Форум » Полемики » Были ли "жидовствующие" - жидовствующими? Или борьба с ними - это еще больший поворот к Западу? » Ответить

Были ли "жидовствующие" - жидовствующими? Или борьба с ними - это еще больший поворот к Западу?

eptunay: (можыт это была клевета масковских криптоуниатов на православных?) В окружении Ивана III противоборствовали две партии. Одна поддерживала царского внука Дмитрия Ивановича и его мать Елену Волошанку, дочь молдавского правителя Стефана III, другая - второго сына Ивана III, будущего царя Василия III и его мать Софью Палеолог(униатку). Федор Курицын примыкал к первой группе наряду с князьями Иваном Патрикеевым и Семеном Ивановичем Ряполовским. Нет надобности припоминать внешнюю историю "жидовской ереси" и стараться восстановить еретическую "систему" в целом. Всего вернее, что еретического сообщества и вообще не было. Были известные настроения, именно "шатание умов", вольнодумство... Исторический смысл "жидовского" движения станет яснее, если его сопоставим с другими обстоятельствами тогдашней Новгородской жизни. Прежде всего, можно догадываться, что Новгородские "еретики" стояли, по-видимому, на Московской точке зрения, почему Иван III и вывел "душевредных протопопов" на первые места в Кремлевских соборах. Покровительство и поддержку еретики находили именно в Москве. А в Новгороде в это время производилась большая и очень важная богословская работа, - составление и обработка первого полного славянского библейского свода. И вот неожиданным образом эта работа оказывается в латинских руках. Общее смотрение и руководство официально принадлежало владычнему архидиакону Герасиму Поповке. Но в действительности решающее влияние имел некий доминиканец Вениамин (м.б., прибыл из Кракова или Праги), "презвитер, паче же мних обители святого Домника, именем Вениямин, родом словенин, а верою латынянин". Вряд ли этот Вениамин оказался в Новгороде случайно. Есть основание предполагать, что он был и не одинок. Уже при Евфимии архиепископе (1430-1458) в Новгороде собирались иноземцы, - "от странных же или от чуждых стран приходящих всех любовию приимаше, всех упокоиваше" (Пахомий). Во всяком случае, при Геннадии мы наблюдаем в Новгороде целое движение латинского стиля. По-видимому, Вениамин имел с собой готовые библейские тексты (влияние хорватского глаголита чувствуется в языке). Ни к греческим рукописям, ни даже к греческим изданиям в Новгороде не обращались. Не были в достаточной мере использованы и вполне доступные славянские материалы (из богослужебных книг). Зато очень чувствуется влияние Вульгаты. Иные книги и вообще просто переведены с латыни: Паралипоменон, 3 Ездры, Премудрость, 1 и 2 Маккавейские. Вводные статьи взяты из немецкой Библии, изд. 1500 г. В свод включены и второ-канонические книги, тоже по латинскому примеру. "Пестрый хитон, сшитый из разнообразных лоскутьев и заплат", характеризует Геннадиевскую Библию современный ее исследователь, И.И. Евсеев, - и с недоумением говорит о неком "невидимом сближении" с латинством ("сдвиг славянской Библии с греческого русла в латинское"), о "весьма сгущенной латинянской атмосфере" вокруг Геннадия, даже о прямом "проявлении воинствующего латинянского духа в русской церковной жизни"... "В Архиепископском дому" при Геннадии вообще много переводят с латинского. Очевидно, для справок во время работы над новым богослужебным Уставом была переведена (по крайней мере, в извлечении) знаменитая книга Дурантия, Rationale divinorum officiorum (по языку в переводчике приходится угадывать иностранца, не был ли это тот же Вениамин?). Для спора с "жидовствующими" по поручению Геннадие известный Герасимов переводит снова с латинского книги знаменитого Николая Де-Лира и Самуила Евреина "на богоотметных жидов". К тому же времени относится очень характерное "Слово кратко противу тех, иже в вещи священные, подвижные и неподвижные, сборные церкви вступаются", - слово в защиту церковных имуществ и о полной независимости духовного чина, который имеет при том право действовать и "помощию плечий мирских" (т.е. brachium saeculare). Это, несомненно, перевод с латинского. Очень интересно проникновение латинских настроений в обработку житийных и назидательных сочинений. В этом отношении характерен особый извод известной повести о Варлааме и Иоасафе в Макариевских Минеях, - здесь чувствуется очень острая тенденция показать превосходство духовной власти над мирской; напротив, смягченно все, что в обычной редакции говорится о ничтожестве благ земных. Оба эти памятника относятся как раз к тому времени, когда вспыхнул спор о церковных имуществах и о соотношении властей, и "осифляне" были недовольны попустительством великого князя. Геннадий и Иосиф обратились в самооправдание к латинским источникам. Нужно еще отметить: когда в борьбе с "жидовствующими" Геннадию понадобилась новая пасхалия (или "миротворный круг"), он выписывает и получает ее из Рима... Вряд ли все это только случайные совпадения. И остается напомнить еще раз об острой постановке вопроса о градской казни еретиков со ссылкой на "спанского короля", о котором цесарский посол рассказывал, как он "свою очистил землю". Когда-то Ор. Миллер так отозвался: "по внутреннему смыслу, по духу, собор на еретиков в Москве при Иосифе Волоцком был вторым Флорентийским собором". Это, конечно, слишком резко и сильно сказано, и очень неточно. Но в известной мере Миллер был прав: "латинское становилось нам тогда ближе греческаго". И в знаменитом споре осифлян и заволжцев мы в сущности наблюдаем, между прочим, это столкновение нового и старого, латинского и греческого...

Ответов - 52, стр: 1 2 All

Павел Владимирович: Ден,а ты не анализировал причины?Они просты,как 2х2 - на протяжении 70 лет христьянство было де-факто под запретом,плюс комсомол,коммунизм, пионерия, октябрятство, насмешки в сторону носителей креста, научный атеизм,марксистская диалектика,материализм и прочая антихртстова красная блевотина, коей кормили паству свою жрецы красного дьявола.Вот и результат

Федька: А вот были благодатные времена когда анчихрист не царствовал, а всегда была тишь да гладь да Божья благодать

САП: Тогда в християнском царстве сплошь все от царя до последнего нищего, словом все исповедовали истинно православную веру и желающие спасения пользовались поддержкой государя, архипастырей и умудренных богопознанием игуменов


Федька: САП пишет: словом все Ага, словом, а делом ...

Konstantin: И великим государевым делом! А будет кто царьского величества недругу город здаст изменою, или кто царьского величества в городы примет из и(ы)ных государьств зарубежных людей для измены же, а сыщется про то допряма, и таких изменников казнити смертию же. 4. А будет кто умышлением и изменою город зазжжет, или дворы, и в то время, или после того зажигальщик изыман будет, и сыщется про то его воровство допряма, и его самого зжечь безо всякого милосердия. 5. А поместья и вотчины и животы изменничьи взяти на государя. 6. А жены будет и дети таких изменников про ту их измену ведали, и их по тому же казнити смертию.

Ден: Федька пишет: А вот были благодатные времена когда анчихрист не царствовал, а всегда была тишь да гладь да Божья благодать да неужто такое возможно?! САП пишет: Тогда в християнском царстве сплошь все от царя до последнего нищего, словом все исповедовали истинно православную веру и желающие спасения пользовались поддержкой государя, архипастырей и умудренных богопознанием игуменов Точно сказано! Перепиши слова! Кстати, а может есть места где анчихрист не воцарился? например в Антарктиде? Или в Новой Зеландии? Konstantin пишет: 5. А поместья и вотчины и животы изменничьи взяти на государя Я уже вижу что измена кругом... просто повсюду!!! Особенно на Рублёвке, Новой Риге и на южном берегу Кипра! Кто со мной восстанавливать справедливость?!

САП: Ден да, природа Божье творение, антихрист царствует над людьми.

Ден: САП пишет: антихрист царствует над людьми. т.е. где нет людей, там нет и царства антихриста? А давай всех лишних перестреляем! И им хорошо, не успеют ещё нагрешить и нам хорошо, антихриста без царства оставили

Федька: Ден пишет: А давай всех лишних перестреляем! И им хорошо, не успеют ещё нагрешить и нам хорошо, антихриста без царства оставили Таки к этому и стремились наиправославнейшие ампираторы! Но по своему неизъяснимому человеколюбию и мягкосердечию, ограничивались выкалыванием глаз и отрезанием яиц! И лишь иногда жарением во фритюре и запеканием в духовке. Аллилуия!

Ден: Павел Владимирович пишет: на протяжении 70 лет не надо грязи! В 1943 открыли все церкви! открыли семинарии, академии, дали бронь попам от армии, а принудительные закрытия начались при Хрущеве в самом начале 60-х . Но пусть победит иная правда и с 17 года не было свободы отправления культа. В 91 дали свободу, как ей воспользовались и священники и миряне? Что стало с отношениями в обществе?! Куда делось элементарное уважение к старшим? Как мы с Федькой заметили что место в метро уступают только дикие урюки вчера прибывшие с гор, а окультурившиеся уже не уступают. Если народ что-то принял всей душой, то 70 лет весьма слабых гонений не разрушат духовность и традиции. Я в институте учился на вечернем с одним баптистом, он москвич, никогда не был пионером, комсомольцем, никто ему никогда не мешал отправлять их религиозные обряды, родители были из самых простых рабочих. Понятно что начальник или гос служащий не могли быть активными прихожанами, но каждый ведь волен выбрать карьеру или церковь. Даже странников безпаспортных не повывели! Куда коммунякам было до правительствующего синода с насильным причащением и отрубанием рук.

Павел Владимирович: Ден пишет: 70 лет весьма слабых гонений не разрушат духовность и традиции Что значит "весьма слабых гонений"? Т.е. запрет на веру - это слабые гонения? Никонам XVII-XIX веков и не снилось такие атеистические (!) агитация и пропаганда. И что с того, что в 43-м году чего-то там позволили, если до того выросло как минимум одно поколение безбожников? Потом полтора десятка лет никониянской типа свободы... И вновь - гонения. Причем сажали и в период "свободы" поголовно не-сергиян. Особливо - тех, кто стоял в открытой конфронтации с господствующей "церковью". И какая вера могла бы быть, когда сергиянские попы - внештатники КГБ, о чем если и не знают, то догадываются едва ли не все (окромя колхозников, но на то они и колхозники)... А потом поперло - секты всякие, типа "Белого Братства", восточная экзотика, баптисты, пятидесятники, неохлысты псевдоправославные, сейчас вон - педерастия сергиянская... Вот среди баптистов да староверов еще какая-то вера теплилась. Остальное...

САП: Патронов на всех не хватит.



полная версия страницы