Форум » Полемики » О молитве » Ответить

О молитве

Александр В.: "А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него". [Мф 6:7-8] Где грань между молитвой как у язычников и молитвой, угодной Богу? Не являются ли наши многословные многочасовые молитвы тем, от чего Господь предупреждал, давая молитву "Отче наш" и обещая, что по ней будет услышано то, что нам надо, если молиться мы будем с чистым сердцем. Не являются ли наши конкретные молитвы "по случаю" выражением маловерия ("ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него"). Интересно, как и почему появились, прижились и возвелись в правило установившиеся многословные молитвы и почему недостаточно человеку, обращающемуся к Богу одной молитвы, которую дал сам Господь? Я действительно не знаю ответа на этот вопрос. Если это всем давно известно, не ругайтесь, а поделитесь, Христа ради, ссылкой.

Ответов - 27

ищущий: А Вы Евангелие с толкованием св.отец не пробовали читать? "Молясь", говорит Он, "не говорите лишнего, как язычники" творят (Матф. 6:7). Когда Христос говорил о милостыне, то устранял только вред, происходящий от тщеславия, а ничего более не предложил, например, не сказал, что милостыню должно творить от праведных трудов, а не из похищенного и собранного любостяжанием, потому что это было отлично известно всем, да и раньше Спаситель уже указал на это, когда именно ублажил алчущих правды. Говоря же о молитве, Он присовокупляет еще и то, чтобы не говорить лишнего. И как там Он осмеивает лицемеров, так здесь язычников, чтобы примером низких людей устыдить слушателя. Так как сравнение с отверженными людьми особенно опечаливает и уязвляет человека, то Спаситель этим и предостерегает своих слушателей от тщеславия и многоглаголания во время молитвы. А под многоглаголанием разумеем здесь пустословие, например, когда мы просим у Бога неприличного, как-то: власти, славы, победы над врагами, множества богатства, словом - совсем для нас бесполезного. "Ибо знает Отец ваш", говорит, "в чем имеете нужду" (Матф. 6:8.) И.Златоустый (том 7,кн.1)

Александр В.: Пробовал. Вот и спрашиваю, где грань. Пока не понимаю, почему три часа подряд молиться - это не многословие. То, что выделено жирным, скорее празднословие. И это толкование никак не объясняет наличие множества разных молитв на все случаи жизни при данной Богом одной молитве и убеждении, что ее от чистого сердца достаточно, так как Господь лучше нас знает то, что нам надо. Получается молитвой перед учением, перед едой, после учения, после еды и т.п. мы как бы объясняем Богу по какому поводу к нему обращаемся, показывая тем самым свое маловерие (как бы предполагаем, что Бог этих наших потребностей не знает?) Толкование на эти вопросы не отвечает.

Lev Grigorevich: Александр В. пишет: Пробовал. Вот и спрашиваю, где грань. Пока не понимаю, почему три часа подряд молиться - это не многословие. Молитву невозможно создать искусственно Он"даёт молитву молящемуся" Настоящая молитва,это когда ты становишся всем,а это возможно при потере своей индивидуальности Вот в этом и смысл длинных изнурительных молитв-что б ты потерял себя,самоосознание Чудесную "механику" этого события описал Лев.Толстой в сюжете романа "Анна Каренина",где граф Левин выходит на покос с мужиками Первый ряд, как заметил Левин, Тит шел особенно быстро, вероятно желая попытать барина, и ряд попался длинен. Следующие ряды были уже легче, но Левин все таки должен был напрягать все свои силы, чтобы не отставать от мужиков. Он ничего не думал, ничего не желал, кроме того, чтобы не отстать от мужиков и как можно лучше сработать. Он слышал только лязг кос и видел пред собой удалявшуюся прямую фигуру Тита, выгнутый полукруг прокоса, медленно и волнисто склоняющиеся травы и головки цветов около лезвия своей косы и впереди себя конец ряда, у которого наступит отдых. Не понимая, что это и откуда, в середине работы он вдруг испытал приятное ощущение холода по жарким вспотевшим плечам. Он взглянул на небо во время натачиванья косы. Набежала низкая, тяжелая туча, и шел крупный дождь. Одни мужски пошли к кафтанам и надели их; другие, точно так же как Левин, только радостно пожимали плечами под приятным освежением. Прошли еще и еще ряд. Проходили длинные, короткие, с хорошею, с дурною травой ряды. Левин потерял всякое сознание времени и решительно не знал, поздно или рано теперь. В его работе стала происходить теперь перемена, доставлявшая ему огромное наслаждение. В середине его работы на него находили минуты, во время которых он забывал то, что делал, ему становилось легко, и в эти же самые минуты ряд его выходил почти так же ровен и хорош, как и у Тита. Но только что он вспоминал о том, что он делает, и начинал стараться сделать лучше, тотчас же он испытывал всю тяжесть труда, и ряд выходил дурен.


mihail: Lev Grigorevich пишет: Чудесную "механику" этого события описал Лев.Толстой в сюжете романа "Анна Каренина",где граф Левин выходит на покос с мужиками Да, иногда вот накатит... и все само-собой идет... а начинашь думать, дык, простые слова забываются... как в детской пословице- начал думать- как же он дышит, забыл и задохнулси!

Lev Grigorevich: mihail пишет: Да, иногда вот накатит... и все само-собой идет... а начинашь думать, дык, простые слова забываются... как в детской пословице- начал думать- как же он дышит, забыл и задохнулси! ну да.Как то так) Как и у Б.Окуджава "...как он дышит -так и пишет не стараясь угодить..."

Александр В.: Михайло Собственно, и вернулись к началу темы mihail, это ощущение понятно, но нечто подобное достигают и благодаря медитации. Это, скорее, похоже на транс, а не на плоды сердечной молитвы. Мне, например, тут вспоминается молитва Исусова и постоянное ее повторение иноками. Вот это нечто другое. Молитва постоянная, но не многословная и не "языческая" в том смысле, что не мы перечисляем, чего хотим, а доверяем свое сердце Богу не конкретизируя наших пожеланий. Мне пока как-то так представляется сочетание "непрестанно молитесь" и "не уподобляйтесь многословным язычникам". Но я не претендую ни на что в своих изысканиях, поэтому интересуюсь опытом других.

mihail: Александр В. пишет: нечто подобное достигают и благодаря медитации. Это, скорее, похоже на транс, а не на плоды сердечной молитвы. Можно и так сказать, но я мел ввиду- кады само собой енто происходит... дышим же мы сами по себе, а не в трансе.

Михайло: Александр В. пишет: Михайло Собственно, и вернулись к началу темы Ага, повторение - мать ученья (с)

Ден: Lev Grigorevich пишет: уберите во вводе режим Т9,то а как на планшете Самсунг сие проделать? Михайло пишет: Ага, повторение - мать ученья (с а Ходжа Насреддин поговаривал "истина не тускнеет от повторения"

андрей: Александр В. Где грань между молитвой как у язычников и молитвой, угодной Богу? Сложный вопрос. Вот цитатка про неугодную молитву: ""Нет греха больше, как молиться без страха Божия, без внимания и благоговения. Кто молится или поет псалмы просто, как попало, с небрежностию и презорством, тот явно не знает, что такое есть Бог, не знает и небрежничает. Почему Бог, от Коего исходит и отпущение грехов, и всякое благо, хотел бы помиловать и его, но не может, а паче гневается. Лучше такому совсем не молиться, чем так молиться, то есть устами только. Душе не свойственно молиться устами, а умом, и тот, кто поет псалмы и молитвы творит, а ум его не заключает себя в молитву, которую он говорит, делает дело несообразное, почему подвигает на гнев Бога, Которому молится. Как ум видит и ум слышит, так надобно, чтобы ум же и молился посредством уст. Кто совсем не молится, тот не исполняет своего долга и остается должником Богу, но когда-нибудь он опомнится и может испросить себе отпущение долга у Бога, Коему должен. Тот же, кто молится кое-как, с небрежностию, подвигает на гнев Самого долгов решителя Бога, Коему молится, ибо таковый устами Богу молится, а ум с бесами ведет беседу. От кого же после сего ожидать ему милости?" (Пр. Симеон сл. 9) Тут воще Симеон новый богослов выше ставит тех, кто совсем не молится, чем тех, кто молится с небрежением.... Не являются ли наши многословные многочасовые молитвы тем, от чего Господь предупреждал,Наверно являются... , но не для всех... Интересно, как и почему появились, прижились и возвелись в правило установившиеся многословные молитвы Это больше к никонианам...это у них прет... всякие акафисты, молитвочки от всех и вся... у староверов поскромнее будет....

Александр_Емельянов: андрей пишет: Это больше к никонианам...это у них прет... всякие акафисты, молитвочки от всех и вся... у староверов поскромнее будет.... андрей не передёргивайте! Зачем вот, пророк Давыд столько псалмов написал? Многословие в молитве - это не никонианские акафисты. Тут другое.

андрей: Александр_Емельянов андрей не передёргивайте! Зачем вот, пророк Давыд столько псалмов написал?Не, ну вы как передернете скажите..... псалтырь - это святое, я его люблю Многословие в молитве - это не никонианские акафисты. Тут другое. Может быть. Просто я помню как в никонианстве все какие то "сильные" молитвы друг другу давали

Ден: андрей пишет: Тут воще Симеон новый богослов выше ставит тех, кто совсем не молится Я же говорил что немоляки--самое правильное согласие! андрей пишет: у староверов поскромнее будет.... 7-8 часов праздничной службы! Евгений пишет: Непросто и на 15 минут отвлечься от окружающего Чаще медитируйте! Александр_Емельянов пишет: Зачем вот, пророк Давыд столько псалмов написал ой, грехи его тяжки были, женщин любил весьма, детей плохо воспитал...

Евгений: Долгие молитвенные бдения - это и испытание, и тренировка внимания и сознания. Непросто и на 15 минут отвлечься от окружающего и всем сердцем обратиться к Творцу.

Lev Grigorevich: Настоящая молитва-это не движение,а состояние "Я И ОТЕЦ ОДНО,Я В ОТЦЕ И ОТЕЦ ВО МНЕ ВЫ ВОМНЕ И Я В ВАС"

Александр Гоголев: Многие Староверы понимают, что наши богослужения слишком долговременны и многословны. В соё время, при всеобщей малограмотности, отсутствии источников информации и т д., такое положение вещей, было, в какой то мере оправданным. Давно уже настало время для решения данной проблемы, но, сделать это будет не просто. Необходимы авторитетные, знающие богословы, единомыслие, ясная аргументация и единогласное решение настоящего, все представительного Освящённого Собора. Это не должно быть принуждением, а только убеждением в здравомыслии данного действа. Здесь, не должны ущемляться права, всех желающих служить по прежнему уставу.

ищущий: Александр Гоголев пишет: Давно уже настало время для решения данной проблемы Да-да,по-быстренькому так кратенько,как у никониан(а можно даже еще короче,шоб от поганых еретиков отличаться!)

Михайло: ищущий пишет: Да-да,по-быстренькому так кратенько,как у никониан(а можно даже еще короче,шоб от поганых еретиков отличаться!) И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. Мф.6:5-8

Евгений: Александр, в чем многословие молитв? Ведь не в сношениях же. Хоть каноны возьмите, хоть великую павечерницу. Многословие их - в образах, символах, идеях. Соответственно, и цель этих многочасовых бдений в сосредоточении разума на определенных направлениях и смыслах. Собственно прошений там очень мало. Исусову молитву полагается творить непрестанно всем христианам, а не лишь афонским никонианским инокам. И Исусова молитва, и многочасовые бдения суть разные средства аскезы, ведущие к одной цели.

Александр В.: Спасибо за ответы! В общем, я понимаю, что вы хотите сказать и не могу с этим не согласиться, но все же само разделение "перед обедом", "после обеда", "перед учением" и т.п. кажется странным: можно ведь перед каждым занятием молиться "Отче наш". Евгений, а афонские-то иноки почему никониане?!

андрей: Александр В. но все же само разделение "перед обедом", "после обеда", "перед учением" и т.п. кажется странным: можно ведь перед каждым занятием молиться "Отче наш". Можно, кто запретит? Можно вычитывать каноны перед причастием, а можно по лестовке Исусовой например

Павел Владимирович: Александр В. пишет: а афонские-то иноки почему никониане?! Вероятно потому, что одной ереси придерживаются, в одной конфессии состоят, одному б-гу молятся...

Евгений: Ужасный смартфон заменил "прошениях" на "сношениях", и не исправить. Извините...

Дмитрий Вячеславович: Евгений пишет: Ужасный смартфон заменил "прошениях" на "сношениях", и не исправить. Извините... Происки госдепа, не иначе!

Lev Grigorevich: Евгений пишет: Ужасный смартфон заменил "прошениях" на "сношениях" )) уберите во вводе режим Т9,то бишь режим автоматического подбора слов...

Евгений: Павел, верно. И, как предание гласит, с сожжения этими монахами русских богослужебных книг начались движения Никона.

Дмитрий Вячеславович: А еще они поколотили инока серба-афонита, священноинока, за то, что тот использовал Московские служебники и двуперстно крестился и благословлял такожде.



полная версия страницы