Форум » Частые вопросы » Баня. » Ответить

Баня.

mihail: Как большой любитель бани, вот выдержки из статьи о скверне. Очень познавательно. Кто чаво вспомнит, добавляйте. [quote]Кроме особых случаев осквернения существует скверна «регулярная» – неизбежная, бытовая. Поэтому день отмечен рядом «очищающих» обрядов и чинов, некоторые из них, впрочем, сохранены и в светском обыденном обиходе как атавизмы ритуального поведения, которые, впрочем, уже не воспринимаются никем с ритуальной стороны (это – отдельная тема). Роль регулярного телесного чистилища на Руси играла баня – русские традиционно при возможности мылись каждую неделю или чуть реже. Однако омовение в бане, кроме гигиенического, традиционно имело и ритуальный смысл: человек омывался как телесно, так и духовно. Вообще связь телесной и духовной нечистоты можно считать особенностью средневекового мировоззрения. Скверна не просто понималась, она ощущалась. Поэтому физически нечистый человек не мог претендовать на духовную чистоту[8]. В связи с этим баня традиционно на Руси считалась нечистым местом[9] (как, например, и уборная), поскольку она была местом очищения от скверны – скверна оставалась в бане. Ни один из банных предметов не вносился в дом – все считалось скверным[10] (по этой причине в средневековье немыслимо было расположить баню или туалет в доме). Баня воспринималась как бы как место неприсутствия Божия[11]. После посещения бани в средневековье на Руси положено было брать у священника молитву от скверны[12]. У липован сохранилась традиция обязательного омовения после бани. В предбаннике всегда ставится сосуд (обычно кувшин) с чистой студеной водой. Помывшись, необходимо перед выходом из бани облиться этой водой с чтением молитвы[13]. Также традиционно признаком благочестия считается перемена одежды: банная, нечистая, одежда снимается перед входом в дом, и одевается другая, чистая. В случае несоблюдения этих правил человек заходит в дом «поганым» (омовение, кстати, считалось необходимым и после купания в реке или в море). Подобные традиции сохранились кое-где и у беспоповцев-федосеевцев[14]. Большая часть староверов-поповцев о них ничего не знает. Отец Георгий рассказал мне историю, которая произошла в одном беспоповском приходе на Кавказе, который отличался особой консервативностью. В девяностых годах прошлого века на этот приход был прислан Новозыбковской митрополией новорукоположенный священник (в этот период, по мнению липован, совершалось много поспешных хиротоний неготовых кандидатов, т.к. начался процесс отдачи государством храмов и возникла острая нужда в священниках[15]). Он понравился прихожанам, что имеет принципиальное значение, поскольку у староверов сохранилась средневековая традиция выборного духовенства, и в случае, если священник присылается извне митрополией, приход имеет полное право не принять его. Священник поначалу «прижился», но потом был резко отвергнут и уехал. Причиной этого стало незнание им правил и традиций отношения к скверне. Священник ходил мыться в баню к прихожанам. Хозяева традиционно готовили в предбаннике кувшин с водой для омовения. Стали замечать, что после батюшки кувшин остается полным. Проследили, что священник не пользуется этим кувшином и не омывается после бани – остается поганым, что сразу стало причиной неприятия священника: ему сказали, чтобы он уезжал (для староверов традиционно лучше остаться без попа – принятие недостойного считается сродни кощунству). В связи с этим необходимо сказать об омовении как о некоем универсальном обряде, очищающем от скверны не только человека. Существовал обряд омовения коровы (и другой скотины) после отела (Красный устав, гл. 36, ч. 1, л. 148-149, ч. 2, л. 212), обряд омовения покойника – он как бы очищал умершего от скверны, был для него последней очистительной баней. Кроме этого совершался в Великий Четверток ежегодный обряд омовения Престола, обряд омовения св. мощей и проч. [8] Следует сказать о небезусловности этого правила. Монахи кое-где традиционно не мылись (мылось лишь лицо и руки), эти традиции сохраняются в староверии (в общественную баню монаху ходить запрещалось – Зонар, пр. 94). Мне приходилось общаться с липованкой-инокиней, которая не мыла своей головы с момента пострига (когда я с ней беседовал, ей было за девяносто лет; пострижена она была двадцатилетней) – она сказала, что если и помоет голову, то воду после мытья ей необходимо выпить. Традиции монашеского немытья восходят, без сомнения, к византийской практике, многочисленные рассказы о которой содержатся в древнерусских патериках. [9] Феодосий Васильев, основатель федосеевства, считал даже, что в бане нельзя молиться (см.: Керов В. В. «Бог свят есть… и мы будем святы»… С. 11). [10] О различении кухонной и банной посуды см.: Керов В. В. «Бог свят есть… и мы будем святы»… С. 11-12, С. Смирнов. Древне-русский духовник. С. 117. [11] Баня не освящалась, традиционно в бане гадали, колдовали, в бане происходила передача колдуньей своего колдовского дара преемнице и проч.[/quote] http://www.bogoslov.ru/text/1126405.html#_ftnref12

Ответов - 95, стр: 1 2 3 All

Александр_Емельянов: Глеб пишет: Попробуйте мне привести видео или фото где священство за праздничным столом употребляет алкоголь после этого Собора. Да сколько угодно... (под рукой нет, да и не принято снимать священство на фоне бутылок-рюмок). Само рассмотрение этого вопроса на Соборе 2009 было очередным обезьянничеством перед никонами. Дело в том, что они накануне тоже объявили войну зел. змию. Ну а то, что Жданова на Собор привели - это уж вообще...

Дмитрий Вячеславович: Глеб пишет: Попробуйте мне привести видео или фото где священство за праздничным столом употребляет алкоголь после этого Собора. Фот и видиков нет. Но аз собственными очами зрел сие!

Глеб: Вы лукавите. "Сколько угодно, но под рукой нет" - это меня не устраивает. Будет фото или видео - буду знать что это решение Собора не выполняется. Не будет значит выполняется тогда все выше написаное мной о неблагословлении. Во всяком случае в моем приходе борьба с зеленым змием нешуточная. К какому приходу отношусь говорить не буду, из личных соображений.


mihail: Глеб пишет: Будет фото или видео - буду знать

Сергий Савчук: Глеб С болью в душе свидетельствую, что на Успение в Белой Кринице, на совместную трапезу выставлялось вино. Рядом со мной сидел священник с Винницкой области и он употреблял вино и более того чуть ли не заставлял своих прихожан пить вино. На мое замечание о том, что у нас в Черновицкой области священники наоборот отговаривают от употребления он смутился и сказал, что это праздник. Конечно он говорил в смущении как отговорку. Как было дальше, я не знаю мне надо было уезжать в Черновцы. Простите Христа ради.

Александр_Емельянов: Глеб пишет: Вы лукавите. Нисколько. Свидетельствую словом.

Федька: Глеб пишет: Будет фото или видео Вы понимаете, что публиковать чужие фото, тем паче застольные, нельзя? Ведь некоторые их используют как компрометирующие.

Глеб: А чем вы и ваши священники мотивируете отказ пить вино в вашей области?

Глеб: Верю, но только наслово. Вот видите, у Сергея Савчука тоже борьба в приходе со змием. )

Глеб: Тогда зачем этот разговор? Если пьют втихушку значит не выполняют требования Собора, вот и все. Я например честно говорю что употребляю вино, 200 грамм, полусухое в воскресные дни и праздники. И выполнять бездумные постановления противоречащие Святым Писанию и преданию не намерен.

Глеб: Боюсь ошибиться, но кажется это называется популизмом.

Александр_Емельянов: Чёй-то, братья вы того... Махал Юрич начал про баню, а вы про пьянку

mihail: Александр_Емельянов пишет: Махал Юрич начал про баню, Да! Тадж Махал ругатьси будя!

Глеб: Бог простит, и меня простите. В постановлении Собора общие фразы ни к чему не обязывающие ни священство ни мирян. Кто сколько употреблял тот столько и будет употреблять. Но в каждом приходе я бы вывесил слова Кирилла Философа "О пьянстве".

Глеб: Верю на слово!

Глеб: Вообще то, достаточно заглянуть в Большой Устав Церковное Око, там, если я не ошибаюсь в главизне 32 даны четкие сведения когда пить вино и когда не пить. Не мудрствуйте лукаво. Насколько я знаю когда разрешена пища с маслом тогда же разрешено и вино.

Александр_Емельянов: Глеб пишет: Насколько я знаю когда разрешена пища с маслом тогда же разрешено и вино. Не факт. Бывают случаи, когда пища без масла, но пием вино.

Глеб: Возможно, но вино всегда разрешено, насколько я знаю, когда разрешение на масло. Так что по Уставу разрешение на вино гораздо чаще чем даже по воскресениям и праздникам.

Ден: Глеб пишет: г) на поминальных обедах по умерших Освященный Собор не благословляет подавать спиртные напитки; а также и на всех торжествах, соединяемых с совершением таинств и богослужения, воспрещает устраивать несвойственные христианам попойки. а какое наказание за несвойственные христианам попойки? Сергий Савчук пишет: более того чуть ли не заставлял своих прихожан пить вино. а точно что это были староверы, а не адвентисты? Прочитал всё и понял, всегда есть люди которые вообще не пьют. Ну нехай им буде усе добре! Кстати все тут про вино говорят а о водке, коньяке, виски, текиле, джине, роме пиве и т.д. ничего не сказали. Отцы Церкви эти напитки не запрещали?

ПВ: Ден пишет: о водке, коньяке, виски, текиле, джине, роме пиве и т.д. ничего не сказали. Это относится уже совсем к другой области и сакральность данных напитков могут раскрыть только представители согласия лингвофриков, толкующие любое слово, как аббревиатуру на ЦСЯ. Водка - ведает Он добро, как аз Пиво - покой иже ведает Он Джин - добро живете иже наши

Глеб: Ден пишет: Прочитал всё и понял, всегда есть люди которые вообще не пьют. Ну нехай им буде усе добре! Кстати все тут про вино говорят а о водке, коньяке, виски, текиле, джине, роме пиве и т.д. ничего не сказали. Отцы Церкви эти напитки не запрещали? В Типиконе говорится только о натуральном вине. Все остальное должно быть как мне кажется не употребляться.

Ден: Глеб пишет: Все остальное должно быть как мне кажется не употребляться. а мне кажется, что раз прямого запрета нет, то пей сколько хочешь. Это же касается всего остального. В типиконе нет ни слова о поездах, автобусах, самолётах, компьютерах, интернете , ананасах и плодах мангового дерева. Значит всем этим мы не должны пользоваться? Как впрочем и памперсами, прокладками, зубными щётками, трусами, носками, электричеством и пр.

Глеб: Ден пишет: а мне кажется, что раз прямого запрета нет, то пей сколько хочешь. Есть ограничение по объему, вина не более одной - двух красовуль. Так что особо не разопьешся. Причем в античном мире вино всегда разбавляли водой один к одному. Неразбавленное вино пили только алкаши и скифы за что их греки презирали. Да и в других материалах в том числе и в Номоканоне писано что пьяницы не наследуют царствие.

Ден: Глеб пишет: Причем в античном мире вино всегда разбавляли водой один к одному. Я читал бумажную книгу про виноделие и там было написано что вино в древней греции готовили густым как кисель и только поэтому его разбавляли водой. А вот в Армении другие традиции виноделия, вино там никогда не разбавляли. Отсюда и разница в причастии. У нас разбавляют у них--нет

Федька: Как много ересей: трусная, поездная, самолетная, туалетнобумажная!

Ден: Федька пишет: туалетнобумажная! точно! об этой я и не вспомнил! Вот как сильно замирщился! Пойду поклоны поотбиваю во искупление сей ереси. Остальные-то уже отмолил

Федька: А ежели, простите, понос? Вот и подвиг! То в вприсядку, то лбом в пол !

Глеб: У меня родственник на юге живет и я знаком с технологией изготовления домашнего виноградного вина. Киселеобразное вино это нонсенс.

ПВ: Глеб Ден прав, тоже кода-то читал о ликерной густоте вин Древней Греции. Кстати и презренная википидея подтверждает

Глеб: Ликер не в кисельной консистенции! Вы кисель пивали надеюсь? Ликер даже рядом не лежал. А кисель это кисель, он когда холодный густой как кефир, простите за грубое сравнение.

ПВ: Глеб пишет: Ликер не в кисельной консистенции! Понятно ведь, что Ден здесь просто немного утрировал. Вино ведь в современном понимании тоже не в ликерной консистенции, а если верить википедии, то в Древней Греции было именно таким.

Глеб: ПВ пишет: а если верить википедии Я если честно википедии не особо доверяю, всегда перепроверяю другими источниками.

Афанасий: Такоже святому великому Василию кесарийскому явися пречистая Богородица во сне, глаголя: "Аще хочеши друг мой быти и во всем помощницу мя имети, то отрцыся вина и пьянственнаго пития". Он же возбнув дивися заповеди пречистыя Богородица и до кончины живота своего заповедь пречистыя Богородица соблюде не пияше вина. СТОГЛАВ глава 52.

Наталья: А почему баня "черная"? И в чем отличие от нормальной?

mihail: Наталья пишет: А почему баня "черная"? И в чем отличие от нормальной? Топиться по "черному"! Ето кады дым идет во внутрь помещения. Труба отсутствует у печи. Сначала прогревается, а потом проветривается. А по белому, жар идет от "каменки".

Наталья: mihail пишет: Топиться по "черному"! Ето кады дым идет во внутрь помещения. Труба отсутствует у печи. Сначала прогревается, а потом проветривается. А чему тогда умиляетесь? дым внутри, оттуда же еще грязней от сажи вылезешь, чем до такой бани.

Cocpucm: Наталья пишет: А чему тогда умиляетесь? дым внутри, оттуда же еще грязней от сажи вылезешь, чем до такой бани. На самом деле, основная масса дыма улетучивается при проветривании, остается легкий запах "копчености". В этой бане очень хорошо дышится Я раньше и сам думал, что баня по-черному - это архаизм от бедности пока этим летом сам не попробовал

Михайло: Наталья пишет: дым внутри, оттуда же еще грязней от сажи вылезешь, чем до такой бани. А раньше еще в печке мылись Cocpucm пишет: Я раньше и сам думал, что баня по-черному - это архаизм от бедности пока этим летом сам не попробовал У бань по-черному есть еще крайне полезное свойство. Если баня по-белому сгнивает лет за 15-20, то бани по-черному стоят до века.

Федька: Михайло пишет: Если баня по-белому сгнивает лет за 15-20, то бани по-черному стоят до века. Это точно!

Павел Владимирович: Михайло пишет: А раньше еще в печке мылись Так то где бань не было - в Центрально-черноземной полосе России, в степных казацких местах (окромя. естественно, восточных территорий - от Урала и на восток) А я вот не представляю сие - залезть в печь мыться. Баню-то не долго поставить. Ни разу по-черному не встречалось и мыться не удавалось. Хотелось бы попробовать. У нас все по-белому



полная версия страницы