Форум » Частые вопросы » Баня. » Ответить

Баня.

mihail: Как большой любитель бани, вот выдержки из статьи о скверне. Очень познавательно. Кто чаво вспомнит, добавляйте. [quote]Кроме особых случаев осквернения существует скверна «регулярная» – неизбежная, бытовая. Поэтому день отмечен рядом «очищающих» обрядов и чинов, некоторые из них, впрочем, сохранены и в светском обыденном обиходе как атавизмы ритуального поведения, которые, впрочем, уже не воспринимаются никем с ритуальной стороны (это – отдельная тема). Роль регулярного телесного чистилища на Руси играла баня – русские традиционно при возможности мылись каждую неделю или чуть реже. Однако омовение в бане, кроме гигиенического, традиционно имело и ритуальный смысл: человек омывался как телесно, так и духовно. Вообще связь телесной и духовной нечистоты можно считать особенностью средневекового мировоззрения. Скверна не просто понималась, она ощущалась. Поэтому физически нечистый человек не мог претендовать на духовную чистоту[8]. В связи с этим баня традиционно на Руси считалась нечистым местом[9] (как, например, и уборная), поскольку она была местом очищения от скверны – скверна оставалась в бане. Ни один из банных предметов не вносился в дом – все считалось скверным[10] (по этой причине в средневековье немыслимо было расположить баню или туалет в доме). Баня воспринималась как бы как место неприсутствия Божия[11]. После посещения бани в средневековье на Руси положено было брать у священника молитву от скверны[12]. У липован сохранилась традиция обязательного омовения после бани. В предбаннике всегда ставится сосуд (обычно кувшин) с чистой студеной водой. Помывшись, необходимо перед выходом из бани облиться этой водой с чтением молитвы[13]. Также традиционно признаком благочестия считается перемена одежды: банная, нечистая, одежда снимается перед входом в дом, и одевается другая, чистая. В случае несоблюдения этих правил человек заходит в дом «поганым» (омовение, кстати, считалось необходимым и после купания в реке или в море). Подобные традиции сохранились кое-где и у беспоповцев-федосеевцев[14]. Большая часть староверов-поповцев о них ничего не знает. Отец Георгий рассказал мне историю, которая произошла в одном беспоповском приходе на Кавказе, который отличался особой консервативностью. В девяностых годах прошлого века на этот приход был прислан Новозыбковской митрополией новорукоположенный священник (в этот период, по мнению липован, совершалось много поспешных хиротоний неготовых кандидатов, т.к. начался процесс отдачи государством храмов и возникла острая нужда в священниках[15]). Он понравился прихожанам, что имеет принципиальное значение, поскольку у староверов сохранилась средневековая традиция выборного духовенства, и в случае, если священник присылается извне митрополией, приход имеет полное право не принять его. Священник поначалу «прижился», но потом был резко отвергнут и уехал. Причиной этого стало незнание им правил и традиций отношения к скверне. Священник ходил мыться в баню к прихожанам. Хозяева традиционно готовили в предбаннике кувшин с водой для омовения. Стали замечать, что после батюшки кувшин остается полным. Проследили, что священник не пользуется этим кувшином и не омывается после бани – остается поганым, что сразу стало причиной неприятия священника: ему сказали, чтобы он уезжал (для староверов традиционно лучше остаться без попа – принятие недостойного считается сродни кощунству). В связи с этим необходимо сказать об омовении как о некоем универсальном обряде, очищающем от скверны не только человека. Существовал обряд омовения коровы (и другой скотины) после отела (Красный устав, гл. 36, ч. 1, л. 148-149, ч. 2, л. 212), обряд омовения покойника – он как бы очищал умершего от скверны, был для него последней очистительной баней. Кроме этого совершался в Великий Четверток ежегодный обряд омовения Престола, обряд омовения св. мощей и проч. [8] Следует сказать о небезусловности этого правила. Монахи кое-где традиционно не мылись (мылось лишь лицо и руки), эти традиции сохраняются в староверии (в общественную баню монаху ходить запрещалось – Зонар, пр. 94). Мне приходилось общаться с липованкой-инокиней, которая не мыла своей головы с момента пострига (когда я с ней беседовал, ей было за девяносто лет; пострижена она была двадцатилетней) – она сказала, что если и помоет голову, то воду после мытья ей необходимо выпить. Традиции монашеского немытья восходят, без сомнения, к византийской практике, многочисленные рассказы о которой содержатся в древнерусских патериках. [9] Феодосий Васильев, основатель федосеевства, считал даже, что в бане нельзя молиться (см.: Керов В. В. «Бог свят есть… и мы будем святы»… С. 11). [10] О различении кухонной и банной посуды см.: Керов В. В. «Бог свят есть… и мы будем святы»… С. 11-12, С. Смирнов. Древне-русский духовник. С. 117. [11] Баня не освящалась, традиционно в бане гадали, колдовали, в бане происходила передача колдуньей своего колдовского дара преемнице и проч.[/quote] http://www.bogoslov.ru/text/1126405.html#_ftnref12

Ответов - 95, стр: 1 2 3 All

mihail: mihail пишет: Мне приходилось общаться с липованкой-инокиней, которая не мыла своей головы с момента пострига (когда я с ней беседовал, ей было за девяносто лет; пострижена она была двадцатилетней) – она сказала, что если и помоет голову, то воду после мытья ей необходимо выпить. Традиции монашеского немытья восходят, без сомнения, к византийской практике, многочисленные рассказы о которой содержатся в древнерусских патериках. Вот ето для меня новость! Может кто знает поподробней?

Александр_Емельянов: mihail пишет: Может кто знает поподробней? Слышал я о таких инокинях. Голову они действительно, не мыли, а тело 1 раз в неделю протирали мокрой тряпкой. Вот и вся гигиена.

Федька: Про выпивание грязной воды - это советы бабушки подсвечницы. А аскеты не мылись. Я одного знал.


Сергий Савчук: Читал, что монахи жившие в пустыни (имеется ввиду территория Ближнего востока) не мылись хотя бы из-за отсутствия воды, но что интересно, все отмечали, что в кельях стоял запах кипариса. (Понюхал бы кто ни будь меня через пару не дель без мытья) А меня простите Христа ради.

Дмитрий Вячеславович: Сергий Савчук пишет: Понюхал бы кто ни будь меня через пару не дель без мытья) Это зависит от обмена веществ (во многом, но не во всеи)

Глеб: У безпоповцев чего только нет. Они наверное даже ногти подстригают слева направо один раз в месяц, в полнолуние, у кривой сосны после третьего крика совы. Одна вода в бане из таза не святее другой из ковша.

Федька: Глеб пишет: У безпоповцев чего только нет. Не фантазируйте.

Глеб: Тогда по логике крещаемые в Днепре князем Владимиром из реки выходили все оскверненые донельзя. )

Федька: Разве Днепр баня? В Москве есть "Сандуновские", "Селезневские", "Дорогомиловские"(может уже нет). "Днепр" не помню!

Глеб: Какие уж тут фантазии, посмотрите как в фильме "Затерянные в тайге" безпоповцы называют копку лопатой поля узким Христовым Путем.

Федька: Глеб пишет: посмотрите как в фильме Я такие кина смотреть не люблю, но жизнь в тайге наверное тоже узкий путь.

Глеб: Тут прозвучало что погружение в реку или море тоже оскверняет.

Федька: Глеб пишет: что погружение в реку или море Купание, мытье от физической грязи, но не крещение. Может и ерунда и глупость, но еще совсем недавно это и у поповцев было обыкновенно, как и своя чашка.

Глеб: А поповцы на пикнике пиво пьют. Митрополит Адриан (если не ошибаюсь) застольничает с прихожанами вином.

Федька: Глеб пишет: Митрополит Адриан (если не ошибаюсь) застольничает с прихожанами вином. Он уже застольничает в другом месте. И ничего страшного ежели он испил чашу с прихожанами я не вижу.

Глеб: Я тоже не вижу, тогда получается по канонам на праздник выпить можно? Вопреки решению собора о неблагословлении алкоголя на праздники?

Федька: Глеб пишет: Вопреки решению собора о неблагословлении алкоголя на праздники? В каком году было принято решение?

mihail: Глеб пишет: Вопреки решению собора о неблагословлении алкоголя на праздники? Што-то Вы путаете! Запрета на алкоголь вообще-нет.

Глеб: А я и не говорю про запрет, я сказал неблагословление. Компьютера сейчас под рукой нет, приеду с работы домой - найду.

Глеб: Такое постановление есть, на сайте митрополии.

Дмитрий Вячеславович: Глеб, вот Вы привели постановление Совета Митрополии. Если позволите, 2 замечания: 1) на поминальной трапезе и так спиртное употреблять грех, это без постановления было известно. Постановление лишь давно напомнило общеизвестное правило; 2) про торжественные праздники с последующей трапезой при церкви - воспрещается лишь устраивать попойки, полного запрета на спиртное никто не издавал, вино в меру по праздникам можно.

Федька: С удовольствием ознакомимся.

Оксана: mihail пишет: Как большой любитель бани, вот выдержки из статьи о скверне. Очень познавательно. Кто чаво вспомнит, добавляйте. Ой. Нет, у меня душ два раза в день, а в бани я не хожу.

Федька: Эх, баня. У меня по черному была. Сам так делал. Вот баня, так Баня!

Афанасий: Федька пишет: по черному была. Сам так делал. Вот баня, так Баня! а в общественные бани не зазорно ходить? я вот в молодости хаживал, а щас как-то перестал

Глеб: Федька Постановления Собора РПСЦ 2009 Постановления Освященного Собора Русской Православной Старообрядческой Церкви (состоявшегося во граде Москве 20-22 октября 2009 года). 1. Об установлении почитания преподобных Павла и Алимпия Белокриницких 1.1. Установить почитание преподобных отцов Павла и Алимпия Белокриницких в приходах Русской Православной Старообрядческой Церкви. 1.2. Установить празднование им в день преставления преподобного Павла 5 мая по ст.ст., совершать службу как четверичным святым. 1.3. Вопрос общецерковного прославления оставить на решение общестарообрядческого Собора. 2. О прославлении в лике святых иноков Андрея и Даниила Радонежских, иконописцев 2.1. Установить почитание в приходах Русской Православной Старообрядческой Церкви преподобных отцов Андрея (Рублева) и Даниила (Черного) Радонежских, иконописцев. 2.2. Установить празднование им в день преставления преподобного Андрея 29 января по ст. ст., совершать службу как четверичным святым. 3. О прославлении в лике святых диакона Иоанна, словенским книгам печатника 3.1. Установить почитание в приходах Русской Православной Старообрядческой Церкви праведного диакона Иоанна (Федорова), словенским книгам печатника. 3.2 Установить празднование ему в день его преставления 5 декабря по ст. ст., совершать службу как четверичному святому. 4. О работе комиссии по составлению служб новопрославленным святым 4.1. Принять к сведению доклад иерея Глеба Бобкова. Комиссии продолжить работу в том же составе. 5. О взаимоотношениях с Белокриницкой Митрополией Движимый братскими чувствами и желанием исполнения заповеди Спасителя о мире и христианской любви Освященный Собор Русской Православной Старообрядческой Церкви принимает решения: 5.1. Отозвать просьбу Освященного Собора Русской Православной Старообрядческой Церкви, состоявшегося в Белой Кринице в 2006 году, к митрополиту Леонтию о неупотреблении в его титуле слов «Белокриницкий» и «Всех древлеправославных христиан»; 5.2. Предложить очередному Великому Освященному Собору Белокриницкой Митрополии подтвердить решение Малого Освященного Собора Белокриницкой Митрополии от 5 августа 2008 года «о возобновлении молитвенного общения с администрацией Московской митрополии». 5.3. Предложить митрополиту Корнилию и митрополиту Леонтию посетить Белую Криницу 14 ноября 2009 года в престольный праздник святых чудотворцев и безсребренник Козьмы и Дамиана и обсудить вопросы взаимоотношений наших митрополий при личной встрече. 5.4. Направить обращение к Великому Освященному Собору Белокриницкой Митрополии (текст прилагается). 6. О подготовке Устава местной религиозной организации 6.1. Принять новую редакцию образцового устава местной религиозной организации, входящей в состав централизованной религиозной организации . 6.2. Комиссии по Уставу Церкви продолжить работу. 7. О введении в школьные программы курса «Основы духовной культуры» 7.1. Одобрить участие представителей Русской Православной Старообрядческой Церкви в разработке курса «Основы духовной культуры» и его компоненты - предмета «Основы православной культуры». 8. О Церковном суде 8.1. Создать рабочую группу по разработке Положения о Церковном суде. Включить в состав рабочей группы членов канонической комиссии и А. Ю. Рябцева. 8.2. Рабочей группе в мае 2010 г. представить Совету Митрополии проект Положения о Церковном суде. 9. О вреде пьянства и мерах по борьбе за трезвость 9.1. Подтвердить постановление Освященного Собора 1909 г. и напомнить всем христианам о мерах по борьбе за трезвый образ жизни: а) священники, в силу своей священной обязанности - быть образцом к доброй жизни, должны воздерживаться от употребления спиртных напитков, ибо преданные пьянству - недостойны быть учителями других, но подлежат наказанию по 42-му прав. св. апостол; б) кроме собственной примерной жизни, священники должны: проповедью, увещанием, беседами и наставлениями, в церкви и в домах, частно и на исповеди, и другими подобными мерами деятельно и настойчиво сокращать и искоренять в своих прихожанах пьянство; в) уставщики и певцы, почтенные стоянием в церкви впереди народа, также должны идти впереди по пути ведения трезвой жизни; предающиеся же пьянству должны быть увольняемы, невзирая ни на голос, ни на другие их способности; г) на поминальных обедах по умерших Освященный Собор не благословляет подавать спиртные напитки; а также и на всех торжествах, соединяемых с совершением таинств и богослужения, воспрещает устраивать несвойственные христианам попойки. Кроме этих мер Освященный Собор благословляет устраивать в общинах и приходах общества трезвости и другие подобные союзы и братства для борьбы с пьянством, распространяя среди народа имеющуюся уже литературу, направленную против пьянства, и создавая литературу старообрядческую, раскрывающую все зло и весь ужас народного пьянства. Желательно также, чтобы священники в свободное время, но не менее одного раза в месяц, собирали своих прихожан, а в особенности подрастающее поколение, и беседовали с ними о вреде пьянства и о пользе трезвой жизни. Предлагая к исполнению эти меры, Освященный Собор призывает благословение Божие на всех благопокорных чад Святой Церкви и содействующих благому делу отрезвления своих братьев о Христе. 9.2. Призвать священство не благословлять на церковных трапезах употребление крепких спиртных напитков; 9.3. Призвать общины в ночь под 1 января н. ст. проводить службы святому мученику Внифантию, имеющему благодать избавления от винного запойства; 9.4. Обратиться к Правительству Российской Федерации с предложением об ограничении производства и реализации спиртных напитков и о запрете их рекламы. 10. О вреде табакокурения и употребления наркотических веществ 10.1. Освященный Собор напоминает, что табакокурение и употребление наркотических веществ является тяжким грехом и препятствует спасению души. 11. О регистрации Духовного Училища 11.1. Создать при Московской Митрополии религиозное образовательное учреждение; 11.2. Дефицит средств на деятельность Духовного Училища распределить по общинам пропорционально вносимой десятине; 11.3. Призвать епархии, общины и христиан активнее жертвовать на содержание Духовного Училища. 12. О предоставлении общинами учредительных документов 12.1. Всем общинам до следующего Совета Митрополии сдать недостающие учредительные документы. Ответственные - икономы епархий. 13. О проповеди в современном мире 13.1. Активизировать проповедь истинности и спасительности Церкви, в том числе с использованием современных технических средств и средств массовой информации. 13.2. Обратить особое внимание на духовно-нравственное обучение и воспитание детей старообрядцев в церкви, семье, воскресной школе для формирования в них осознанного отношения к вере. 13.3. Включить в издательские планы митрополии учебный молитвенник для детей, учебник Закона Божия, учебник церковной истории и Малый Катехизис. 14. О предоставлении общинами учредительных документов 14.1. Всем общинам до следующего Совета Митрополии сдать недостающие учредительные документы. Ответственные - икономы епархий. 15. О протоколе встреч с инославными 15.1. Принять Положение о порядке проведения встреч клириков Церкви с инославными священнослужителями. 16. Об установке лампады у порога Судных врат в Иерусалиме 16.2. Установить лампаду у Порога Судных врат в Иерусалима. 16.3. Поручить митрополиту Корнилию возглавить делегацию в Иерусалим для установки лампады. 16.4. Призвать христиан вносить пожертвования на масло для лампады, установленной у Порога Судных Врат. 17. О финансовом положении митрополии 17.1. Принять к сведению доклад главного бухгалтера митрополии. 18. Рассмотрение обращений христиан, отделившихся от Церкви 18.1. Освященный Собор не усматривает покаяния в обращениях христиан, отделившихся от Церкви, и призывает авторов обращений к возвращению в лоно Церкви с искренним раскаянием. 19. О прошении христиан г. Иванова 19.1. Призвать протоиерея Иоанна Думнова, игумена Мануила (Чибисова) и иерея Кирила Инюшина приложить усилия к мирному улаживанию ситуации в г. Иваново и объединению общины. Митрополит Московский и всея Руси КОРНИЛИЙ Епископ Новосибирский и всея Сибири СИЛУЯН Епископ Донской и Кавказский ЗОСИМА Епископ Кишиневский и всея Молдавии ЕВМЕНИЙ

ПВ: Глеб пишет: г) на поминальных обедах по умерших Освященный Собор не благословляет подавать спиртные напитки; а также и на всех торжествах, соединяемых с совершением таинств и богослужения, воспрещает устраивать несвойственные христианам попойки. 51 правило св. Апостол: "Всякий клирик, гнушающийся вином и мясом не ради подвига, если не исправится, должен быть изгнан из Церкви." По логике правило вашего собора не может противоречить апостольскому Правилу, следовательно оно не подлежит исполнению с момента принятия.

Сергий Савчук: ПВ К сожалению выставление на столы вина во многих случаях стало превращать совместную трапезу (при любых событиях) в попойку. Борясь с этим, уже начавшим принимать угрожающий характер явлением, было принято решение вообще запретить выставлять алкоголь. В домах же, за трапезами православные конечно вкушают вино, в разумных приделах. А меня простите Христа ради.

Глеб: Сергий Савчук пишет: К сожалению выставление на столы вина во многих случаях стало превращать совместную трапезу (при любых событиях) в попойку. Да ерунда это. У вас есть основания говорить такое? Есть доказательства что хоть один праздник в присутствии и участии священства превратился в банальную попойку? Представте доказательства, это серьезное обвинение.

Федька: Сергий Савчук, Вы случаем не из чуриковцев? Али могет быть из ждановцев?

Сергий Савчук: Глеб Я возможно сгустил краски простите Христа ради. Но борьба с непомерным употреблением алкоголя, требует и серьозных ограничений. Федька Я не знаю, про что Вы спрашиваете. Простите Христа ради.

Дмитрий Вячеславович: ПВ пишет: По логике правило вашего собора не может противоречить апостольскому Правилу, следовательно оно не подлежит исполнению с момента принятия. Павел Григорьевич! Освященный Собор РПСЦ утвердил следующее: повторил еще раз известный запрет на употребление спиртного на поминальной трапезе и призвал не устраивать попойки. И все. Да, это популизм, общие, всем известные фразы. Но не более того. И где Вы узрели нарушение апостольского правила, мне неясно. И еще момент. В ДПЦ разве на поминальных трапезах поставляется спиртное, а после великоторжественных праздников устраиваются попойки?

Дедушко: Федька пишет: Эх, баня. У меня по черному была. Сам так делал. Вот баня, так Баня! Сгорела? Я вот в баньке по-черному последний раз в 2006 году в деревни парился, эх... а теперь все по-белой. Цивилизация и в банном хозяйстве. Кстати мои знакомые художники, которые ко мне приезжали погостить, говаривали, что у меня в бане баньщик живет, слышали вечером как он в моей бане что-то там шевелился, ну а когда смерклось, то чюдилось им смех оттедова... Во какаия дела-то.

mihail: Дедушко пишет: Кстати мои знакомые художники, которые ко мне приезжали погостить, говаривали, что у меня в бане баньщик живет, слышали вечером как он в моей бане что-то там шевелился, ну а когда смерклось, то чюдилось им смех оттедова... Правильно называть его - анчутка. Они фулиганистыя, но не особо злобные. Особливо любят хулиганить, кады девки моются. У меня тоже живет, очень не любит кады гости приезжают. http://mu-pankratov.livejournal.com/9574.html http://mu-pankratov.livejournal.com/49163.html

Дмитрий Вячеславович: mihail пишет: Правильно называть его - анчутка. Они фулиганистыя, но не особо злобные. Особливо любят хулиганить, кады девки моются. Простите Михаил Юрьевич, но Вы чего-то язычество пропагандируете! Не надо бы этого на християнском форуме!

Федька: Глеб пишет: Постановления Собора РПСЦ 2009 Андриян то в 2005 году помер. Дедушко пишет: Сгорела? И по сей поры стоит.

Cocpucm: Федька пишет: Эх, баня. У меня по черному была. Сам так делал. Вот баня, так Баня! Я этим летом в гостях у Федоса тоже проникся баней по-черному

Афанасий: mihail пишет: mihail пишет: был прислан Новозыбковской митрополией новорукоположенный священник одном беспоповском приходе

САП: mihail пишет: У липован сохранилась традиция обязательного омовения после бани. В предбаннике всегда ставится сосуд (обычно кувшин) с чистой студеной водой. Помывшись, необходимо перед выходом из бани облиться этой водой с чтением молитвы[13]. Ага, у наших так же, специально ставят бутыли с водой которыми нужно обмыться после бани.

Глеб: Дмитрий Вячеславович, я как то специально интересовался про алкоголь на праздники после этого Собора. Адриан умер до 2009 года, в фильме я сам видел его за праздничным столом на котором был алкоголь. Попробуйте мне привести видео или фото где священство за праздничным столом употребляет алкоголь после этого Собора.



полная версия страницы