Форум » Частые вопросы » Баня. » Ответить

Баня.

mihail: Как большой любитель бани, вот выдержки из статьи о скверне. Очень познавательно. Кто чаво вспомнит, добавляйте. [quote]Кроме особых случаев осквернения существует скверна «регулярная» – неизбежная, бытовая. Поэтому день отмечен рядом «очищающих» обрядов и чинов, некоторые из них, впрочем, сохранены и в светском обыденном обиходе как атавизмы ритуального поведения, которые, впрочем, уже не воспринимаются никем с ритуальной стороны (это – отдельная тема). Роль регулярного телесного чистилища на Руси играла баня – русские традиционно при возможности мылись каждую неделю или чуть реже. Однако омовение в бане, кроме гигиенического, традиционно имело и ритуальный смысл: человек омывался как телесно, так и духовно. Вообще связь телесной и духовной нечистоты можно считать особенностью средневекового мировоззрения. Скверна не просто понималась, она ощущалась. Поэтому физически нечистый человек не мог претендовать на духовную чистоту[8]. В связи с этим баня традиционно на Руси считалась нечистым местом[9] (как, например, и уборная), поскольку она была местом очищения от скверны – скверна оставалась в бане. Ни один из банных предметов не вносился в дом – все считалось скверным[10] (по этой причине в средневековье немыслимо было расположить баню или туалет в доме). Баня воспринималась как бы как место неприсутствия Божия[11]. После посещения бани в средневековье на Руси положено было брать у священника молитву от скверны[12]. У липован сохранилась традиция обязательного омовения после бани. В предбаннике всегда ставится сосуд (обычно кувшин) с чистой студеной водой. Помывшись, необходимо перед выходом из бани облиться этой водой с чтением молитвы[13]. Также традиционно признаком благочестия считается перемена одежды: банная, нечистая, одежда снимается перед входом в дом, и одевается другая, чистая. В случае несоблюдения этих правил человек заходит в дом «поганым» (омовение, кстати, считалось необходимым и после купания в реке или в море). Подобные традиции сохранились кое-где и у беспоповцев-федосеевцев[14]. Большая часть староверов-поповцев о них ничего не знает. Отец Георгий рассказал мне историю, которая произошла в одном беспоповском приходе на Кавказе, который отличался особой консервативностью. В девяностых годах прошлого века на этот приход был прислан Новозыбковской митрополией новорукоположенный священник (в этот период, по мнению липован, совершалось много поспешных хиротоний неготовых кандидатов, т.к. начался процесс отдачи государством храмов и возникла острая нужда в священниках[15]). Он понравился прихожанам, что имеет принципиальное значение, поскольку у староверов сохранилась средневековая традиция выборного духовенства, и в случае, если священник присылается извне митрополией, приход имеет полное право не принять его. Священник поначалу «прижился», но потом был резко отвергнут и уехал. Причиной этого стало незнание им правил и традиций отношения к скверне. Священник ходил мыться в баню к прихожанам. Хозяева традиционно готовили в предбаннике кувшин с водой для омовения. Стали замечать, что после батюшки кувшин остается полным. Проследили, что священник не пользуется этим кувшином и не омывается после бани – остается поганым, что сразу стало причиной неприятия священника: ему сказали, чтобы он уезжал (для староверов традиционно лучше остаться без попа – принятие недостойного считается сродни кощунству). В связи с этим необходимо сказать об омовении как о некоем универсальном обряде, очищающем от скверны не только человека. Существовал обряд омовения коровы (и другой скотины) после отела (Красный устав, гл. 36, ч. 1, л. 148-149, ч. 2, л. 212), обряд омовения покойника – он как бы очищал умершего от скверны, был для него последней очистительной баней. Кроме этого совершался в Великий Четверток ежегодный обряд омовения Престола, обряд омовения св. мощей и проч. [8] Следует сказать о небезусловности этого правила. Монахи кое-где традиционно не мылись (мылось лишь лицо и руки), эти традиции сохраняются в староверии (в общественную баню монаху ходить запрещалось – Зонар, пр. 94). Мне приходилось общаться с липованкой-инокиней, которая не мыла своей головы с момента пострига (когда я с ней беседовал, ей было за девяносто лет; пострижена она была двадцатилетней) – она сказала, что если и помоет голову, то воду после мытья ей необходимо выпить. Традиции монашеского немытья восходят, без сомнения, к византийской практике, многочисленные рассказы о которой содержатся в древнерусских патериках. [9] Феодосий Васильев, основатель федосеевства, считал даже, что в бане нельзя молиться (см.: Керов В. В. «Бог свят есть… и мы будем святы»… С. 11). [10] О различении кухонной и банной посуды см.: Керов В. В. «Бог свят есть… и мы будем святы»… С. 11-12, С. Смирнов. Древне-русский духовник. С. 117. [11] Баня не освящалась, традиционно в бане гадали, колдовали, в бане происходила передача колдуньей своего колдовского дара преемнице и проч.[/quote] http://www.bogoslov.ru/text/1126405.html#_ftnref12

Ответов - 95, стр: 1 2 3 All

Сергий Савчук: Павел Владимирович Милости просим к нам, в Черновицкую область. В селах наших одноверцев много бань что топятся по черному. И собором Белокриницким по милуетесь и с одноверцами духовно пообщаетесь и в бане попаритесь. А меня простите Христа ради

Федька: Наталья пишет: дым внутри Никакого дыму! Уметь топить и приготовлять баньку надо! Самая здоровая баня, никаких микробов!

Наталья: Федька пишет: Никакого дыму! Уметь топить и приготовлять баньку надо! Самая здоровая баня, никаких микробов! Нет микробов- это Дым допустим проветривается. Но куда деваются продукты сгорания? копоть, сажа?, это все должно оседать на стенах, полу, лавках


Федька: Наталья пишет: Но куда деваются продукты сгорания? На стенах и немного на потолке Неча стены обтирать полкИ-лавки обмывают горячей водой.

mihail: Федька пишет: Неча стены обтирать Федька пишет: Как не старайси, а неопытнай, обязательно чем небудь теранетси. Но в ентом тоже своя фишка!

Федька: mihail пишет: а неопытнай, обязательно чем небудь теранетси Глупости какие, вот у Константина спроси.

mihail: Друзья! В бане надо оздоравливатьси! Чай там пить, квас, ну маненько пивка можно. А Вы все о спиртном, да о спиртном Вот же тема есть- специяльная http://starovery.unoforum.ru/?1-1-0-00000019-000-0-1-1352230046

ПВ: mihail пишет: А Вы все о спиртном, да о спиртном Для убедительности слов надо обязательно предъявлять красочные примеры.

Александр_Емельянов: Павел Григорьевич, а не создать ли Вам лубок о вреде чрезмерного пития?

ПВ: Александр_Емельянов Чего-то, когда-то рисовалось. Надо посмотреть.

Александр_Емельянов: ПВ, а так же и про баню!

Глеб: Нарушение всех противопожарных и санитарных норм.

mihail: Кстати!

Глеб: Не ездите к ним в баню, баня оскверняет. Лучше скребочком. :)

Cocpucm: Я лично "теранулся" только об окошко, причем намеренно и мокрыми руками: оно было сильно закопченным, и в бане было слишком темно



полная версия страницы