Форум » Полемики » Были ли "жидовствующие" - жидовствующими? Или борьба с ними - это еще больший поворот к Западу? » Ответить

Были ли "жидовствующие" - жидовствующими? Или борьба с ними - это еще больший поворот к Западу?

eptunay: (можыт это была клевета масковских криптоуниатов на православных?) В окружении Ивана III противоборствовали две партии. Одна поддерживала царского внука Дмитрия Ивановича и его мать Елену Волошанку, дочь молдавского правителя Стефана III, другая - второго сына Ивана III, будущего царя Василия III и его мать Софью Палеолог(униатку). Федор Курицын примыкал к первой группе наряду с князьями Иваном Патрикеевым и Семеном Ивановичем Ряполовским. Нет надобности припоминать внешнюю историю "жидовской ереси" и стараться восстановить еретическую "систему" в целом. Всего вернее, что еретического сообщества и вообще не было. Были известные настроения, именно "шатание умов", вольнодумство... Исторический смысл "жидовского" движения станет яснее, если его сопоставим с другими обстоятельствами тогдашней Новгородской жизни. Прежде всего, можно догадываться, что Новгородские "еретики" стояли, по-видимому, на Московской точке зрения, почему Иван III и вывел "душевредных протопопов" на первые места в Кремлевских соборах. Покровительство и поддержку еретики находили именно в Москве. А в Новгороде в это время производилась большая и очень важная богословская работа, - составление и обработка первого полного славянского библейского свода. И вот неожиданным образом эта работа оказывается в латинских руках. Общее смотрение и руководство официально принадлежало владычнему архидиакону Герасиму Поповке. Но в действительности решающее влияние имел некий доминиканец Вениамин (м.б., прибыл из Кракова или Праги), "презвитер, паче же мних обители святого Домника, именем Вениямин, родом словенин, а верою латынянин". Вряд ли этот Вениамин оказался в Новгороде случайно. Есть основание предполагать, что он был и не одинок. Уже при Евфимии архиепископе (1430-1458) в Новгороде собирались иноземцы, - "от странных же или от чуждых стран приходящих всех любовию приимаше, всех упокоиваше" (Пахомий). Во всяком случае, при Геннадии мы наблюдаем в Новгороде целое движение латинского стиля. По-видимому, Вениамин имел с собой готовые библейские тексты (влияние хорватского глаголита чувствуется в языке). Ни к греческим рукописям, ни даже к греческим изданиям в Новгороде не обращались. Не были в достаточной мере использованы и вполне доступные славянские материалы (из богослужебных книг). Зато очень чувствуется влияние Вульгаты. Иные книги и вообще просто переведены с латыни: Паралипоменон, 3 Ездры, Премудрость, 1 и 2 Маккавейские. Вводные статьи взяты из немецкой Библии, изд. 1500 г. В свод включены и второ-канонические книги, тоже по латинскому примеру. "Пестрый хитон, сшитый из разнообразных лоскутьев и заплат", характеризует Геннадиевскую Библию современный ее исследователь, И.И. Евсеев, - и с недоумением говорит о неком "невидимом сближении" с латинством ("сдвиг славянской Библии с греческого русла в латинское"), о "весьма сгущенной латинянской атмосфере" вокруг Геннадия, даже о прямом "проявлении воинствующего латинянского духа в русской церковной жизни"... "В Архиепископском дому" при Геннадии вообще много переводят с латинского. Очевидно, для справок во время работы над новым богослужебным Уставом была переведена (по крайней мере, в извлечении) знаменитая книга Дурантия, Rationale divinorum officiorum (по языку в переводчике приходится угадывать иностранца, не был ли это тот же Вениамин?). Для спора с "жидовствующими" по поручению Геннадие известный Герасимов переводит снова с латинского книги знаменитого Николая Де-Лира и Самуила Евреина "на богоотметных жидов". К тому же времени относится очень характерное "Слово кратко противу тех, иже в вещи священные, подвижные и неподвижные, сборные церкви вступаются", - слово в защиту церковных имуществ и о полной независимости духовного чина, который имеет при том право действовать и "помощию плечий мирских" (т.е. brachium saeculare). Это, несомненно, перевод с латинского. Очень интересно проникновение латинских настроений в обработку житийных и назидательных сочинений. В этом отношении характерен особый извод известной повести о Варлааме и Иоасафе в Макариевских Минеях, - здесь чувствуется очень острая тенденция показать превосходство духовной власти над мирской; напротив, смягченно все, что в обычной редакции говорится о ничтожестве благ земных. Оба эти памятника относятся как раз к тому времени, когда вспыхнул спор о церковных имуществах и о соотношении властей, и "осифляне" были недовольны попустительством великого князя. Геннадий и Иосиф обратились в самооправдание к латинским источникам. Нужно еще отметить: когда в борьбе с "жидовствующими" Геннадию понадобилась новая пасхалия (или "миротворный круг"), он выписывает и получает ее из Рима... Вряд ли все это только случайные совпадения. И остается напомнить еще раз об острой постановке вопроса о градской казни еретиков со ссылкой на "спанского короля", о котором цесарский посол рассказывал, как он "свою очистил землю". Когда-то Ор. Миллер так отозвался: "по внутреннему смыслу, по духу, собор на еретиков в Москве при Иосифе Волоцком был вторым Флорентийским собором". Это, конечно, слишком резко и сильно сказано, и очень неточно. Но в известной мере Миллер был прав: "латинское становилось нам тогда ближе греческаго". И в знаменитом споре осифлян и заволжцев мы в сущности наблюдаем, между прочим, это столкновение нового и старого, латинского и греческого...

Ответов - 52, стр: 1 2 All

САП: Игорь Кузьмин рассказывал, что по новейшим исследованиям жидовствующии были строго говоря не иудеями, а плотскими еретиками, древние часто тех кто мыслит плотски называли жидовствующии в противность христианам, которые истолковывают плотской ВЗ духовно. А относительно генадиевской Библии, то в то время на Руси не было знатоков греческого, с Византией связь была прервана.

eptunay: а Софья ведь униатка ?

eptunay: а муж ее униат ?


Павел Владимирович: eptunay пишет: а муж ее униат Ёпстунай, сам же выше указывал, что мужем ее был Царь Василий Третий. Какой же он уният, когда Царь Православный?!

eptunay: можыт быть криптоуниат ?!

САП: Судя по всему была латынянкой крещеной в православии.

Д.Александров: ыла проблеме новой Пасхалии после 7000 года. "Жидовствуюжие" пользовались "Шестокрылом" (астрномическими таблицами) для расчёта весеннего равноденствия и весеннх полнолуний. Пасхалию составлять планировалию В общем история с "жидоаством" - бред. "история", написанная победителями.

Ден: Д.Александров пишет: В общем история с "жидоаством" - бред. "история", написанная победителями. Расскажите нам подлинную!

Павел Владимирович: Господа администраторы, если клоун какой-то написал в шутовском угаре своем на епстунайком наречии, а тема сама не дурна, то не стоит ли заглавие нормально исправить?

Cocpucm: Исправил орфографические ошибки в названии темы

Konstantin: Гадание на кофейной гуще. От тех жидовствующих ничего не осталось. Да и особо повлиять на "умы простых россиян" они не могли, бо Библия в нашем современном понимании видимо на Руси не особо практиковалась "в свободном обращении", тем паче в век допечатной литературы - сиречь рукописной.

САП: Konstantin кой чего осталось конечно, по этим источникам историки и пытаются реконструировать картину. А вместо Библии была в хождении Палея Толковая (пересказ Библии с толкованиями).

Д_Алексеев: Ден пишет: Расскажите нам подлинную! Подлинную уже никто не расскажет, а обвинения через край притянуты за уши.

eptunay: ВЕРТАЙ ВЗАД ! (-ЖЫ)

Konstantin: САП - как то задумался - а что читали православные, какие книги были в обиходе в массе. Не в отдельных библиотеках, собраниях и тп - а именно в массе народа. Смотрел писцовые по казанскому уезду, там нашлось некоторое количество списков литературы, которые были в той или иной церкви, это писцовые конца 16 века. Вот приведу пример по составу библиотеки одной из церквей в г.Лаишеве А государева прикладу в церкви Успеня Пречистые: образ «Успеня Пречистые» местнои на золоте; Евангелие тетр; Апостол; Апракос; Псалтыр с следованем; Шестодневец; Вот и все. То есть Псалтирь и Евангелие тетр - вот основа христианства на Руси, прежде всего.

САП: Konstantin понятное дело, что подавляющее число книг были те по которым правили службу, но были же в ходу и учительные книги. А так, грамотей мог и по богослужебным получить представления о тексте ВЗ.

Федька: САП пишет: так, грамотей мог И много грамотеев было?

САП: Федька судя по берестяным грамотам и графити на штукатурке храмов - не мало

Федька: САП пишет: судя по берестяным грамотам и графити на штукатурке храмов - не мало Дружище, так эти прелести обретались тлько в вечевом Новгороде, да в Пскове, где Орден присутствовал, пока его св. Александр Невский не "освободил" с татарской помощью.

Ден: Konstantin пишет: какие книги были в обиходе в массе в массе --никаких. Вот в приходе были, ежели поп умел читать, то ими пользовался, ежели нет, то служил по выученному с детства. А смерд читать не умел, сие ему не нужно ибо от многия знания хуже барщина работается. Мысли в голову лезут... а оно надоть?! Помнишь у поэта 19 век--"ни огня ни черной хаты, снег и снег навстречу мне" какое чтение в хате топящейся по черному? где и скотина и свинина за занавесочкой обитают вместе со смердами.

Konstantin: Ден пишет: в массе --никаких. не так однозначно. Во первых везде в приходах есть книги - правда набор джентельменский - как я писал. Судить могу конечно по Казани и уезду на конец 16 века. Так что совсем в темноту загонять не надо. Во вторых исследователи отмечают высокий уровень грамотности среди староверов. Это тоже факт. В третьих даже среди сектатров грамотность была в ходу, покрайней мере к концу 19 века

Федька: Konstantin пишет: исследователи отмечают высокий уровень грамотности среди староверов. Таки староверы были уже до раскола? А какого толка?

САП: Недавно нашли и в Москве А графити вообще много где.

Ден: САП пишет: А графити вообще много где. На стенах рейхстага

Konstantin: Вот описание текста московской берестяной грамоты №3. Наши духовные скрепы. Грамота датируется концом XIV века. Написана двумя почерками, причём первому писцу принадлежат лишь две с половиной строки в начале. Содержание грамоты — опись богатого имущества некого Турабия (имя татарского происхождения). В него входят перечисленные поимённо работники и другие зависимые от феодала люди, большое количество лошадей — перечислено несколько различных категорий коней, их мастей и достоинств, а также другие животные, различного рода утварь. Имущество Турабия (26 лошадей) неназванный автор «даёт» в присутствии знатного крещёного татарина Елбуги (предка дворянского рода Мячковых), ильинского игумена Фёдора (грамота содержит первое упоминание московского Ильинского монастыря), а также ряда других свидетелей. Содержит также написанную сверху вниз по отношению к основному тексту приписку (предположительно - отчёт управляющего Турабия о передаче некоторых предметов имущества). В лингвистическом отношении интересно употребление двѣ коровы — как в современном языке, вместо древнего двѣ коровѣ; очень широкое употребление числовых форм на -еро вроде двоенадцатеро '12', дватцатеро и шестеро '26', некоторые элементы бытовой лексики. Интересно присутствие тюркских имён собственных (Турабий, Елбуга, Баирам, Ахмед).

Konstantin: Вот оно лицо Москвы - Турабий, Елбуга, Баирам, Ахмед. Ну и кто понаехал???

Федька: Konstantin пишет: Ну и кто понаехал??? Те то ассимилировались. А вот после, в качестве дворников, потом старьевщиков, после носильщиков на Казанском, затем Ярославском вокзалах ...

Konstantin: ну да ассимилировались в высшие эшелоны власти и кауказ ассимилируется туда же

Федька: Konstantin пишет: ассимилировались в высшие эшелоны власти и кауказ ассимилируется туда же Таки нет. Те татары которые ассимилировались давно русские, ассемиляция может быть только "горизонтальной", а вот кауказ ассимилироватся не желает и не будет, он готов сам ассемилировать или просто воспользоватся простым кукушачьим инкстинтом.

Ден: Konstantin пишет: Вот оно лицо Москвы - Турабий, Елбуга, Баирам, Ахмед. всё повторяется только сейчас в виде фарса. Федька пишет: а вот кауказ ассимилироватся не желает и не будет нет, кто более-менее пассионарен бегут оотуда, от тамошнего насильно вносимого ислама, от вмешательства самозваных мулл и прочих в жизнь семей, здесь они легко ассимилируются стараясь забыть об ужасах реальной кавказской жизни. Я работал с кабардинцами, ингушами, аварцами--все получив какое-то образование, бегут, устраиваются здесь на низкооплачиваемые работы, учат упорно язык в случае успеха перетаскивают семьи. Там жить нереально, либо ты проникаешься духом и буквой реконструкторов традиций (цитат а-ля Игорь К. мало, нужно всё выполнять постоянно контролируют), либо бежишь. Т.е там остаются дети чиновников и приближенных к ним.

Konstantin: потом удивляемси - зачем Иван III и сын его Василий и Иван Грозный - уничтожили Новгород. Наверно потому что там процент "москвичей" - был низок.

Konstantin: Еще не время. Вот обживутся. На русских переженятся и по тихоньку по маленьку

Федька: Обилие графити на стенах храмов видимо подразумевает множество особо благочестивых предков изучающих св. Писание.

Konstantin: Но они тоже не на пустом месте организовались. И спорили и писали - до раскола и ереси были - стригольники, те же жидовствующие, антитринитарии всякие и тп.

Федька: Konstantin пишет: Но они тоже не на пустом месте организовались. И что же? Староверы это уже не прежнее дораскольное население Руси. Это уже особая кльтурная группа, которая отстаивая свою правоту осознала обязательную грамотность.

Наталья: Федька пишет: отстаивая свою правоту осознала обязательную грамотность. вот грамотность обязательна! всегда, везде, и всем, особенно, отстаивающим свое.

Konstantin: В этом да, согласен. Можно сказать - этноконфессиональная общность, на пути к отдельному народу была.

Федька: Была да сплыла, вернее растворилась.

Ден: Федька пишет: Была да сплыла, вернее растворилась. кстати, вот мне прикольно когда пишут про 3 рим, про новый израиль, мол русские--народ богоносец, а всего 70 лет совецкой власти напрочь смыли практически все формы и версии православия. Во что выродилось наше староверие все видят, а у никоновцев ведь не лучше--чистое язычество с околохристианской риторикой. Сотни тысяч поясопоклонников, дароцелуйщиков огнепоклонники каждый год устраивают вакханалию вокруг "благодатного огня", канавки и матронушки, встреча кресла иоанна шанхайского... получается на генетическом уровне не закрепилось у нас русских христианство! Есть желающие поспорить? Давайте !

САП: Ден про то и речь, что антихрист царствует...



полная версия страницы