Форум » Частые вопросы » Общение с иноверцами. » Ответить

Общение с иноверцами.

mihail: Общение с иноверцем Этимология слова погань такова: происходит от прилагательного поганый, далее др.-русск. поганъ «языческий» (др.-греч. βάρβαρος, δήμιος, ἔθνος). Язычник не имеет христианской святыни, оскверняет святыню (при войнах). Язычник и иноверец скверны, общение с ним оскверняет[80]. Оскверняет общение трех видов: совместная молитва, совместная трапеза[81] и совместное мытье в бане[82]. Впрочем, оскверняют и беседы с иноверцами[83]. Древнерусский христианин ощущал иноверцев нечистыми, особенно не богословствуя об их ересях. Нечистота в этом случае была следствием не столько ереси, сколько следствием «несвятости», удаленности от святыни. Поэтому брань против поганых была оправдана на уровне ощущений. При этом в современном староверии, особенно в беспоповстве, проводится разделение, которое зависит от степени ереси. Одно дело – христиане еретики (напр., никониане или староверы другого согласа), их пускают в домы, храмы и проч., хотя не общаются. Другое дело – нехристи, язычники (к которым, кстати, относятся латины и армены), «степень отдаления» здесь больше. Посещение иноверного оскверняет храм. Оскверняется не только храм, но и всякая святыня. Беспоповцы над святыней молятся, прежде чем ее принять (Красный устав, гл. 39), при этом ссылаясь на древнерусскую практику[84] (поется молебен, икона омывается св. водою и кадится фимияном). Иноверец оскверняет дом (поэтому в дом его пускать не положено) и всякий домашний предмет, особенно посуду (от невозможности совместной трапезы)[85]. Отсюда у беспоповцев понятие чистой и нечистой посуды, существует чин отмаливания оскверненных иноверцами сосудов (Красный устав, гл. 40)[86]. Нельзя ликоваться с иноверцем и еретиком, нельзя попасть под благословение священника-никонианина, например (и наоборот, священник не может благословить еретика или иноверца). Приветствие возможно лишь на расстоянии – легким поклоном. [80] Епитимийные вопросы: участие в трапезе с иноверцем и еретиком, приглашение в немощи врача-еврея (Алмазов. Тайная исповедь. Т. 1, С. 167). [81] Красный устав, ч. 1, гл. 30, л. 118. Зонар, гл. 76. Запрещалась трапеза с иноверцами из одной посуды (Епитимийные вопросы: Алмазов. Тайная исповедь. Т. 1, С. 425). [82] За хождение в мирскую баню у беспоповцев – отлучение (степень отлучения зависит от того, знал ходивший о запрете или не знал: Красный устав, гл. 42). [83] Епитимийные вопросы: Алмазов. Тайная исповедь. Т. 1, С. 425-426. [84] На Пандекты Никона Черногорца: ч. 2, гл. [85] Поэтому в средневековье на Руси не было латинских храмов и было запрещено латинское богослужение, чтобы оно не оскверняло землю (так это воспринималось). Об отношении к иноверцам и зарубежникам-единоверцам в XVII в. на Руси см.: Опарина Т. А. “Воссоздание Немецкой слободы и проблема перекрещивания иностранцев-христиан в России”, // “Патриарх Никон и его время: Сборник научных трудов”, М., 2004г., Труды ГИМ, вып. 139, стр. 65-108. Опарина Т. А. “«Исправление веры греков» в русской церкви первой половины XVIIв.”, // “Россия и Христианский Восток”, вып. II-III, М., 2004г., стр. 288-325. Опарина VI - Опарина Т. А. Иноземцы в России XVI–XVII вв. Очерки исторической биографии и генеалогии. М., 2007. Греков и грузин перед принятием в молитвенное общение – исправляли. [86] В средневековье на Руси сосуды, из которых ели иноверные, разбивали и выбрасывали (Кириллова книга. М., 1644. Л. 269). Красный устав оставляет на произволение. п.с. Мда уж! Симпозиумное движение, трешит по швам.

Ответов - 43, стр: 1 2 All

САП: "..церковь старалась быть очень разборчивой в принятии приношений. Она не от всякого принимала их. Так, известен следующий случай. Около 170 года Маркион пожертвовал римской церкви весьма значительную сумму в 200 000 сестерций, но так как Маркион был еретиком, то римская церковь сочла бесчестьем для себя владеть деньгами человека, исключенного из церковного общения и возвратила назад вклад дарителю.На соборе Эльвирском в Испании, в начале IV века, прямо определено (пр. 28) не принимать приношений от лиц, не принадлежащих к церкви. Постановления Апостольские еще полнее разрабатывают вопрос о том, от кого не следовало принимать приношений в церковную кассу. Они запрещают принимать вклады от следующих лиц: корчемников (т. е. содержателей гостиниц, которые в то время были и приютами распутства), от блудников, хищников, прелюбодеев, угнетателей сирот, от лиц, дурно обращающихся со слугами, плутов, бессовестных адвокатов, ваятелей идолов, жестоких податных сборщиков, купцов, обвешивающих и обмеривающих, воина-притеснителя, человекоубийцы, палача, судьи неправедного, торгующего правосудием, пьяницы, распутника, ростовщика, отлученных от церкви. Постановления Апостольские предвидят возражение: «если церковь в самом деле не будет принимать приношений от вышеназванных лиц, то на что будут содержаться вдовицы и бедные?» Ответ дается такой: «если церковь находится в нужде, то лучше погибнуть, чем принять что от врагов Божиих», т. е. явных грешников. В тех же Постановлениях Апостольских (IV, 6.8.10) встречаем такое замечание: «если случится церкви принять деньги от указанных недостойных лиц, то пусть они будут употреблены на покупку дров и углей, ибо дело доброе, — замечается здесь не без иронии, — предавать дары нечестивых огню»."

andrey60: Благодарю Вас за подробный ответ. Сижу, читаю. Похоже, что эти Постановления в РПЦ уже давно не применяются. Спорить бесполезно - общин нет, есть только централизованно управляемые структурные подразделения под названием "приходы". Священники целиком под властью архиереев и голос народа Божьего не слышен никому. Говоришь, что нельзя брать деньги у нехристиан, а в ответ: тогда сам построй храм! - А если, говорю, у меня хвост, рога, копыта и в Бога я не верю, то тоже можно? - Это фантазии, проблемы на пустом месте! И окончен диспут. Печально.

Ден: andrey60 пишет: Это фантазии, проблемы на пустом месте! А что, не на пустом? Ну, рога--это понятно откуда, а вот хвост и копыта... Мой совет как доктора самоучки--забейте и радуйтесь жизни сегодня, ведь завтрашнего дня нам никто не обещал.




полная версия страницы