчас сказать не смогу будь бабушка жива сейчас, я конечно же знал бы, какие вопросы еще задать и о чем конкретно поговорить, но увы... Ни отец, ни дядька или тетка тут мне уже тоже не помощники - хоть Тимофей с Крестиной и рядом жили, но все же не вместе... Да, какую икону Крестине Тимофей оставил тоже не знаю, но икона была очень старая, никто так и не сказал, чья икона была. Крестина очень ею дорожила. Да и Тимофей, как я понял, ничего против именно той иконы не имел. По-видимому, икона была еще дораскольного письма, иных причин не вижу. Куда делась - не знаю

Михайло: Павел Владимирович пишет: а вообще, "дырники" в наших краях бывали, но редко и мало в Идринском р-не, в Курагинском... Я так понимаю, они от часовенных отделялись, главным образом - некоторые факты на то указывают А какие конкретно факты?

Наталья: Павел Владимирович, Спаси Христос! Вы очень хорошо пишите А где ссылка на ваш жж? Скажите, а вы от своих родственников, слышали о таком понятии: "соляной путь"?

Павел Владимирович: Михайло по фактам, что "дырники" к часовенному сугласу самое прямое отношение имеют - то не факты. а, скорее, домыслы мои, основанные на некоторых разговорах и некоторых совпадениях; например, "дырники" известны от Северного Урала до Южной Сибири как раз рядом с локацией часовенных, отношение к иконам близко именно к часовенным... Так, еще кое-что... (В 2007 году у меня в бригаде хлопец работал безпоповец, не помню какого сугласу, но хорошо разбирающийся в безпоповских течениях - мы с ним иной раз немало времени в разговорах как раз о сугласах провели)

Павел Владимирович: Наталья мой ЖЖ в моей профайле есть Что же до "Соляного Пути"... Я у Сергея Алексеева встречал сей термин Не знаю - Чумацький шлях, Великий соляной путь и т.д. ... "Покаяние пророков", как и другие книги Алексеева (признаюсь, из современных авторов - он у меня любимый) - это красивые сказки... Да, его допустили как-то к неким тайнам... В общем, легенда в изложении Алексеева - очень интересно и занимательно. И хотелось бы поверить...

Павел Владимирович: Наталья А вообще... Некоторые факты из вышеприведенной истории моего прадеда наводят на интересные параллели с некоторыми книгами Алексеева. Так, например, регулярные исчезновения Тимофея, уход старших детей "в бегуны"...

Михайло: Павел Владимирович пишет: "дырники" известны от Северного Урала до Южной Сибири дак и в европейской части есть факты их существования. Павел Владимирович пишет: отношение к иконам близко именно к часовенным... В чем же эта близость? Вроде как часовенные икон не зазирают. В чем же суть этого отношения. Часовенные, как мне помнится, икон не зазираются.

Наталья: Павел Владимирович пишет: мой ЖЖ в моей профайле есть не догадалась посмотреть ваш профайл Павел Владимирович пишет: Я у Сергея Алексеева встречал сей термин да, вы меня поняли... мне вот интересно, это его "писательский ход" или что то есть на самом деле.... Да, его допустили как-то к неким тайнам... Но кто допустил то? признаюсь, из современных авторов - он у меня любимый) Из современных у меня тоже А вообще... Некоторые факты из вышеприведенной истории моего прадеда наводят на интересные параллели с некоторыми книгами Алексеева. Так, например, регулярные исчезновения Тимофея, уход старших детей "в бегуны"... И еще кое что люди приходящие-уходящие, моление, само мироощущение, отраженное в поведении...

Федька: Наталья пишет: люди приходящие-уходящие Да, да! Люди шасть туды, шасть сюды и все покрыто тайной ... Аж жуть!

Aleko: Наиболее вероятное происхождения дырников от нетовцев-самокрещенцев, идеологически дырники очень близки к некоторым радикальным группам глухой нетовщины. Встречались дырники и в поволжье, время возникновения вероятно 1850-60-е гг. уже из Поволжья расселились на Южный урал и далее в Сибирь (в то время это стандартный маршрут расселения старообр. из поволжья) Что касается зазирания икон, то дырники зазирали лишь послераскольные иконы (хотя возможно так же и дораскольные но "опаганенные" своим нахождением у иноверных), а так как таковых практически не обреталось, то и молились на восток. Так же вероятно восточники не исполняли и церковные чины, считая, что их могут совершать лишь священники, кроме пожалуй крещения, которое совершаться могло лишь троекратным погружением с призыванием лиц Св. Троицы. Некоторое сходство с часовенными могло быть, многие часовенные не признают новолитые иконы и новопечатные книги (правда старыми считают произведенные до сов. власти.), возможно в прошлом некоторые группы не признавали и вообще послераскольные, так как собственного производства у них не было, а то что было производилось с их понимания иноверными. Так же многие выходцы из нетовского прошлого схожи с часовенными своими основными постулатами, и те и другие безпоповцы, и те и другие принимают к себе иноверных (трехпогруженцев) третьим чином. Одинаково строго соблюдают посуду. понимание антихриста у нетовцев духовное, у часовенных таких духовных примерно 1/3.

Михайло: Aleko пишет: Так же многие выходцы из нетовского прошлого схожи с часовенными своими основными постулатами, Генезис схожий: беглопоповцы - часовенные; дьяконовцы - глухая неть.

Наталья: Олег Валентинович, а как вы эти лапки поставили?

Федька: Наталья пишет: а как вы эти лапки поставили? Как тайный дырник - шасть туды .... и опять в тайгу!

Михайло: Федька пишет: Как тайный дырник - шасть туды а у нас собака есть - найдем:

Павел Владимирович: Наталья, лапки и куча других смайликов тут: http://smayliki.ru/ Федька, всякие тайные хлопцы в действительности ходють не так, а так Тогда-то, Михайло, не найти их даже так Я-то написал то, что вспомнилось с бабушкиных и, немного, отцовых и дядькиных рассказов.

Наталья: Павел Владимирович пишет: Наталья, лапки и куча других смайликов тут: http://smayliki.ru/ Понятно, благодарю, а напишите еще чего-нибудь, если вспомните

Федька: Михайло пишет: а у нас собака есть - найдем: О! Это собака Булька охотника Пулькке . От нее не уйдешь!

АБ: Федька ИПХИ БОЮЛ что это?

Михайло: АБ пишет: ИПХИ БОЮЛ А я говорил, я предупреждал !!!

АБ: Михайло пишет: А я говорил, я предупреждал !!! Что говорили? Я не в курсе. Что предупреждали?

Наталья: Федька пишет: О! Это собака Булька охотника Пулькке . От нее не уйдешь! у нас собаки руки длинные

Наталья: Михайло а как вы собачку поставили?

Наталья: БОЮЛ - без образования юридического лица, а ИПХИ?

САП: Наталья пишет: а ИПХИ? Истинно Православный Христианин Индивидуальный

Наталья: САП пишет: Истинно Православный Христианин Индивидуальный браво

Федька: Наталья пишет: браво Понравилось?

АБ: А ну понял. Это личное. Я уж думал новое согласие... Благодарю Наталья.

Наталья: Просто Олег Валентинович, иногда любит баловаться...

Павел Владимирович: не, по теме сей лично мне вспомнить уже нечего, только что опосля архива и поездки в деревню, где у тетки должны быть фотки а так - коли чего вспоминать начну, то ужость, чего начаться могёт А вот тут рассказали мне, что сохранился в наших краях даже такой анахронизм, как "тополевники"... Но сдается мне, что сие могут оказаться очередными шизанутыми ролевиками, начитавшимися трилогию Черкасова про староверов родных мне краев. Помимо прочего, сомнительно мне, чтобы такие люди, буль они в реале. могли бы жить в двух деревнях, одна из которых уже лет сто пятьдесят как пятидесятническая, а другая июдейская по вере (хотя и там, и там преимущественно русские по происхождению люди проживают). История этих деревень-то тут не интересна?



полная версия страницы