Форум » Частые вопросы » Евхаристия в присутствии еретика » Ответить

Евхаристия в присутствии еретика

Евгений: Прошу людей знающих просветить, происходит ли пресуществление Даров, если в храм на литургии заходили(находились постоянно) еретики или иноверцы? Есть ли различие в данном контексте, с какой целью находились(туристы, записку подать, просветиться в истинной вере, экуменические цели)? У Михаила в блоге была заметка, что в случае посещения еретика или собаки полагается освящать храм, но к сожалению ссылку отыскать не могу.

Ответов - 50, стр: 1 2 All

САП: Вот чин из Большого Потребника: http://www.liveinternet.ru/users/1160909/post119116442

Евгений: САП пишет: Вот чин из Большого Потребника: http://www.liveinternet.ru/users/1160909/post119116442 Благодарю. А какие-то подробности применения не имеются?

САП: Евгений до раскола на Руси любопытных иностранцев выгоняли с порогов храмов, царь издал указ, чтоб иностранцы не надевали русской одежды, чтоб их можно было отличить от православных. Приезжающих на Русь православных иностранцев отправляли в патриарший приказ, где исследовали не обусурманились/оберетичествовались ли они, и при неблагоприятном исходе отправляли в монастыри на исправу. А греческих купцов в храмы вообще не пускали. Когда к царю приезжали турецкие послы, он по обычаю должен был при их коленопреклонении коснуться их голов, так после церемонии, царю приносили сосуд с водой он демонстративно мыл руки, и потом поп совершал молебен с водсвятием, окропляя оскверненное магометанами место.


Евгений: САП пишет: царь издал указ, чтоб иностранцы не надевали русской одежды, чтоб их можно было отличить от православных. Тот же царь, если не ошибаюсь, казнил за курение, провёл "реформы" в Церкви. А уже сын его преследовал подданных совсем наоборот - за русскость. Хотелось бы узнать всё же по существу, а не правоприменительную практику Руси времён Алексия Михайловича.

mihail: Евгений пишет: Хотелось бы узнать всё же по существу Совместно молиться могут токмо- верные... а кто уж стоит в притворе или по улице шастает- дело пятое! Главное до маразма не доводить.

Евгений: mihail пишет: овместно молиться могут токмо- верные... а кто уж стоит в притворе или по улице шастает- дело пятое! А если кто стоит не в притворе, а в самом храме, а иногда и молится? mihail пишет: Главное до маразма не доводить. Дак надо понять сначала. маразм ли это или же просто собрание, где ходит кто захочет.

mihail: Евгений пишет: А если кто стоит не в притворе, а в самом храме, а иногда и молится? Ну значит ето не собрание верных... от седа и выводы надо делать. 14 Не пытайтесь трудиться вместе с неверующими, как с равными. Ибо что общего у добра со злом? И что общего у света с тьмой? 15 Ибо какое может быть согласие между Христом и дьяволом? И что общего имеет верующий с неверующим? 16 И что общего между Храмом Божьим и идолами? Ибо мы – Храм Бога живого, как и сказано Богом: «Буду Я жить в них и среди них, и буду Я Богом их, а они будут народом Моим». 17 «Так выйдите же из среды их и отделитесь от них, – говорит Господь, – не прикасайтесь к тому, что нечисто, и Я приму вас в лоно Своё». 18 «И Я стану Отцом вашим, а вы станете сыновьями и дочерями Моими, – говорит Господь всемогущий». (2-Е КОРИНФЯНАМ, 6 ГЛАВА) Евгений пишет: Дак надо понять сначала. маразм ли это или же просто собрание, где ходит кто захочет. Так на то Вам и глаза с ушами и разум. Кому то по барабану, кто то в овраге закапывается, чтоб уж наверняка ни с кем не пересечься... “По вере вашей да будет вам” (9:18-34)

Александр_Емельянов: Евгений пишет: А если кто стоит не в притворе, а в самом храме, а иногда и молится? Здесь нужно различать: либо это - единичный случай (случайность, недосмотр), либо это - система (всем по-барабану).

САП: Евгений а про царя, так речь шла про обычаи бывшие при Михаиле Федоровиче.

зина: А сейчас , особенно в городах и при малочисленности староверов как можно дистанцироваться от других людей? И не будет ли это выглядеть глупо перед самим собой- мол я такая верный , а вси нехристи. И едим с ними и дружим, разве не молимся пока Слава Богу. С посудой тоже- дать не дать никону- другу, родственнику свою чашку. Размышления такие- не смешно ли это и не актуально в наше время. На фотках бабульки кока-колу внушают с удовольствием, и ничего вроде. Уже многие правила не замирщения нелепы вроде, так мы замирщились в городах в общении и на работах.!

Глеб: Маргарита Борисовна, лично мне глупым не кажется не есть с одного котла с неверными и я не ем, хотя у меня на работе безплатное питание для всех сотрудников, причем весьма обильное. Ношу с собой из дома в контейнерах. От этого только уважение приобретаю, глупым никто не считает. С посудой то же самое, у меня даже дома своя посуда и никто ее не берет из домашних. Никоны и иже с ними еретики ко мне домой не заходят, и даже не просятся в гости. И тоже не считают это глупым. Даже наоборот, наличие строгости в вопросах веры ни у кого из моих знакомых и коллег не вызывает неприязни, а только наоборот. Вы, как староверка, должны не только исповедовать свою веру на словах, но и личным примером проповедовать. Кто хочет делать - ищет способ, кто не хочет - ищет причину.

САП: Евгений в древности иподиаконы охраняли двери храма, не допуская внутрь его некрещеных и наблюдая за удалением из него оглашенных перед началом литургии верных.

Урушевъ: Евхаристия – главнейшее христианское таинство. Соответственно, литургия – главнейшее христианское богослужение. Это Божеское дело, в миллиарды раз превосходящее все дела человеческие. Поэтому, конечно, присутствие некрещеных / иноверных / безверных никак не сказывается на совершении евхаристии. Иначе придется думать, что когда греки привели некрещеных послов в храм святой Софии на патриаршую службу, у патриарха в тот раз ничего не получилось. Таинства совершает Бог, а не человек. А Богу все возможно.

Евгений: Александр_Емельянов пишет: либо это - система (всем по-барабану). Это система. И если пытаться кого-то удалить, то некоторые будут возмущаться, дескать, храм - открыт для всех. Урушевъ пишет: . Поэтому, конечно, присутствие некрещеных / иноверных / безверных никак не сказывается на совершении евхаристии. Это Ваше личное мнение или Вы говорите от канонов? Если отканонов. то прошу казать, иначе как соотнести Ваши слова со словами САП за иподиаконов? Урушевъ пишет: Иначе придется думать, что когда греки привели некрещеных послов в храм святой Софии на патриаршую службу, у патриарха в тот раз ничего не получилось. Послы пришли в поисках истинной веры. Это главнейшее отличие от праздно или экуменически шатающихся.

Александр_Емельянов: Евгений пишет: Это главнейшее отличие от праздно или экуменически шатающихся. Евгений, так ведь все кто "экуменистически шатающиеся" - в поисках истинной веры. И наоборот

зина: И что вы все не едите с другими? И в кафе тоже? У меня все родные новообрядцы и все друзья и неверующие есть и я с ними ем. Никто не говорил мне- не ешь, в гости не зови не староверов. Хотя я знала , что раньше избегали другой веры строго. Ну я думала- это безпоповцы в основном придерживаются строгости немирщения. Расскажите.

зина: Глеб, Вы меня не пугайте! Так фарисеем стать можно.

Глеб: Столовая одна, я имел ввиду не ем из одного котла. В кафе я нехожу и не ем если у меня есть возможность поесть дома. В дорогу я беру свое и одноразовую посуду. И фарисейства никакого нет в том чтобы не сообщатся с еретиками ни в молитве, ни в еде, ни в питье. Домой ко мне тоже еретики не ходят, хотя у меня куча знакомых никониан, как и я к ним не хожу. Дословно не помню, но приблизительно в таком смысле что не пускайте в дом не приносящих истинного учения, как то так. Но можно проще, у меня дома иконы и я дома молюсь, посему для меня мой дом как бы храм. Не зря же заходя в дом кладут три поклона как при входе в храм. Приглашая еретика к себе в дом вы его все равно что в церкву приглашаете зайти. И сами входя в еретика жилище входите в еретическое молитвенное место.

андрей: Глеб Столовая одна, я имел ввиду не ем из одного котла. В кафе я нехожу и не ем если у меня есть возможность поесть дома. В дорогу я беру свое и одноразовую посуду.А что думаешь, что когда механически ешь из одного котла в столовой, кафе и.т.д. участвуешь с еретиками в дружеской трапезе? Прочитай всю цитату Златоуста: "9. Поэтому, братья, божественное Писание и тут и там повторяет, что многие обольстители появились в мире. Поэтому и Господь присоединил к Своим словам: Мне ли не возненавидеть ненавидящих Тебя, Господи, и не возгнушаться восстающими на Тебя? 22 Полною ненавистью ненавижу их: враги они мне (ст. 25). Должно вникнуть в смысл этого изречения. "Вот, Я наперед сказал вам", - теперь вы не имеете отговорки. "Вот, Я наперед сказал вам": если кого-нибудь из вас соблазнят, теперь он будет безответен. "Вот, Я наперед сказал вам": теперь ни у кого нет повода оправдываться незнанием. "Вот, Я наперед сказал вам" все: "чтобы вас не ввели в заблуждение" (Лк. 21:8). Смотрите, не примите вместо Меня – истинного Христа – какого-нибудь лжехриста. "Ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: "Я Христос", и многих прельстят" (ст. 5), и: "время Мое близко" (Мф. 26:18). Не следуйте за ними. Видите, как много говорится во святых книгах о подобных вещах? Потому-то и я часто напоминал вам о безбожных еретиках и теперь умоляю вас: не имейте общения с ними ни в чем решительно – ни в пище, ни в питие, не ведите с ними дружбы, ни знакомства, ни любви, ни мира. Ведь если кто в чем-либо подобном сходится с еретиками, тот отчуждается от кафолической церкви. Истинный же и искренний ученик Божий смело и громко провозглашает: "кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема" (Галл. 1:9), и вместе с Давидом воспевает: "Мне ли не возненавидеть ненавидящих Тебя, Господи, и не возгнушаться восстающими на Тебя? Полною ненавистью ненавижу их" (Пс. 138:21,22). Страшитесь и трепещите вы, разделяющие с ними братские трапезы, поспешите исправиться, чтобы нечестие ваше не погубило вас. Вы уже слышали слова предупреждения: "вот, Я наперед сказал вам". http://www.ispovednik.ru/zlatoust/Z08_2/Z08_2_103.htm Мф 15 17 еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? Мк 7, 18 Он сказал им: неужели и вы так непонятливы? Неужели не разумеете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его? 19 Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон, [чем] очищается всякая пища. Осквернение происходит когда участвуя в братских трапезах с еретиками люди заражаются их учением...., если ты сидишь в столовой и кушаешь ни с кем не общаясь, то чем осквернишься? пищей из общего котла?

Александр_Емельянов: андрей пишет: когда участвуя в братских трапезах с еретиками люди заражаются их учением Даже и не заражаются, но сочувствуют соединомыслят.

Глеб: Андрей, вдруг они едять идоложертвенное? ))))

андрей: Глеб Андрей, вдруг они едять идоложертвенное? ))))Даже если это так, то это не повредит тебе, тем более что ты не можешь утверждать что там идоложертвенное. Повредить может если только соблазнишь кого из немощных в вере. Смотри что было у коринфенян: 1. Нужно наперед сказать, что здесь имеет в виду (апостол), тогда и будет понятна нам речь его. Кто видит кого-нибудь обвиняемым и не узнает наперед свойства вины его, тот не может понять сказанного. В чем же (апостол) обвиняет здесь коринфян? В преступлении великом и причинявшем множество зол. В каком же именно? Многие из них, зная, что "не входящее оскверняет человека, а исходящее" (Мф.15:17-18), и что идолы, т.е. деревья, камни, демоны, не могут ни вредить, ни приносить пользу, употребляли такое совершенное знание неблагоразумно, ко вреду другим и себе. Они входили в капища, участвовали там в трапезах, и таким образом производили большую гибель. Те, которые еще боялись идолов, не научились презирать их и принимали участие в этого рода вечерях, видя, что и совершеннейшие делают то же, получали от того великий вред (так как они касались предлагаемого не с таким расположением, с каким совершенные, но как идоложертвенного, чем и поддерживалось идолослужение);...... Смотри, в каком он находился затруднении. Он хочет доказать два предмета, и то, что надобно воздерживаться от такой трапезы, и то, что она не может вредить вкушающим от нее; эти предметы не совсем согласуются между собой. Слыша, что (идольские жертвы) не причиняют вреда, (коринфяне) могли пользоваться ими, как безразличными; а слыша запрещение прикасаться к ним, они моглн подозревать, что эти вещи запрещены потому, что могут вредить. Потому, опровергнув понятие об идолах, первой причиной воздержания он поставляет соблазн братий. "Итак об употреблении", говорит, "в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто". Опять обобщает это знание, не усвояет его им одним, а приписывает всей вселенной. Не у вас только, говорит, но по всей земле известпо это учение. Какое? "Что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого". Но разве нет идолов? Разве нет кумиров? Есть; но они не имеют никакой силы, и не боги, а камни и демоны. Он обращается теперь к людям двоякого рода, более грубым и более любящим рассуждать; одни не видят в идолах ничего, кроме камней, а другие полагают, что в них живут некоторые силы, которые и называют богами. Первым он говорит: "идол в мире ничто"; а последним: "нет иного Бога, кроме Единого". подробно беседа 20 http://www.golden-ship.ru/load/i/ioann_zlatoust/x_1/281-1-0-1271 Глеб, думаю ни в столовой ни в кафе сейчас твоих братьев нет, так что и соблазнять то не кого... это беспоповцы сквернятся от еды, а мы не должны "Нет ничего в себе самом нечистого". Ничего нет нечистого по природе, говорит (апостол), но делается нечистым от воли употребляющего, и для него одного бывает не чисто, а не для всех. "Только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто" (Златоуст толк. Рим. беседа 26) Вот например если ты считаешь, что есть в столовой не чисто, то для тебя это будет не чисто если поешь. А если вникнешь в учение и поймешь что нет ничего нечистого, то ничего с тобой не бедет и греха никакого не будет. Когда получишь книги, начни с 9 т. там про это много чего есть

зина: Братия, а с родственниками не староверами как, - отдельно питаться? Я ем с ними, только после молитвы староверческой, которую читаю сама. По другому с их никонской молитвой не ем. Это очень важно вообще? И еще староверам в практике жизни надо читать над продуктами молитву или другое что или не надо? Я то у своих спрошу в общине, но сомневаюсь , что там этому придают значение и лучше не "загоняться"? Ведь никониане все-таки таки исповедуют Христа и не муслимы и т.п. религии. Правила я читала, а как в жизни в городе? Представляю- зовут на дачу в гости, и с родными тоже. А я родным говорю - нет охоты мне с не староверами сидеть за столом. Они поймут конечно, но и скажут- знаем мы какая ты староверка, одно название, какая была такая и осталась. И уж нечего сказать- перед близкими" ваньку ломать не будешь".знают как облупленную. И подумаешь- а и правда?! Чего мне выпендриваться, чи не святая! Что такие мысли могут посетить 100%.

андрей: зина Правила я читала, а как в жизни в городе? Представляю- зовут на дачу в гости, и с родными тоже.Нас с женой никто уже ни куда не зовет Им с нами не интересно.... мы как начнем загружать по полной программе....

Иерей Вадим: зина пишет: Братия, а с родственниками не староверами как, - отдельно питаться? Для людей, пришедших в церковь из еретической или неверующей среды, питаться с родственниками вместе не запрещено, ради возможного их обращения к вере в будущем. А вот с другими иноверцами, кроме родственников, - не полагается, кроме случаев проповеди истинной веры среди иноверных. И желательно перед вхождением в храм получать от священника очистительную молитву, как это и делалось в старину, и сейчас кое-где еще исполняется (например, в минусинской общине). Простите Христа ради.

Глеб: Все зависит от того, кого человек считает еретиком. Некоторые вот даже здесь присутствующие не считают никониян еретиками. Я молюсь по положенности все трапезные и послетрапезные молитвы, а так же трижды осеняю пищу с молитвой "благослови Господи пищу сию молитвами Пречистой твоея Матере и всех святых Твоих, аминь ". Теперь что касается родных. Это лично мое мнение. Дословно не скажу , но близко если к тексту однажды когда Спаситель учил народ подошли к нему и сказали мол вон стоят Матерь твоя и братья. А он им ответил мол кто мать моя и братья? Показал на учеников и сказал мол вот матерь моя и братья мои. А еще сказал что пришел разделить он отца с сыном и мать с дочерью. Посему если любите своих родственников более чем Христа то видимо правы ваши родственники в отношении вашей веры.

Глеб: Андрей, это ты все понимаешь, а я поступаю по принципу "не давай повода ищущим повода".

андрей: Глеб Андрей, это ты все понимаешь, а я поступаю по принципу "не давай повода ищущим повода". А кто какой повод ищет? Особенно относительно нас, когда кругом одни никониане. Не знаю, всем наплевать на нас... У меня вообще никаких проблем нет, никониане сами все от нас отвернулись.... ни к кому мы не ходим, да и к нам никто... Теперь что касается родных. Это лично мое мнение. Дословно не скажу , но близко если к тексту однажды когда Спаситель учил народ подошли к нему и сказали мол вон стоят Матерь твоя и братья. А он им ответил мол кто мать моя и братья? Показал на учеников и сказал мол вот матерь моя и братья мои.Это говорит Он не потому, чтобы стыдился Матери Своей, или отвергал родившую Его (если бы Он стыдился, то и не прошел бы сквозь утробу ее); но желал этим показать, что от того нет ей никакой пользы, если она не исполнит всего должного.....Итак, если бы он захотел отречься от Матери Своей, то отрекся бы от нее тогда, когда поносили Его иудеи. Напротив, Он так заботится о ней, что и на самом кресте препоручает ее возлюбленнейшему ученику и проявляет о ней великую заботливость. Но теперь Он не делает того из предусмотрительной любви к ней и братьям. Так как они думали о Нем как о простом человеке, и тщеславились, то Он исторгает этот недуг, не оскорбляя, впрочем, их, но исправляя. Но ты обращай внимание не на одни только слова, заключающие в себе легкий упрек, но и на неуместную смелость братьев, на которую они отважились, и на того, кто упрекал (это был не простой человек, но Единородный Сын Божий), и с каким намерением упрекал. Он не хотел оскорбить их, но избавить их от мучительной страсти, мало-помалу привести их к правильному о Себе понятию и убедить, что Он не Сын только Матери Своей, но и Господь.(И.Златоуст) Ну а так, мы с тобой вроде тогда определились про два пути, помнишь? Цель у нас одна, пути достижения - различны, чего тут спорить....

Глеб: Андрей, я и не говорю что он ее постыдился потому имеющему око и умеющему читать понятно что он имел ввиду, то есть исполняющий волю Пославшего его егму и мать и братья и вся родня. Разве не то он имел ввиду?

андрей: Глеб Андрей, я и не говорю что он ее постыдился потому имеющему око и умеющему читать понятно что он имел ввиду, то есть исполняющий волю Пославшего его егму и мать и братья и вся родня. Разве не то он имел ввиду?Это. Но это касается духовного плана и веры. Если например родители не солидарны с нами в вере (у меня мать солидарна), то мы обязаны, что касается тела помогать им во всем, а что касается веры - не идти ни на какие компромисы. Например когда умер мой брат, мы с матерью помогли во всем что касается погребения, но в панихиде с никонианским священником не учавствовали..... никто нас никак не укорял за это, т.к. прекрасно знали мою позицию и я ее спокойно объяснил.... на поминках - ел....(никаких молитв там не было)

Глеб: Надо также жить м́ирно и приходить к уч́ителям с добрым разсуждением и приносить им потрéбное. Иаков, брат Бóжий, повелевáет иметь мир и любовь не только с любящими нас, но и с нашими врагами (а не Бóжьими). А вот кто наши враги: если кто зарежет чьего- то сына или брата у него на глазах, то следует уступить ему и прост́ить его. А Бóжии враги - это июдéи и еретиќи, держащие неправую веру, и совращáющиеся в иновéрие, защищающие чужую веру и любящие двоевéрие: с таков́ыми никогда не иметь ни дрýжества, ни любви, пока они не отступят от этого, и тогда нужно с ним примир́иться о Христé. (из поучений Василия Великаго).

зина: Цитаты не Ваши не могу привести, поэтому 1. Глебу. Что это за осенение пищи с молитвой? Вопрос. Это попам староверов полагается осенять. А в новообрядчестве мы сами осеняли с этой молитвой. И довольны были очень. 2.Андрею- у меня никоновских несколько друзей , а также неверующие знакомых полно. Период мессионерства инаковерующих в МП РПЦ закончен с проигрышем небольшим для меня. А староверие не афиширую-не поймут и опасно подставлять наших без надобности. Кстати- перейдя в староверие я стала более терпимо и доброжелательная к др.концессиям и к неверам. У никонианства как то больше агрессивности и самомнения.!

андрей: зина А староверие не афиширую-не поймут Мы с супругой проафишировали, вот и отстали все. Кстати- перейдя в староверие я стала более терпимо и доброжелательная к др.концессиям и к неверам. Да и я нормально к людям отношусь, но если заходит разговор о вере, то говорю прямым текстом про нинонианскую веру, спорить никто не может, т.к. я начинаю цитировать правила, св. отец..... ну сами знаете , они зависают и уходят....., а так я же не против поговорить, они сами уходят я их не прогоняю....

Глеб: Отвечаю, от меня ближайший поп за 700 с лишним километров. Ждать когда приехать сподобится не резон. Поэтому я сам себе и чтец и певец и свещеносец и пономарь. Исповедываюсь Спасителю скитским покаянием и причащаюсь богоявленской водой.

САП: Глеб вы с Урала?

зина: Глеб, Вы такой самодостаточный- просто душка! главное не зазнавайтесь !!

Глеб: САП, с Урала. Андрей, я родственникам атеистам и никониянам могу помочь только своими молитвами . Заботится о их мирском благополучии не буду. Ну а родителей я давно пережил. Зина, я не гордый, но я ОЧЕНЬ люблю древлеправославие в себе и это придает силы. )))))

андрей: Глеб Андрей, я родственникам атеистам и никониянам могу помочь только своими молитвами . Заботится о их мирском благополучии не буду.Так и я не забочусь, если обратил внимание речь шла о похоронах моего брата, сына моей матери... ну а например когда умер отец, то деньги оставшиеся мы с матерью разделили как положено не обращая внимание на вероисповедание.... в общем у меня нет проблем в разграничении житейских вопросов и вопросов веры

Глеб: Маргарита Борисовна, вот специально для Вас - "«Возлюбленные, много раз я говорил вам о безбожных еретиках и теперь умоляю не объединяться с ними ни в пище, ни в питье, ни в дружбе, ни в любви, ибо поступающий так отчуждает себя от Христовой Церкви. Если кто-либо и проводит житие ангельское, но соединяется с еретиками узами дружбы или любви – он чужой для Владыки Христа. Как не можем мы насытиться любовью ко Христу, так и ненавистью к врагу Его не можем насытиться. Ибо Сам Он говорит: «Кто не со Мною, тот против Меня»» (Мф.12,30.)".

андрей: Глеб Маргарита Борисовна, вот специально для Вас Дай ка и я чего нибудь накропаю: Преподобный Ѳеодоръ Студитъ: «Не только невѣрныхъ еретиковъ, не только блудниковъ и прелюбодѣевъ и иныхъ, творящихъ подобныя непотребства, забираетъ подъ власть свою змій; но и тѣхъ, кои безразлично относятся ко всѣмъ такимъ и вступаютъ въ общеніе съ ними, такъ какъ вѣрно слово, что касаяся смолѣ очернится; и общаяйся гордому, точенъ ему будетъ (Сир. 13, 1). О таковыхъ бо подобаетъ плакать; о тѣхъ изъ нихъ, кто остались еще въ живыхъ, молиться, да дано имъ будетъ исторгнуться изъ сѣтей діавола; о себѣ же благодарить яко избралъ есть насъ Богъ во спасеніе во святыни Духа и вѣры истины (2 Сол. 2, 13), чтобы поработать Ему въ православной Вѣрѣ до настоящаго исповѣдничества, за которое, если совершимъ его непорочно и безукоризненно, да сподобитъ Онъ насъ небеснаго Царствія Своего Еретики въ отношеніи Вѣры оказались какъ бы на кораблѣ, который и потопленъ былъ совершенно; но что до иныхъ, которые если и не погрѣшили въ своемъ исповѣдованіи, сіи однако жъ такожде были потреблены вмѣстѣ съ иными своего ради общенія съ ересью Нынѣ, когда гонители не продолжаютъ гоненіе за Христа, намъ надлежитъ пророческаго послушаться слова: изыдите изъ среды ихъ и отлучитеся, глаголетъ Господь (Ис. 52, 11; 2 Кор. 6, 17). Если иные дѣйствуютъ въ семъ отношеніи, они сами за себя дадутъ Господу отвѣтъ въ день суда. Мнѣ же кажется, что идти вмѣстѣ съ ними есть то же, что безразличничать въ отношеніяхъ своихъ къ еретикамъ. Господь бо заповѣдуетъ не умолчать, когда вѣра въ опасности. Никто не можетъ сказать: «А я кто такой [чтобы говорить]? Священникъ ли я или правитель? Нѣтъ. Солдатъ ли? земледѣлецъ ли? Нѣтъ, я нищій человѣкъ, заботящійся только о хлѣбѣ насущномъ; не мое дѣло говорить, или заботиться объ этомъ». Увы! камни вопіютъ, а ты молчишь и остаешься безпечнымъ?!»



полная версия страницы