Форум » Частые вопросы » Блаженны нищие духом... » Ответить

Блаженны нищие духом...

Маша: Добрый день! Объясните, как понять слова Исуса из Нагорной проповеди: "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие небесное"?

Ответов - 15

андрей: "блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное". Что значит: нищие духом? Смиренные и сокрушенные сердцем. Духом Он назвал душу и расположение человека. Так как есть много смиренных не по своему расположению, а по необходимости обстоятельств, то Он, умолчав о таких (потому что в том не велика слава), называет, прежде всего, блаженными тех, которые по своей воле смиряют себя и уничижают. Почему же не сказал Он: смиренные, а сказал: "нищие"? Потому, что последнее выразительнее первого; нищими Он называет здесь тех, которые боятся и трепещут заповедей Божьих, которых и через пророка Исаию Бог называет угодными Себе, говоря: "на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего перед словом Моим" (Иса. 66:2)? 2. Много степеней смирения: иной умеренно смирен, а иной с преизбытком. Последнего рода смирение восхваляет и блаженный пророк, когда он, описывая нам не просто смиренное, но весьма сокрушенное сердце, говорит: "жертва Богу - дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже" (Псал. 50:19). И три отрока, вместо великой жертвы, приносят Богу это смирение, говоря: "но с сокрушенным сердцем и смиренным духом да будем приняты" (Дан. 3:39). Такое смирение ублажает здесь и Христос. Все величайшие бедствия, удручающие всю вселенную, произошли от гордости. Так и дьявол, не бывший прежде таковым, сделался дьяволом от гордости, на что указывая, и Павел сказал: "чтобы не возгордился и не подпал осуждению с дьяволом" (1 Тим. 3:6). Так и первый человек, обольщенный от дьявола пагубной надеждой, пал и сделался смертным; он надеялся стать богом, но потерял и то, что имел. За то и Бог, порицая его и как бы смеясь над его неразумием, сказал: "вот, Адам стал как один из Нас" (Быт. 3:22). Так и каждый после Адама, мечтая о своем равенстве с Богом, впадал в нечестие. Так как, следовательно, гордость есть верх зла, корень и источник всякого нечестия, то Спаситель и приготовляет врачевство, соответствующее болезни, полагает этот первый закон, как крепкое и безопасное основание. На этом основании с безопасностью можно созидать и все прочее. Напротив, если этого основания не будет, то хотя бы кто до небес возвышался жизнью, все это легко разрушится и будет иметь худой конец. Хотя бы ты отличался постом, молитвой, милостыней, целомудрием или другой какой добродетелью, все это без смирения разрушится и погибнет. Так случилось с фарисеем. Взойдя на самый верх добродетели, он ниспал с него и потерял все потому, что не имел смирения - матери всех добродетелей. Как гордость есть источник всякого нечестия, так смирение есть начало всякого благочестия. Потому-то Христос и начинает со смирения, желая с корнем исторгнуть гордость из души слушателей. Какое же имеет это отношение к ученикам, которые всегда были смиренны? Они не имели никакого повода к гордости, будучи рыбаками, бедными, незнатными, не учеными. Но если это не относилось к ученикам, то относилось к тем, которые были там, и которые после должны были принимать учеников, чтобы последние не были в презрении по причине своей нищеты. Впрочем, слова Христа относились и к ученикам. Если в то время они и не имели нужды в этом полезном наставлении, то могли иметь впоследствии - по совершении знамений и чудес, после такой славы в целом мире и после такого дерзновения к Богу. Поистине, ни богатство, ни власть, ни самое царское достоинство не могли столько внушить гордости, сколько все то, что имели апостолы. Впрочем, еще и до совершения знамений они могли возгордиться, могли поддаться слабости человеческой, когда видели многочисленное собрание народа, окружавшее их Учителя. Потому-то Христос наперед и смиряет их помыслы. Преподаваемое учение Христос излагает не в виде увещаний или повелений, а в виде блаженства, делая, таким образом, проповедь Свою занимательнее, и для всех открывая поприще учения. Не сказал: такой-то и такой блажен, а - все так поступающие блаженны, так что хотя бы ты был рабом, бедняком, нищим, бесприютным, необразованным, нет никакого препятствия к тому, чтобы быть тебе блаженным, если будешь иметь эту добродетель (И.Златоуст, толкование)

Маша: А простыми словами нельзя? Очень все туманно.

андрей: Маша А простыми словами нельзя? Очень все туманно. Попробую. Блажен кто не высокого мнения о себе, кто чувствует свою греховность и недостоинство (как мытарь), это порождает смирение и сокрушение о своих грехах .... и вводит в Царство Небесное.. как то так, вот такая схемка


Lev Grigorevich: Маша пишет: А простыми словами нельзя? Чем меньше меня тем больше Цартвия

Александр Гоголев: Маша пишет: А простыми словами нельзя? Как известно - богатые не спасутся. А вот нищие духом, т. е. люди, относящиеся к богатству по Евангельскому завету (идейные не стяжатели) – всегда будут любимы Господом.

Маша: андрей пишет: Попробую. Блажен кто не высокого мнения о себе, кто чувствует свою греховность и недостоинство (как мытарь), это порождает смирение и сокрушение о своих грехах .... и вводит в Царство Небесное.. как то так, вот такая схемка Александр Гоголев пишет: Как известно - богатые не спасутся. А вот нищие духом, т. е. люди, относящиеся к богатству по Евангельскому завету (идейные не стяжатели) – всегда будут любимы Господом. Что значит- "нищие духом"? Бездуховные люди? Или слабые духом? Или что? Про материальное богатство все понятно, тут наверное речь о другом.

Павел Владимирович: Маша, мне тоже интересно, как будут наши форумчане трактовать и на кого ссылаться. Ссылка на Иоанна Златоуста, мне кажется, не объясняет слов Христа.

андрей: Маша Что значит- "нищие духом"? Бездуховные люди? Или слабые духом? Или что? Про материальное богатство все понятно, тут наверное речь о другом. Павел Владимирович мне тоже интересно, как будут наши форумчане трактовать и на кого ссылаться. Ссылка на Иоанна Златоуста, мне кажется, не объясняет слов Христа. Да все объясняет. Ну да ладно, есть попроще у Феофилакта Болгарского: "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное. Выставляет смирение, как основание жизни. Так как Адам пал от гордости, то Христос восстановляет нас через смирение. Ибо Адам надеялся быть Богом. Сокрушенные душой - это нищие духом."

Александр Гоголев: Маша пишет: тут наверное речь о другом. Чем больше толкованиями, вы обрамляете Евангельские стихи, тем дальше отдаляетесь от истины. Господь всемогущ и не нуждается в толмачах. Все ищущие в Божественном Писании нечто потаенное, вольные или невольные делатели от лукавого.

Lev Grigorevich: Александр Гоголев пишет: Чем больше толкованиями, вы обрамляете Евангельские стихи, тем дальше отдаляетесь от истины. Господь всемогущ и не нуждается в толмачах. Все ищущие в Божественном Писании нечто потаенное, вольные или невольные делатели от лукавого. Совершенно верно! Главное надо помнить:Все Священные Писания вышли из Священной Глубины человека,ТОЙ ЖЕ,что и тогда и сейчас и вО веки веком.Этой глубиной обладаем мы все как родительским Источником ровно как и всей полнотой священной истины. Потому понимание Писаний живет во всех естественно. Но а всеразличные толкования-инструмент для разделяющих и властвующих,чья забота удерживать естественное единство существа человека в искусственно раздробленном состоянии. Жалкая затея.. Все согласно Лао-Цзы: Поэтому, управляя [страной], совершенномудрый делает сердца [подданных] пустыми, а желудки - полными. [Его управление] ослабляет их волю и укрепляет кости. Оно постоянно стремится к тому, чтобы у народа не было знаний и страстей, а имеющие знание не смели бы действовать.

Марина: блаженны те, кто понял, что они нищии душой без присутствия в ней Бога

Jora: Как нищий ничего своего не имеет, а всё просит у других, так и тот, кто нищ духовно и всё просит у Бога и во всём только на Него возлагает надежду - тот блажен. Мысли не мои.

Павел Владимирович: Мне понравилось, как растолковано это тут. Понятно и доходчиво. Хотя сам автор очень не симпатичен, мягко говоря.

Маша: Павел Владимирович пишет: Мне понравилось, как растолковано это тут. Понятно и доходчиво. Хотя сам автор очень не симпатичен, мягко говоря. Хорошая статья, спаси Христос. Но в самом начале- Отсутствие в этой проповеди толкований и притч, богословски-экзегетическая неподготовленность слушающих наводят на мысль, что образы Нагорной проповеди просто не нуждались в толковании и были понятны сразу, как говорится, сходу. А для современного человека, целый научный труд выкладывается! Значит, смысл слова "нищие духом"- совсем другой для евреев того времени или перевод с еврейского, потом на греческий, потом на ЦСЯ- неточный? Каким современным словом, можно было бы заменить, чтоб всем было сразу понятно? Я это пишу не для исправления Писания, а для возможности объяснить ,например- детям. Не читать же им Кураева? ;-)))

Александр Гоголев: Кто не осознает контекста Евангелий, заложенных в десяти Заповедях Божьих и притчах, тот будет вечно пребывать в сомнениях, изучая Новый Завет.



полная версия страницы