Форум » Безпоповские согласы » Последняя филипповка » Ответить

Последняя филипповка

Димитрий Н.Б.: Последняя (вероятно) московская филипповка доживает сейчас в г.Воскресенске Моск.области. Зовут её Клавдия Тарасьевна. Живёт в районе Рудник (окраина Воскресенска). Настоящая. Вековая девица, все правила блюдёт. Сейчас уже почти слепая. Самому мне с ней видеться не приходилось, но её знают местные единоверческие попы. Я езжу туда молиться, потому много слышал. Вообще местные бабки там многие из староверов(Гуслицы рядом), белокриницкие и единоверцы. Филлиповка она одна. Родом она из тамошнего села Кладьково (сейчас его уже нет, осталось лишь кладбище). Село было частью поповским, частью филипповским. Отец её Тарасий был вроде как наставник, крестился от некоего филипповского инока ещё в начале 20 века. Тарасьевна (так её здесь за глаза зовут) в разговорах озвучивает много интересного. С её слов, она до последнего ездила на моления в Москву, на Преображенку, когда там еще действовала часовня. В то время там заправляла «духовный отец Юлия Николаевна» ( ). По рассказам Тарасьевны, ета Юлия Николаевна весьма строга была. Например, такой рассказ: «Молимся мы в часовне, а мимо соседи-федосеевцы погребать кого-то несут. А погребают-то знакомую нам, все ведь там друг друга знали. Ну, выйдем мы на крылечко, хоть просто посмотреть, как мимо несут, не молясь, конечно. Юлия Николаевна не за что не выйдет. Как обратно зайдём – она нам подручники бросает и грозно говорит: на еретиков смотреть ходили - кладите теперь начал, чтобы с християнами вновь молиться»… В таком духе. Кстати, к последнему филипповскому «вожаку» (забыл как его звали, ето который в Каргополь перебрался) Тарасьевна относится весьма отрицательно, всячески критикует. Говорит, приняли его неправильно, сорокодневного поста он не держал. О филипповских богослужебных традициях. Например, панахиду, говорит Тарасьевна, нельзя молиться одному или вдвоём. Минимум – втроём. «Потому что один читает, один поёт, один кадит». Если меньше – молись канон за усопших дважды, ето засчитывается за панахиду….Рассказывает много и другого интересного. На кладбище в Кладьково у неё несколько «своих» могилок, ездит ухаживает, молится. Я видел ети могилки, от окружающих заметно отличаются (большинство вокруг там поповцы, белокриницкие или лужканы), кресты своеобразные. Рассказывают, что когда Тарасьевна на кладбище молится (получается, на виду), строжайшим образом следит, чтобы кто рядом не пристроился, не помолился вместе. Клавдия Тарасьевна осознаёт, что она «последняя из могикан». Очень переживает, что когда помрёт, погребать будет некому. Сокрушается: «ох, погаными руками меня обряжать будут». И строго предупреждает: «Не вздумайте по мне молиться. Нельзя мне. А я уже сама о себе позаботилась, всё отмолилась – и погребение, и сорокоуст»))) А вот крестить она – никого не крестит, кто бы не просил. Ссылается на незнание чина («етому меня не научили, вдруг что не так сделаю, упаси Бог»). Так что на ней, вероятно, «балчужная» преемственность полностью прекратится. ...Есть у кого другие сведения?

Ответов - 24 новых

САП: Димитрий Н.Б. пишет: Так что на ней, вероятно, «балчужная» преемственность полностью прекратится. ...Есть у кого другие сведения? Ну, да. В Кирове и Кировской обл. есть потомки филипповых, но они стали с брачными без исправы молиться, хотя и с поморцами и феодосеевами не соединились, мне об этом Феодосий Травин рассказывал, он туда в свое время ездил познакомиться. Сейчас более менее в теме Алексей Безгодов. Последние филипповки московские и кимрские с феодосеевыми стали молиться.

Димитрий Н.Б.: САП пишет: Ну, да Грустно, однако. САП пишет: Последние филипповки московские и кимрские с феодосеевыми стали молиться. Тарасьевна так и не стала, держится. Осталась совсем одна. А из кимрских жив хоть кто-нибудь? Я ездил туда в прошлом месяце, нашёл местный музей краеведческий, думал может хоть что-то знают. Без толку. На кладбище старом ходил, могилки смотрел. Тоже не за что уцепиться.

САП: Димитрий Н.Б. пишет: А из кимрских жив хоть кто-нибудь? Слышал несколько лет назад, что да, живы еще.


Евгений: САП, скажите, а собственная смерть воспринимается этими людьми как событие вселенского масштаба? Ведь церковь земная почти исчезла...

САП: Евгений пишет: собственная смерть воспринимается этими людьми как событие вселенского масштаба? Я этого не заметил, скорее их волнует кто их будет отпевать и хоронить.

Ден: САП пишет: скорее их волнует кто их будет отпевать и хоронить. ой! а не всё-ли равно? или они не верят в воскрешение в совершенных телах праведников?!

САП: Ден пишет: а не всё-ли равно? Нет, веруют в благодатную помощь по молитвам при проходе воздушных мытарств.

Димитрий Н.Б.: САП пишет: В Кирове и Кировской обл. есть потомки филипповых, но они стали с брачными без исправы молиться, хотя и с поморцами и феодосеевами не соединились, мне об этом Феодосий Травин рассказывал, он туда в свое время ездил познакомиться. Давно еще натыкался я на некий форумный разговор, уж не знаю какого года, где Вы обмениваетесь репликами с неким Александром: САП: Сейчас безбрачных филипповцев не осталось, поморцы - брачники. Александр: На Вятке остались безбрачные филипповцы. ... Александр: Да, на вопрос, как я оказался на Вятке, могу сказать, что из Уржумского уезда Вятской губернии происходят мои предки по материнской линии - род Сильвестровых. По имеющимся у меня на сегодняшний момент данным они были единоверцами села Токтийвилякского Уржумского уезда, относившимися к приходу Троицкой единоверческой церкви села Сосновая гора. Собственно все, включая моего прадеда были крещены там. САП: Александр пишет: На Вятке остались безбрачные филипповцы. А я слышал, что их там уже давно нет. Да и в книжке «Филипповское родословие: исторические сочинения старообрядцев-филипповцев Поволжья и Южной Вятки». Москва. «Артодоксiя». 2004г. об этом сказано в скользь. Александр пишет: Я знаю филлипповцев Вятки - они радикально против федосеевцев. Был у них и лично с ними общался, в том числе и с наставниками. Это да, но сами при этом молятся с брачными. Александр: По их просьбе и сказано всколзь. Я хорошо знаю автора этой книги. Он же активно и переписывается с настанивками филипповцев. САП пишет: А я слышал, что их там уже давно нет. Федос только всколзь сказал о уржумских, ни приведя никаких данных. САП: Он мне лично подробно про них рассказывал. И говорил, что они безбрачные вместе с брачными молятся, он своими глазами видел. Он жил там какое-то время. Александр: Собственно, в начале 2000-х, они говорили, что брачных на молитву не допускают. http://drevlepravoslavie.forum24.ru/?1-4-540-00003195-000-40-0 Если не секрет, кто сей Александр?

Павел Владимирович: Димитрий Н.Б. пишет: кто сей Александр? По всей видимости - Саша Писаревский. Прихожанин Никольской церкви, что на Тверской заставе. Москвич. Но, возможно, я и ошибаюсь. САП появится - точно скажет. По ссылке не ходил.

САП: Димитрий Н.Б. это скорей всего Александр Писаревский, по образованию историк, старообрядец с беларусской, но я о филипповых слышал от Федоса, Безгодова и Щеглова.

Димитрий Н.Б.: САП пишет: это скорей всего Александр Писаревский, по образованию историк, старообрядец с беларусской, но я о филипповых слышал от Федоса, Безгодова и Щеглова. Как я понимаю, мнения не совпадают. И сведения у всех разрозненные, цельной картины нет. Ведь надо полагать, тамошние филипповцы далеко не однородны. Они там в разных сёлах, в разных районах, и даже не все друг с другом в общении, как описано в том же "Родословии". Может, не везде имеют место нарушения, которые отметил Федос? Или он решительно всё там исследовал?

САП: Димитрий Н.Б. ну да, феодосеевы: Федос (историк по образованию) и Андрей Петрович Щ. (доктор философских наук) на них крест поставили и разочаровались.

mihail: Димитрий Н.Б. пишет: Если не секрет, кто сей Александр?

Дедушко: Ну, все "засветили" Шурика!

Михайло: Дедушко пишет: Ну, все "засветили" Шурика! Зато какие 2 колоритных бритых дяди в первых рядах

mihail: Михайло пишет: какие 2 колоритных бритых дяди в первых рядах Некоторых токмо на Пасхе и увидешь ... на счет волосатости на лице, пропорция такая- 30% с бородой 45% со стриженной бородой 25% босорылыя или ешо не растет.

Ден: mihail пишет: 30% с бородой эти уже спасены mihail пишет: 45% со стриженной бородой спасение этих пока под вопросом mihail пишет: 25% босорылыя или ешо не растет. несть им спасенья!

Свн: Димитрий Н.Б. пишет: Кстати, к последнему филипповскому «вожаку» (забыл как его звали, ето который в Каргополь перебрался) Тарасьевна относится весьма отрицательно, всячески критикует. Говорит, приняли его неправильно, сорокодневного поста он не держал. click here о рабе Божием Михаиле – последнем филипповце на Преображенке. Михаил в молодости служил матросом в Эстонии. Потянувшись к старой вере, обошел храмы разных направлений в старообрядчестве и остановился на самом радикальном из них – филипповцах. В 80-е годы он с несколькими последними прихожанами филипповской часовни уехал в Каргополь. Здесь он собирался создать новую общину. Организовал пилораму. Дело, однако, не пошло. Вскоре умерли прибывшие с ним прихожане. Сам он умер по причине того, что разговелся по окончании поста жирной рыбой после долгого питания всухомятку.

САП: Димитрий Н.Б. пишет: ...Есть у кого другие сведения? Кимрские филипповки в Москву ездили на Преображенку оставшись без наставника. О них можно узнать на Преображенке или у Андрея Петровича Щеглова, Александр Хрычев (Казанский наставник) тоже их знает, вроде они и на этих фото есть: http://www.staropomor.ru/nashi.vrem(7)/foto-molennoi.html (ссылку копируйте целиком и вставьте в окошко браузера).

Димитрий Н.Б.: САП пишет: они и на этих фото есть То есть они всё же с федосеевыми соединились? Ведь моленная-то федосеева, вроде?

САП: Димитрий Н.Б. пишет: То есть они всё же с федосеевыми соединились? Ведь моленная-то федосеева, вроде? Да. Мирный же договор между ними был. Последние иночествующие филипповки из Кимр пришли на Преображенку. Несоединившиеся обрачились, к примеру в Вятке.

mihail: САП пишет: вроде они и на этих фото есть: http://www.staropomor.ru/nashi.vrem(7)/foto-molennoi.html (ссылку копируйте целиком и вставьте в окошко браузера). А ета щитовая-моленная еще жива?

САП: mihail пишет: А ета щитовая-моленная еще жива? Вроде.

Димитрий Н.Б.: Из книги "Старообрядческие храмы и общества восточной части Вескресенского района" (Д.Е.Боярский, С.С.Михайлов, Владимир-Хорлово 2007): …Прежде в Кладьково беспоповцев было много, со временем они умалялись. Вступившие в брак отлучались от всякого молитвенного общения, а потому переходили в веру супруга, где и крестили своих детей. Возвращались в свою веру уже вдовцами, либо перед смертью. Дети не хотели переходить в строгую веру отцов…Исследуя Кладьково, напрашивается вывод, что когда-то в старину все жители деревни были беспоповцами…Последние кладьковские филипповцы державшиеся до конца своей веры Рабин Иммануил, Мумлякова Анна, Гражданцев Роман и Гражданцева Васса, большая семья Гореловых…, Елесеевы, не все Зайцевы, но особо Зайцев Тарасий. …Интересна история семьи Зайцевых. Жили они на "верху", в просторном добротном доме. Глава семьи Тарасий, жена и дочь Клавдия… Тарасий Зайцев был безобидным человеком, отличался природным умом, кротостью, смирением. Некоему активисту в Кладькове сказали, покажи нам верующих, он и указал на соседа. Тарасия забрали, судили закрытым судом, обвинили в антисоветской пропаганде, распространении религии. Этого конечно не было. На улице вывесили плакат, с изображеним молящегося Тарасия, с лестовкой в руках. На очной ставке с доносчиком Тарасий посмотрел ему в глаза, сказал: "как же ты мог соседушка чего плохого я тебе сделал?".... Жена хотела хлопотать за мужа, но Тарас запретил ей сказав, что так угодно Богу. Когда был суд, одна женщина закричала в окошко: "Пустите меня в свидетели, видно невиновного сажают". Вскоре в 1941 году забрали и жену Тарасия, она не взяла советский паспорт, не отдала дочь в школу, не пошла на первые выборы и была слишком религиозна. В тюрьме она заболела и вскоре умерла. Вместе с ней забрали несколько женщин, не взявших паспорт. Маленькая Клава бежала за матерью и плакала. Сироту растила родная тетка. Тарасия отправили на фронт. Он отморозил ноги, и ему удалили часть ступни. Как он сам рассказывал, Господь не дал ему пропасть. Его уважали, никто никогда не обижал, он сапожничал, мастерил. В Москве ему заказывали модельные туфли. Тарасий выжил, вернулся в Кладьково. Жил тихо, молился по ночам, он был напуган на всю жизнь. В деревне любили и уважали дядю Тараса, обращались к нему за помощью, за советом. И всё же были такие, которые издевались над ним, им была чужда его твердая вера, искренность, честность. Однажды когда он молился, в окошко залетел камень и пролетел мимо его виска, но Бог сохранил его. Тарасий много читал, писал по-славянски, рисовал духовные сюжеты. К старости он ослеп. Умер Зайцев Тарасий уже на Руднике, прожив 85 лет.



полная версия страницы