Форум » Полемики » О крестном знамении » Ответить

О крестном знамении

Большой дым: Может уже обсуждалось, но не нашёл. Стоглав О КРЕСТЯЩИХСЯ НЕ ПО ЧИНУ. ГЛАВА 32: "А тако есть право креститится. Первое положити руку на челе своем, потом на персех, таже на правом плече, потом на левом, то есть истинное воображение крестному знамению, аще кто право крещает лице свое сим знамением, той никогда же не убоится дьявола ни злаго супостата и от бога мзду приимет за то, аще кто и единова прекрестит лице свое и по истине право крестится." Хочу обратить внимание на слова "на персех" т.е. на грудь. Откуда взялось, что на пуп персты после чела полагать нужно? Желательно приведите источники, если таковые имеются.

Ответов - 79, стр: 1 2 All

САП: Ден что за историки? Первое упоминание о щепоти у греков во второй половине 16-го века у Арсения студита.

Ден: Каптерев утверждает Эта перемена у греков перстосложения в крестном знамении - из двоеперстия в троеперстие произошла, как можно думать, в конце XII века и продолжалась до конца XIII-го, когда оно у них сделалось наконец господствующим, обстоятельство для нас в высшей степени важное. САП пишет: Первое упоминание о щепоти у греков ты исходишь из анализа греческих источников или из тех что с греческого переведены на ЦСЯ?

САП: Ден из любых достоверных, до второй половины 16-го века таковых не обрёл.


Ден: САП пишет: из любых достоверных так ты владеешь греческим?!

Дедушко: Ден пишет: так ты владеешь греческим?! Ты уж уточни каким, так как современный греческий очень сильно отличается от старогреческого.

Ден: Дедушко пишет: Ты уж уточни каким, так как современный греческий очень сильно отличается от старогреческого. раз он изучил все греческие источники за 16 столетий на основании чего сделал свой вывод, то подозреваю что он владеет всеми видами рекомаго языка и вообще живёт всю жизнь в Греции где всё время проводит в едином архиве всех греческих(включая болгарские и сербские и албанские) патриархий разбирая книги и прочие архивные материалы на достоверные и не очень. Ну и по перенятой от Игоря Кузьмина традиции--достоверными считаются те, которые отвечают принятой парадигме, а недостоверные все остальные.

САП: Ден греков эта тема не волнует, она интересна только русским в связи с расколом, русские историки и копали эту тему, штудируя греческие источники и похоже ни чего более древнего чем Арсений студит не накопали

Ден: САП пишет: и похоже лжет Каптерев? Вот видишь, не владеем сами языками и приходится верить тем, кто пишет то, что нам ближе по духу, а остальных--отметать . Диалектика, туды её в качель!!

Ден: *PRIVAT*

андрей: Ден А чего означает этот смайлик? Вот давно на форуме, а так и не понял.....

Павел Владимирович: андрей, вероятно - что-то пишут в личку.

Ден: андрей пишет: а так и не понял..... тю-ю-юю!(порицательно)

САП: Ден не то, что лжет, предполагает, а источников не приводит. Когда источников нет ни остается ни чего кроме как гадать. Петр Дамаскин в 12в. учит о двупестии, стало быть щепоть позже появилась, а первое упоминание о ней в середине 16в. у Арсения студита. На Руси вопрос о двуперстии поднялся на Стоглаве в середине 16в., видимо как реакция на изменения некими традиционного перстосложения.

mihail: САП пишет: о ней в середине 16в. у Арсения студита. Первый официальный документ- специальное сочинение папы Иннокентия ІІІ (1160/1161—1216; папа с 1198 г.): «Креститься следует тремя перстами, ибо это делается с призыванием Троицы, о которой пророк говорит: “Кто держит тягу земную тремя перстами?” [Ис. XL, 12]24. Надлежит совершать движение сверху вниз и справа налево, ибо Христос сошел с неба на землю и пришел от иудеев к язычникам. Некоторые, однако, крестятся слева направо, ибо мы должны перейти от нищеты к славе, подобно тому как Христос перешел от смерти к жизни и из ада в рай [ср.: Еф. ІV, 8—10], — но в первую очередь [они поступают так] для того, чтобы крестить себя и других одним и тем же образом: ведь получается, что когда мы осеняем крестом других, мы чертим крест слева направо. Однако по внимательном размышлении ясно , что на самом деле мы чертим крест так же и на других справа на лево , ибо когда мы их крестим, они обращены к нам не спиной , но лицом» («De sacro altaris misterio», II, 45) http://mu-pankratov.livejournal.com/314235.html

САП: mihail там все таки не о щепоти идёт речь, а об латинском благословении, когда три пальца не смыкались в щепоть, смыкались указательный и средний, а большой был оттопырен. По сути это редуцированное двуперстие.

Павел Владимирович: САП пишет: Петр Дамаскин в 12в. учит Исходя принципов прецедентного права, можно предположить, что раз в XII веке зашел такой разговор, то единого образца, так сказать, единого правила не было, ибо зачем бы тогда было учить об этом, коли все знаменовались единообразно?

САП: Павел Владимирович вот буквальная цитата: Петр Дамаскин: «Вся рука, - говорит Петр, - означает единую Ипостась Христа, а два перста - два естества Его».

САП: Вот еще до кучи: "Пидалион", стр. 229, изд. 1888г. толкование на 91 правило Василия Великого: "Древние христиане иначе слагали персты для изображения на себе креста, чем нынешние, то есть изображали его на себе двумя перстами, средним и указательным, как говорит Петр Дамаскин." Миссионерский журнал "Братское слово", кн. 4, стр. 624. изд. 1875г.: "В 1666 г., 15 мая греческий митрополит Афанасий Иконийский в Москве на допросе заявил, что в настоящее время греки крестятся тремя перстами, а в старину, у них, у греков крестились двумя перстами". Прение Панагиота с латинами (13в.):"Во дни Палеолога Михаила царя рече Никифор: Слышите, латини, есть у вас седьмдесят и три ереси. И рекоша богомерзския латыня: Скажи нам ереси нашя. И рече им Никифор: Слышите, окаяннии еретицы, да скажу вам почему не зовете первое, Пресвятая Богородица Богородицею, но именуете Ея Святая Мариа, ставите Ю со святыми женами в единство, а мы истиннии християне Матерь Избавителя нашего Богородицу прославляем, яко роди нам Творца, Царя небу и земли и всем сущим, яже суть на ней; и почему НЕ ЯКОЖЕ МЫ КРЕСТИМСЯ, ПРООБРАЖАЮЩЕ ИСТИННАГО КРЕСТА ДВЕМА ПЕРСТЫ НА ГЛАВЕ И НА СЕРДЦЫ, И НА ПРАВОМ ПЛЕЧЕ И НА ЛЕВОМ в силу его облачимся."

Павел Владимирович: Так, Серег, разве ж я спорю или оправдываю щепотников? Просто, раз в XII веке Петр Дамаскин задался этим вопросом и обратился с ним к пастве, следовательно, были распространены и другие виды знамения. К тому же уже произошел раскол на Восточную и Западную, а латыны, как известно, иначе знаменуются.

САП: Павел Владимирович латиняне стали иной смысл вкладывать в крестное знамение, но по виду оно мало отличалось от православного. Греческая щепоть так же является редуцированием древнего двуперстия, с вложением нового смысла (латинского).

САП: Вот латинское: Эта форма, называемая Маno Pantem, символизирует Троицу.

Ден: САП пишет: Вот латинское: дык эти еретики ещё и левой рукой творят крестное знамение, а правой палку держат?!

САП: Ден походу фотка отзеркалена

Александр Гоголев: В Старообрядческом мире, двуперстие, - это уже аксиома. Здесь всё однозначно! Но, находясь среди не сведущих, упоминать сие, необходимо постоянно.

Дедушко: Польский президент Анджей Дуда.

Ден: САП пишет: походу фотка отзеркалена ага, а книгу и красивый посох продал за то время что плёнку проявляли... вот они, еретики! Дедушко пишет: Дуда. даже не буду комментировать, но масоны наши повсюду!

андрей: Ден наши повсюду! Это точно! Староверы везде!!!!!

mihail: Даааа, разныя значения бывают...

Алексей: {...документ- специальное сочинение папы Иннокентия ІІІ (1160/1161—1216; папа с 1198 г.): «Креститься следует...} mihail, разве нет документа, свидетельствующего о трёхперстии от папы Формозы?

САП: Алексей пишет: разве нет документа, свидетельствующего о трёхперстии от папы Формозы? Нет ни одного изображения, что латиняне сводили три перста в щепоть.

mihail: САП пишет: Нет ни одного изображения, что латиняне сводили три перста в щепоть. две скульптуры из Базельского собора (1240-е гг.) http://mu-pankratov.livejournal.com/176706.html

САП: mihail ты всерьез считаешь, что это изображение как искуситель знаменуется?

mihail: САП пишет: что это изображение как искуситель знаменуется? Искусствоведы трактуют так- Искуситель - косит под праведника и указует Деве (Человечество) благочестивый знак... Дева верит и раздевается.

Ден: mihail пишет: Дева верит и раздевается. а мне кажется искуситель , типа, купюрами пошуршал... ну или монеткой в поиграл в пальцах, мол, я не за даром...

Дедушко: mihail пишет: Искусствоведы трактуют так Эти люди из отдела научной фантастики, все может быть не так как они толкуют с колокольни своей буйной фантазии.

mihail: Алексей пишет: mihail, разве нет документа, свидетельствующего о трёхперстии от папы Формозы? Должен быть... есть только приговор "Трупного синода" , там указано за что... нужно в библиОтику Ватикана записаться.

Алексей: На просторах интернета гуляет такая информация, цитата: {Впервые троеперстие упоминается в западной неразделенной церкви. Римский папа Лев четвертый (847 – 855гг.) говорит «Чашу знаменуйте правильным крестом, сжавши два пальца и большой внутрь загнувши, которыми Троица изображается».} Почему-то считается, что трёхперстие пошло от папы Формозы. Но Лев 4 был папой ранее Формозы.

САП: Алексей пишет: Римский папа Лев четвертый (847 – 855гг.) говорит «Чашу знаменуйте правильным крестом, сжавши два пальца и большой внутрь загнувши, которыми Троица изображается».} Почему-то считается, что трёхперстие пошло от папы Формозы. Но Лев 4 был папой ранее Формозы. Вас ввели в заблуждение: У Льва IV, папы Римского, есть такое наставление касательно благословения св. даров: «чашу и хлеб знаменуйте правильным крестом, т. е. не вокруг и кое-как перстами, как делают многие, но, разогнув два пальца и большой внутрь сложивши, через которые означается Троица, правильно старайтесь изображать сие знамение, ибо не иначе можете благословлять что-либо». http://www.blagogon.ru/digest/174/ Это как на печати патриарха Филарета 1628г.: Но с новым смыслом, что сие знаменует Троицу. Формоз же благословлял уже прямо тремя простертыми перстами, которые ему и отсекли.

Алексей: Меня интересует происхождение трёхперстия в хронологическом порядке. Итак, кто автор, изобревший трёхперстие? В каком письменном источнике сообщается об этом?



полная версия страницы